«Грубое» тело состоит из двух оболочек — анатомической (анна-шарира) и эфирной (прана-шарира) — и представляет собой достаточно сложную «биологическую машину». Согласно системе знаний Санкхья основу этой «машины» составляют первоэлементы «земля», «вода», «огонь», «воздух» и «эфир» в определенных сочетаниях.
Всевозможные комбинации «грубых» материальных элементов порождают всё разнообразие форм и видов человека, из 400 000 которых, описанных в Санкхъе, мы будем рассматривать только Homo sapiens и строение его тела.
Анна-шарира буквально переводится как «тело пищи», поскольку существует за счет энергии продуктов питания. Все ткани этого тела синтезируются и поддерживаются благодаря органическим веществам, минеральным солям и микроэлементам, извлекаемым из пищи. Длительный отказ от нее неизбежно приводит к разрушению плотного тела. Анна-шарира является самой «грубой», телесной оболочкой, легко доступной для восприятия нашими органами чувств. Ее устройство и функционирование подробно описаны в современных анатомии, биохимии и физиологии. Древним аюрведическим врачам была также хорошо известна анатомия, что подтверждается уникальными хирургическими операциями на мозге и других жизненно важных органах, которые выполнялись много тысячелетий назад.
Согласно Аюрведе, анна-шарира состоит из семи главных тканей (дхату), которые суть:
раса (жидкостные среды организма, главные из которых — плазма крови и лимфа); раса — буквально «живица», или «сок», — тканевые жидкости, включая хилус, лимфу и плазму крови. Ее вспомогательными тканями являются грудное молоко и менструальная кровь, а отходами — слизь. Ее функция — принана (питание).
ракта (клеточные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, лимфоциты и тромбоциты); её вспомогательные ткани — кровяные сосуды и сухожилия, а ее отходы — желчь. Ее функция — дживана (жизнеспособность).
мамса (мышцы и сухожилия); её вспомогательными тканями являются связки и кожа, а отходами — все то, что скапливается в отверстиях тела: ушная сера, скопления в носовых пазухах, пупочная корпия, смегма и т.п. Ее функция — лепана (похоже на «оштукатуривание» скелета).
меда (жировая ткань); жир в конечностях и торсе. Его вспомогательные ткани — сальники, а отходы — пот. Его функция — снехана (смазывание).
астха (кости, хрящи, зубы, кожа и межуточная ткань); Вспомогательными тканями являются зубы, а отходами — волосы на теле, борода и ногти. Кость обеспечивает телу дхарану (поддержку).
маджа (костный мозг и нервная ткань); красный и желтый костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые целиком заключены в кости. Вспомогательные ткани — волосяной покров головы, а отходами являются слезные выделения. Костный мозг осуществляет пурану («наполнение» костей).
шукра (репродуктивная ткань). шукра — мужская и женская половые жидкости. Ее задачи — гарбхотпатти (воспроизводство) и выработка Оджаса, образующего ауру и контролирующего иммунитет. Эта дхату не имеет никаких вспомогательных тканей и не дает отходов.
Согласно аюрведе утверждается, что каждая следующая дхату формируется из непосредственно ей предшествующей, исключая вспомогательные ткани, которые только питаются, но сами ничего не питают. Грудное молоко и эндометрий, например, предназначены для питания ребенка и не играют никакой роли в питании самой матери. Отходы, вырабатываемые на каждой стадии пищеварения в дхату, используются при диагностике, поскольку излишки отходов указывают на плохое пищеварение на уровне этой дхату.
Большинство из нас готовы согласиться, что проглоченная пища сначала образует хилус, из которого затем получаются красные кровяные клетки, в свою очередь питающие Плоть. На этом, однако, возможности нашего здравого смысла по части понимания дальнейшего исчерпываются. Как Плоть может питать Жир, или Кость — питать Костный мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать новое определение слову «питать».
Каждая из дхату содержит «упакованный» в вещество «внутренний огонь» — агни, необходимый для постоянного процесса обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая дхату создает питание для последующей, и в результате этого метаболизма возникают так называемые «вторичные» продукты.
Каждая удовлетворяет определенную потребность Ахамкары, тем самым давая возможность обратиться к следующей потребности.
При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь; выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и медой образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между медой и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма и удаляемый через кожу. При обмене между астхи и маджой образуются ногти и волосы. При обмене между маджой и шукрой образуются слёзы (поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы).
Эта схема — объяснение того, как Ахамкара облекает себя в тело.
Переваренная пища питает тело и ум и дает силу и поддержку Ахамкаре и ее возлюбленной личности.
Каждая дхату удовлетворяет одно из требований Ахамкары, которые необходимы для ее существования в человеческом теле, и «укрепляет» или «подтверждает» ее самоотождествление с телом. То, насколько хорошо ваша личность приспособлена к вашему телу, определяет силу сопротивления на атакующих извне чуждых созданий, которые ставят под сомнение ваше право на собственный организм.
Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, Ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое соматическое чувство благополучия. Когда же питание дхату недостаточно, Ахамкара чувствует это, и ее неудовлетворенность передается сознанию индивидуума. Пищеварение и усвоение играют важную роль в благополучии человека на всех уровнях.
Анна-шарира буквально переводится как «тело пищи», поскольку существует за счет энергии продуктов питания. Все ткани этого тела синтезируются и поддерживаются благодаря органическим веществам, минеральным солям и микроэлементам, извлекаемым из пищи. Длительный отказ от нее неизбежно приводит к разрушению плотного тела. Анна-шарира является самой «грубой», телесной оболочкой, легко доступной для восприятия нашими органами чувств. Ее устройство и функционирование подробно описаны в современных анатомии, биохимии и физиологии. Древним аюрведическим врачам была также хорошо известна анатомия, что подтверждается уникальными хирургическими операциями на мозге и других жизненно важных органах, которые выполнялись много тысячелетий назад.
Согласно Аюрведе, анна-шарира состоит из семи главных тканей (дхату), которые суть:
раса (жидкостные среды организма, главные из которых — плазма крови и лимфа); раса — буквально «живица», или «сок», — тканевые жидкости, включая хилус, лимфу и плазму крови. Ее вспомогательными тканями являются грудное молоко и менструальная кровь, а отходами — слизь. Ее функция — принана (питание).
ракта (клеточные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, лимфоциты и тромбоциты); её вспомогательные ткани — кровяные сосуды и сухожилия, а ее отходы — желчь. Ее функция — дживана (жизнеспособность).
мамса (мышцы и сухожилия); её вспомогательными тканями являются связки и кожа, а отходами — все то, что скапливается в отверстиях тела: ушная сера, скопления в носовых пазухах, пупочная корпия, смегма и т.п. Ее функция — лепана (похоже на «оштукатуривание» скелета).
меда (жировая ткань); жир в конечностях и торсе. Его вспомогательные ткани — сальники, а отходы — пот. Его функция — снехана (смазывание).
астха (кости, хрящи, зубы, кожа и межуточная ткань); Вспомогательными тканями являются зубы, а отходами — волосы на теле, борода и ногти. Кость обеспечивает телу дхарану (поддержку).
маджа (костный мозг и нервная ткань); красный и желтый костный мозг, а также головной и спинной мозг, которые целиком заключены в кости. Вспомогательные ткани — волосяной покров головы, а отходами являются слезные выделения. Костный мозг осуществляет пурану («наполнение» костей).
шукра (репродуктивная ткань). шукра — мужская и женская половые жидкости. Ее задачи — гарбхотпатти (воспроизводство) и выработка Оджаса, образующего ауру и контролирующего иммунитет. Эта дхату не имеет никаких вспомогательных тканей и не дает отходов.
Согласно аюрведе утверждается, что каждая следующая дхату формируется из непосредственно ей предшествующей, исключая вспомогательные ткани, которые только питаются, но сами ничего не питают. Грудное молоко и эндометрий, например, предназначены для питания ребенка и не играют никакой роли в питании самой матери. Отходы, вырабатываемые на каждой стадии пищеварения в дхату, используются при диагностике, поскольку излишки отходов указывают на плохое пищеварение на уровне этой дхату.
Большинство из нас готовы согласиться, что проглоченная пища сначала образует хилус, из которого затем получаются красные кровяные клетки, в свою очередь питающие Плоть. На этом, однако, возможности нашего здравого смысла по части понимания дальнейшего исчерпываются. Как Плоть может питать Жир, или Кость — питать Костный мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать новое определение слову «питать».
Каждая из дхату содержит «упакованный» в вещество «внутренний огонь» — агни, необходимый для постоянного процесса обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая дхату создает питание для последующей, и в результате этого метаболизма возникают так называемые «вторичные» продукты.
Каждая удовлетворяет определенную потребность Ахамкары, тем самым давая возможность обратиться к следующей потребности.
При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь; выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и медой образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между медой и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма и удаляемый через кожу. При обмене между астхи и маджой образуются ногти и волосы. При обмене между маджой и шукрой образуются слёзы (поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы).
Эта схема — объяснение того, как Ахамкара облекает себя в тело.
Переваренная пища питает тело и ум и дает силу и поддержку Ахамкаре и ее возлюбленной личности.
Каждая дхату удовлетворяет одно из требований Ахамкары, которые необходимы для ее существования в человеческом теле, и «укрепляет» или «подтверждает» ее самоотождествление с телом. То, насколько хорошо ваша личность приспособлена к вашему телу, определяет силу сопротивления на атакующих извне чуждых созданий, которые ставят под сомнение ваше право на собственный организм.
Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, Ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое соматическое чувство благополучия. Когда же питание дхату недостаточно, Ахамкара чувствует это, и ее неудовлетворенность передается сознанию индивидуума. Пищеварение и усвоение играют важную роль в благополучии человека на всех уровнях.
Обсуждения Человеческое тело