Прана — это жизненная энергия, осуществляющая дыхание, насыщение тканей кислородом и обращение воздуха. Она также управляет всеми двигательными и сенсорными функциями. Жизненная праническая сила зажигает главный телесный огонь - теджас.
Природная разумность тела спонтанно проявляется через прану.
Накопление праны происходит в голове, так что прана управляет всей высшей нервной деятельностью. В ее ведении находится работа разума, памяти, мышления и эмоций. Физиологическая работа сердца также подведомственна пране, а от сердца прана поступает в кровь, управляя окислительными процессами во всех дхату и жизненно важных органах.
Прана управляет биологическими функциями двух остальных тонких субстанций — оджаса и теджаса. Во время беременности пупок плода является основным отверстием, через которое прана поступает в матку и к плоду. Эта прана также регулирует обращение оджаса в плоде. Поэтому у всех людей, даже еще не рожденных, расстройство праны может вызвать неуравновешенность оджаса и теджаса, и наоборот.
Мы получаем Прану из атмосферы и из пищи. Дыхание непосредственно пополняет запасы Праны. Прана не в большей степени является кислородом, чем Капха — слизью, а Питта — желчью. Прана — это жизненная сила; кислород же представляет собой одну из переносящих ее субстанций. Пища и вода тоже переносят Прану. В то время как большая часть питательных веществ впитывается в кровь из тонкого кишечника, Прана впитывается из толстой кишки. Современные исследования показывают, что вещества, называемые ненасыщенными жирными кислотами, всасываются в кровь из толстой кишки и могут служить для организма существенным источником энергии. Эти ненасыщенные жирные кислоты, как и кислород, являются носителями Праны. От здоровья наших легких и толстого кишечника зависит, сколько Праны мы можем впитать и, следовательно, насколько бодро мы себя чувствуем.
Когда легкие или толстая кишка расстроены, организм хуже впитывает Прану и в большем объеме вырабатывается Вата. Вата и Прана подобны друг другу — обе тонкие, воздушные, интенсивные, склонные к расширению, но Вата в отличие от Праны не обладает уравновешивающим и питающим свойствами. Если Вата регулярно не выводится из организма, она вызывает болезни. Расстроенная Вата может влиять на любую дхату, но особенно тесно связана с Костью. Здоровье Кости, таким образом, напрямую зависит от здоровья легких и толстой кишки. Поэтому Вималананда советует поддерживать движение тела (костей), кишечника (толстой кишки) и дыхания (легких).
Патологии легких, костей и толстого кишечника часто связаны между собой. Например, у курящих женщин выше потеря кальция из костей вследствие влияния угарного газа на химический состав крови. Сходным образом, приведение в равновесие одного из этих органов может принести пользу остальным. Сухой имбирь, смешанный с тростниковым сахаром-сырцом, облегчает движение мочи и кала и, когда его дают больным с закупоркой верхних дыхательных путей, способен снимать эту закупорку, устраняя застой в толстой кишке. Иногда для снятия приступов астмы назначают лекарственные клизмы.
Увеличенная прана нужна для энтузиазма, созидательности и способности к адаптации, поскольку названные качества необходимы в пути духовного развития. Без них мы располагаем гораздо меньшей энергией и движущей силой, например, для наших занятий йогой.
Функции
Прана — это присущая репродуктивной среде способность к воспроизведению жизни. Она способствует продлению жизни и омоложению организма, а также стимулирует течение праны через нади, обеспечивая сознание более глубокими уровнями энергии.
В эндокринной системе, от праны зависит наше душевное равновесие, способность к адаптации в различных ситуациях, она управляет также процессами роста. Прана доминирует в шишковидных и слизистых железах, которые в первую очередь контролируют процесс как физического, так и интеллектуального роста. Вот почему большинство нарушений роста — когда люди бывают либо слишком высокими, либо слишком низкими — вызваны проблемами с ватой (воздух).
Прана — это долгосрочное активизирование иммунной функции для проецирования и развития жизненной энергии, которая проявляет себя, когда мы имеем дело с хроническими заболеваниями. Она обеспечивает приспособляемость иммунной системы и поддерживает собой процессы долгосрочного лечения.
Она управляет высвобождением и координированием нервных импульсов, которые являются силами праны и ваты. Обеспечивая равновесие и координацию сенсорных импульсов и оказывает доминирующее воздействие на ухо (в том числе на среднее) и на кожу, т.е. на органы чувств, для которых преобладает вата (сфера восприятия — эфир и воздух). Нарушение упорядоченности нервных импульсов приводит к непомерно высокой чувствительности, нервной дрожи и расстройствам нервной системы.
Взаимодействуя с дыханием через пранамайа кошу, прана является основной энергией и движением дыхания, источником и силой, приводящими его в действие. Если прана расстроена — дыхание становится неглубоким и вообще нарушенным.
Созидательность
Прана — это действие созидания; благодаря ей мы привносим в нашу жизнь новое и имеем возможность оставаться в состоянии созидания. Правильная прана поддерживает живость и мобильность нашей созидательности, ее способность к трансформации.
Праническая сила, стоящая за нашим сознанием, позволяет ему быть подвижным и наделяет его способностью реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения, обеспечивая его основной энергией, необходимой для его функционирования.
Она обеспечивает эмоциональную гармонию, уравновешенность, энтузиазм и радость. Подобным же образом прана имеется и в нашем подсознании, что направляет нашу душу в ходе всего процесса инкарнации, создавая и обеспечивая ее энергией в ее различных воплощениях.
Кундалини (внутренний огонь, скрытая энергия духовного развития) возникает и развивается из всех трех сил — праны, теджас и оджас, но прежде всего из теджас.
Кундалини как теджас представляет собой высшую энергию женского начала, или йоги шакти, т.е. силу йоги, необходимую для катализации (интенсификации) проявления всех имеющихся в нас высших эволюционных потенциалов. Противоположность кундалини — это амрит, т.е. в буквальном переводе «нектар», происходящий от теменной чакры и поддерживающий кундалини в ее устремлении вверх. Это чистейшая энергия оджас тонкого тела, полученная и очищенная благодаря духовной практике. Оджас — это высшее мужское начало, или энергия Шивы, которая нисходит в виде Божьей милости на человека в результате его самоотречения во имя Бога как награда за его заботу и защиту по отношению к окружающим.
Объединение теджас (кундалини) и оджас (амрит) создает высшую прану, являющуюся бессмертной жизненной энергией, которую кундалини несет с собой подобно тому, как мать заботится о своем ребенке. Только она одна способна создавать высшие самадхи, необходимые для того, чтобы устранить укоренившиеся в нашем сознании неправильные представления, являющиеся причиной привязки нас к циклу рождения и смерти. Эта бессмертная прана, которую называют божественным дитя, или дитя бессмертия, происходит от высших энергий теджас и оджас, которые она и несет с собой.
Эта высшая прана является силой, или шакти, нашего высшего разума (буддхи), которая дарует нам способность проводить различие между вечным и преходящим, божественным и небожественным. Благодаря ей мы выявляем то, что несет просвещение нашей душе, и отвергаем то, что его не несет. Какой бы медитацией мы ни занимались и какого бы уровня внутреннего видения мы ни достигли, отсутствие этой глубинной энергии в нашем сознании лишает нас возможности удерживать их и закреплять результаты
Накопление праны происходит в голове, так что прана управляет всей высшей нервной деятельностью. В ее ведении находится работа разума, памяти, мышления и эмоций. Физиологическая работа сердца также подведомственна пране, а от сердца прана поступает в кровь, управляя окислительными процессами во всех дхату и жизненно важных органах.
Прана управляет биологическими функциями двух остальных тонких субстанций — оджаса и теджаса. Во время беременности пупок плода является основным отверстием, через которое прана поступает в матку и к плоду. Эта прана также регулирует обращение оджаса в плоде. Поэтому у всех людей, даже еще не рожденных, расстройство праны может вызвать неуравновешенность оджаса и теджаса, и наоборот.
Мы получаем Прану из атмосферы и из пищи. Дыхание непосредственно пополняет запасы Праны. Прана не в большей степени является кислородом, чем Капха — слизью, а Питта — желчью. Прана — это жизненная сила; кислород же представляет собой одну из переносящих ее субстанций. Пища и вода тоже переносят Прану. В то время как большая часть питательных веществ впитывается в кровь из тонкого кишечника, Прана впитывается из толстой кишки. Современные исследования показывают, что вещества, называемые ненасыщенными жирными кислотами, всасываются в кровь из толстой кишки и могут служить для организма существенным источником энергии. Эти ненасыщенные жирные кислоты, как и кислород, являются носителями Праны. От здоровья наших легких и толстого кишечника зависит, сколько Праны мы можем впитать и, следовательно, насколько бодро мы себя чувствуем.
Когда легкие или толстая кишка расстроены, организм хуже впитывает Прану и в большем объеме вырабатывается Вата. Вата и Прана подобны друг другу — обе тонкие, воздушные, интенсивные, склонные к расширению, но Вата в отличие от Праны не обладает уравновешивающим и питающим свойствами. Если Вата регулярно не выводится из организма, она вызывает болезни. Расстроенная Вата может влиять на любую дхату, но особенно тесно связана с Костью. Здоровье Кости, таким образом, напрямую зависит от здоровья легких и толстой кишки. Поэтому Вималананда советует поддерживать движение тела (костей), кишечника (толстой кишки) и дыхания (легких).
Патологии легких, костей и толстого кишечника часто связаны между собой. Например, у курящих женщин выше потеря кальция из костей вследствие влияния угарного газа на химический состав крови. Сходным образом, приведение в равновесие одного из этих органов может принести пользу остальным. Сухой имбирь, смешанный с тростниковым сахаром-сырцом, облегчает движение мочи и кала и, когда его дают больным с закупоркой верхних дыхательных путей, способен снимать эту закупорку, устраняя застой в толстой кишке. Иногда для снятия приступов астмы назначают лекарственные клизмы.
Увеличенная прана нужна для энтузиазма, созидательности и способности к адаптации, поскольку названные качества необходимы в пути духовного развития. Без них мы располагаем гораздо меньшей энергией и движущей силой, например, для наших занятий йогой.
Функции
Прана — это присущая репродуктивной среде способность к воспроизведению жизни. Она способствует продлению жизни и омоложению организма, а также стимулирует течение праны через нади, обеспечивая сознание более глубокими уровнями энергии.
В эндокринной системе, от праны зависит наше душевное равновесие, способность к адаптации в различных ситуациях, она управляет также процессами роста. Прана доминирует в шишковидных и слизистых железах, которые в первую очередь контролируют процесс как физического, так и интеллектуального роста. Вот почему большинство нарушений роста — когда люди бывают либо слишком высокими, либо слишком низкими — вызваны проблемами с ватой (воздух).
Прана — это долгосрочное активизирование иммунной функции для проецирования и развития жизненной энергии, которая проявляет себя, когда мы имеем дело с хроническими заболеваниями. Она обеспечивает приспособляемость иммунной системы и поддерживает собой процессы долгосрочного лечения.
Она управляет высвобождением и координированием нервных импульсов, которые являются силами праны и ваты. Обеспечивая равновесие и координацию сенсорных импульсов и оказывает доминирующее воздействие на ухо (в том числе на среднее) и на кожу, т.е. на органы чувств, для которых преобладает вата (сфера восприятия — эфир и воздух). Нарушение упорядоченности нервных импульсов приводит к непомерно высокой чувствительности, нервной дрожи и расстройствам нервной системы.
Взаимодействуя с дыханием через пранамайа кошу, прана является основной энергией и движением дыхания, источником и силой, приводящими его в действие. Если прана расстроена — дыхание становится неглубоким и вообще нарушенным.
Созидательность
Прана — это действие созидания; благодаря ей мы привносим в нашу жизнь новое и имеем возможность оставаться в состоянии созидания. Правильная прана поддерживает живость и мобильность нашей созидательности, ее способность к трансформации.
Праническая сила, стоящая за нашим сознанием, позволяет ему быть подвижным и наделяет его способностью реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения, обеспечивая его основной энергией, необходимой для его функционирования.
Она обеспечивает эмоциональную гармонию, уравновешенность, энтузиазм и радость. Подобным же образом прана имеется и в нашем подсознании, что направляет нашу душу в ходе всего процесса инкарнации, создавая и обеспечивая ее энергией в ее различных воплощениях.
Кундалини (внутренний огонь, скрытая энергия духовного развития) возникает и развивается из всех трех сил — праны, теджас и оджас, но прежде всего из теджас.
Кундалини как теджас представляет собой высшую энергию женского начала, или йоги шакти, т.е. силу йоги, необходимую для катализации (интенсификации) проявления всех имеющихся в нас высших эволюционных потенциалов. Противоположность кундалини — это амрит, т.е. в буквальном переводе «нектар», происходящий от теменной чакры и поддерживающий кундалини в ее устремлении вверх. Это чистейшая энергия оджас тонкого тела, полученная и очищенная благодаря духовной практике. Оджас — это высшее мужское начало, или энергия Шивы, которая нисходит в виде Божьей милости на человека в результате его самоотречения во имя Бога как награда за его заботу и защиту по отношению к окружающим.
Объединение теджас (кундалини) и оджас (амрит) создает высшую прану, являющуюся бессмертной жизненной энергией, которую кундалини несет с собой подобно тому, как мать заботится о своем ребенке. Только она одна способна создавать высшие самадхи, необходимые для того, чтобы устранить укоренившиеся в нашем сознании неправильные представления, являющиеся причиной привязки нас к циклу рождения и смерти. Эта бессмертная прана, которую называют божественным дитя, или дитя бессмертия, происходит от высших энергий теджас и оджас, которые она и несет с собой.
Эта высшая прана является силой, или шакти, нашего высшего разума (буддхи), которая дарует нам способность проводить различие между вечным и преходящим, божественным и небожественным. Благодаря ей мы выявляем то, что несет просвещение нашей душе, и отвергаем то, что его не несет. Какой бы медитацией мы ни занимались и какого бы уровня внутреннего видения мы ни достигли, отсутствие этой глубинной энергии в нашем сознании лишает нас возможности удерживать их и закреплять результаты
Обсуждения Жизненная энергия