Первая заповедь по Рамбаму: Запрещено не знать.
«Первая заповедь повелевает знать, что где-то (место указать невозможно) есть Вс-сильный, как сказано: «Я Б-г Вс-сильный твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей...
«Первая заповедь повелевает знать, что где-то (место указать невозможно) есть Вс-сильный, как сказано: «Я Б-г Вс-сильный твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей...
«Первая заповедь повелевает знать, что где-то (место указать невозможно) есть Вс-сильный, как сказано: «Я Б-г Вс-сильный твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей.
Если бы он сказал «первая заповедь – верить…», то пришел бы к следующему логическому протворечию: «Для неверующего понятие «заповедь» не существует. И, следовательно, нет никакой возможности кому-то приказать верить. Человек, развиваясь и постигая мир, свободен в своем выборе: один решит, что Б-г есть, а другой придет к выводу, что Его нет (хас вэхалила)».
Однако такая посылка противоречит общей позиции Торы, которая рассматривает неверие как отрицательное свойство. Даже если человек не сам пришел к ложным представлениям о мире, а они были привиты ему с детства, ожидается, что он вернется на путь истинный. Мудрецы Талмуда в трактате Шабат (7) разошлись во мнениях, какую личную ответственность он несет за свое неверие, но, вне всякого сомнения, аттеист (и уж тем более идолопоклонник) не чист перед Б-гом и не выйдет сухим из воды.
Рамбам, безусловно, знал об этом противоречии и сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал «…прежде всего нам заповедано верить», а сказал: «Первая заповедь – знать».
Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или не хочет знать, что ты будешь с ним делать?» Ответ заключается в том, что заповедь «знать» понимается как запрет отрицать очевидное. Существование Б-га неоспоримо и отрицать его запрещено. И поэтому, только признав, что окружающий мир не оставляет выбора, а приводит к однозначному выводу: «Б-г есть», можно говорить о праведниках и злодеях, о награде и наказании, о любви к праотцам еврейского народа, обретшим и хранившим веру в древнем мире, о будущем суде над всеми нациями, погрязшими в идолопоклонстве. Иначе (если предположить, что окружающий мир позволяет сделать разные выводы), не с кого спросить и не за что спрашивать: каждый волен думать как хочет, строить свои теории и воплощать их в жизнь.
Пророк Хавакук сказал: «Праведник верой своей жив», а не «Каждый человек верой своей жив». (Атеисты, стараясь доказать, что сама Тора толлеранта и допускает свободу мнений, часто искажают эту цитату и вместо цадик бе эмунато эхъйе («праведник верой своей жив») говорят иш беэмунато эхъйе («Каждый человек верой своей жив»). Тора не принимает оправданий типа «А меня так воспитали», «А мне с детства привили представления о многих богах и силах, управляющих миром». Если бы Хавакук сказал «Каждый человек верой своей жив», то нам бы оставалось только разводить руками и говорить: «Ну, конечно, все хорошие, а за их заблуждения не с кого спрашивать», «Неверные теории о мире, удаляющие человека от Б- га, приводят к распространению убийств и разврата, но что же поделать – ведь люди свободны в своих мнениях».
Однако наш праотец Авраам доказал своей жизнью, что мы несем ответственность за свои ложные представления о мире, сформированные самостоятельно или под влиянием окружающей среды. Он наиболее полно из всех когда-либо живших людей исполнил первую заповедь из списка 613 заповедей Рамбама: «Нельзя обманывать самого себя, отрицая что Б-г есть и Он один».
Если бы он сказал «первая заповедь – верить…», то пришел бы к следующему логическому протворечию: «Для неверующего понятие «заповедь» не существует. И, следовательно, нет никакой возможности кому-то приказать верить. Человек, развиваясь и постигая мир, свободен в своем выборе: один решит, что Б-г есть, а другой придет к выводу, что Его нет (хас вэхалила)».
Однако такая посылка противоречит общей позиции Торы, которая рассматривает неверие как отрицательное свойство. Даже если человек не сам пришел к ложным представлениям о мире, а они были привиты ему с детства, ожидается, что он вернется на путь истинный. Мудрецы Талмуда в трактате Шабат (7) разошлись во мнениях, какую личную ответственность он несет за свое неверие, но, вне всякого сомнения, аттеист (и уж тем более идолопоклонник) не чист перед Б-гом и не выйдет сухим из воды.
Рамбам, безусловно, знал об этом противоречии и сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал «…прежде всего нам заповедано верить», а сказал: «Первая заповедь – знать».
Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или не хочет знать, что ты будешь с ним делать?» Ответ заключается в том, что заповедь «знать» понимается как запрет отрицать очевидное. Существование Б-га неоспоримо и отрицать его запрещено. И поэтому, только признав, что окружающий мир не оставляет выбора, а приводит к однозначному выводу: «Б-г есть», можно говорить о праведниках и злодеях, о награде и наказании, о любви к праотцам еврейского народа, обретшим и хранившим веру в древнем мире, о будущем суде над всеми нациями, погрязшими в идолопоклонстве. Иначе (если предположить, что окружающий мир позволяет сделать разные выводы), не с кого спросить и не за что спрашивать: каждый волен думать как хочет, строить свои теории и воплощать их в жизнь.
Пророк Хавакук сказал: «Праведник верой своей жив», а не «Каждый человек верой своей жив». (Атеисты, стараясь доказать, что сама Тора толлеранта и допускает свободу мнений, часто искажают эту цитату и вместо цадик бе эмунато эхъйе («праведник верой своей жив») говорят иш беэмунато эхъйе («Каждый человек верой своей жив»). Тора не принимает оправданий типа «А меня так воспитали», «А мне с детства привили представления о многих богах и силах, управляющих миром». Если бы Хавакук сказал «Каждый человек верой своей жив», то нам бы оставалось только разводить руками и говорить: «Ну, конечно, все хорошие, а за их заблуждения не с кого спрашивать», «Неверные теории о мире, удаляющие человека от Б- га, приводят к распространению убийств и разврата, но что же поделать – ведь люди свободны в своих мнениях».
Однако наш праотец Авраам доказал своей жизнью, что мы несем ответственность за свои ложные представления о мире, сформированные самостоятельно или под влиянием окружающей среды. Он наиболее полно из всех когда-либо живших людей исполнил первую заповедь из списка 613 заповедей Рамбама: «Нельзя обманывать самого себя, отрицая что Б-г есть и Он один».
Обсуждения Первая заповедь