Дзен Буддизм Ордена Тьеп Хьен

Четырнадцать заповедей Ордена Тьеп Хьен являются уникальным выражением традиционной буддистской морали, данным в соответствии с современной проблематикой. Эти заповеди были выработаны не оторванными от жизни монахами, пытающимися отреставрировать традиционные буддистские заповеди.
Дзен Буддизм Ордена Тьеп Хьен
Скорее они были выкованы в горниле войны и опустошения, которые стали повседневной реальностью для множества жителей Юго-Восточной Азии в течении последних нескольких десятилетий.

Отвечая на разгул ненависти, нетерпимости и жестокости, группа буддистов, глубоко изучавших буддистскую философию и медитацию, основала Орден, призванный стать инструментом для внедрения в жизнь их видения истинной сути буддизма. Включая в себя монахов и монахинь, мирян и мирянок, Орден Тьеп Хьен никогда не был многочисленным, и тем не менее его влияние и воздействие глубоко ощущались в его родной стране. Будучи высоко заинтересованными и пользуясь глубокой поддержкой, члены Ордена и его сторонники организовывали антивоенные демонстрации, печатали листовки и книги, проводили социальные благотворительные мероприятия, организовывали подполье для партизан и повстанцев, а так же заботились о страдальцах и невинных жертвах войны.

Во время войны многие члены и сторонники Ордена погибли, кто-то пожертвовав собой, кто-то – будучи хладнокровно убит, а кто-то пав случайной жертвой. Сейчас невозможно сказать, существуют ли до сих пор какие-либо остатки Ордена в Азии, поскольку большая часть членов Ордена эмигрировали на Запад. Как бы там ни было, эти Четырнадцать Заповедей, которые они декламировали вслух каждую неделю в годы войны, политических репрессий и огромных страданий, разрушивших их знакомый и родной мир, сейчас представлены нашему вниманию.

Существуя во времена, когда народ и страна были разрушены во имя всевозможных противоречивых «измов», Орден остро понимал необходимость для всех людей реализовать общность их опыта и отказаться от тех точек зрения, которые устанавливают один единственно верный путь и одну единственную истину. Вот почему первые три Заповеди Ордена решительно отвергают фанатизм и политическую или религиозную нетерпимость. Даже буддизм, говорится в них, это не более чем инструмент для реализации Истины, а не сама Истина.

Четвёртая заповедь приводит к сути буддистского сострадания и тем самым бросает вызов всем практикующим. Достаточно ли практиковать формальную Дхарму, думая, что когда-то в будущем мы будем способны помочь всем живым существам? Или, напротив, может ли наше сострадательное участие уменьшить страдания этих существ уже сейчас? Очевидно, эта заповедь подразумевает, что созерцательное размышление о страданиях живых существ не достаточно и что лотос может расти только будучи посаженным глубоко в грязь. Я помню один разговор с вьетнамским монахом о Гуань-Инь, Бодхисаттве Сострадания. Он заметил, что люди ошибочно думают, что существует единственный способ её почитания – класть поклоны перед её изображением и молиться. Подняв свои ладони и посмотрев прямо мне в глаза, он сказал: «Вот лучший способ почитания, который человек может оказать Гуань-Инь».

Пятая заповедь гласит, что правильный способ зарабатывания средств к существованию это нечто большее, чем простое избегание запрещённых профессий и, кроме того, что то, как мы тратим своё время, энергию и ресурсы это настолько же моральная, насколько и практическая проблема. Шестая заповедь подобна традиционной буддистской заповеди, касающейся гнева, за исключением того, что она призывает нас воспользоваться определённым противоядием как только гнев возникает. Эта заповедь говорит о том, что социальные последствия гнева очень глубоки и далеко идущи. Седьмая заповедь рассматривает вопрос о том, каким образом человек, практикующий буддизм может продолжать свою практику в самой сердцевине повседневной деятельности. Ответ традиционный – практиковать осознанность, бдительность и регулировать дыхание. Это позволяет сделать вывод, что внутренняя практика социально активного человека не отличается от практики отшельника, хотя их внешние условия могут контрастировать.

Восьмая и девятая заповеди обращаются прямо к ситуации в Юго-Восточной Азии. Брат идёт на брата; партии куплены политиками; социальная и религиозная разобщённость; разногласия в Сангхе; шпионы везде. Эти две заповеди предлагают модель Правильной Речи и Правильных Поступков, поскольку никогда не пребудет необходимость в честных высказываниях о социальной несправедливости и неравноправии, во имя всеобъемлющего, неразобщённого взгляда на Дхарму и взаимосвязанности всего живого.

Двенадцатая заповедь переформулирует традиционную буддистскую заповедь против убийства, предписывая не только не убивать живых существ, но и защищать их. Тринадцатая заповедь о «не укради» идёт дальше и, например, ставит в прямую зависимость полные полки в магазинах в одних странах и пустые – в других. А так же касается делания денег на человеческих страданиях. Интересно, что последняя заповедь имеет дело с сексуальностью, что стало особенно актуально с тех пор, как членами Ордена стали представители обоих полов. Эта заповедь говорит, что уважение к жизни и обет прекратить страдания имеет глубокие последствия и на самые интимные стороны жизни каждого конкретного человека, и на политическую и социальную жизнь.

В заключении можно сказать, что суть этих четырнадцати заповедей – громкий призыв к Пустоте и Не-эгоизму в действиях. Каждая заповедь пронизана пониманием, что концепции, мысли и действия по природе своей непостоянны и не имеют собственной иллюзорны (бессубстанциональны). Каждая заповедь предписывает ту или иную форму моральных действий, основанных на неразделяющем и непрерывно-бодрствующем состоянии сострадания. Если мы не цепляемся за картину самих себя, мы приглашены участвовать в жизни мира, мы ясно видим природу страдания с непоколебимой решимостью следовать обету освобождения всех живых существ.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Дзен Буддизм Ордена Тьеп Хьен

Буддийский орден Тьеп Хьен

Орден Тьеп Хьен был основан во Вьетнаме в начале 1964 года. Слова «Тьеп» и «Хьен...
Религия

Рыцарские ордена

Мы говорим о рыцарстве, когда хотим выразить духовный идеал служения. С...
Религия

Дзен буддизм

Чжиен-юань, мастер, сидел за бумажной ширмой. Монах вошел для сандзэна, поднял...
Религия

Дзен буддизм

В наше время западный буддизм привычная вещь. Нисколько не поражаешься, увидев...
Религия

Японский Дзен Буддизм

Слово "дзен" происходит от санскритского "дхьяна". Культурный обмен между...
Религия

Сознание Дзен, сознание начинающего

Обычно, когда человек привержен определённой религии, его позиция начинает всё...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Женственность глазами мужчин
Как развить свою интуицию