Должностные лица женскаго монастыря

«Мы избрали для себя, — говорит преп.Феодор, основатель Студийского монастыря в Византии (VIII в.), — не воинское звание, не гражданский чин; мы избрали гораздо большее и несоизмеримо более совершенное, чем все это, — служение небесное или, выражаясь точнее, истинное и непреходящее, заключающееся не в словах, а в самом деле».

«Истинное монашество по самой своей сущности заключается не в черных ризах, постах, долгих молитвах, не в умерщвлении только плоти и исключительных заботах о своем личном спасении, а единственно в исполнении самим делом заповедей Христовых, в деятельном, непрестанном проявлении к нашим ближним любви, правды, милости, без которых ни одному человеку не возможно спастись».


Должностные лица монастыря

Настоятельница
1. Настоятельница назначается правящим Архиереем и утверждается в этой должности Священным Синодом.

2. Имя Настоятельницы по монастырской традиции возносится за всеми Богослужениями.

3. Она ведет все монастырское дело, в связи с чем должна хорошо знать все нужды обители, дабы иметь постоянное попечение о всем.

4. Настоятельница правомочна: заключать и подписывать договора, распоряжаться денежными средствами и материально-имущественными ценностями монастыря, разрабатывать правила внутреннего распорядка, пользоваться печатью монастыря и хранить ее у себя, выдавать доверенности.

5. Настоятельница по некотором испытании зачисляет в число сестер вновь поступивших послушниц и отчисляет тех, кто оказывается неспособным к жительству в монастыре, доводя свои распоряжения до сведения правящего Архиерея.

6. На обязанности Настоятельницы лежит всемерное поддержание в монастыре высокой духовной дисциплины и доброго порядка; забота о духовном делании, и совершенствовании инокинь; наблюдение за благолепием и уставностью богослужения в монастырских храмах; попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и других монастырских постройках.

7. Настоятельница в качестве лица официального и ответственного за свою обитель, принимает разных посетителей: богомольцев, иностранных и отечественных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений, руководствуясь в сем добрыми намерениями и собственным благорассуждением, что будет служить ко благу и пользе ее монастыря.

8. Основной заботой Настоятельницы является попечение о духовном состоянии своего сестричества, их прилежании к молитве, к богослужению монастыря, их усердии в послушании и, особенно, в стремлении к чистоте и святости жизни. Настоятельница постоянно держит связь с духовниками монастыря и наблюдает, как часто сестры приступают к Таинству Исповеди и Причащения.

9. Настоятельница, воспитывая волю инокинь, насаждая в них смирение, проверяет исполнение послушаний, возложенных на каждого из членов обители, и в случае необходимости делает замечания, а та и строгие выговоры, вплоть до епитимий, в целях вразумления и исправления согрешающей сестры, добиваясь от нее признания и покаяния в соделанных ошибках. По словам св. Василия Великого, инокини должны открывать Настоятельнице даже сокровенные тайны сердца. В общежительном монастыре всё происходящее должно доводиться до ее сведения, чтобы, с одной стороны, сообщить всему внутреннему управлению характер единства, а с другой - чтобы освободить должностных лиц от греха самочиния, тяготящего совесть послушницы и производящего смущение в сестричестве. Настоятельница непосредственно следит за правильностью действий должностных лиц, часто посещает места общих послушаний.

10. В случае отлучки, болезни или смерти Настоятельницы во временное отправление ее обязанностей вступает казначея монастыря. В исключительных случаях заместителем Настоятельницы монастыря может быть иное лицо из состава Духовного собора монастыря.

11. Все должностные лица монастыря, кроме казначеи, назначаются Настоятельницей письменным распоряжением по монастырю.

Казначея
1. Казначея назначается Указом правящего Архиерея по представлению Настоятельницы. Казначея в своей деятельности находится в непосредственном подчинении Настоятельницы.

2. На обязанности казначеи лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходом монастырской казны и ведение приходно-расходных книг, с соблюдением правил отчетности. Эти книги ежемесячно представляются для ознакомления Настоятельнице. Составляет ежегодный отчет Настоятельнице для представления правящему Архиерею.

3. Казначея также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей монастыря.

4. Казначея ведет архив важнейших монастырских документов как хозяйственных, так и финансовых.

5. Казначея следит за состоянием и хранением описей монастырского имущества и ценностей, поступающих в монастырь.

6. С благословения Настоятельницы казначея выдает авансовые деньги эконому и другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета. На казначее лежит забота о повседневных нуждах сестер.

7. В последних числах месяца казначея в присутствии троих лиц из старших сестер вскрывает церковные кружки, считает деньги и общую сумму заносит в кассовую книгу.

8. Ключи от монастырских кружек хранятся в казначействе. Казначее подотчетны свечница, бухгалтер, кассир, библиотекарша.

Благочинная
1. На обязанности благочинной лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением сестер монастыря, за дисциплиной и отношением их к своим послушаниям, как в храме, так и по монастырю. Она следит за тем, чтобы в назначенное время все добросовестно занимались работой.

2. Благочинная следит, чтобы в храме во время богослужения соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Для сего назначает инокинь, обеспечивающих дисциплину в храме. Контролирует исправное прочитывание на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных прихожанами записок и поминаний.

3. В случае нарушений дисциплины кем-либо из сестер благочинная делает наставление, вразумляя ее сестринским словом.

4. Благочинная имеет право на вход в келий сестер, чтобы знать их бытовые нужды, а также следить за порядком и чистотой в них.

5. В целях сохранения монастырской дисциплины благочинная должна заботиться о том, чтобы в келиях обители не находились посторонние лица — даже близкие родственники, свидание с которыми можно допустить только в специально отведенной для сей цели приемной комнате, и то с разрешения Настоятельницы. Следит, чтобы сестры без нужды не посещали лиц, разместившихся в гостиничных кельях.

6. Монастырских гостей благочинная размешает в гостиных комнатах и заботится о них. Обязывает трудников и паломников подчиняться монастырским правилам и распорядку.

7. В подчинении благочинной находятся привратники, дворники, церковные сторожа, звонари.

8. Благочинная может иметь помощницу, которая в его отсутствие выполняет те же функции.

9. 0 всех нарушениях дисциплины среди сестер благочинная докладывает Настоятельнице. Она ежедневно доводит до сведения Настоятельницы, как сестры провели день, не было ли уклонений от послушаний или отступлений от правил иноческой жизни.

10. Благочинная отвечает за неукоснительное соблюдение сестрами обители распорядка дня монастыря. Через чередных священнослужителей удовлетворяет духовные нужды (требы) прихожан и паломников.

Ризничая
1. Ризничая находится в непосредственном ведении благочиной. На обязанности ризничей лежит заведование церковной утварью, облачением и всем храмовым имуществом, а также их бережное хранение и использование по прямому назначению.

2. Ризничая ведет опись всего церковного имущества и всех ризничных вещей, особенно вновь поступивших, с установлением инвентарного номера, указанием источника поступления, века, цены. По возможности в опись заносят историю особенно ценных реликвий храма, икон, мощей. Ценности ризницы следует хранить в безопасном месте. Без благословения Настоятельницы описи никому не выдавать. Периодически представлять их для знакомства Настоятельнице монастыря.

3. Ключи от ризницы и храмов ризничая должна хранить у себя.

4. Ризничая по указанию благочинной выдает облачение для священнослужения и другие предметы ризницы, следит за тем, чтобы вещи, требующие починки или стирки; своевременно исправлялись и стирались, а церковная утварь регулярно чистилась и протиралась.

5. Ризничая может иметь в своем распоряжении одного или даже двух помощниц, если в том есть необходимость. Ей подчиняются экклисиарша, портные монастырской пошивочной, просфорницы.

6. Ризничая, с благословения Настоятельницы, может приобретать необходимую утварь, с последующим отчетом перед казначеей.

Эконом
1. Эконом находится в непосредственном ведении Настоятельницы. На обязанности эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной и строительной частью монастыря, снабжение нужными материалами.

2. Особо печется о храмах и часовнях, как первых святынях монастыря. Забота эконома распространяется на сестринские корпуса, а также на все подсобные помещения.

3. В распоряжении эконома находятся как инокини, занимающиеся монастырскими хозяйственными трудами, так и наемные рабочие, которых эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода работ, согласуя свои рабочие планы с Настоятельницей, с ее благословением. В подчинении эконома находятся: келарша, рухлядная, заведующие мастерскими, трапезница, повар, закупщик. Контролирует использование монастырского транспорта.

4. Распределение времени работающих сестер зависит от усмотрения Настоятельницы или благочинной, а эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все работали.

5. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения эконома, которая назначает необходимые работы и следит за качеством их исполнения.

6. Если в монастырском хозяйстве эконом находит нужным и полезным осуществлять какие-либо улучшения, то ей предоставляется право изложить свои соображения Настоятельнице, и после одобрения и благословения она может приступить к осуществлению своих планов.

7. На экономе лежит особое монастырское послушание — вести работы по строительству и хозяйству с минимальными затратами, оберегая монастырскую казну, тщательно охраняя и расходуя хоз. материалы.

8. Эконом при желании и необходимости может иметь помощницу.

9. Эконом получает право от монастыря держать связь в деловых вопросах с государственными ведомствами.

10. Работы в монастырском хозяйстве начинаются и оканчиваются по-церковному — молитвой.

Келарша
1. Келарша находится в непосредственном ведении эконома. Обязанности келарши заключаются в приобретении необходимых продуктов питания, а также наблюдения за их сохранностью.

2. Под наблюдением келарши находится монастырская кухня, склады с продовольствием, просфорня и трапезная, в коих должна соблюдаться чистота и опрятность.

3. Келарша наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу.

4. Без особого благословения Настоятельницы келарша не должна отпускать пищу в монашеские келий.

5. Келарша совместно с экономом заботится о своевременной заготовке овощей и фруктов на зимний период.

6. Келарше подчиняются следующие лица: трапезница, повар, и все кухонные работницы.

7. В случае отсутствия келарши его во всем замещает его помощница трапезница.

Рухлядная
1. Рухлядная находится в непосредственном ведении эконома. Рухлядная наблюдает за приобретением и изготовлением обуви или одежды для сестер, а также за их починкой. В своих сношениях с сестрами рухлядной подобает быть беспристрастной и внимательной, ибо часто случается, что иная по скромности своей не спросит, а нуждается в вещах, иная же требует без нужды излишнего.

2. Вновь поступающим, вместо подрясника, который надлежит выдавать лишь по истечении некоторого времени, следует выдавать особую черную одежду.

3. Что касается материала, из которого должно шить сестрам одежды, то материю следует покупать простую, более отличающуюся прочностью, чем изысканностью, и не цветную, но черную или серую (на подрясники), ибо щегольство в одежде неприлично иноческому смирению.

Уставщица
1. Уставщица находится в непосредственном ведении благочинной. Обязанности уставщицы заключаются в неукоснительном наблюдении за чином всех церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с Типиконом и местными монастырскими обычаями.

2. Уставщица следит за суточными чтецами, за правильным и уставным отправлением ими часов, тропарей, кондаков, кафизм и иных чтений, кои должны исполняться без ошибок, благоговейно, отчетливо и традиционно.

3. Новоначальных и малознающих чтецов уставщице следует обучать правильному церковному чтению.

4. Уставщица должна следить за состоянием церковно-богослужебных книг, а пришедшие в негодность своевременно реставрировать или, с благословения Настоятельницы, уничтожать, если таковые не поддаются ремонту.

5. В послушании уставщицы находятся: регентша, чредные чтецы и певцы.

6. Уставщица может иметь помощницу, коей должна передавать свои познания и опыт.

Регентша
1. Обязанности регентши состоят в управлении монастырским хором и в установлении образцового порядка на клиросе.

2. Хор должен петь стройно и молитвенно, чтобы пение трогало, умиляло и приносило духовную пользу всем молящимся.

3. Ни регентша, ни певчие не должны допускать на клиросе шуток, смеха, ссор, празднословия и шума.

4. Регент поручает канонарху заблаговременно просмотреть тексты стихир, чтобы он мог канонаршить внятно и отчетливо, делая смысловые остановки между фразами.

5. Регентша обязана систематически организовывать спевки хора, в которых должны принимать участие все певчие.

6. Регентша подчиняется уставщице и с ней согласовывает все богослужения.

7. Перечень песнопений представляет Настоятельнице на утверждение.

Экклесиарша
1. На обязанности экклесиарши лежит наблюдение за прислуживанием в Алтаре и храме Алтарниц, за чистотою и опрятностью храма, за своевременным производством благовеста к церковным службам, за освещением алтаря и храма, а также за благоговейным совершением крестных ходов и иных богослужебных процессий (погребение скончавшихся, освящение воды, куличей, фруктов).

2. Экклесиарша подчиняется ризничей. Экклесиарше подчиняются Алтарницы.

Алтарница
1. Обязанности алтарницы требуют весьма внимательного к себе отношения, так как послушание это сопряжено с присутствием ее в алтаре близ святого Престола и Жертвенника, при которых недопустимы праздные разговоры, смех, шутки и все непристойное этому святому месту. Алтарница должна заблаговременно прийти в алтарь, чтобы приготовить все необходимое для службы.

2. На алтарнице лежит обязанность прислуживать за богослужением, возжигать светильники и кадило, приготовлять просфоры, вино, воду, теплоту и иные вещи, относящиеся к богослужению.

3. На алтарнице лежит обязанность смотреть за чистотой в алтаре и храме; чистить кадило, подсвечники, снимать пыль и паутину с окон, икон, смотреть за коврами, воду с умывальника выливать в специально отведенное и устроенное место, проветривать и подметать алтарь. Она следит за освещением алтарей и храмов.

4. На обязанности алтарницы лежит постоянный контроль за исправным прочитыванием на Литургии, молебнах и панихидах синодиков и поданных мирянами записок и поминаний.

5. По окончании богослужения алтарница тщательно проверяет алтарь на предмет пожарной безопасности. Обычно боковые двери алтаря отпирает и запирает сама алтарница.

Свечница
1. На обязанности свечницы лежит прием пожертвований, поминовений, а также и других поступлений, каковые она должен сдавать казначее.

Звонарша
1. Звонарша в положенное время производит благовест к богослужению.

2. Благовест или трезвон производится в соответствии с уставом и обычаем данного монастыря. Характер звонов должен отвечать установившимся традициям.

3. Звонарша не должна допускать посторонних лиц на колокольню без особого распоряжения и надобности.

4. Звонарша следит за состоянием всей звонницы.

Письмоводительница
1. На обязанности письмоводительницы лежит ведение всего канцелярского делопроизводства монастыря.

2. Все письменные дела монастыря, в том числе и архивные, должны всегда находиться в полном порядке и быть надлежащим образом зарегистрированы.

3. Переписка монастыря с разными организациями и частными лицами должна вестись аккуратно и не задерживаться.

4. Письмоводительница принимает монастырскую корреспонденцию и представляет ее Настоятельнице. Она же занимается вопросами почтовых переводов, посылок и оформляет их надлежащим образом.

5. Письмоводительница может иметь помощницу, которая сдает на почте и принимает там всю монастырскую корреспонденцию.

6. Письмоводительница подчиняется Настоятельнице или казначее и руководствуется их указаниями.

Библиотекарша
1. На обязанности библиотекарши лежит заведование монастырской библиотекой, приобретение необходимых книг, а также других изданий, составление каталога и картотеки.

2. Библиотекарша выдает книги насельницам обители, ведя учет, кому и что выдано. Передавать другому лицу взятую из библиотеки книгу не разрешается. От уходящих из монастыря библиотекарша обязана требовать возвращения взятых книг.

3. Должность библиотекарши требует человека опытного в духовном делании, который производил бы выдачу книг, сообразуясь с развитием и духовной подготовкой каждого, желающего взять книгу.

4. Библиотекарша поврежденные книги своевременно отдает в реставрацию. Наблюдает за книгохранилищем, следит за внутренним режимом в нем и особенно за пожарной безопасностью.

Просфорница
1. Просфорница находится в непосредственном ведении благочинной. Просфорница отвечает за качество и своевременность изготовления просфор, особенно богослужебных.

2. Просфора выпекается из чистой, свежей пшеничной муки высшего сорта.

3. Сама просфорница должна жить в чистоте и благоговении, пребывая в молитве, наипаче же во время работы в просфорне, где недопустимы посторонние разговоры, смех, шутки, так как выпекается святой хлеб для Таинства Божественной Евхаристии.

4. Просфорница получает муку и все необходимое у келарши.

5. Помещение просфорни содержит в надлежащей чистоте и порядке. О необходимости ремонтных работ в просфорне докладывает эконому.

Трапезница
1. Трапезница находится в непосредственном ведении эконома. Трапезница наблюдает за своевременным и качественным приготовлением пищи для сестер в поварской и смотрит за порядком во время трапезы.

2. Во время принятия пищи в трапезной обычно читается житие святых, пролог или что-нибудь из сочинений святых отцов. Этой духовной книгой трапезница обеспечивает назначенного чтеца и хранит ее.

3. Трапезница каждый день (или однажды на всю неделю) испрашивает благословение у Настоятельницы, какую и в каком количестве готовить пищу.

4. По окончании общей трапезы, во вторую очередь, вкушает трапезница, чтец и те из сестер, которые, находясь в неотложных послушаниях, не попали в первую очередь. После второй трапезы трапезница никому пищу не отпускает, разве по особому указанию" Настоятельницы.

5. Трапезница наблюдает за тем, чтобы в трапезной всегда соблюдалась чистота помещения, столов и посуды.

6. Накрывает столы к установленным часам питания сестер и затем убирает посуду.

Больничная
1. Обязанности больничной состоят в уходе и присмотре за находящимися на лечении в изоляторе монастыря.

2. Больничная должна быть мягкой, терпеливой, сострадательной и заботливой к больным.

3. Больничная обеспечивает больных пищей, питием и лекарствами в положенное для сего время.

Гостиничная
1. Гостиничная подчиняется благочинной. Обслуживает приезжающих в монастырь с обязательным ведением гостевого журнала по заведенному образцу, согласно установленному порядку.

2. Знакомит всех временно проживающих под расписку в гостевом журнале со следующими требованиями: а/ подчиняться требованиям распорядка дня монастыря; б/ выполнять послушания, полученные через гостиничного; в/ не посещать келий сестер монастыря; г/ в случае нарушения дисциплины покинуть монастырь по первому требованию.

3. Не принимать для проживания без благословения Настоятельницы или благочинной.

Зав. мастерскими
1. На обязанности заведующей какой-либо мастерской лежит надзор за работами, в ней производящимися, а также за сестрами и порядком в мастерской.

2. О нарушениях в работе или злоупотреблениях должно докладывать Настоятельнице.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Должностные лица женскаго монастыря

  • Условия удаления из монастыря:

    1. Инокини, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, своей неисправностью кладя пятно на святую обитель и пороча Святую Церковь, после неоднократных увещеваний и дисциплинарных взысканий могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.

    2. Увольнение из монастыря послушниц производится распоряжением Настоятельницы, которое доводится до сведения правящего Архиерея, а инокинь и монахинь распоряжением правящего Архиерея. Добровольно оставляющие монастырь подают об этом письменное заявление Настоятельнице. Они обязуются не носить монашескую одежду.

    3. Инокиня, уволенная из монастыря, должна в кратчайший срок, указанный Настоятельницей, сдать благочинной келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарше взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.

    4. Если какая-либо монахиня, удаленная из монастыря или добровольно оставившая его, потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих.

    5. От удаленных или самовольно ушедших из монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменное обещание впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.

    6. В случае смерти какой-либо сестры все ее имущество по описи, составленной казначеей, экономом и благочинной, передается на склад и является общим монастырским достоянием.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Данный монастырский Устав, как руководство для иночествующих, должен с молитвой и усердием, по мере сил, проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.

    2. Устав не является порождением схоластическим или творением человеческого ума, но имеет своим источником Святую Библию, учение святых отцов и богатый, многовековой опыт наших подвижников и монастырей.
     
  • Условия отлучек из монастыря:

    1. Выход из монастыря может быть двояким: по послушанию (должностной необходимости), и по желанию имеющих в этом уважительную личную потребность. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права выходить из монастыря не только по собственным нуждам, но и по делам обители.

    2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время, из обители, то для этого необходимо иметь устное разрешение Настоятельницы, а в отсутствие ее—заменяющего ее лица. При поездке домой, в иные города или селения, даже на самый незначительный период, надо писать прошение на имя Настоятельницы с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.

    3. Направленные в виде особой нужды на послушание в город или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.

    4. Отлучающиеся из обители по своем возвращении дают немедленный отчет лицам их отпустившим (в том числе и по хозяйственной надобности).

    5. Монашествующие не должны ходить в дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.

    6. Послушницы во время отлучки из монастыря не должны носить иноческого одеяния.

    7. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря — это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники.

    8. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде. Святой Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: "Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится к морю, так и мы должны стремиться в свои келий, дабы, замедля вне ее, не забыть о внутреннем хранении" (Алфавитный Патерик).
     
  • О внешних посетителях и взаимном посещении келий:

    1. Лица мужского пола в келии ни под каким видом не допускаются. Если же монашествующей возникает необходимость увидеться с близкими родственниками, то таковые принимаются не в келлии, а в особо назначенной приемной монастыря.

    2. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келий на ночлег, а также никто из сестер не имеет права ночевать в чужой келий своего монастыря.

    3. Сестры с благословения Настоятельницы могут посещать одна другую в келиях для помощи больным и престарелым, но не для пустых разговоров и забав.

    4. После вечерней трапезы и повечерия монашествующая должна оставаться в своей келий, кроме тех особых случаев, когда вызывает духовное начальство или нужно посетить больную и тому подобное.
     
  • О келейном пребывании:

    1. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, должно проводиться монашествующими в келий весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше пользы, а главным образом, духовной, избегая всякого потворства своим страстям.

    2. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:
    а) келейное правило по Уставу и благословению Настоятельницы;
    б) чтение душеполезных книг с выпиской из них наиболее назидательных для инокинь мест.
    в) упражнение в духовном чтении и пении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе;
    г) занятия, выполняемые как послушание, рукоделие в пользу обители и для иных полезных целей;
    д) уборка келий, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее.

    3. Любимой настольной книгой инокини должно быть святое Евангелие.

    4. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению сочинения следующих подвижников благочестия: аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, пять томов Добротолюбия, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, Афонский Патерик, Жития святых и многие другие сочинения наших святых отцов и духовных писателей.

    5. Прием в келии посторонних посетителей, а так же и сестер своего монастыря для праздных бесед категорически недопустим. Пришедшая по делу должна кратко изложить его суть, и, получив краткий ответ, тотчас выйти. Нахождение в келлии постороннего лица в позднее время, после времени чтения повечерия, признается серьезным нарушением.

    6. В случае серьезной болезни монахиня может обратиться к врачу, выехать к нему из обители, предварительно взяв на это благословение у Настоятельницы.

    7. Молитва келейная, чтение псалтири и особенно Св. Евангелия гасят многие страсти души и тела,

    8. Келейное богомыслие возвышает, освящает ум и очищает сердце, приносит мир душе.

    9. Ум, по учению святых отцов, никогда не должен быть праздным.
     
  • О монашеской трапезе:

    1. Получив благословение у Настоятельницы трапезница ударяет в колокол и сестры не медля, без опоздания, собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями. Продолжение вкушения после благодарственной молитвы признается бесчинием и решительно пресекается. Трапеза в монастыре носит священный характер и требует от инокинь священного к ней отношения. Обычно сестры собираются на трапезу в подрясниках, всегда чистых и опрятных, а в дни особых праздников и торжеств- в рясах и клобуках.

    2. В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, слушая предлагаемые им чтения из жития святых или святоотеческие поучения. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто не должен уклоняться от этого послушания.

    3. Позднее вхождение в трапезную или исхождение из нее прежде окончания трапезы без благословения Настоятельницы признается нарушением дисциплины и достойно порицания. Опоздавшие могут быть вразумлены выговором, или вовсе лишены трапезы.

    4. Вкушение любой пищи вне трапезы без особого на то благословения признается грехом тайноядения и подлежит епитимии. Никто не должен иметь пищи в келий, кроме тех, которым разрешит сие Настоятельница, как не могущим прийти на общую трапезу по болезни или по каким-либо уважительным причинам. Никому ни под каким предлогом не разрешается выносить пищу с трапезы.

    5. Монашествующая должна со смирением вкушать поданную пищу, а не говорить: "Это не вкусно, это мне вредно". Свои пожелания и скорби по этому поводу она может потом со смирением высказать Настоятельнице, не распространяя их далее.

    6. Для чтеца, трапезницы и тех, кто по уважительной причине не смог присутствовать на трапезе, бывает вторая трапеза. В особых случаях для некоторых по благословению Настоятельницы может быть представлена трапеза и в неурочное время. Вкушение кем-либо на кухне категорически недопустимо.
     
  • О священнослужителях монастыря:

    1. Монастырский священник должен отправлять церковную службу благолепно и по уставу, без пропусков и нововведений.

    2. Содержание священникам представляет монастырь по благословению Епархиального Архиерея.

    3. Богослужебный чин и порядок в церкви определяет Настоятельница монастыря.

    4. Духовником монастыря является священник, рекомендуемый для этого послушания Настоятельницей монастыря.
     
  • О Богослужении церковном:

    1. Важнейшим моментом церковной жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, и потому участие в оных должно быть первейшею заботою и стремлением всех, живущих в обители.

    2. Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому Священнейшему делу, должно считать важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

    3. Цель частой продолжительной молитвы та, чтобы приобретением навыка непрестанного и живого памятования о Боге стяжать в своем сердце благодать Святого Духа. Церковная служба совершается благолепно и по Уставу, без пропусков и нововведений. Настоятельнице и ответственным за совершение Богослужения лицам надлежит строго следить за тем, чтобы служба совершалась по раз и навсегда заведенному в монастыре порядку, а необходимые изменения проводить с величайшей осмотрительностью.

    4. За 45 минут до начала утреннего богослужения будильщица звонком производит подъем сестер на молитву.

    5. Каждая из иночествующих должна стараться прийти в церковь без опоздания, до начала богослужения. Никому также не следует уходить из храма прежде окончания службы, если нет неотложного дела по послушанию. О наиболее злостных нарушителях благочинная докладывает Настоятельнице.

    6. Некоторые из инокинь, в силу своего особого послушания по монастырю не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от Настоятельницы. Им такое послушание вменяется также, как молитва в храме. В будние дни сестры, не участвующие в совершении богослужения, расходятся на послушания при начале чтения кафизм на Утрени, в дни полиелейных праздников - после помазания святым елеем. На вечерних богослужениях присутствуют все сестры, не занятые с благословения Настоятельницы послушаниями.

    7. Совершители богослужения, читающие, поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, "со страхом и трепетом" и не нарушая монастырского Устава и порядка.

    8. На пути в церковь и из церкви не должно останавливаться с посторонними и входить с ними в разговоры, а если от кого будут спрошены о чем-либо, то нужно ограничиться кратким ответом.

    9. В церкви нельзя разговаривать, оглядываться по сторонам, но быть" сосредоточенным, внимать Богу, богослужению и себе.

    10. Монастырь есть жилище монашествующих. Монастырское богослужение не имеет своей целью удовлетворение духовных нужд мирян и не может ориентироваться на их запросы. Однако, в виду того, что монастырские храмы посещаются не только монашествующими, но и богомольцами, которых особенно привлекает монастырский строй богослужения, для них могут быть совершаемы особые чины богослужения и Таинства — молебны, панихиды, акафисты, соборования, и иные требы.

    11. Никто из сестер ни под каким предлогом не должен брать деньги или что- либо иное от посетителей себе, но сдавать все ответственным по монастырю лицам.

    12. Монашествующие к богослужению должны являться по форме — в рясах, мантиях, клобуках (в праздничные дни) или скуфьях, а послушницы в подрясниках.
     
  • О духовном руководстве:

    1. Каждая новоначальная инокиня должна быть под особым руководством старицы, которой надлежит открывать свое духовное состояние недоумения, сомнения, затруднения, искушения и получать от нее наставления и духовную поддержку.

    2. Исповедь проходит не реже одного раза в месяц, и в обязательном порядке в четыре годовых поста: Рождественский, Великий (в субботу первой недели и Великий Четверг, во все воскресные дни), Петровский и Успенский, во все двунадесятые праздники, в день своего Ангела, а также когда монашествующие чувствуют в этом потребность.

    3. Для духовного познания и возрастания каждая монашествующая должна ежедневно, как правило, прочитывать с большим вниманием несколько глав Священного Писания, а также прилежно читать творения святых отцов и -другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу, утешение.

    4. Без наставницы монашествующая не должна ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле: например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.

    5. Если между сестрами произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет св. Павла: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф.4,26).

    6. Сестра, нарушающая монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которые надо смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи.

    7. Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькое лекарство, так и согрешающая инокиня должна смотреть на епитимий, которые даются ей, и принимать их как доброе врачевство и знак милосердия для спасения души (св. Василий Великий, правило 52).

    8. Каждой согрешившей дается епитимия сообразно ее духовному состоянию и ее немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер: "Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных",— говорит св. Исаак Сирин.

    9. В качестве исправления могут быть употреблены различные меры, как например: удаление от общей трапезы на один или несколько дней; перевод с одного послушания на другое, более трудное; поставление на поклоны; снятие клобука, рясы и мантии; перевод из келий в другую, менее удобную и т. д.
     
  • Вступление в монастырь, поведение насельниц обители:

    1. Новоначальная, прежде всего, должна внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

    2. Новоначальная дает письменное обязательство, что она обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе, а в случае нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Настоятельницы удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к священноначалию монастыря. В случае нарушения Устава насельница подлежит соответствующему взысканию со стороны Настоятельницы монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удалена из обители с благословения правящего архиерея.

    3. Насельница монастыря должна всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставления св. Василия Великого начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью".

    4. По отношению к Настоятельнице и старшим сестрам каждая насельница должна оказывать смиренную почтительность.

    5. При встрече с Настоятельницей следует брать благословение: прочим насельницам приветствие можно выражать поясным поклоном. Каждый раз при встрече с Настоятельницей следует оказывать ей почтение смиренным глубоким поясным поклоном.

    6. Входить в чужую келлию следует с молитвой: "Господи, Исусе Христе, Боже наш, помилуй нас",— и только тогда, когда будет получен ответ: "Аминь".

    7. После повечерия всякие праздные разговоры, вхождения' в чужие келлии и прогулки воспрещаются.

    8. Подобает беспрекословно повиноваться Настоятельнице, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: "Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин. 6, 38).

    9. Усердное и прилежное послушание для вступивших в обитель есть залог их будущего духовного возрастания и спасения.

    10. Избегать своеволия; ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

    11. Распоряжения Настоятельницы по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.

    12. Если какая-то сестра не согласна с распоряжениями начальствующих, или не принимает назначенного послушания, она с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение, если оно имеет разумное основание, или молча исполнять то, что назначено. Если же будет упорствовать в непокорности, жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, то, как поселяющая сомнение в общине и колеблющая уверенность в святости послушания, подлежит прещению. Свои возражения она должна оставить на дальнейшее усмотрение начальствующих.

    13. Каждая насельница должна находиться в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой. Закон любви в общежитии не дозволяет частных содружеств и товариществ, ибо избыток расположения к одному лицу весьма обличает недостаток этого к другим.

    14. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.

    15. Монашествующим не должно заводить в келлии лишних вещей, впадать в грех корыстолюбия. Келлия монахини содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келлия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущей в ней инокини. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келлии.

    16. Курение, употребление спиртных напитков вне трапезной и сквернословие в монастыре не должны даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещаются, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

    17. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов ко греху.

    18. Везде и всегда прилично монахине воздерживаться празднословия, помня слова Господа: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и слов своих осудишься" (Мф. 12, 36).
     
  • Условия принятия в монастырь:

    1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.

    2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.

    3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.

    4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому - либо из старших сестер.

    5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Епархии. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.

    6. Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.

    7. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной.

    8. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор — при этом возможна перемена ее имени.

    9. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.

    10. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.

    11. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Духовную Консисторию Епархии. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.

    12. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.

    13. От приходящих в монастырь обязательный денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.
     

По теме Должностные лица женскаго монастыря

О медитации от первого лица

Медитация – не очень корректный термин, он вошел в моду на Западе, когда...
Религия

Монастырь Метеоры

Более тысячилетие высокие скалистые гребни, расположенные у стонов гор Пинд в...
Журнал

Монастырь Монтсеррат

Знаменитый горный монастырь Монтсеррат вблизи Барселоны оказался отрезанным от...
Журнал

Монастырь Таши Лунпо

В рижском Доме конгрессов выступят монахи древнейшего монастыря Таши Лунпо...
Журнал

Монастырь в Тверской области переносит кладбище

Монастырь в Тверской области переносит кладбище с территории молодежного форума...
Журнал

Монастырь Шаолинь

Эти люди способны движением руки зажечь свечу, пробыть час под водой, и...
Журнал

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Подготовка события смерти