Наваратри считается одним из важнейших Ведических праздников. Наваратри называют также днями Божественной матери. Праздник начинается в первый день лунного месяца Ашвин и продолжается девять дней - отсюда Девять ночей осени, во время которых почитается Божественная Мать, или Богиня (Дэви).
Есть два основных Наваратри - Ашвина-Наваратри (осенняя) и Васанта-Наваратри (весенняя), а также две скрытые Гупта-Наваратри, отмечаемые зимой и летом. Однако некоторые бхакты Богини, постоянно поклоняющиеся ей, совершая нитья-садхану, почитают ее каждый месяц, начиная с первого лунного дня. Конкретные даты праздника рассчитываются по лунному календарю, поэтому не фиксированы.
Осеннее Наваратри празднуется, начиная с первого дня светлой половины луны (шукла-пакши) месяца Ашвин.
Весеннее Наваратри - начиная с первого дня месяца Чаитра и заканчивается праздником Рам Навами.
Летнее Гупта-Наваратри - начиная с первого дня шукла-пакши месяца Ашада. В эту Наваратри особенно благоприятно почитание Варахи, одной из семи Матрик в Деви Махатмье.
Зимнее Гупта-Наваратри отмечается, начиная с первого дня шукла-пакши месяца Магха.
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
Соблюдение предписаний и почитание Дурги во время Наваратри приводит к новому знанию, совершенствованию и здоровью в течение года. Для духовной практики это время особенно благоприятно, как для реализации шактийских мантр и садхан, так и для передачи посвящений. Садхана, выполняемая в эти дни, как правило, имеет мощный и стабильный результат.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте - Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков - Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, - Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати - Богиня Мудрости - позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви - достижение реализации "Я" - символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри.
"Кто не способен постоянно совершать пуджу во время Наваратри, пусть проводит пуджу лишь на восьмые титхи... Те, кто не способен держать пост во время Наваратри, пусть держат его только три дня должным образом, что, сказано, дарует плод, о царь, на седьмой, восьмой и девятый дни, исполненные преданности. Благодаря совершению поклонения в эти три дня бывает плод, как от совершения поклонения во все дни" ("Девибхагавата Пурана").
В дни праздника рекомендуется поститься, исключить чай, кофе и другие интоксиканты, заниматься дхьяной, поскольку это благоприятное время для очищения. В Наваратри садхака последовательно устраняет загрязнения, связанные с тремя гунами - тамасом, раджасом и саттвой.
"Другие ритуалы и раздача всевозможных даров несравнимы с ритуалом Наваратри на земле, исполнение которого дарует богатство, урожай, счастье, увеличение потомства, долголетие, здоровье, а также рай и освобождение. Человек, стремящийся либо к знанию, либо к богатству, либо к тому, чтобы иметь сына, пусть соблюдает, как предписано, этот благой ритуал, чьё исполнение приносит счастье. Благодаря совершению ритуала Наваратри стремящийся к знанию достигает всезнания, а царь, утративший царство, вновь обретает его" ("Девибхагавата Пурана").
Важнейшими днями, являются последние три — Махаштами (Великий Восьмой), Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал, это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти, как высшая фаза Луны. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности и играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте. Праздник Наваратри олицетворяет битву Дурги с демонами в течение 9 дней и ночей, в конце которых Божественная Мать одерживает победу.
История сражения и победы над демонами изложена в священном тексте Деви Махатмья, которая, в свою очередь, является частью Маркандея Пураны. Текст состоит из трех разделов, именуемых чаритами. Считается, что в первой чарите Богиня выступает в своем проявлении Маха-Кали, во второй – Маха-Лакшми, а в третьей – Маха – Сарасвати. Поэтому первые три дня Наваратри посвящают Маха-Кали, символизирующей крия-шакти (силу действия), вторые – Маха-Лакшми, символизирующей иччха-шакти (силу желания), а последние – Маха-Сарасвати, проявленной как джняна-шакти (сила знания). Эти трое являются тремя основными проявлениями единой высшей Шакти.
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.
Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати — Богиня Мудрости — позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри
Как празднуется Наваратри
1.Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья («Сказание о величии богини»), ее рекомендуется читать ежедневно в дни праздника Наваратри. Если вам трудно читать весь текст целиком, можно рецитировать вслух гимны (стотры) из Деви Махатмьи.
2.Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) Ом Аим Хрим Клим Чамундайей виччей (oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce) (Значение Наварна-мантры:«aiM» — биджа-мантра Сарасвати Деви, аспекта речи, мантр и знания (раджас);«hrIM» — связана с Лакшми Деви, с аспектом равновесия и саттва-гуной, проявляется как процветание, удача, вселенская красота;«klIM» — это биджа Кали Ма, разрушительного аспекта силы Абсолюта, она же – время, источник всех изменений, трансформации, динамики. Связана с тамо-гуной. »chAmuNDA» - уничтожение страсти и гнева. Чамунда — это имя Дурги, которая убила двух демонов Чанду и Мунду, Чанда – олицетворение невежества, а Мунда — ярости, гнева. «yai» — дарение блага. «vic» — восприятие знания в теле. «ce» — сознание. «vicce» — также означает отсекание голов демонов). Весьма благоприятно начать джапу этой мантры за 30-40 дней до Наваратри, начитывая по 3 круга в день, а в сам Праздник читать по 9 кругов в день.
3.Третьей частью ритуальной садханы в Наваратри является, конечно же, совершение пуджи. У домашнего алтаря каждый из вас может ежедневно совершать посильную пуджу в соответствии со своими возможностями.
4.По случаю праздника принято посещать родных и друзей, приносить им подарки и поздравления.
Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в ее аспекте Шакти или Силы, в даровании людям богатства и благополучия, процветания, знания, как светского, так и духовного, и других благословений. Но независимо от молитв и просьб, возносимых Богине, их основой остается преданность, поклонение Богине. Каждый благословляется Ее милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.
Осеннее Наваратри празднуется, начиная с первого дня светлой половины луны (шукла-пакши) месяца Ашвин.
Весеннее Наваратри - начиная с первого дня месяца Чаитра и заканчивается праздником Рам Навами.
Летнее Гупта-Наваратри - начиная с первого дня шукла-пакши месяца Ашада. В эту Наваратри особенно благоприятно почитание Варахи, одной из семи Матрик в Деви Махатмье.
Зимнее Гупта-Наваратри отмечается, начиная с первого дня шукла-пакши месяца Магха.
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
Соблюдение предписаний и почитание Дурги во время Наваратри приводит к новому знанию, совершенствованию и здоровью в течение года. Для духовной практики это время особенно благоприятно, как для реализации шактийских мантр и садхан, так и для передачи посвящений. Садхана, выполняемая в эти дни, как правило, имеет мощный и стабильный результат.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте - Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков - Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, - Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати - Богиня Мудрости - позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви - достижение реализации "Я" - символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри.
"Кто не способен постоянно совершать пуджу во время Наваратри, пусть проводит пуджу лишь на восьмые титхи... Те, кто не способен держать пост во время Наваратри, пусть держат его только три дня должным образом, что, сказано, дарует плод, о царь, на седьмой, восьмой и девятый дни, исполненные преданности. Благодаря совершению поклонения в эти три дня бывает плод, как от совершения поклонения во все дни" ("Девибхагавата Пурана").
В дни праздника рекомендуется поститься, исключить чай, кофе и другие интоксиканты, заниматься дхьяной, поскольку это благоприятное время для очищения. В Наваратри садхака последовательно устраняет загрязнения, связанные с тремя гунами - тамасом, раджасом и саттвой.
"Другие ритуалы и раздача всевозможных даров несравнимы с ритуалом Наваратри на земле, исполнение которого дарует богатство, урожай, счастье, увеличение потомства, долголетие, здоровье, а также рай и освобождение. Человек, стремящийся либо к знанию, либо к богатству, либо к тому, чтобы иметь сына, пусть соблюдает, как предписано, этот благой ритуал, чьё исполнение приносит счастье. Благодаря совершению ритуала Наваратри стремящийся к знанию достигает всезнания, а царь, утративший царство, вновь обретает его" ("Девибхагавата Пурана").
Важнейшими днями, являются последние три — Махаштами (Великий Восьмой), Маханавами (Великий Девятый) и Виджая Дашами (Десятый День Победы). Восьмой и девятый лунные дни любого месяца сами по себе посвящены Богине и к ним приурочены особые обряды поклонения ей. Восьмерка обозначает равновесие мужского и женского начал, это половина от числа шестнадцать, являющегося символом полноты проявления Шакти, как высшая фаза Луны. Число девять соотносится с числом девяти Дург, девятью месяцами беременности и играет огромную роль в индивидуальном мистическом опыте. Праздник Наваратри олицетворяет битву Дурги с демонами в течение 9 дней и ночей, в конце которых Божественная Мать одерживает победу.
История сражения и победы над демонами изложена в священном тексте Деви Махатмья, которая, в свою очередь, является частью Маркандея Пураны. Текст состоит из трех разделов, именуемых чаритами. Считается, что в первой чарите Богиня выступает в своем проявлении Маха-Кали, во второй – Маха-Лакшми, а в третьей – Маха – Сарасвати. Поэтому первые три дня Наваратри посвящают Маха-Кали, символизирующей крия-шакти (силу действия), вторые – Маха-Лакшми, символизирующей иччха-шакти (силу желания), а последние – Маха-Сарасвати, проявленной как джняна-шакти (сила знания). Эти трое являются тремя основными проявлениями единой высшей Шакти.
Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.
Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.
В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати — Богиня Мудрости — позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания.
Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри
Как празднуется Наваратри
1.Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья («Сказание о величии богини»), ее рекомендуется читать ежедневно в дни праздника Наваратри. Если вам трудно читать весь текст целиком, можно рецитировать вслух гимны (стотры) из Деви Махатмьи.
2.Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) Ом Аим Хрим Клим Чамундайей виччей (oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce) (Значение Наварна-мантры:«aiM» — биджа-мантра Сарасвати Деви, аспекта речи, мантр и знания (раджас);«hrIM» — связана с Лакшми Деви, с аспектом равновесия и саттва-гуной, проявляется как процветание, удача, вселенская красота;«klIM» — это биджа Кали Ма, разрушительного аспекта силы Абсолюта, она же – время, источник всех изменений, трансформации, динамики. Связана с тамо-гуной. »chAmuNDA» - уничтожение страсти и гнева. Чамунда — это имя Дурги, которая убила двух демонов Чанду и Мунду, Чанда – олицетворение невежества, а Мунда — ярости, гнева. «yai» — дарение блага. «vic» — восприятие знания в теле. «ce» — сознание. «vicce» — также означает отсекание голов демонов). Весьма благоприятно начать джапу этой мантры за 30-40 дней до Наваратри, начитывая по 3 круга в день, а в сам Праздник читать по 9 кругов в день.
3.Третьей частью ритуальной садханы в Наваратри является, конечно же, совершение пуджи. У домашнего алтаря каждый из вас может ежедневно совершать посильную пуджу в соответствии со своими возможностями.
4.По случаю праздника принято посещать родных и друзей, приносить им подарки и поздравления.
Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в ее аспекте Шакти или Силы, в даровании людям богатства и благополучия, процветания, знания, как светского, так и духовного, и других благословений. Но независимо от молитв и просьб, возносимых Богине, их основой остается преданность, поклонение Богине. Каждый благословляется Ее милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.
Обсуждения Наваратри