Культура Чавин

Центральные Анды тянутся вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки полосой, длина которой около 1800 км ( с северо-запада на юго-восток), ширина 300-400 км. Сюда входит большая часть Перу и Боливийское Антиплано. Эта область разделяется на две резко отличные друг от друга части : Косту - побережье Тихого океана, и Сьерру - горные хребты и долины. Именно здесь возникли и развивались высокие культуры прединкского времени.

Горная часть Ценральных Анд - Сьерра - представляет собой ряд хребтов высотой почти 7 000 м над уровнем океана, идущих с северо-запада на юго-восток. Они разделены глубокими и узкими речными долинами. Почти все реки относятся к бассейну Амазонки. Они велики и многоводны. Полоса гор расширяется к югу, где лежит высокогорное плато - Альтиплано, или Пуна.

Климатические условия Сьерры чрезвычайно разнообразны и изменяются от высоты местности. Обычно здесь выделяют четыре климатические зоны. Нижняя, "тьерра кальенте" ( до высоты 1000- 1500 м над уровнем океана)- жаркая. следующая за ней "тьера темплеяда" (до 2000-2800 м) обладает умеренным климатом. Выше идут "тьерра фриа" (до 3200-3500 м) с невысокими положительными температурами и "тьерра эляда" (выше 3500 м) с очень суровым климатом. Сезонные колебания температуры во всех областях Сьерры невелики. Растительность,особенно в верхних зонах, довольно скудна.

Наиболее характерное животное Центральных Анд - лама - обитает именно здесь и особенно распространена в южных районах Сьерры, где встречаются также гуанако, викуньи и альпака. Здесь же живут пума, или кугуар, лисы и огромные хищные птицы - кондоры.

Географические рамки района Северной Сьерры практически совпадают с бассейнами верхнего течения рек Мараньон и Уальяга, текущих с юго-востока на северо-запад и разделенной хребтом Центральной Кордильеры. К этому же району относится и Кальехон де Уайлас - замкнутая со всех сторон горами долина верхнего течения р. Санта, впадающей в Тихий океан.

Культура Чавин

Одна из важнейших культур древнего Перу - Чавин-получила свое название по селению Чавин де Уантар на восточном склоне хребта Кордильера Бланка, близ которого находится основной памятник этой культуры. Здесь, на берегу одного из мелких левых притоков р. Мараньон, стоят развалины древнего строительного комплекса, который большинство археологов рассматривают как храмовый.

Строительные остатки

Основное сооружение памятника представляет собой почти квадратную платформу (75х72,50м), стены которой сложены из камней, лежащих плашмя, причем два ряда узких плит перемежаются рядом плит большей толщины . Высота стен в юго-западном, наиболее сохранившемся углу постройки достигает 9,50м. На этой высоте вдоль стены идет уступ шириной 2,50м, над которым возвышается вторая платформа высотой также 2,50м. На ее верхней площадке видны следы каменных строений.

На уровне упомянутого уступа в древности выступал карниз из каменных плит, нависавших над стеной. Торец и выступавшая часть плит снизу были украшены резьбой. Ниже карниза шел ряд скульптурных голов с человеческим лицом, имеющим много фантастических черт. У этих голов сзади есть выступ, при помощи которого они были вмонтированы в кладку стены.

С востока на вершину этого здания, носящего в литературе имя Кастильо, вела лестница, обнаруженная Х.С. Тельо. Однако ранее вход на вершину располагался примерно посредине восточной стороны здания, цоколь которого был облицован большими плитами. По бокам ступенчатого входа стояли две круглые колонны, украшенные резными фигурами фантастических существ. Южная колонна была сделана из белого, а северная - из черного камня. Они некогда поддерживали огромную каменную притолоку с вырезанными изображениями кондоров, которая была найдена разбитой на куски подле колонн. Этот вход получил название Черно-белого портала.

Пространство внутри подпорных стен Кастильо заполнено землей и битым камнем, и эта толща пронизана многочисленными подземными галереями. Наряду с высокими и довольно широкими коридорами здесь встречены довольно узкие шахты, предназначенные скорее всего для вентиляции и стока воды. Коридоры снабжены нишами и лестницами и ведут в другие туннели или в небольшие помещения. Стены галерей выложены той же кладкой, что и наружные. Потолки сложены из больших плит, целиком перекрывающих проход или опирающихся на слегка выдвинутые камни стен. Такие галереи идут, по всей вероятности, несколькими этажами.

К северо-западному углу Кастильо с севера примыкает довольно узкая насыпь. В ней находится один из наиболее интересных объектов памятника - изваяние божества, стоящее в подземной комнате. В литературе оно получило имя Лансон. Насыпь смыкается с двумя холмами, также скрывающими в своей толще древние сооружения.

Обращенный на восток фасад Кастильо выходит на широкую (25м) террасу, которая огибает здание и с южной стороны (здесь ее ширина достигает только 9м). Высота террасы с востока, где она имеет подпорную стену, 2,50 м.

Таким образом, Кастильо стоит как бы на платформе. Непосредственно перед ней располагается площадка, ограниченная с юга и севера прямоугольными возвышениями, по-видимому, остатками зданий.

Размеры и украшение стен и входа на Кастильо позволяют считать его общественным зданием, а о религиозном назначении свидетельствуют статуя божества в недрах сооружения и обилие камней с вырезанными на них фантастическими существами в очень специфическом и традиционном стиле.

Другой архитектурный комплекс культуры Чавин обнаружен в Кунтур Уаси, на водоразделе между долинами рек Пакасмайо и Мараньон. Здесь открыто сооружение в виде трехступенчатой пирамиды, на вершине которой видны остатки зданий. На поверхности найдены многочисленные каменные плиты, украшенные резьбой, изваяния, орнаментальные головы, вставлявшиеся в кладку стен, и другие архитектурные детали типичного стиля Чавин.

Скульптура

В Чавин де Уантар и на других памятниках этой культуры найдено много монолитов с вырезанными на них фигурами. Чаще всего это плоские камни, покрытые изображениями в низком рельефе. Реже встречается круглая скульптура.

Центральная фигура искусства культуры Чавин - хищник из семейства кошачьих, прототипом которого были скорее всего ягуар или пума. Полное его изображение встречается, однако, довольно редко. Ярче всего этот образ передан на плитах карниза Кастильо, где хищник вырезан стоящим в профиль, с оскаленной пастью и длинным хвостом, конец которого закручен в кольцо. Тело покрыто сильно стилизованными изображениями морды хищника. На спине и груди - выступы в виде голов змей (?). На лапах - большие изогнутые когти. Такое изображение было, по-видимому, каноническим, поскольку оно повторяется как в плоской резьбе, так и в объемной скульптуре. Иногда зверь изображен лежащим.

Кроме этого основного образа, в искусстве культуры Чавин широко распространены изображения фантастических существ, составленные из различных элементов , принадлежащих и животным и человеку.

Изображения, входящие в группу антропоморфных существ, обычно обладают человеческой фигурой, но наделены пастью хищника с характерными выступающими клыками и звериными когтями на руках и ногах. Для довершения чудовищного облика этих фантастических существ их длинные волосы часто оканчиваются змеиными (?) головами. Головные уборы или прически на Лансоне и Стеле Раймонди состоят из повторяющихся стилизованных голов хищников.

Два сложных образа вырезаны на колоннах Черно-белого портала . Это чудовища с человеческим туловом en face, широко раскинутыми орлиными крыльями и изображенной в профиль мордой кошачьео хищника, смотрящего вверх. К морде приставлен крючковатый орлиный клюв. В опущенных лапах чудовища горизонтально держат копьеметалки. В этих сложных фигурах смонтированы черты кошачьего хищника, кондора и человека.

Образ кондора также очень распространен. Восемь профильных изображений этой могучей птицы украшают каменную притолоку Черно-белого портала. Семь из них стоят, повернувшись влево, лицом к восьмому. Хотя на этих рельефах тулово всегда имеет вид птичьего, схема головы та же, что и у чудовищ черно-белого портала: эта голова кошачьего хищника с приставленным спереди клювом. Ряд изображений кондора с распростертыми крыльями еще более близок фигурам с колонн. Лапы кондоров расставлены, а хвост вырезан в виде широкого веера. Голова составлена также, как и в предыдущем случае, и смотрит вверх.

Гораздо реже встречается образ змеи с головой кошачьего хищника. Такие змеи вырезаны на торцах плит карниза Кастильо. По тому же принципу полиморфизма построено и изображение рыбы с кошачьей головой перед мордой зверя на Стеле Тельо и на камне из Яуйя.

Стилистически резьба по камню культуры Чавин характеризуется прямыми линиями, округленными углами, обилием орнаментальных деталей, покрывающих всю фигуру настолько, что подчас бывает трудно разобраться в самой схеме изображения. Как правило, элементы орнамента состоят из многократно повторяемых частей изображения кошачьего хищника. Чаще всего это голова, или только пасть с клыками, или глаза. Очень распространенная деталь - голова "змеи" на длинной шее. Однако скорее всего эти "змеи" представляют собой крайне упрощенную схему все той же головы хищника.

На памятниках культуры Чавин найдена небольшая группа изображений, которые, будучи близки описанным выше, стилистически несколько отличаются от них. Все они имеют важные отличия от классических скульптур культуры Чавин.

Пожалуй, ближе всего к классическим фигуры на двух резных плитках, восходящие по своей схеме к кондорам с распростертыми крыльями. Одна из них имеет голову хищника с приставленным клювом. Трактовка крыльев и других деталей отлична от классической: прямые линии и скругленные углы заменены изогнутыми линиями, орнаментальные морды и пасти превращены в геометрические узоры, не заполняющие пространство целиком, а вся фигура стала более динамичной.

Среди изображений этой группы больше антропоморфных существ, причем встречаются как фантастические образы с телом человека и звериной пастью, крыльями или приставленным к лицу клювом кондора, так и человеческие изображения. Часта фигура хищника в довольно реалистической трактовке. Очень своеобразна и нехарактерна для классических изображений передача глаза в виде кружка с примыкающими к нему двумя треугольниками.

В целом эта группа, хотя она и отличается большим реализмом, динамизмом и меньшей орнаментальностью изображений, тесно связана с классическими изваяниями культуры Чавин как по составу, так и по трактовке основных образов.

Керамика

Большая часть посуды с изображением ярко выраженного стиля Чавин найдена на памятниках перуанского побережья. В горах - основной зоне распространения этой культуры - керамика встречается чаще всего в обломках, по которым в сочетании с редкими целыми сосудами можно получить определенное представление о посуде культуры Чавин. Широко были распростанены открытые плоскодонные миски, сферические сосуды и бутыли с высоким цилиндрическим или слегка суживающимся горлом, припухлым венчиком и круглым туловом. Встречаются также сосуды со стремевидным горлом - форма, которая в течение долгого времени оставалась характерной для северного Перу.

Посуда была богато орнаментирована. Техника нанесения орнамента очень разнообразна. Здесь и нарезка, и широкие бороздки, и оттиски штампов, и наколы. Изредка попадаются рельефные украшенич типа налепов или валиков. Мотивы орнаментации тоже разнообразны. Встречаются ленты, ограниченные нарезкой и заполненные наколами или нарезкой внутри. Очень характерны кружки и кружки с точкой. Часто на посуде резными линиями нанесены зооморфные изображения, стилизованные в манере, обычной для скульптуры.

К сожалению, ни погребения, ни вещи (кроме керамики), которые можно было бы считать бесспорно относящимися к культуре Чавин, до сих пор не изучены.

Керамика с орнаментом, нанесенным белой краской по красному фону глины, широко распространена в северном Перу. Но памятники Северной Сьерры, где она была найдена, крайне невыразительны и не подвергались специальному исследованию. Погребения с посудой, имеющей такую роспись, прорезают культурный слой в Чавин де Уантар. Однако описание погребальных сооружений и обряда захоронения в публикации У.К. Беннета не приводится.

Здесь найдены только сосуды с прямыми расходящимися стенками, миски с выпуклыми боками и блюда. Днища чаще всего округлые. Расписана посуда "комбинациями прямых горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, волнистыми линиями, треугольниками, заполненными точками, и кружками".

Время существования памятников с этой керамикой на Севере горного Перу довольно неопределенно. Ясно только, что они моложе культуры Чавин. Более четкое место они находят в хронологических колонках перуанского побережья.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Культура Чавин

Вот это культура!

Цель этой статьи - осветить, насколько позволят ее рамки, проблему "каббала и...
Религия

Исламская культура

Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение целостного...
Религия

Мусульманская культура

Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла...
Религия

Культура питания

Любовь находит своё выражение в культуре питания. Тот, кто любит всегда готовит...
Религия

Ведическая культура

Получая теоретическое знание, мы должны сбалансировать его, применяя в своей...
Религия

Кельтская культура

В мифологии ирландских кельтов Луг - один из наиболее значимых богов. Луг...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Успешность и благополучие
11 способов становиться немного умнее каждый день