Проблемы

Теперь, когда вы так или иначе узнали свою проблему, назвали ее по имени и записали в дневник, давайте выясним, чем она нам помогает, чем мешает. Для этого выполним такое упражнение.

Упражнение состоит из трех частей. На выполнение первой понадобится 20 мин. (Поставьте будильник, чтобы об этом не думать.) Вы уже сами знаете, когда вы работаете лучше — когда расслаблены или, напротив, сосредоточены.
Проблемы Выберите сами любой вариант. Если же для вас эффективным оказался прием “театр”, то используйте его перед началом работы, чтобы “увидеть” то, что потом надо будет записать.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Слева напишите: “Что я благодаря этому имею” или “Преимущества”. Можете поставить “+” —все равно что, важно, чтобы для вас это точно выражало положительные стороны наличия у вас проблемы. Слева напишите: “Что теряю” или “Почему же мне так плохо” или поставьте “-”. Здесь будут записаны отрицательные стороны. Отложите этот лист. Возьмите новый лист бумаги и в течение 20 мин, вперемешку, как приходит в голову, запишите на нем все мыслимые и немыслимые, самые дикие и странные, преимущества и отрицательные стороны наличия проблемы, то, в чем она помогает и в чем мешает вам жить. Не контролируйте себя! Самое главное условие — пишите все, что приходит вам в голову, и так, как оно приходит.

Закончили? Давайте прежде всего посмотрим на ваши взаимоотношения со временем: уложились ли вы в отведенный срок или вам его не хватило. А может быть, вы “иссякли” на первых минутах, где-то в самом начале? Если вы перестали работать по звонку будильника, но чувствуете, что вам еще есть что сказать, — продолжите столько времени, сколько хотите. Заметьте, сколько еще Семени вам понадобилось, какие чувства вы испытывали, когда писали, что было сигналом к окончанию работы. Часто это бывает связано с тем, что снимаются “остатки” сопротивления. Посмотрите на свои записи и на то, как сформулирована ваша проблема. Может быть, теперь вы захотите дать ей другое, еще более конкретное, точное имя?

Если вы бросили работу в самом начале, подумайте о том, где вы остановились. О чем была эта запись — о преимуществах или недостатках? Что вы после этого почувствовали? Пустоту? Ничего не приходило в голову? Или необъяснимое беспокойство, может быть, даже страх? Все это свидетельствует о том, что сопротивление действует еще очень сильно, но вы все ближе и ближе подходите к своей проблеме. Вам необходимо еще работать, чтобы снять этот, пользуясь термином К.С. Станиславского, “зажим”. А может быть, все дело в вашем состоянии. Сегодня, буквально только что, произошло событие, оживившее вашу проблему, сделавшую ее особенно болезненной (в общем, вам наступили, и наступили сильно, на “любимую мозоль”). Тогда понятно, почему ничего не получилось. Ведь защитные механизмы включаются без промедления, автоматически, и их действие тем сильнее, чем ближе травмирующее событие. Подумайте о связи того, о чем вы писали (и о чем не смогли написать, сказать даже себе), с тем, что случилось у вас совсем недавно, может быть, сегодня, с тем, что вы сегодня переживаете, чувствуете. Возможно, вам надо на некоторое время отложить выполнение упражнения (но, надеюсь, не навсегда). Знаете, что некоторые операции врачи не делают в период обострения? Вот так и здесь. Самопознание, самоанализ требуют, чтобы, условно говоря, “боль была привычной, но не острой”.

Следующая часть упражнения.

Вы берете два чистых листа. На один выписываете все плюсы, которые вы имеете от существования проблемы, на другой — все минусы. Ничего нельзя исправлять и изменять, можно лишь убирать повторы. Записывайте все под номерами.

Чего получилось больше — плюсов или минусов? Для примера — запись уже известного нам Игоря. Проблема, которую он сформулировал на этой стадии работы: “Я все время чувствую, что хуже других, и боюсь, чтобы кто-то еще это не узнал”. Надо сказать, что преимуществ, как он говорил, неожиданно для него самого оказалось больше, чем отрицательных сторон. Я приведу лишь первые пять:

1) это чувство позволяет ладить почти со всеми, избегать острых углов;

2) заставляет работать;
3) я не должен принуждать себя, мне не нужна сила воли, хватает страха;

4) могу некоторые неудачи “списать” на сильное волнение;

5) позволяет мне выглядеть серьезным и ответственным.

Отрицательных моментов он отметил всего четыре. Приведу их полностью:

1) я волнуюсь и расстраиваюсь из-за ерунды;
2) избегаю всех людей и событий, где мои способности могут быть проверены;

3) часто чувствую себя никому не нужным;
4) боюсь риска.

Обратите внимание. За время занятий Игорь научился быть конкретным. Почти все, что он говорит, он выражает в формах поведения. У него нет фраз типа: “Это мешает мне жить”, “Это помогает мне жить”.

Надо сказать, что многие, так же как и Игорь, с удивлением обнаруживают, что выгоды от существования проблемы едва ли не больше, чем ущерба. А как обстоят дела у вас? Что вы нового узнали из этой части упражнения? Внимательно прочтите еще раз все написанное и сделайте выводы. Запишите их.

Третья часть упражнения

Наконец-то мы вернулись к первому листку, тому самому, который разделен на две части. То, что мы сейчас будем делать, блестяще сформулировал Гете: “От природы мы не обладаем ни одним недостатком, который не мог бы стать добродетелью, и ни одной добродетелью, которая не могла бы стать недостатком”.

Сейчас вы должны показать отрицательные стороны преимуществ существования проблемы и, напротив, позитивные стороны того, что вам мешает.

Вот небольшой фрагмент из того, как это сделал Игорь. Из положительного списка. Отрицательная сторона положительного: “Позволяет ладить почти со всеми...” — часто чувствую себя униженным из-за того, что глотаю обиду, не могу ответить как следует. “Заставляет работать...” — часто получается, что занимаюсь тем, что можно не делать, и не остается времени на то, что интересно. Из отрицательного списка. Положительные черты: “Волнуюсь и расстраиваюсь из-за пустяков” — лучше узнаю жизнь, потому что для меня в ней нет мелочей. “Чувствую себя никому не нужным...” — заставляет быть внимательным к людям, добиваться их хорошего ко мне отношения.

Что же делать с проблемой?

Теперь, внимательно перечитав то, что записано на этом листке, вы можете гораздо лучше понять, какие именно потребности у вас не удовлетворены, чему именно служит ваша проблема. Но не только это. Выполняя данное упражнение вы сделали важный шаг в самопознании, поняв на собственном опыте справедливость банальной формулы насчет достоинств как продолжения недостатков (или наоборот). Но, как известно, банальность — то, что нам говорят другие, истина наше подлинное знание — то, что мы открываем для себя сами. Почему так важен этот шаг? Потому что благодаря ему мы получаем правило:

Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я владею, — и хорошее, и плохое — часть моего “Я”. Все это важно для меня, служит моим потребностям.

Отсюда и то, о чем надо думать: чему это служит? Насколько мешает мне? Насколько мешает другим людям? И главный вопрос: как я могу удовлетворить свои потребности, желания (уверяю вас, они совершенно такие же, как у любого другого человека, — все хотят, чтобы их любили, уважали, все хотят иметь чувство собственного достоинства и быть уверенными в себе), не прибегая к помощи того, что мне так мешает?

Подумайте об этом. Для того чтобы вам было легче, можете использовать любой из трех приемов, с которыми познакомились, когда выдвигали цели. Теперь вы уже знаете, какой подходит именно вам. Можете использовать и такой прием. Представьте себе кого-то из ваших знакомых — желательно, чтобы это был сверстник, — поведение которого вызывает у вас уважение. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя. Попробуйте понять, что именно в его поведении вызывает уважение к нему. Представьте, как бы вели себя в этих же ситуациях, проанализируйте, чем различается ваше и его поведение. Теперь, когда вы кое-что узнали и поняли, можете перейти в область воображения. Вообразите себя и его в каких-то очень важных, значимых для вас ситуациях. Как обычно ведете себя вы (вам это не нравится?) и как он (а это вам нравится, вызывает уважение?). Конечно, вам ни в коем случае не надо его копировать, он — это он, а вы — это вы, но почему бы не “примерить” кое-что в его поведении на себя? Помните: “Я беру свое добро там, где его нахожу” — мы уже приводили эти слова Мольера. Возможно, вы что-то сможете заимствовать у своего сверстника, естественно, переложив и перекроив это на свой размер, на свой лад.

Каким бы приемом вы ни пользовались, ваша задача — составить как можно более длинный список, перечень того, как вы можете вести себя (не чувствовать, не думать, а именно вести) по-новому, так, чтобы это, с одной стороны, удовлетворяло ваши желания, потребности, стремления, а с другой - не давало пищи для того, чтобы еще больше разбухала ваша проблема. Другими словами, чем может быть заменено поведение, в основе которого лежит проблема. Еще раз подчеркну: новые формы поведения должны быть не просто другими или, допустим, более ценными, почитаемыми со стороны окружающих, они должны удовлетворять ваши важнейшие потребности, но делать это так, чтобы это не мешало вам жить, чтобы вы не чувствовали себя несчастным и неудачником. Только в этих случаях на основе этих новых форм поведения разовьются свойства личности, полноценные, которые вытеснят проблему, станут полноправной частью вашего “Я”.

Не надо только думать, что вы не справитесь, у вас не получится. Составьте этот список из совершенно разных форм поведения. Отнеситесь к этому, как к эксперименту. Вы же считаете, что ваша жизнь не совсем удачна, считаете себя несчастливым. Так почему бы не изменить это (отметьте, я не написала “попытаться”, “попробовать”, нет — именно изменить)?

Составили? Теперь давайте прибегнем к мысленному эксперименту — это когда все совершается в уме, и проверим, насколько вам подходит такое поведение. Это наше следующее упражнение.

Выберите из всего, что вы написали, две-три наиболее привлекательные для вас формы поведения (пусть даже вам кажется, что для вас они недоступны) и “примерьте” их к себе. Представьте разные ситуации и то, как именно вы в них себя ведете. Чем больше будет таких ситуаций, тем лучше. Вам понравилось? Нет? Выберите другие. Тоже не нравятся? Это для вас неестественно? Все будут думать, что вы притворяетесь?

Я открою вам небольшой секрет. Между тем, как человек сам воспринимает себя, и тем, как его воспринимают другие, существует довольно большое различие и одновременно большое сходство. Различие в том, что люди склонны преувеличивать внимание к себе со стороны других людей (конечно, не только и далеко не только в этом, но сейчас нас интересует именно эта сторона различия). Обычно окружающие не так уж внимательны к тому, как мы себя ведем, часто они замечают изменения с опозданием, когда накапливается уже много впечатлений, и тогда с удивлением, как только что открывшееся, замечают: “Кольку-то будто подменили”. А Кольку-то никто не подменял. Он сам изменился, и стал изменяться довольно давно, только этого не замечали, пока впечатлений от этого не стало столько, что была пройдена критическая точка. А сходство в том, что другие во многом (хотя и не во всем) воспринимают наше поведение так же, как мы сами (конечно, и сходство не только в этом, но именно это для нас сейчас важно). Мы “заражаем” их или, выражаясь более изысканно, “транслируем” им свое состояние. Поэтому если мы сами испытываем неудобство от новых форм поведения, если не освоили, не присвоили их, то и другие люди будут чувствовать неестественность нашего поведения. Поэтому ваша задача - как можно лучше привыкнуть к новым формам поведения, а для этого проиграйте их в уме как можно более развернуто, в самых разных ситуациях.

Для того чтобы выбрать, какие из новых форм поведения вам больше всего подходят, и одновременно лучше их освоить, давайте выполним еще одно упражнение. Оно называется “перевертыши”. Примерно это мы уже делали, когда искали в плохом хорошее, а в хорошем плохое. Сейчас мы сделаем следующее.

Возьмем те новые формы поведения, которые больше всего вас привлекают (не более пяти), и представим каждую из них как очень неудачную. Представим все самое плохое, к чему она может привести. Не тормозите воображение, дайте ему свободно увидеть все ужасы, к которым все это может привести. Спрашивайте себя: а что может быть еще страшнее? а еще? еще ужаснее? И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что вам просто смешно, или не поймете, что ничего особо страшного здесь быть не может. Если же вы действительно чувствуете страх, то лучше выберите что-нибудь другое, а к этому вернетесь потом.

Поиграйте в “перевертыши” и с конечным результатом, которого вы хотите добиться. Например, вы считаете, что ваша проблема в том, что время уходит на суету, вместо того чтобы заниматься чем-нибудь серьезным. Желаемый результат — тратить время только на то, что важно. Переверните его, подумайте о всех минусах, к которым может привести это решение (например, “жизнь станет совсем скучной”, “я потеряю много друзей”). Сопоставьте эти минусы с теми, которые проявятся, если вы не только не измените свое поведение, но доведете его до логического конца (в нашем случае — целиком отдадитесь суете). Теперь, когда вы и то, и другое довели до абсурда (или до логического завершения, как вам больше нравится), может, вы скорректируете ваше решение, сделаете его более реалистичным?

После того как вы отберете новые формы поведения, которые вы хотите освоить, делайте дальше все так же, как это мы делали при достижении цели, с одной, весьма существенной, разницей. Там основным показателем был критерий объективный. Помните, сколько сил и времени мы потратили на его поиски? Здесь тоже важно анализировать, как это все получается в реальности, но основным критерием должно стать ваше переживание, чувство удовлетворения или неудовлетворения. Помните ключ “Верьте своим чувствам”? Сейчас самое время использовать его.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-828.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Проблемы

Проблемы с женой

Проблема такая меня забирали в армию в моём родном городе и так получилось что...
Психология

Проблемы с мужем

Добрый день! У меня проблемы с мужем. Когда мы встретились, мы оба работали...
Психология

Проблемы с братом

У меня такая проблема. У меня есть брат, ему 23 года, он женат и имеет ребёнка...
Психология

Проблемы с речью

Уважаемые психологи, можно ли через практику избавиться от этой проблемы? Если...
Психология

Проблемы внимания

Главная проблема в том, что механизмы внимания далеко не изучены, и выводы...
Психология

Проблемы с общением

Дело в том, что я не могу нормально общаться с людьми. Первое время после...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна