Поиск Я

Чтобы понять, о чем эта статья, достаточно одной цитаты из Генри Маррея: "Личность - это целый конгресс, собравший вместе ораторов, закулисных магнатов, детей, демагогов, знатных персон и мошенников - здесь соседствуют Цезарь и Христос, Макиавелли и Иуда".
Поиск Я
Итак, задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом "А кто же я такой?"...

Есть такая древняя притча о рассеянном человеке. Когда он вставал по утрам, ему было так трудно найти свою одежду, что по вечерам - при мысли об утренних волнениях - он сомневался, стоит ли ему ложиться спать. Однажды вечером он сделал над собой усилие, взял бумагу и карандаш и, раздеваясь, записал все в точности, куда он что положил. На следующее утро, очень довольный собой, он взял свою записку и начал читать: "Шапка" - вот она, и надел ее на голову; "Брюки" - вот они лежат, и он влез в них; и так все подряд, пока полностью не оделся. "Да, но где же теперь я сам?" - воскликнул он в сильнейшем испуге. Он искал и искал, но тщетно - он так и не смог найти самого себя...

Конечно, это забавная история, но ко мне она не имеет никакого отношения, - скажете вы. Однако согласитесь, в жизни каждого из нас наступает момент, когда мы всерьез задумываемся над вопросом "Кто же я?".

"Ну, я - женщина, я - начальник отдела, я - дочь, я - подруга, я - "змея подколодная", разлучница, я - нежная, я - любимая, я - жесткая, я - сильная, я - слабая, я...".

Так кто же я? Какая же я? Дочь или мать? Добрая или злая? И где же, в конце концов, я - настоящая?

Как же найти свое подлинное "Я" в этой полифонии, за множеством фасадов, социальных, межличностных ролей, многообразием поступков и желаний? Как объяснить себе свою слабую волю ("Я хочу добиться этого, но что-то во мне сопротивляется"), самообман ("А, собственно, кто здесь кого обманывает?"), самообвинение ("Я, конечно, стерва, но ведь это я - любимая и самая лучшая").

Пожалуй, ни в какой другой области полифоническая модель личности не проявляется так, как в практике психотерапии и психологической помощи.

Как ни странно, представление о личности, как о некой полифонической группе имеет давние традиции. В известном диалоге Платона "Пир" Аристофан, рассказывая миф об андрогинах - цельных личностях, которых Зевс разделил на половинки, обреченные вечно искать друг друга, - на мужчин и женщин. Заканчивая рассказ, он упоминает еще об одной угрозе Зевса: если люди не усмирятся в своем буйстве, то он рассечет их на более мелкие части, чем половинки андрогинов. Видимо, если следовать логике рассказа Аристофана, люди не исправились и были-таки наказаны. Правда, мелкие осколки не рассыпались, а остались внутри каждого из нас...

В психической жизни любого из нас всегда присутствует "другой": он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником. Эту систему интраперсональных (межличностных) отношений можно представить как взаимодействие личности со значимыми другими, каждый из которых представляет собой нечто вроде "внутреннего голоса". Эти "другие" апеллируют, спорят, в чем-то убеждают, что-то запрещают... Согласитесь, не легкое это дело разобраться с таким количеством собеседников. Впрочем, обычно внутри нас спорят одновременно лишь два "внутренних голоса", что, согласитесь, уже намного легче.

Однако, эти внутренние диалоги чаще всего либо очень слабо, либо совсем не осознаются человеком, продолжая тем не менее оказывать влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю его деятельность. Более того, не доведенные до конца диалоги могут завершаться уже с реальными людьми, создавая подчас совершенно иррациональные ситуации.

Например, не успели вы прийти на работу, как на вас без всякого повода накричала ваша начальница, с которой у вас вполне нормальные отношения. Не спешите принимать ее эмоции целиком на свой счет: возможно, она обращалась не к вам лично, а к некоему обобщенному образу "врага-посетителя" или к своему "бестолковому мужу, от которого никакого проку", или, может быть, к самой себе, которая "зачем-то согласилась на эту дурацкую должность".

Очевидно, что для нормального общения, столь необходимого нам для полноценной жизни, надо уметь различать свой собственный голос в полифонии внутренних "других" мнений, часто принимаемых за свое собственное.

Многие известные психологи, создавая свои теории, обязательно учитывали такую многогранность любой человеческой личности. З. Фрейд называет один голос "Сверх-Я", второй - "Оно". Ф. Перлз, основатель гештальттерапии, соответственно – “Собака сверху” (доминирующая сторона) и "Собака снизу" (слабая, заведомо обреченная на поражение сторона), а Э. Берн - "Родитель" и "Ребенок".

Лично мне больше других импонирует система итальянского психолога Р. Ассаджиоли, где наши "внутренние оппоненты" именуются субличностями. Каждая субличность строится на основе какого-то нашего желания. Сила этого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой возникло желание. Есть субличности для ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Жена, Начальник, Учитель, Пациент, Врач, Пешеход, Водитель и прочие. Так вот - очень важно научиться анализировать эти субличности, идентифицировать их. А для этого существует вот такое замечательное упражнение.

Запишите все свои желания. Например, - не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, получить хорошее образование, достигнуть успехов в работе, любить, быть любимой...

Теперь сядьте в кресло, расслабьтесь и постарайтесь понять, есть ли у вас субличности на каждое из записанных желаний? Или субличности осуждающие что-то из них и навязывающие вам желания, которые для вас лично являются несущественными? Например, действительно ли именно вы хотите окончить именно этот институт? Или это желание на самом-то деле не ваше, а мамино, и среди ваших субличностей нет такой, которая его поддерживает?

А теперь включите в свой список те из желаний, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность под названием "Мнение других людей". И составьте список (не больше пяти) своих собственных желаний.

На большом листе бумаги нарисуйте круг, внутри него - круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше "Я". В самом кольце разместите те пять субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте цветными карандашами символы, отражающие ваши желания (отсутствие художественных способностей не имеет значения). Теперь дайте каждой субличности свое имя, - например, Авантюрист, Профессор, Роковая женщина, Киска, Амеба, Звезда и т.п. Эти названия - очень важная часть упражнения: они должны иметь смысл для вас и только для вас.

Смотрите на схему почаще, и вскоре вы обнаружите, что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, вам захочется изменить. Это означает, что вы стали лучше понимать, чего же хотят ваши субличности, как действуют и почему именно так меняются.

Наши "внутренние собеседники" преследуют различные интересы, имеют разные намерения и таким образом вступают в конфликт друг с другом. И наша способность быть успешными и счастливыми определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем своими различными субличностями, насколько нам удалось привести их к полному согласию.

Состояние целостности, когда все субличности согласованно работают вместе, преследуя одну цель, в психологии называют конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает нам силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше поведение нацелено на один результат. Все части нашего "Я" находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к нашим внутренним ресурсам.

Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все субличности играют одну и ту же мелодию. Так в оркестре все инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы сыграть любой из инструментов в отдельности. Именно различие между инструментами придает музыке колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши различные убеждения, ценности и интересы действуют согласованно и дают нам энергию для достижения наших целей.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Поиск Я

Поиск смысла жизни

Представьте себе стрелку часов, которая, устав от долгого монотонного вращения...
Психология

Поиск работы

Цель нашего урока - узнать, каким, собственно, образом искать интересную...
Психология

Поиск себя

Осознав, что жизнь перестала отвечать нашим ожиданиям, мы пытаемся вступить на...
Психология

Поиск работы

"Не говори с набитым ртом". "Не разговаривай с незнакомцами". "Прежде чем...
Психология

Поиск работы

Я, наверное, уйду, немножко, в сторону от обсуждения денежных вопросов во время...
Психология

Поиск смысла жизни

Есть ли в моей жизни какой-то смысл, который не будет разрушен неизбежной...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цели
Нетерпимость к замечаниям