Психология управления персоналом

Основная тема обсуждения на форумах Генеральных директоров – эффективное управление компанией. Анализируя многочисленные мнения и высказывания, можно с уверенностью сделать выводы, что все представители этого социального статуса не только по-разному понимают значение словосочетания «эффективное управление».
Психология управления персоналом
С какими же вопросами чаще всего приходиться сталкиваться людям, которые выполняют функцию «единоличного исполнительного органа» компании? Самые часто обсуждаемые вопросы:

— Стратегия успеха компании,
— Обеспечение безопасности бизнеса,
— Ответственность Генерального директора,
— Управление персоналом,
— Мотивация сотрудников и еще множество самых разнообразных вопросов из разных областей.

Личный же опыт взаимодействия свидетельствует о том, что основные вопросы, которые задают сами себе и особо доверенным людям представители этой тяжелой и связанной с массой неопределенностей профессией это:

— Как воспринимает меня коллектив?
— Насколько мои личные качества соответствуют уровню выполняемых задач?

— Позволяют ли мои знания и опыт требовать выполнения отданных мной распоряжений?

И, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос: Какую роль я играю в компании?

Конечно, такие вопросы задают себе Генеральные директора, которые действительно являются основным руководящим лицом в компании, человеком, на котором лежит максимальная ответственность за принятые решения. И от того, какой ответ даст себе на этот вопрос человек, взявший на себя весь спектр задач, связанный с управлением компанией, зависит его эмоциональное, психологическое благополучие и как следствие, результаты работы организации в целом.

К ответу на эти вопросы каждый, наделенный полномочиями Генерального директора человек, подходит исходя из своих личных: знаний, опыта, индивидуально – психологических особенностей.

И именно сочетание этих трех составляющих формирует свой стиль лидерства и взаимодействия с людьми, находящимися в подчинении. Очень небольшое количество людей в условиях одновременного решения разноплановых задач способно сохранять уверенность и самообладание, а главное способность создавать главный продукт управленца — принимать решения. И не просто решения, а взвешенные и эффективные.

Успешность компании зависит от того, насколько эффективно Генеральный директор выполняет свои функции – это банальный и общепризнанный факт, не требующий специальных доказательств. Во многом успешность человека, осуществляющего руководство организацией, зависит от той личностной и профессиональной роли, которую он себе выбрал осознанно или к которой пришел, как чаще всего кажется случайно, но в конечном итоге это всегда результат выбранного способа взаимодействия с окружающими, и в первую очередь людьми, находящимися в подчинении.

Ролей бесконечное множество, но в этой статье мы рассмотрим 2 крайности, к которым приходят Генеральные директора в процессе осуществления руководства. Эти стили взаимодействия можно образно назвать: «волк – одиночка» и «капитан – команды».

Кто такой «волк-одиночка»? В природе волки стайные животные. Волк — одиночка, это бывший претендент на роль вожака стаи, не справившийся с конкуренцией и по этой причине ушедший скитаться. Если волк хочет править стаей, он должен подчинить своей воле всех остальных членов и заставить их беспрекословно выполнять свои законы. Потерпев неудачу, претендент на роль вожака становиться «не территориальным» волком, он не размножается и не охраняет территорию.

Генеральный директор, не справившийся с управлением в своей компании, становиться, по сути, волком – одиночкой. Он чувствует постоянную угрозу невыполнения своих распоряжений, не получает адекватной информации о том, что происходит в коллективе, персонал склонен к саботажу, не воспринимает решения директора как руководство к действию и становиться неуправляемым.

Оказавшийся в такой ситуации управленец действительно становиться «волком – одиночкой». В этой ситуации он:

— Оказывается один на один с ответственностью за поставленные задачи.

— Не чувствует уверенности в исполнительности своих подчиненных.

— Находиться в ситуации постоянной угрозы информационной безопасности компании.

Уровень лояльности и мотивации сотрудников низок, а стратегические планы развития в этой ситуации строить невозможно. Должность Генерального директора сотрудники воспринимают как формальную и не отождествляют с необходимостью выполнять отданные им распоряжения.

Капитаном команды можно смело назвать человека, который создает эффективную команду профессионалов. Он чувствует людей, их характеры, в полной мере проявляя талант наставника, при этом очень далек от роли «няньки – сиделки». Генеральный директор, который отождествляется у окружающих с образом «капитана команды» обладает рядом особенностей: Он:

— Увлечен своим делом, а так как подобное притягивает подобное, такой директор окружает себя мотивированными людьми.

— Четко знает роли в команде и создает ту же определенность у сотрудников.

— Формирует и распределяет сферу ответственности каждого из членов команды.

— Создает атмосферу доверия.
— Способствует развитию подчиненных.

А самое главное, он первый человек в компании и наделен особыми полномочиями. Не прописанными на бумаге, а признанными сотрудниками компании. Ведь основное условие эффективности групповой деятельности – это признание лидера.

Именно на Генеральном директоре лежит «основная ответственность за осуществление руководства организацией, в том числе выполнение функций единоличного исполнительного органа управления», а успешное выполнение этих функций подразумевает лидерскую роль.

Признание подчиненными Генерального директора лидером делает его «капитаном команды», придает уверенности и спокойствия. А соответственно, способствует достижению самых высоких результатов. Отсутствие же признания коллективом личного, а не формального права управлять, ставит Генерального директора в статус «волка – одиночки», лишает эмоциональной стабильности, способности к адекватному восприятию происходящего вокруг него.

И если признанный коллективом директор эффективен в выполнении своих функций, а соответственно под его управлением находиться эффективная компания, то формально воспринимаемый подчиненными руководитель, не в состоянии справится со своими прямыми обязанностями, и по этой причине деятельность компании обречена на провал.

Что же способствует формирование успешности человека, наделенного полномочиями главного управленца такого сложного организма как компания?

В основе лежит система качеств человека, личностная психология, позволяющая ему быть успешным во взаимодействии с людьми и достигать поставленных задач. Эту систему качеств назвали эмоциональный интеллект (EQ). Кратко, его можно описать как способность:

— Осознавать собственные эмоции и переживания.
— Управлять своими чувствами.
— Осознавать чувства других людей.
— Управлять эмоциональной атмосферой при взаимодействии, как в коллективе, так и при личном общении.

А также наличие таких качеств как:

— ассертивность (умение уверенное и корректно отстаивать свои интересы).

— Эмпатия (способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека).

Управленцы, у которых высокие показатели по компетенциям эмоционального интеллекта оказываться успешнее и эффективнее коллег и гораздо чаще выигрывают в конкурентной борьбе. Эмоциональный интеллект является личностной особенностью, способствующей формированию успешности управленца. Эмоциональный интеллект создает основу тому, как будут применены знания, опыт и индивидуально — личностные качества конкретного человека.

Из комбинации этих составляющих формируется стиль лидерства, которого придерживается управленец. Слово «лидерство» (leadership) возникло от английского глагола (lead) – «вести». Кто способен вести за собой людей? Тот, кто вызывает желание доверить ему важные решения. А это люди, способные гибко адаптироваться к условиям окружающей их среды. В отношении функций управленца это способность к адаптивному стилю руководства. Особенность этого стиля заключается в том, что он «ориентируется на реальность».

Эффективные руководители отличаются тем, что могут проявляться по-разному, в зависимости от конкретных: первое — задач; второе — особенностей коллектива; третье — ситуации на данный момент времени.

Адаптивный подход подразумевает умение руководителя применить в своем арсенале методов влияния все то многообразие стилей руководства, которое рассматривается в современной теории управления по признаку характера отношений между руководителем и подчиненными: рациональный, автократический, либеральный, демократический, консервативный.

Именно способность к применению всех стилей лидерства одним человеком и делает его эффективным «капитаном команды», а применение какого-то одного или двух резко снижает шансы на успех.

К примеру: если компания находится в ситуации аврала и необходимо быстро справиться со сложившимися обстоятельствами, с позиции Генерального директора, несущего максимальную ответственность, будет самым правильным решением проявить авторитарность и замкнув на себе принятие решений, ускорить тем самым процесс выхода из сложной ситуации.

Другой пример: хорошо сплоченный, замотивированный коллектив, с четко распределенными задачами и сферами ответственности гармоничен во взаимодействии с руководителем, проявляющем демократичность, но тот же самый коллектив будет испытывать затруднения в ситуации поиска творческого решения новой, нестандартной задачи, если руководитель не сменит подход к управлению на либеральный.

Еще один пример: руководитель выбрал себе один стиль управления, который когда-то зарекомендовал себя как успешный и по этой причине строго следует своим консервативным правилам. В ситуации быстро изменяющихся внешних условий, сменяющих друг друга этапов развития организации, смены людей в коллективе, изменения мотивирующих персонал факторов он оказываться неспособным решать задачи, связанные с управлением организацией.

Именно способность к гибкости, использованию всех стилей руководства, т.е. адаптивного подхода к управлению, дает возможность Генеральному директору стать эффективным руководителем, «капитаном команды», а соответственно эффективно управлять компанией.

Те же руководители, которые не справляются с этой задачей, оказываться «волками – одиночками», не доказавшими свое право на лидерство и чувствующими себя изгнанниками в своей же организации и как результат, получают «волчий билет», психологический дискомфорт.

И если Вы находитесь в статусе Генерального директора осознанно и это Ваш выбор, связанный с готовностью нести ответственность и принимать окончательные решения, создавать условия для успешной работы организации, и Вас искренне интересуют вопросы создания эффективной компании, необходимо всегда помнить, что успешность руководителя во многом зависит от:

1) Осознание своих эмоций, чувств, психологического состояния.

2) Способности адекватно воспринимать и давать обратную связь окружающим людям (быть в реальности).

3) Умении корректно и уверенно отстаивать свое мнение и свои решения.

4) Способности управлять эмоциональной атмосферой в коллективе.

5) Разнообразия используемых стилей в подходах к управлению и взаимодействию с подчиненными.

6) Умения быстро и гибко реагировать на окружающие изменения.

7) Способности использовать в своем арсенале все многообразие методов влияния.

Ведь от того, насколько грамотно Вы умеете адаптироваться сами и адаптировать свои решения к окружающей Вас реальности, зависит в конечном итоге, кем Вы сначала будете себя ощущать, а, в последствии, станете на самом деле «волком – одиночкой» или «капитаном команды».
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Психология управления персоналом

Секреты управления

Говорим – коллектив, но подразумеваем, конечно, совсем не сумму людей его...
Психология

Инструмент управления

Три группы молодых людей выполняли в лабораторных условиях одну и ту же работу...
Психология

Способы управления эмоциями

Сегодня в публикациях разных изданий много внимания уделяется стрессовым...
Психология

Управления мозгом

Было бы неостроумно, если бы мы могли, нажимая на мозговые кнопки, роботообразно...
Психология

Технология управления

«У нас есть технология управления. Все это опубликовано и существует для того...
Психология

Стили управления

Стили управления - демократический и авторитарный . Они не являются...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Чувство вины
Вечное блаженство быть собой