Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука?

Если сделать в Интернете запрос «Раннее развитие», то обнаружим более миллиона ответов. Вам предложат программы, методики, курсы, видеоуроки, видеофильмы по развитию вашего ребенка с первых дней жизни. Вы узнаете, что его можно «научить» читать, считать, понимать классическую музыку и полотна художников, играть на скрипке, плавать, бегать на коньках и другим «выдающимся» вещам чуть ли не с ползункового возраста.
Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука?
Сегодня практически нет ни одной молодой мамы, которая не заинтересовалась бы этой темой, и есть огромное количество сторонников, апологетов и «специалистов», готовых предоставить услуги по «раннему развитию» младенца, только плати деньгу.

Само понятие «раннее развитие» широко вошло в обиход в нашей стране не так давно – лет 15 назад, и было заимствовано из книги Масару Ибуки (Masaru Ibuka). В Японии книга вышла в 1971 году, затем в 1977 году была переведена на английский язык – «Kindergarten is Too Late» («Детский сад – это уже поздно»). В 1991 году был сделан русский перевод (Н.А. Перова), получивший название «После трёх уже поздно».

Для людей, хорошо знающих историю российской педагогики, термин «ранее развитие» известен ещё с послереволюционных годов прошлого столетия. Ликбез и всеобуч, реализованные в СССР как «завоевания пролетариата», массово показали, что дети, обойденные вниманием родителей в первые три года жизни, плохо учатся в школе, им тяжелее даются многие учебные предметы, они мало общаются с окружающими и малоуспешны в жизни. Основываясь на российских традициях воспитания детей, советская медицина и педагогика ещё в 30-е годы прошлого столетия сформировали возрастные нормы, которым должен отвечать нормально развивающийся ребенок. Если ребенок не осваивает к определенному возрасту соответствующие навыки и умения, то можно говорить о нарушении «раннего развития», особенно в первые три года. Сегодня нормы психомоторного развития известны не только врачам и педагогам, но и всем родителям, с первых дней заботящимся о полноценном развитии своего ребенка.

В Японии, стране со своим уникальным укладом жизни, традиции воспитания детей существенно отличались от российских и европейских. В частности, до пятилетнего возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем». Ещё в начале прошлого века русский ученый-японовед Г. Востоков писал, что японский подход к воспитанию детей реализуется «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов…».

Кто бывал в Японии, тот рассказывает, что в первый год жизни ребенок представляет собой как бы часть матери – она целыми днями носит его, привязав за спиной; как только он попросит есть, кормит грудью; ночью спит рядом с ним. Когда он начинает самостоятельно передвигаться (ползать, ходить), то ему ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо» – мать следует за ним буквально по пятам. Если он ушибается, обжигается, ранится, то она просит у него прощения за то, что не уберегла. Хотя до 5 лет для японского ребенка нет ограничений, его воспитывают так, чтобы он в первую очередь умел уживаться с другими людьми. С пятилетнего возраста у японского ребенка начинается этап обучения – детский сад, школа, с четкой дисциплиной, правилами и обязанностями.

После Летних Олимпийских игр в 1964 г. (Токио) в периодической печати СССР был опубликован ряд материалов о японской модели воспитания. Одних она восхитила, других удивила, большинство оставила равнодушными, но никто в нашей стране не знал, что патриот Японии, крупный предприниматель, создатель фирмы «Сони» – Масару Ибука, через несколько лет выступит против нее, заявив: «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».

Причиной такого выступления была обеспокоенность Масару Ибуки «неудовлетворённостью жизнью», появившейся у японской молодежи, которая выплеснулась в 60-х годах студенческими бунтами. Как пишет его сын Макото Ибука: «Он собрал своих ближайших друзей, и вместе они стали размышлять об этих событиях. В чем же было дело: в глобальных ошибках образовательной системы, неудовлетворительном университетском образовании, недоработках школьной программы или несостоятельности дошкольного обучения? В результате все пришли к выводу, что важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. Так была создана Ассоциация раннего развития».

В 1971-м вышла книга, посвященная раннему развитию детей, написанная Масару Ибукой, где он в эмоциональной и доходчивой форме делится своими взглядами на «Потенциальные возможности ребёнка», на «Влияние раннего опыта»; рассуждает на темы: «Что полезно малышу» и «Принципы воспитания». В первую очередь, всё было написано для японского читателя. Книга Масару Ибуки и его деятельность в качестве руководителя Ассоциации раннего развития привели к революционным преобразованиям в подходах к воспитанию дошкольников Японии. В 1977 году идеи Масару Ибуки произвели фурор в некоторых кругах англоязычных стран.

Большинство российских родителей и специалистов по дошкольному образованию, познакомившиеся в 1991 году с переводом книги, не нашли там чего-то нового, что можно было внедрить в России. Но через несколько лет в крупных городах стало распространяться «новое веяние в воспитании» – «Ранее развитие». Им стали активно заниматься безработные психологи, педагогические работники, неудовлетворенные оплатой труда в госструктурах, и бизнесмены под прикрытием разных фондов и других негосударственных и «некоммерческих» контор. Проповедники «Раннего развития» по Масару Ибуке завлекают родителей тем, что: «Даже 5-месячный малыш может оценить Баха»; «Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации»; «Двухлетка может освоить алгебру» и т.п. откровениями, предлагая научить ребенка с младенческого возраста читать, считать, играть на скрипке, освоить несколько иностранных языков, а некоторые обещают заложить в младенце «будущность Гения».

При этом никого из проповедников «раннего развития» не смущает, что предлагаемое ими в корне противоречит сказанному Масару Ибукой. Он пишет:

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

«Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка».

Завершить хочется словами Масару Ибуки: «Самое лучшее воспитание для ребёнка – это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»
×

Обсуждения Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука?

  • Luchia, спасибо Вам большое за отзыв! Согласна с Вами во всём!!!
    С теплом,
     
  • Здавствуйте, Инна :-)
    Обожаю Японию, очень интересно.
    Не сомневаюсь, что Масару Ибука был мудрым человеком, и все же его заявления несколько отдают перекладыванием ответственности за формирование личности ребенка только на материнские плечи, Вы не находите? Ведь известно, что от нуля до трех лет - "материнский возраст"...А отец вроде как и не особо причем? Я не согласна.
    И потом, что значит "после трех лет поздно"? Лучше поздно, чем никогда. Да и в общем-то, по большому счету, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО)
    Только методы, ключи к ребенку постоянно варьируют и видоизменяются. Масару Ибука прав, на мой взгляд, в том, что материнская любовь, нормальная, цельная, - основа для формирования здорового человека. И в том, что от нуля до трех - возраст "губки", когда все очень легко впитывается. Но это-то как раз и ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННО. И тут как раз надо быть очень осторожной. А осторожность предполагает небольшие "уроки", без фанатизма.

    > Но что гораздо важнее – это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка».
    И от себя добавлю - важно не задавить любовь в ребенке, а, наоборот, своим примером развивать умение любить. А воспитывать нужно прежде всего себя :-) тогда с ребенком уже легче. Дети - показывают нам наши проблемы, иногда очень явно.
    А у Японии можно многому учиться. Только опять-таки, без фанатизма :-)
    Всего...)))
     

По теме Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука?

Раннее развитие детей... методика Масару Ибуки?

Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в...
Психология

Раннее развитие

Стимулирование внутриутробного развития. Когда ребенок еще находится в утробе...
Психология

Почему раннее развитие детей может быть опасным?

О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке...
Психология

Зачем развивать осознанность и что вас ожидает на этом пути

Как я писал в своих ранних статьях и в книге, начал я эту работу с пристального...
Психология

Раннее детство

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства. Предпосылки...
Психология

Быть успешным. может ли в этом помочь психология?

Всякий раз, когда мы искренне желаем что-то себе или другим, то чаще всего...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность