Развитие интеллекта

Интеллект как инструмент приспособления

Любое живое существо приспосабливается к условиям внешней среды. Живое отделено от внешнего неплотной перегородкой, мембраной, через которую при помощи органов чувств происходит восприятие информации, описывающей внешний мир.
Развитие интеллекта
Отграниченность, как условие раздельного существования внешнего и внутреннего миров — обязательная предпосылка умственного здоровья. Описание мира применяется для формирования действий или плана действий. То, что описывает, сравнивает, выбирает, запоминает, прогнозирует, формирует планы и контролирует их выполнение, можно назвать интеллектом.

Интеллект, измеряемый тестами, показывает, как вы справляетесь с заданиями, с какой скоростью двигаются ваши мысли. Тесты обычно разделены на части, каждая часть оценивает, легко ли вы обращаетесь с числами, со словами. Насколько развито логическое мышление. Высок ли словарный запас.

Если вы точно уверены в том, что есть хорошее и плохое, доброе и злое, безобразное и прекрасное, вы можете ориентироваться. Если значения слов надежно запечатлены — вы можете быть спокойным относительно того, что они не изменятся во времени. Хотя бы на определенный период.

Человек является уникальным среди живых существ, поскольку неудержимо влечет его к работе по усложнению среды своего обитания. Самый интересный способ упростить жизнь — создать более сложное устройство.

Двигаясь в сторону усложнения своей внешней среды, человек предъявляет все более высокие требования к себе, к своему ребенку, к тем, кто работает бок о бок или является его клиентом.

Итак, интеллект — совокупность способностей, которые позволяют человеку приспособиться к внешнему миру. Наличие способностей, к сожалению, не определяет движущую силу, которая заставляла бы их применять.

Интеллектуальные функции

Для того чтобы не проиграть, нужно помнить. Помнить, как выигрывал вчера. Память сохраняет образы внешнего мира, предметы, их значения, звуки, из которых состоят слова. Запахи и формы. Память помнит все, разложенным по полочкам, по категориям, окрашенное эмоциональными знаками, если знаки связаны с болью — память старается разрушить пути извлечения содержания, забыть.

Для того чтобы выиграть, необходимо сравнивать. Выстроить иерархию, понять, что важно, а что второстепенно. Чтобы построить цепочку, найти связи, критерии, присвоить им вес, необходимо мыслить.

Для того чтобы выигрывать чаще, хорошо бы еще стремиться к познанию. Иначе другой узнает способ — и обойдет вас еще на старте. Способность к познанию, к обучению, это тоже интеллектуальная функция. Мотивацию к познаванию интеллектуальной функцией считать можно, но неизмеримо сложнее ее измерить.

С одной стороны, тесты IQ позволяют измерить то, что можно считать вашим интеллектом. С другой стороны, более весомым методом оценки интеллекта является практическая деятельность, ее выражение в социальном результате. Социальный результат — это деньги. Это известность. Уважение. Почет и слава. Пенсия. Бюст на родине. Конный памятник.

Кому никогда не поставят памятник

В своей книге “Малая психиатрия большого города” Самуил Бронин исключительно грамотно с точки зрения работы познавательных функций определяет предмет. Олигофрены, слабоумные, это те, у которых нет или очень мало того, что называется интеллектом. Как можно познать то, чего нет?

Описывается то, чего человек не может. Он не может писать, считать, говорить, мыслить абстрактно в разной степени. Не может помнить или чему-то научиться. “Психиатр становится экзаменатором, выставляющим неудовлетворительные оценки, и затем “умывает руки”.

В то же время явление олигофрении, слабоумия-от-рождения нельзя описать в терминах “не-”: не рефлексирует, не абстрагирует, не запоминает, не способен.

“Любое явление обычно описывают через имманентно присущие признаки, а не через их отсутствие”. Невозможно рассматривать олигофрению, как болезнь — олигофрены от нее не страдают. Могут страдать родители, близкие, окружающие люди.

Несмотря на всю трудность описания, движемся дальше — в мир слов, которые давно стали ругательными, и, по-моему, даже более обидными, чем тривиальный мат.

Пограничная умственная отсталость

Внимание и сосредоточение, память, активность, восприятие — предпосылки накопления знаний, формирования интеллекта — нарушены. При этом отвлеченное мышление (абстракция), логика, обобщение и выделение главного сохранены. Применяя особые образовательные методики, педагоги научились справляться с “пограничниками”, и с возрастом проблемы обычно преодолеваются. К олигофрении эти феномены не имеют отношения.

Олигофрения

Невозможность позитивного определения олигофрении, как явления, порождала соблазн.

Великий соблазн — проверить анатомические особенности мозга. Изменения обычно находили. То мозжечок выпирает, маленькие полушария, то глиальные слои клеток преобладают в объеме над “думающей” нейронной тканью. То извилины не так расположены, в общем, архитектоника (слово Гиляровского} субстрата психики оставляет желать лучшего. Гистология разнообразна и причудлива, как Дали, и даже ужасна, как Босх.

Извилин не всегда меньше. Иногда кора имеет более мелкую “географию” — извилины на определенном участке поверхности мозга более мелкие и менее глубокие, но их определенно больше.

Олигофрения — это врожденное слабоумие. Олигархия — способ организации власти.

Различают три степени олигофрении, каждая из описанных ниже делится на 3 группы, по выраженности признаков отсутствия способностей.

Дебилы

Дебильность — легкая степень умственной отсталости. Среди олигофренов около 75% дебилов. (ЖмуровВ.А., “Психопатология”). Механический счет удается, математические действия — с большим трудом. Любознательностью, пытливостью дебилы обделены. Мышление происходит по шаблону, речь грамматически проста, смысл коммуникации улавливают слабо. Пишут плохим почерком вследствие нарушения мелкой моторики.

Нередки случаи, когда дебил может выучить довольно большой отрывок прозы или стихи, осваивает массу пословиц. Воспроизвести заученное он может совершенно невпопад.

Эмоциональные реакции лишены тонкости. Белое является белым, черное — черным.

Имбецилы

Составляют около 20% олигофренов. 10 = 20-50%. Считать могут максимум до двадцати, арифметику не усваивают. Иногда свойственно формальное любопытство (в отличие от дебилов).

Владеют сотней-другой слов, и даже пользуются личными местоимениями.

Могут узнавать себя на фото или в зеркале. Игры однообразны, движения неуклюжи, речь косноязычна, эмоции наблюдаются простые, могут быть привязанности и избегания.

Иногда могут освоить несложный труд.

Идиоты

5% случаев олигофрении, 10 < 20.

Глубокие идиоты не могут ничего, не знают ничего, ни к чему не стремятся. Они ходят под себя и эмоций не обнаруживают. Болевая чувствительность снижена.

Средние и легкие (надо же, такое слово) идиоты знают несколько слов, понимают несколько жестов, и реагируют на боль, на появление новых людей, на новую обстановку. Их можно научить есть самостоятельно.

Кретины

Гиляровский пишет о кретинах, в основном, предлагая описания их внешнего вида и строения тела, однако, говорит и об особой их “психологии”, “все интеллектуальные процессы текут медленно, способность к усвоению нового снижена”. Поэтому кретины обычно консервативны, любят внешний порядок и аккуратность, протестуют против их нарушения. Кругозор ограничен, интересов мало, но нет инфантилизма: они скорее напоминают маленьких старичков, любят ворчать, иногда раздражительны. Обычно охотно идут на ласку, похвалу. Очень обидчивы. В социальных отношениях — большие эгоисты и собственники.

Случаи кретинизма встречаются повсеместно. Эндемичные области (где больше кретинов) — это горные районы, дефицитные по йоду. Швейцария, Тироль. Сванетия. Это курорты.

Лечение

Поскольку олигофрению нельзя назвать болезнью в полном смысле этого слова, ее невозможно лечить.

Иногда — в случае хромосомных нарушений, которые неминуемо приводят к олигофрении (синдром Дауна), назначают аборт.

Легкие дебилы вполне социальны, могут даже заниматься наукой. Могут быть художниками. Могут писать статьи... И самое главное — до смерти могут быть в неведении, что они дебилы.

Распространено негативное мнение, что житель России часто чувствует себя идиотом, таковым по сути не являясь. В случае соприкосновения с органом власти. В регистрационной палате. В очереди в налоговую инспекцию вследствие недоразвития ГГ. Интересно, что в древнегреческом языке идиот — тот, кто не ходит на выборы, без малейшего оттенка ругательности слова. В случае безальтернативных выборов многие выбирать перестают, идиотами в смысле слабоумия не являясь. Вообще, если нет выбора, то выбора — нет.

На последние выборы я ходил.

Только вперед!

Слабость одной интеллектуальной функции приводит иногда к компенсации ее другими. Невозможность абстракции может привести к тому, что олигофрен будет обладать довольно обширной памятью. Но память в этом случае проявит себя лишь способностью механически воспроизвести накопленную информацию.

Одна из оптимистических идей этого текста может быть выражена лозунгом: “Только вперед!” Олигофрены могут только развиваться. Их интеллект может стать со временем только выше.

Интересная гипотеза, обучение — это процесс выбора устойчивых нейронных связей и их закрепления из всей массы возможных. В процессе обучения количество потенциально активных и готовых к работе синапсов и нейронов снижается: работают лишь те, которые “обучены”, задействованы. Интеллект вроде бы, повышается, но количество “всегда готовых” нейронных сетей мозга снижается. Обучение, таким образом, снижает вероятность последующего успешного переобучения. В соответствии с этой гипотезой очень важно правильно выбирать, чему учиться.

Если ум достаточно острый

В жизни человека происходит постепенное накопление и совершенствование способностей. Естественно было бы ожидать, что к определенному моменту интеллект перестает расти. Что происходит дальше?

А вот дальше происходит постепенное ослабление интеллектуальных функций.

В случае специализации деятельности этот процесс обязателен: повторение изо дня в день одних и тех же действий, общение с постоянным кругом людей (или неглубокое, поверхностное общение клиника c широким кругом), информация, поступающая к нашим органам чувств, описывается одинаковыми, или похожими стимулами. И вы уже к ним приспособлены. Исчезает сама необходимость приспосабливаться.

Удовольствие от интеллекта. Инсайты

За время детсадовской и школьной жизни молодому человеку всячески стараются привить способность получать удовольствие от решенной задачи. Радостный лозунг этого состояния звучит так: “Я понял это!” или “Мы это сделали!”

Инсайтом называется мгновенное образование связей между частями системы, которая находится под пристальным нашим вниманием, которую мы изучаем. 8 момент инсайта высвобождается то, что мы можем называть психической энергией, человек получает удовольствие. Мы хотим рассказать другим, написать о том, что мы открыли, что, прилагая огромные усилия к решению задачи, мы, наконец, нашли это решение. Чем больше усилия — тем выше интенсивность ощущения удовольствия, радость инсайта.

Экстравертная и интровертная радость

Развитие мыслительной способности, интеллекта, немыслимо без положительного подкрепления. Отличная оценка на экзамене подкрепляет процесс обучения внешне. Но гораздо более сильным подкреплением становятся те благие моменты, когда вы достигаете понимания сущности трудного вопроса, сложной формулы или явления.

Вы легко можете вспомнить эти моменты. Если гораздо большее удовольствие вам доставляет событие внешней оценки, получение пятерки или пятерки миллиардов —то вы в тот момент — экстраверт. Если удовольствие от внутреннего понимания перевешивает, вы имеете дело с инсайтом, интровертная радость его навсегда останется с вами. Экстравертная может развеяться, как дым. Такое мое интровертное мнение.

Если ум был острым

Ухудшение интеллекта, обычно сопровождающееся снижением эмоций, называется деменцией или ослабоумливанием. Ум всегда проявляется вовне. Если он не проявляет себя ни текстом, ни действием, мы можем говорить, что его нет для нас. Мы не вправе сказать, что его вовсе нет, может, он и есть внутри, а мы просто не знаем ничего об этом...

Раннее слабоумие

Мы уже писали о том, что при явлениях депрессивного характера психическая жизнь может замедляться, и даже — останавливаться. Каков интеллект у человека, который отказывается испытать себя в тесте IQ по причине депрессивного безразличия?

Шизофрения — это тоже не друг интеллекта. Практически не существует ни одного расстройства, ни одной психической “болезни”, которая приводила бы к повышению интеллектуального уровня. Можно лишь сказать о маниакально-депрессивном психозе, в маниакальной стадии скорость психических процессов, и потенциал интеллектуальных функций вроде бы, становится выше. Но, к сожалению, практическая деятельность в маниакальной стадии чаще всего не результативна. А практика (помимо тестов) — последний критерий интеллекта.

Смысл слова “раннее” довольно ироничен. Позднее — это своевременное слабоумие. Раннее — это, конечно же, плохо. Молодой, да ранний.

Старость — не радость...

Причину возрастных изменений в интеллекте обычно видят в том, что происходит старение мозга. Действительно, количество активных нейронов и связей между ними с возрастом становится меньше.

Исключительно трудно понять, что является причиной: либо мозг постепенно стареет, и человек более не может им пользоваться так, как прежде. Либо человек, вначале более любознательный и активный, вследствие специализации, профессионализма и других причин со временем снижает интенсивность использования интеллектуальных функций, а мозг лишь подстраивается, постепенно деградируя.

Вторая точка зрения продуктивна: в этом случае смена деятельности, поиск новых интересов, изучение новых дисциплин или языка, например, может способствовать тому, что мозг будет “тренироваться” дальше, что может замедлить процесс его старения.

Рекомендации 35-40-летним следующие. Занимайтесь языком. Читайте иноязычных авторов в оригинальном языковом пространстве. Попытайтесь решить вступительные математические задачи для вуза, те, что репетитор объясняет вашему сыну или дочке.

Пишите тексты. Сочиняйте стихи.

Временное слабоумие

Интеллект — явление отнюдь не статическое. Тест на интеллект (IQ) в полноте занимает более часа времени. Что может произойти за час с человеком — да очень много чего может произойти.

Можно просто очень устать и заснуть. Мне приходилось наблюдать, как человек засыпает прямо во время работы на компьютере.

Естественно, эмоциональный фон, от которого абстрагироваться можно не всегда —тоже влияет на интеллект. Требовать поддержания интеллектуальных функций на постоянном уровне никто не вправе. Вспомните себя в понедельник после сытного обеда — и вы поймете, о чем я говорю.

Инструменты, протезы и счастье

Любое средство, особенно компьютерное, “вычислительное”, может стать инструментом интеллекта. Поскольку расширяет возможности.

Например — система принятия решения. В современной жизни не всегда решение, принятое интуитивно, и даже — коллегиально, будет верным или выгодным. Может быть построена программа, позволяющая по ряду критериев, имеющих разный вес, искать оптимальное решение. Если программа грамотно составлена, она может стать инструментом.

Информационные базы, хранящие большие объемы данных — это, своего рода, “протез” нашей памяти. Я иногда замечал за собой, что часть того, что я не могу запомнить, я заново нахожу в сети, пользуясь поисковой машиной.

Конечно, деление предметов, или программ, на инструменты, которые расширяют возможности и протезы, которые заменяют функции, довольно условно.

Эволюция интеллекта происходит достаточно быстро. Мы стали думать в разы быстрее, чем век назад. Но стали мы принимать более правильные решения или жить более счастливо?
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Развитие интеллекта

Развитие интеллекта

Единственный установленный опытом канал, по которому к человеку идут сведения об...
Психология

Развитие интеллекта и разумная деятельность

Зачатки «интеллекта» закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения...
Психология

Исследование интеллекта

Все мы стремимся в отпуск, чтобы восстановить подрастраченные силы - физические...
Психология

Коэффициент интеллекта

Каждый работодатель хочет видеть на ответственной должности в своей компании...
Психология

Определение интеллекта

К сожалению, во многих работах понятие интеллекта берется как самоочевидное, а...
Психология

Интеллект. Ловушки интеллекта

Интеллект можно определить как механизм, принимающий, обрабатывающий поступающую...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как разные Знаки Зодиака воспитывают детей
Как научиться решать свои проблемы