Восприятие времени - сложная категория, усвоение которой заканчивается лишь к 7-8 годам. До этого учить ребенка ориентации во времени - все равно что добиваться от него понимания закона Ньютона. Безусловно, можно научить считывать показания часов, но чувство времени сформировать раньше положенного практически невозможно.
До семи лет ребенок ориентируется по своим внутренним часам - субъективному чувству, основанному на режиме дня и привычном ритме жизни. Замечено, что ребенок, который имеет строгий режим дня, лучше усваивает понятие времени, чем тот, кто сегодня обедает в час, а завтра - в четыре. Поэтому прежде всего установите режим и следуйте ему неукоснительно. Через пару недель ребенок уже будет знать, что до обеда он идет гулять, после - отдыхает, затем - играет и т.д. При этом ненавязчиво показывайте на часах, какую позицию занимают стрелки циферблата. Во избежание путаницы пользуйтесь исключительно часами со стрелками и арабскими цифрами.
Понятия “минута” и “час” объясняйте через категории “быстро” и “долго”, “короткий” и “длинный”. Не стоит углубляться в подробности, что из чего состоит. Вообще при обучении восприятию времени всегда исходите из принципа наглядности. Тут-то вам и пригодится циферблат. Дни недели усваиваются по тому же режимному типу. Когда все дома - воскресенье. По вторникам - плавание, по четвергам - изостудия и т.д. Месяцы - понятие слишком абстрактное для малыша. Поэтому ограничьтесь временами года - их четыре, и ребенок усваивает их легко.
Триада “вчера-сегодня-завтра”, пожалуй, самая трудная для усвоения. Многих родителей ставит в тупик вопрос: “А сейчас уже завтра?” Возьмите календарь и отмечайте на нем наступление “сегодня” , наглядно показывая, где находится “вчера”. Объясните, что “завтра” наступает тогда, когда ребенок поспит. При этом пользуйтесь понятиями “утро” и “вечер”, которые разделяют обед и тихий час.
Понятия “минута” и “час” объясняйте через категории “быстро” и “долго”, “короткий” и “длинный”. Не стоит углубляться в подробности, что из чего состоит. Вообще при обучении восприятию времени всегда исходите из принципа наглядности. Тут-то вам и пригодится циферблат. Дни недели усваиваются по тому же режимному типу. Когда все дома - воскресенье. По вторникам - плавание, по четвергам - изостудия и т.д. Месяцы - понятие слишком абстрактное для малыша. Поэтому ограничьтесь временами года - их четыре, и ребенок усваивает их легко.
Триада “вчера-сегодня-завтра”, пожалуй, самая трудная для усвоения. Многих родителей ставит в тупик вопрос: “А сейчас уже завтра?” Возьмите календарь и отмечайте на нем наступление “сегодня” , наглядно показывая, где находится “вчера”. Объясните, что “завтра” наступает тогда, когда ребенок поспит. При этом пользуйтесь понятиями “утро” и “вечер”, которые разделяют обед и тихий час.
Обсуждения Как объяснить ребенку, что такое время