КАК СЛЫШИМ, ТАК И ПИШЕМ
Когда учитель говорит эту фразу, он имеет в виду простоту написания слова. Но на самом деле каждый ребенок даже сложные слова пишет в соответствии со своим внутренним филологическим слухом - образом слова. Эти образы формируются тогда, когда ребенок только учится говорить слова. Скажем, почему, сколько ни долби правило “жи-ши”, все равно он норовит написать слово “шишка” через “ы”? Потому что звук “ы” воспринимается ребенком как что-то острое и колючее, а “и” - как нечто жаркое и быстрое. Так появляются “проклятые” слова - правило знаю, а пишу все равно неверно. Правило выучить легко, а образ поменять сложно. Так что фраза “как слышим, так и пишем” имеет на самом деле более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ, НАДО ОЖИВИТЬ СЛОВА
Слово начинает жить, то есть у ребенка появляется его образ тогда, когда мы подбираем однокоренные слова. Выпишите слово, в котором ребенок регулярно делает ошибку, и подберите к нему однокоренные слова. Пусть их будет как можно больше, пусть они будут “седьмая вода на киселе” - не важно. Главное, чтобы у ребенка возникали образы-цепочки. Например: ходить-ходули-ходики-пароход-доход-ходоки-ухоженный и т.д. После этого попросите ребенка устно составить предложения, а лучше - небольшой рассказ с этим словом и его “родственниками”. Для закрепления необходимо написать “проклятое” слово не менее 20 раз.
Теперь вы можете со спокойной совестью сказать, что проклятье со слова снято.
Когда учитель говорит эту фразу, он имеет в виду простоту написания слова. Но на самом деле каждый ребенок даже сложные слова пишет в соответствии со своим внутренним филологическим слухом - образом слова. Эти образы формируются тогда, когда ребенок только учится говорить слова. Скажем, почему, сколько ни долби правило “жи-ши”, все равно он норовит написать слово “шишка” через “ы”? Потому что звук “ы” воспринимается ребенком как что-то острое и колючее, а “и” - как нечто жаркое и быстрое. Так появляются “проклятые” слова - правило знаю, а пишу все равно неверно. Правило выучить легко, а образ поменять сложно. Так что фраза “как слышим, так и пишем” имеет на самом деле более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд.
ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ, НАДО ОЖИВИТЬ СЛОВА
Слово начинает жить, то есть у ребенка появляется его образ тогда, когда мы подбираем однокоренные слова. Выпишите слово, в котором ребенок регулярно делает ошибку, и подберите к нему однокоренные слова. Пусть их будет как можно больше, пусть они будут “седьмая вода на киселе” - не важно. Главное, чтобы у ребенка возникали образы-цепочки. Например: ходить-ходули-ходики-пароход-доход-ходоки-ухоженный и т.д. После этого попросите ребенка устно составить предложения, а лучше - небольшой рассказ с этим словом и его “родственниками”. Для закрепления необходимо написать “проклятое” слово не менее 20 раз.
Теперь вы можете со спокойной совестью сказать, что проклятье со слова снято.
Обсуждения Если списывать, то грамотно