Сказки и мифы

Это -- мой миф. Я приглашаю Вас в него. Стоп. Хочется притормозить привычно - бойкое повествование, поскольку за пару лет, прошедших со времени первой попытки осветить этот мир витражами этого мифа произошло столько интересного, что я не стану вас звать войти в ту же реку, лучше мы отправимся в морское путешествие. По волне моей памяти.

На легком двухместном (я и Читатель) кораблике. Немного сказочное, немного научное, немного таковым притворяющееся. Представим теплый ветерок и легкую волну и окунемся в науку. Потому, что игра в научность позволяет мифу делать то, что ему захочется, придать себе убедительные формы и наделить собой ещё некоторое количество людей. Утвердиться, проявиться живым (и живучим), а также присоединить к себе сознание масс (если получится).

Вначале я искренне и нахально сочла себя созидательницей новенького мифа, отвечая этим на некий социальный заказ мироздания, затрещавшего по всем швам от повсеместных катаклизмов. Поскольку в бурном мифотворчестве нынешнего времени отчётливо видятся попытки вновь собрать и упорядочить разбегающуюся в разные стороны реальность, внесу-ка и я свой нескромный вклад. Теперь-то я ощущаю себя скорее средством, которым воспользовался любопытный эйдос, пожелавший материализоваться и порезвиться на просторах отечественной мифологии. Да и не только отечественной -- страны бывшего социализма его встретили вполне восторженно.

Так вот, за время своего существования миф этот, не без моей, понятное дело, помощи, обзавелся массой народу. И оказывает себя в работе лучше, разнообразнее и интереснее, нежели я на то претендовала. В НЛП есть для этого явления красивое слово "генерализация". В общем и в частностях зажил-таки самостоятельной жизнью и деятельностью. А меня при этом изменил настолько, что даже по поводу его сотворения приходится писать, по сути, другую статью, от нас обоих вместе, наверное.

Прежде чем предъявить собственно мифологическую концепцию и обосновать причины ее возникновения, хочется рассказать предысторию, а также немного порассуждать о сути и назначении мифа. Среди множества определений, что такое миф и каковы его функции, меня вполне устраивает следующее: "В чём историческая суть мифа? Человек должен представлять себе окружающий мир таким образом, чтобы найти себе осмысленное, естественное и уютное место. Он видит вокруг себя элементы стихии, хаоса.

Но человеку массовому трудно смотреть в лицо хаосу. Поэтому миф стремится представить целостную, гармоничную картину мира. В определённом смысле мифология -- колыбель человеческой культуры, предшественница литературы, религии, научных воззрений". Для мифа характерно представление о "раннем" времени, когда всё пребывало в первозданном хаосе. И миф уделяет большое внимание борьбе рождающегося космоса с какими-то островками хаоса, которые обычно выступали в виде монстров. По мере развития патриархата носители хаоса часто приобретали черты "матери"-чудовища как носителя женского демонического начала.

Миф связан, конечно, и с религией, одной из функций которой является упорядочивание существования человека в мире и придание миропорядку регулярного, повторяющегося характера. Даже наука, которая развивалась в процессе демифологизации, также исходит из присущего мифу преувеличенного представления о целесообразности, закономерности и осмысленности" (Е.Мелетинский). Несколько лет назад я всерьез заинтересовалась связью между хорошими и разными психологическими теориями и местами их нисхождения в сознание человеков -- не академическими, а тренинговыми, где все происходящее непременно обосновывается и оправдывается некими теориями.

Оказалось, что все дороги ведут в Рим, извините, в Миф. Психология последних десятилетий особенно привлекательна для активного мифотворчества потому, что единая, вроде бы, научная концепция психики ещё не материализовалась, а многочисленные теории, объясняющие, что, как и почему происходит с человеком, несмотря на привязки к нейропсихологии, пожалуй, имеют большее отношение к литературной сфере, чем к строгой науке. Благодатной почвой для укоренения и процветания мифов являются люди, собирающиеся на тренинги и вокруг них. При том, что декларируются как цели тренингов и групп, как правило, обучение чему-либо или личностный рост, или даже некая кардинальная трансформация, реальной базовой потребностью большинства собравшихся является ощущение безопасности.

А целью, соответственно, обретение и (или) совершенствование комплекта конструктивных психологических защит. То есть механизмов адаптации, срабатывающих по делу и вовремя. К коллегам, посещающим тренинги как бы с целью профессионального роста, сие относится в неменьшей степени, чем к нашим клиентам. Впрочем, перед быстро, непредсказуемо и опасно подчас меняющейся нынешней жизнью все мы равны. Так что социальная потребность в усовершенствовании механизмов адаптации чрезвычайно стимулирует поиски и разработки разных направлений. И мифологические имеют немалое преимущество.

Подробнее написать об этом мне мешает, наверное, то, что в книге И. Черепановой "Дом колдуньи " этот анализ уже произведен самым тщательным образом, и вполне доказателен. Добавлю немногое: Убедительность мифологической защиты в том, что она адресована не только к поверхностным пластам психики, но и к архаическим. А поскольку знаками и лейтмотивами многих мифов пронизаны все проявления культуры, создаётся объёмная иллюзия включённости и понимания. Сожалею, что за рамки этой работы выходит анализ мифологических моментов основных теорий психологии -- от Фрейда, который некоторые из ключевых понятий своей теории впрямую вместе с названиями заимствовал из мифов, до нежно любимых мною Э.Берна, Ф.Пёрлза, В.Сатир, В.Франкла.

Всё это -- тема совсем другой статьи (а, может, и книги) так же, как и анализ прорастания в современные психологические построения мифов из литературных произведений, особенно К.Кастанеды, Р.Баха, Р.Желязны и Д.Андреева, с метастазами творчества которых я регулярно сталкиваюсь в так называемых "авторских" тренингах и теориях. Участие в таких тренингах для меня -- занятие очень забавное и столь же небезынтересное, сколь и небезопасное. Поскольку их мифы и сказки (построенные с привлечением авторитета, идей и терминологии классиков, но по образу и подобию ведущих) полны таинственных и грозных сил, чаще -- наших же собственных. А мифология строится по вполне классическому образцу -- от единоборства к овладению.

Если победишь, конечно. Впрочем, всегда остаётся и поощряется возможность принять то, что есть, и наслаждаться этим. Наслаждение всем происходящим там тоже неизбежно включено в меню. Извольте кушать. Рискну сделать утверждение: все концепции и теории о строении психики человека, в том числе использующие в качестве опоры физиологию и нейропсихологию, являются мифами, более или менее разработанными и эволюционирующими от архаических к современным. Благо почти все мифы строятся по одной схеме. И это не мешает им продуктивно работать, даже помогает.

Как обработанная огнём или брожением пища усваивается лучше сырой, так и мифологизированные концепции легче ассимилируются архетипическими структурами психики. Разве что огорчает серьёзность, с которой создатели очередных мифов относятся к своим детищам. И забавляет, не отменяя этого огорчения, царящее в них весьма архаичное убеждение, связанное с верованиями, бытующими у многих примитивных культур: чем исцеляющее средство больнее и мучительнее вначале, тем лучше подействует в итоге. А клиенты, похоже, безропотно с этим соглашались: как же иначе! Ведь и они из той же культуры.

Для себя и своих клиентов я попыталась ответить -- как иначе. Для этого понадобилось соорудить собственный миф. Исходя из того, что в психике может быть ВСЁ, ЧТО УГОДНО (и не быть -- тоже). И предполагая ряд допущений о её устройстве, которые не менее правомочны, чем любые предыдущие, и не противоречат физиологии высшей нервной деятельности. Что поделать -- с раннего детства в принципиальной борьбе доктора Пилюлькина и доктора Медуницы я, (возможно, ввиду слабости пола и любви к сладкому), до сих пор солидарна с Медуницей. А уж если и мед не помогает, прибегаю к иным средствам.

Разным, по обстоятельствам. В конце концов, если клиент неколебимо убежден в целебности боли и страдания, организую возможность ему помучиться в полное его удовольствие. В начале своей практики психолога и тренера я разделяла многие из популярных мифов, варилась в их парадигме и постепенно осмысливала происходящее. Иногда очень хотелось высказаться (что я сейчас и делаю). И не мне одной, вот о мифе катартического исцеления и его ловушках уже написал, и очень точно, В.Майков. Понемногу набиралась своя статистика. И тех, чья жизнь изменилась к лучшему после одного-нескольких тренингов. И тех, увы, с кем сталкивается каждый тренер, проходящими тренинг за тренингом, с драматическими эмоциональными спецэффектами, фантастическими "прозрениями" и "осознаниями" -- и ничем всерьёз по жизни не меняющимися.

И -- иногда -- ухудшений, хотя, пожалуй, неизбежных и без тренинга. Мифы сортировались на очень полезные (о неслучайностях вообще и в частности, например), нейтральные и сомнительные. Самый вредный из отловленных мной мифов -- о том, что практически любой человек, регулярно занимающийся определёнными психотехниками, претерпевает неотвратимую трансформацию и вступает на тернистую тропу эволюции, и проявив достаточно терпения и настойчивости, неизбежно из Ветхого человека, отягощённого комплексами и проблемами, засевшего по уши во второй матрице, превратится в Нового, здорового, счастливого и богатого одновременно завсегдатая четвёртой матрицы.

А если не превратится -- сам виноват: мало старался, боялся, не с тем работал, думал о белой обезьяне, то бишь вся ответственность за личную трансформацию -- на нём. Ну почему так неотвязна ассоциация с тренажёрным залом, зазывающим получить пользу и удовольствие и обещающим физические красоту и здоровье. И это вполне возможно -- для рядового клиента, но у безногого или безрукого навряд ли вырастут недостающие конечности. Хотя что-нибудь и он, конечно, накачает и скомпенсирует.

А тут кто ответственен -- конструкция тренажёров, система тренировок, хозяин и рекламодатель зала или сам калека -- за невозможность измениться? Так и хочется, вполне ответственно, как практикующий психолог, предупредить: в случаях психопатии в медицинском её определении решительных изменений в структуре личности не произойдёт. Психопат останется психопатом, хотя, возможно, несколько более адаптированным и компенсированным. Не стоит ожидать серьёзных изменений и у выраженных носителей истерии, хотя именно их переживания могут поражать воображение блеском и пламенем, разнообразием и изощрённостью.

А ведь люди этой категории составляют немалую долю клиентов психотренингов, а в "завсегдатаях" их ещё больше. Ведь тренинги дают им реальное внимание и приятие такими, как они есть, и эфемерную надежду, что и в жизни может быть так же, когда наконец произойдёт переход количества в качество. И мне представляется непрофессиональным и просто нечестным продавать им миф об интеграции, которой они якобы могут достичь, но навряд ли достигнут. Само понятие интеграции в контексте тренинга для меня настолько мифологично, что со своими клиентами я предпочитаю говорить о гармонизации. Хотя и это слово, пожалуй, из той же чарующей области коллективного мифотворчества,но на мой вкус звучит красивее.

Притом лично я под гармонизацией понимаю не только и не столько восторженные описания клиентом ощущаемых им изменений внутри и вовне, сколько ориентируюсь на изменения окраски кожных покровов, глубины и частоты дыхания, мышечной расслабленности при отдыхе и алертности при концентрации. В общем, критерии благополучия вполне зримые и осязаемые, оплаченные опытом. Итак, наигравшись и наработавшись с чужими моделями и мифами, собрав неплохую коллекцию разного рода психотехнических игрушек, устроила я их выставку для себя и близких друзей.

Обнаружила притом, что некоторые из этих забав небезобидны, иные исключают друг друга, и каждая претендует на то, что "я на свете всех милее, всех румяней и белее". И обратилась я к себе: не пора ли тебе, голубушка, самой, как понравится, обустроить то, что ты считаешь своим? А то эти верования, дай им волю, устроят внутри такую конкуренцию, что потом только реставрацией и заниматься. А также археологией. И сочинилась Сказка. Она же -- Миф о взаимоотношениях между собой. Но пока сказывалась сказка и делалось дело, приобщаемые профессионалы высказывались в том смысле, что образовалась у меня не столько сказка-миф, сколько не то карта, не то действующая модель сознания в натуральную величину.

Мне как-то уютнее с понятием " карты", поскольку за ним -- не только прагматически-географический смысл (с привкусом романтики странствий), но и многочисленные азартные игры, и мистика гадательно - предсказательная, и фантастика первоклассная. Хотя и признаки " модели " -- самостоятельность в работе, развитии, большая гибкость и подвижность несомненно наличествуют. Генеральная идея-отличие состояла как раз в том, что основной структурной единицей у нас становится Ее Величество Функция. Творческая, реализационная, интуитивная, мыслительная, и всякая, какая только встретиться и понадобиться может.

Это напрямую привело к концепции "частей личности", взаимодействие которых способно решить многие проблемы целой личности. Есть у меня убеждение, подкрепленное изрядной практикой, что прямой контакт с большинством частей личности не только возможен, но происходит много легче, чем принято считать. То, о чем будет подробно рассказано дальше, названия частей личности и приписываемые им функции, появилось из работы над конкретными проблемами клиентов, из наблюдения за участниками тренинговых групп и совместном движении к разнообразным победам на "Брэйн-ринге" и в "Что? Где? Когда?" вместе с родной командой игроков.

Последние, по свойственному эрудиотам любопытству, доверчивости и стремлению пребывать первыми добровольно стали заказчиками разработки, испытателями и самыми рисковыми потребителями результатов. То, что в итоге риск многократно оправдался и окупился не умаляет их (извините, нашего общего) героизма. Очень здорово, все же, что победителей не судят. Правда, с тех пор, как подобными технологиями вооружились и другие команды, нам труднее стало побеждать. Пора, видимо, еще что-нибудь придумать.

"Итак, в некотором государстве, где было ВСЁ, жили разные жители, только зачастую не знали о существовании друг друга. Или знали, но смутно, поскольку жили в разных местах, в горах, морях и пещерах, встречались редко и занимались каждый своим интересом. И иногда ощущали странное,любопытное беспокойство, им чудилось, что они еще кому-то нужны, что их кто-то зовет. И начинали прислушиваться и присматриваться к этому настойчивому тихому зову." Так начинается, обычно, моя сказка для клиента.

Исхожу я из наших НЛПстских мифов о том, что ресурс есть всегда; главное -- обеспечить доступ к нему. И ещё из того, что при сотворении мифа не обязательно мне привлекать тёмные, мрачные, деструктивные и противоборствующие силы, каковые живут во всех древних мифах. Раз этот я делаю сама -- могу постулировать дружелюбную и доброжелательную фантасмагорию, в которой жить как-то уютнее и приятнее. И карту свою строить исходя из такой географии. Всё равно ведь никакая карта -- не территория.

Предчувствую на этом месте праведный гнев ревнителей академического определения мифа. То есть, возмутятся они, без непременного соучастия противодействующих сил это будет уже не миф, а так, сказочка, ведь противоборство в пространстве мифа неизбежно и предопределено. Что тут ответишь? То, что если мы эти малоприятные силы не задаем и не призываем, вовсе не значит, что мы от общения с ними гарантированы. Скорее всего таки объявятся сами. И придется иметь с ними дело по мере поступления. Но не так уж обязательно. А вот если их задать (думаете, не пробовала?) -- заявятся непременно и в отягощенном последствиями варианте. Посему, как и народная мудрость советует, лучше не будить лихо. Так что преднамеренно придерживаемся самой миролюбивой внутренней политики.
×

По теме Сказки и мифы

Терапевтические сказки

Вы хотите получше узнать своего ребенка? Вы хотите стать ребенку ближе, сделать...
Психология

Сказкотерапия. Роль сказки

Я думаю, так почти не бывает. Это представление во многом возникло из историй о...
Психология

Сказки и психотерапия

В этой схеме бросается в глаза ее сходство с моделью короткой терапии, особенно...
Психология

Открой для себя силу сказки!

Русская народная сказка - что это такое? Ее первоначальный смысл и роль в...
Психология

Так ли безобидны наши сказки?

В одесском зоопарке стая волков напала на 6-летнюю девочку, которой мать помогла...
Психология

В гостях у сказки

В наш стремительный век трудно представить себе как далекие предки обходились...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация