Хайвей. Высокий уровень

Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами

Устройте у себя на заднем дворе большое
кладбище, где можно будет хоронить ошибки
ваших друзей.
Генри Уорд Бичер*
Хайвей. Высокий уровень
Вопрос, который вы должны
задать себе: «Обращаюсь ли я
с другими лучше, чем они
обращаются со мной?»
* Бичер Генри Уорд (1813—1887) — проповедник-конгрегационалист, влиятельный оратор, выступал против распространения рабства, за избирательное право для женщин и как сторонник теории эволюции. — Прим. перев.

В 1842 году жизнь тринадцатилетнего Уильяма Бута круто изменилась. Его отец Самюэль Бут разорился. Одно время Бут-старший занимался изготовлением гвоздей, но когда его профессия пала жертвой массового производства, он переквалифицировался в мелкого строительного подрядчика. Но частые кризисы привели к тому, что в конце концов Бут потерял свой бизнес и оказался в тяжелом финансовом положении. В результате Уильяма, который вырос в семье, где хватило денег, чтобы дать ему образование, отправили учиться зарабатывать деньги. Его пристроили учеником к ростовщику в трущобном районе города Ноттингем в Англии.

«Делай деньги», — советовал отец Бута, а через год умер в нищете. В процессе овладения профессией Бут хорошо усвоил, как это делается. Но в то же время он узнал много чего еще. Работая в лавке ростовщика, ему приходилось каждый день иметь дело с бедными и обездоленными. Один из биографов Бута отметил: «Он из первых рук узнал, что делает с людьми бедность». Не случайно, что именно в пору ученичества он принял христианскую веру.

Изменение сердца
В 1849 году Бут переехал в Лондон и открыл ломбард в одном из бедных районов к югу от Темзы. Но уже через три года он бросил эту профессию и стал священником. Он надеялся, что вера поможет решить проблемы тех, кто вынужден вести отчаянную борьбу за выживание. Дальнейшую свою жизнь он посвятил служению двум целям: спасению потерянных душ и исправлению социальных несправедливостей.

Сначала он стал священником методистской церкви, а затем странствующим проповедником-евангелистом. Но в 1865 году, после того как он выступил с проповедью у входа в паб «Слепой нищий» в Восточном Лондоне, ему предложили служить в палаточной церкви, на основе которой позднее возникла организация Христианская миссия.

С тех пор Бут проповедовал и проводил миссионерскую работу среди самых бедных жителей Лондона. Район Ист-Энд населяли преимущественно нищие, бездомные и голодающие. В числе первых новообращенных были изгои общества: воры, проститутки, игроки и алкоголики. Бут пытался изменить их жизнь, но его усилия не были поняты даже теми, кому он старался помочь.

Брута и его помощников третировали и избивали. Уличные мальчишки бросали в окна их молельного дома камни и петарды. По свидетельству жены Бута Катерины, «каждый вечер он возвращался домой полумертвым от усталости. Часто его одежда была разорвана и окровавлена, а разбитая камнем голова обмотана бинтами». Бут не отвечал насилием на насилие. Но и не сдавался.

Бут направлял свои усилия на то, чтобы накормить бедных, дать кров бездомным и обращать людей в свою веру. К 1867 году у него уже работали десять постоянных помощников. К 1874 году в числе его сторонников было больше тысячи волонтеров и сорок два проповедника-евангелиста. В 1878 году Бут перестроил свою организацию по военному образцу и придумал для нее новое название. С тех пор она стала именоваться «Армией спасения».

К сожалению, это не остановило противников организации. Реформатор Шафтсбери* назвал Бута «Антихристом». Остановить Бута и его соратников попыталась специально созданная группа, члены которой называли себя «Армией скелетов». Вот как описывала их действия газета «Bethnal Green Eastern Post» в ноябре 1882 года:

«Уже несколько недель район терроризируют толпы отпетых негодяев. Мерзавцы именуют себя "Армией скелетов"... Цель этих "скелетов" в том, чтобы всячески мешать деятельности активистов "Армии спасения", преследовать их повсюду, передразнивать их песни, заглушать их барабанным боем, делать невозможным проведение их процессий и собраний... Среди этого сброда большой процент... бродяг и отъявленных подлецов... а также представителей позорного клана содержателей злачных заведений, которым ненавистны лондонский школьный комитет, образование и трезвый образ жизни. Они предвидят начало конца своей аморальной деятельности и готовы на самые гнусные действия». Несмотря на это, офицеры и волонтеры «Армии спасения» упорно продолжали свою деятельность и помогали сотням тысяч людей. Часто им удавалось обратить в свою веру даже своих преследователей.

* Граф Шафтсбери — основатель благотворительной организации, содержащей школы-интернаты для детей с физическими недостатками. Создана в 1844 г. — Прим. перев.

В 1912 году Уильям Бут, которому было уже 83 года, произнес последнюю публичную речь. В ней он подчеркнул решительность своего намерения бороться за души людей:

«Пока женщины плачут, я буду бороться, пока голодают маленькие дети, я буду бороться, пока людей сажают в тюрьмы, я буду бороться; пока на свете существует хоть один пьяница, пока по улицам бродит хоть одна несчастная падшая женщина, пока остается на земле хоть одна человеческая душа, живущая во мраке, лишенная света Божьего, я буду бороться — я буду бороться до конца».

Через три месяца он умер. Как выразился один обозреватель, «генерал Бут», который возглавлял «Армию спасения» больше тридцати лет, «получил в награду бессмертную славу».

Уильям Бут всю жизнь следовал принципу верхней дороги. Он постоянно обращался с другими лучше, чем они обращались с ним. И в результате его жизнь протекала на самом высоком уровне, как в личном, так и в профессиональном плане. Я восхищаюсь личностью Уильяма Бута, но должен признаться, что сам не всегда верил в принцип верхней дороги. Когда я был подростком, мой отец Мел вин Максвелл занимал должность президента Библейского колледжа. Я часто с разочарованием наблюдал, как трудно ему было работать с советом директоров колледжа и как плохо к нему относились. И все же, невзирая на отношение директоров, мой отец никогда не платил им той же монетой. В то время его реакция меня просто бесила.

Когда я стал старше и приобрел опыт работы с трудными людьми, мне стали понятны действия отца. Я осознал, что, обливая людей грязью, можно только нажить себе врагов. В отношениях с людьми есть только три пути. Мы можем выбрать...

нижнюю дорогу — и обращаться с другими хуже, чем они обращаются с нами;

среднюю дорогу— и обращаться с другими так же, как они обращаются с нами;

верхнюю дорогу — и обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.

Движение по нижней дороге портит взаимоотношения и настраивает людей против нас. Выбор средней дороги не отталкивает людей от нас, но и не привлекает их к нам; это путь скорее пассивный, чем активный. Движение по верхней дороге помогает создавать позитивные взаимоотношения и притягивает к нам людей. По примеру своего отца я решил каждый день выбирать для отношений с людьми верхнюю дорогу.
×

По теме Хайвей. Высокий уровень

Хайвей. Выбор трудного пути

Путешественники по верхней дороге Верхнюю дорогу выбирают реже всего. Я говорю...
Психология

Уровень потребления

Предположим, что вам предъявлено несправедливое обвинение в серьезном...
Психология

Уровень самооценки

Прав был Аристотель - счастье принадлежит довольным собой. Американская...
Психология

Уровень общения

В разных ситуациях и в различные моменты общения собеседники (в том числе и...
Психология

Переход человечества на новый уровень организации...

В окружающей нас природе мы наблюдаем поразительную и , в то же время , внешне...
Психология

Уровень притязаний. Желания и возможности

Несложно догадаться, что уровень притязаний может быть высоким и низким и...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Золотая цепь духовности
Быть спокойным - самое ценное качество