Школа сотрудничества

Принцип сотрудничества
Совместная работа повышает вероятность совместной победы

Вы можете делать то, чего не могу я.
Я могу делать то, чего не можете вы.
Вместе мы можем свершать великие дела.
Школа сотрудничества
МатьТереза
Вопрос, который вы должны
задать себе: «Является ли
сотрудничество со мной причиной
успеха других?»
Есть люди, которые по своей природе склонны к сотрудничеству. И в результате они пожинают богатый урожай успехов. Одним из таких людей был Бенджамин Франклин.

Франклин вошел в историю как книгоиздатель, государственный деятель, изобретатель, писатель и один из отцов-основателей Соединенных Штатов Америки. Он родился в Бостоне и был пятнадцатым из семнадцати детей скромного свечных дел мастера. Его формальное обучение длилось меньше двух лет. В возрасте двенадцати лет его отправили к одному из старших братьев учиться типографскому делу. В семнадцать, не имея за душой ничего кроме таланта и трудолюбия, он приехал искать счастья и богатства в Филадельфию, где начал свою карьеру в качестве печатника и журналиста. К 1730 году, в возрасте двадцати четырех лет, он уже владел собственным бизнесом. В 1748 году у него было достаточно денег, чтобы отойти от дел.

Франклин пожелал оставить бизнес, чтобы посвятить себя научным исследованиям. Опыты с электричеством принесли ему мировую славу. Начиная с 1750-х, он активно занимался общественной и политической деятельностью. И тут тоже его достижения оказались невероятными. Он стал одним из горстки влиятельных людей, которым принадлежит заслуга проведения Американской революции и создания нового государства.

Соавтор Декларации независимости и Конституции, он был единственным человеком, который подписал все четыре документа, которые помогли создать Соединенные Штаты Америки: Декларацию независимости (1776), американо-французский договор о союзничестве, дружбе и торговле (1778), договор о мире между Англией, Францией и Соединенными Штатами (1782) и Конституцию Соединенных Штатов Америки (1787).

Мастер сотрудничества
Беглый обзор достижений Франклина может создать иллюзию того, что Франклин был человеком, склонным работать в одиночестве. Но ничего не может быть дальше от истины. С самого начала своей карьеры Франклин активно использовал принцип сотрудничества. Несмотря на скудное образование, Франклин всю жизнь учился самостоятельно. Но он знал, что в одиночку невозможно добиться значительного прогресса. Поэтому в 1727 году, в возрасте двадцати одного года, он организовал дискуссионный клуб «Хунта». Сам Франклин называл «Хунту» клубом взаимного совершенствования, объединившим «большинство моих талантливых и остроумных знакомцев». В первоначальный состав клуба вошли печатники, топографы, мастеровые, клерк и торговец. «Мы собирались по пятницам, — вспоминал Франклин. — Устав, который я написал, требовал, чтобы каждый член кружка по очереди задавал по одному или по несколько вопросов, касающихся любых аспектов морали, политики или философии, чтобы мы могли обсудить их совместно; и раз в три месяца готовил и зачитывал письменное эссе на любую тему, какая ему больше нравилась». Со временем «Хунта» Франклина превратилась в Американское философское общество, которое благополучно дожило до сегодняшнего дня.

Важной частью постоянного самообразования Франклина было чтение книг. В молодости, когда Франклину не хватало средств на их приобретение, у него родилась идея использовать принцип сотрудничества. Он убедил группу людей вскладчину приобрести книги, чтобы читать их по очереди. К 1731 году эта идея привела к образованию первой в североамериканских колониях публичной библиотеки, где книги выдавались на дом.

Аналогичный подход Франклин использовал неоднократно и в самых разных ситуациях. В 1736 году, когда в Филадельфии участились пожары, он убедил группу колонистов объединиться и создать первое в городе добровольное пожарное общество. В случае, если огонь грозил уничтожить собственность кого-нибудь из членов общества, все остальные обязывались прийти к нему на помощь. В 1751 году он помог основать первую в стране общественную больницу. В 1752 году он воодушевил группу колонистов разделить финансовые риски, став партнерами первой в Америке компании страхования от пожаров — «Philadelphia Contributorship». Он призывал людей вскладчину нанимать метельщиков улиц и сотрудников местной полиции. Время от времени Франклин организовывал сотрудничество с другими людьми, чтобы все вместе они могли добиться успеха.

Независимо от значительности личных успехов Франклина, он никогда не отказывался использовать сотрудничество для достижения цели. Он применял этот подход как в масштабах страны, так и на международной арене. Когда Соединенные Штаты начали борьбу за независимость, их основатели знали, что молодое государство не выживет без помощи других стран и сотрудничества с ними. Франклина направили во Францию в качестве первого посланника своей страны. Ему удалось убедить французов заключить союз с Америкой против Англии. Филолог и историк Лео Ли-мей назвал Франклина «самым ценным и успешным американским дипломатом всех времен».

А в 1787 году, после того как молодая страна, обеспечив защиту своей независимости, занялась составлением конституции, и делегаты не могли добиться согласия по вопросу о структуре законодательной власти, Франклин предложил «великий компромисс», на основе которого была построена современная двухпалатная структура конгресса. Мало кто смог оставить в истории Соединенных Штатов такой значительный след, как Франклин. И мало кто так ясно, как он, осознавал силу сотрудничества.

Как научиться рассчитывать на других
С юных лет Бен Франклин понимал, что совместный труд повышает вероятность общей победы. Мне бы тоже хотелось обладать такой мудростью. Чтобы научиться использовать принцип сотрудничества, мне потребовалось немало лет. В этой области жизни я прошел через четыре этапа:

1. Я хочу добиться изменений...
Так же, как многие другие, я начал с того, что сам назвал «стадией эгоизма». Мое внимание было сосредоточено на себе и на том, чего я мог добиться. Не хочу сказать, что я все делал неправильно. Мои мотивы были самыми позитивными. Просто мое видение перспективы было слишком ограниченным. Я много работал и многого добился. Но я не мог совершить ничего действительно значимого в одиночку. Впоследствии я пришел к выводу, который изложил книге «17 неопровержимых законов лидерства» («The 17 Irrefutable Laws of Teamwork»): число «один» слишком мало, чтобы достичь величия.

Если вы думаете, что можете что-то изменить собственными силами, тогда вам следует поразмыслить над словами неизвестного поэта, написавшего стихотворение «Незаменимый человек»:

Порой, когда ты сознаешь свою важность,
Когда расцветает твое эго,
Когда ты считаешь,
Что ты самый нужный из всех,
Когда ты чувствуешь, что твой уход
Оставит брешь, которую нельзя заделать,
Просто последуй простому совету
И посмотри, как он смирит твою душу.
Возьми ведро и налей в него воды,
Опусти в нее руку до запястья;
Вынь ее и дырка, что останется,
Будет мерой того, как тебя будет не хватать.
Ты можешь расплескивать сколько угодно воды,
Можешь, как хочешь, взбалтывать ее,
Но вынь руку и через минуту увидишь,
Что вода выглядит точно так же, как прежде.
Мораль этого необычного эксперимента
В том, чтобы просто делать все, на что ты способен;

Гордиться собой, но не забывать,
Что нет незаменимых людей!

Для меня слова высокий моральный дух равнозначны позиции «я могу что-то изменить». И наоборот, низкий моральный дух — это «я не могу изменить ничего». Если ваша способность оказывать позитивное воздействие на других может усилить ощущение личного благополучия, тогда вам необходимо думать не только о том, что это можете сделать только вы.

2. Я хочу что-то изменить с помощью людей...
Когда я начал думать не только о себе, то обнаружил, что смогу продвинуться дальше и достичь большего, если на этом пути ко мне присоединятся другие. В результате у меня появилось желание взять с собой всех. Очень скоро я понял, что это была ошибка. Вот почему:

• Не каждый должен отправляться в путь — проблема энтузиазма. Доводилось ли вам работать с людьми, которые говорили, что они на вашей стороне и верят в то, чего вы пытаетесь добиться, но при всем при этом вам приходилось постоянно уговаривать их выполнять их часть работы? Эти люди равнодушны к своей работе. Они не против покататься, но не испытывают никакого желания крутить педали. Попробуйте взять их с собой, и они вас вымотают до смерти.

Не каждый хочет отправиться в путь — проблема позиции. Некоторые люди просто не верят в вас или в то, что вы делаете. Это не значит, что вы не правы, как не значит, что не правы они. Просто вам не следует даже пытаться взять их с собой. Не каждый может отправиться в путь — проблема способностей. Одно дело сотрудничать, а другое — тащить на себе. Некоторые люди могут испытывать желание что-то изменить, но просто не в состоянии помочь вам в том, что вы делаете. Вы не можете пойти на сотрудничество с тем, кто будет для вас балластом.

Главный урок, который я усвоил на этой стадии, заключается в том, что мне следует пытаться строить взаимоотношения со всеми, но отбирать для сотрудничества лишь немногих.

3. Я хочу что-то изменить с помощью людей, которые готовы к переменам...

Британский государственный деятель Генри Ван Дайк заметил: «Развитие личности начинается с провозглашения независимости, а заканчивается признанием взаимозависимости». Когда мне стукнуло сорок, я вошел в пору жизни, когда мне, наконец, начала открываться истина: уровень вашего успеха определяют самые близкие вам люди. Именно тогда я перешел от простой работы с хорошими, способными людьми к сотрудничеству с теми, кто хочет и может изменять положение дел. И позвольте поделиться с вами секретом перехода на следующий уровень в этой области: находите способных людей с таким же, как у вас, желанием дойти до цели и готовностью к сотрудничеству, которым тоже нужна помощь других людей. Если вы сумеете наладить отношения с этими людьми, то совместными усилиями вы сможете свернуть горы.

4. Я хочу что-то изменить с помощью людей, которые готовы к переменам и способны изменить положение дел

Лишь в последний период моей жизни я перешел в так называемую стадию значимости. Я пожинаю плоды сотрудничества со многими людьми, и вместе мы помогаем другим, оказывая на людей позитивное воздействие. Большей награды для себя я не могу даже представить.

Раввин Гарольд Кушнер заметил: «Цель жизни не в том, чтобы победить. Цель жизни в том, чтобы расти и делиться тем, что у вас есть. Когда вы оглянетесь назад и проанализируйте все то, что сделали в жизни, то воспоминания о радости, которую вы принесли людям, доставят вам больше удовлетворения, чем воспоминания о том, как вы затыкали их за пояс и втаптывали в грязь».

Сила сотрудничества
Читая предыдущие страницы, вы, возможно, обратили внимание на один нюанс в описанном мною процессе:

я хочу что-то изменить (стадия эгоизма)...
с помощью людей, которые готовы к переменам (стадия деления)...

и способны изменить положение дел (стадия значимости)!

Между стадией эгоизма и стадией значимости лежит стадия деления с людьми. Сотрудничество является невероятным источником силы. Оно приносит пользу в самых разных отношениях:

Сотрудничая с другими, вы ничего не теряете
Томас Джефферсон заметил: «Свеча ничего не теряет, когда зажигает другую свечу». В этом истинная суть сотрудничества. Мой опыт показывает, что многие люди так не думают. Они считают, что тот, кто делится, что-то теряет. Но, на мой взгляд, это неправда.

Каждый человек склонен к одному из двух складов ума: дефицитному или изобильному. Людям с дефицитным складом ума кажется, что им постоянно чего-то не хватает, что им нужно грести под себя все, до чего они могут дотянуться, и любой ценой защищать то, что у них есть. Люди с изобильным складом ума считают, чт им всего достаточно. Если у них появляется идея, они ею делятся, потому что всегда могут родить другую. Если у них есть деньги, они готовы ими поделиться, потому что всегда смогут заработать еще. Если у них только один кусок пирога, они позволяют съесть его кому-нибудь другому; они испекут себе еще.

Я уверен, что в этой области человек получает от жизни то, чего ожидает. Он может трястись над тем немногим, что у него есть, и не получить ничего больше. Или он может раздать то, что имеет, и получить во много раз больше. Вся разница в жизненной позиции человека. Поэтому если вы сотрудничаете с другим человеком и щедро делитесь с ним тем, что у вас есть, то тем или иным образом вы получите взамен больше, чем отдали.
×

По теме Школа сотрудничества

В добрый путь Школа Волшебства ч.1

1. В добрый путь… или на фига это тебе? 2. Герой… или круче нас только кучи. 3...
Психология

Герой Школа Волшебства ч.2

Введение. А-а-а, привет! Это снова ты! А ты прочитал первую часть? Ты выполнил...
Психология

Зеркало Школа Волшебства ч.3

Итак, что же там в зеркале? Отражение… и ты и не ты, так что, я не я, карма не...
Психология

Превращения часть 1 Школа Волшебства ч.4

Введение. Здравствуй, здравствуй! Драгоценный… иди-ка ты туда – не знаю во что...
Психология

Превращения часть 2 Школа Волшебства ч.4

Здесь и сейчас Привет, лунатикам!!! Куда тебя занесло? Из прошлого, прямехонько...
Психология

Мировая революция часть 1 Школа Волшебства ч.5

«Миру – мир! Народу пиво!» Такой вот лозунг я увидел в лифте, когда приходил в...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Золотая цепь духовности
Быть спокойным - самое ценное качество