Психология лидерства. Принцип харизмы

Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими

Проявляя интерес к людям, вы можете за два
месяца завести больше друзей, чем за два года,
пытаясь заинтересовать их своей персоной.
Дейл Карнеги
Вопрос, который вы должны
задать себе: «Кому я обычно
уделяю больше внимания —
другим или себе?»
В августе 2003 года мы с Маргарет купили билеты на круиз по Средиземному морю. Когда мы прибыли на регистрацию, к нам подошла какая-то женщина, ненамного старше нас.

— Привет, я Филлис, — представилась она с лучезарной улыбкой. — А как зовут вас?

Мы представились.
— Очень приятно с вами познакомиться, — сказала она. — С нетерпением жду, когда смогу узнать вас поближе. А пока не буду мешать. Встретимся за ужином.

— Какая обаятельная особа, — сказала Маргарет после того, как мы прошли регистрацию и узнали номер своей каюты.

Пока мы распаковывали вещи, я совсем позабыл о Филлис. Но когда мы спустились в ресторан к ужину, она уже была там и разговаривала с другими пассажирами. Заметив нас, она улыбнулась и подошла перекинуться парой слов.

— Джон и Маргарет, это мой муж, Стэнли, — представила она своего супруга и немедленно начала вовлекать нас в разговор. Дело закончилось тем, что мы отужинали вместе.

— Чем ты занимаешься? — спросила она меня.
— Пишу книги и читаю лекции, — ответил я.
— Как интересно. Расскажи поподробнее.
Я начал рассказывать ей кое-что о моем происхождении и работе, а она задавала вопросы. Затем она втянула в беседу Маргарет, и вскоре мы перешли на тему искусства и античности.

В течение нескольких следующих дней Филлис и Стэнли познакомились со всеми 120 пассажирами теплохода и завязали с ними дружеские отношения. Я отметил, как много усилий Филлис направляла на то, чтобы помочь людям почувствовать себя раскованнее. Она первая завязывала разговор, а когда кто-то хотел поговорить о ней, быстро переводила тему на собеседника.

Филлис всех знала по именам и для каждого из них всегда держала наготове что-нибудь приятное. Все были от нее без ума. В ходе одной из наших бесед я узнал от нее, что они со Стэнли были пенсионерами и проводили время в круизах, знакомясь с людьми. По всей видимости, они получали от этого громадное удовольствие.

Когда круиз подошел к концу, я выразил Филлис нашу с Маргарет общую признательность и дал понять, что мы бы хотели поддерживать с ней связь в дальнейшем. Она залезла в карман и вытащила визитку, на которой было написано: «Филлис и Стэнли Хьюз, ваши друзья по круизу».

Ниже был помещен логотип теплохода вместе с домашним адресом и телефоном супругов. Немного позже Филлис написала нам и пригласила навестить их со Стэнли во Флориде.

Филлис Хьюз оказалась самой харизматичной личностью из всех, с кем я знаком. Она настоящая мастерица по части завязывания знакомств с людьми. В чем ее секрет? В том, о чем говорил мне мой отец, отправляя меня на курсы Дэйла Карнеги: «Если ты хочешь завязать близкое знакомство с людьми, уделяй все внимание им, а не себе».

Шесть способов заставить людей полюбить вас
(с благодарностью Дэйлу Карнеги)
Принципы, которым Карнеги учил на своих курсах и в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» («How to Win Friends and Influence People»), произвели на меня глубокое впечатление еще в подростковом возрасте. Сила их воздействия оказалась настолько огромной, что заставила меня заняться развитием собственных навыков работы с людьми, используя многое из того, чему учил он. Предлагаю познакомиться с шестью советами Карнеги и моими комментариями к ним.

1. Проявляйте искренний интерес к людям
Кто-то однажды спросил Перл Места, хозяйку самого известного салона со времен Долли Мэдисон*, как ей удается привлекать так много богатых и знаменитых людей на приемы. «Все дело в приветственных и прощальных фразах», — заявила она. Прибывающих гостей она встречала восклицанием: «Наконец-то вы здесь!» Каждому, кто откланивался, она выражала свое сожаление словами: «Как грустно, что вам приходится уйти так рано!»

* Мэдисон Долли Пэйн (1768—1849) — жена президента Джеймса Мэдисона, одна из наиболее известных «первых леди» (1809— 1817). По просьбе президента Т. Джефферсона, который был вдовцом, выполняла роль хозяйки Белого дома в 1801 — 1809, когда ее муж был государственным секретарем. — Прим. перев.

В течение почти двух десятков лет в качестве рекомендации и памятки для желающих строить взаимоотношения с окружающими я использую следующее утверждение: людей не заботит, как много вы знаете, пока они не узнают, как сильно вы о них заботитесь. Их не волнует ваша власть, образование или квалификация; и отношение таких людей к вам окажется более теплым, если вы сначала убедите их в том, что вы цените прежде всего их личностные качества.

2. Улыбайтесь
Вам когда-нибудь приходилось увидеть себя со стороны, словно в зеркале, после чего вы осознавали необходимость что-то изменить в вашей жизни? Со мной такое случилось в третьем классе. Однажды утром я стоял перед зеркалом. Я посмотрел на свое лицо и впервые увидел его таким, каким его видели другие. Глядя на себя как будто чужими глазами, я подумал: «Джон, ты далеко не красавчик». Я долго размышлял, что же можно сделать, чтобы это изменить. Затем я улыбнулся. И тут до меня дошло: «Вот что мне поможет!» С тех пор я улыбаюсь всегда и всем.

Улыбка притягивает. Мой литературный обработчик Чарли Ветцель одно время работал на торговой выставке, где продавал школьное оборудование. Он всегда ставил перед собой цель улыбаться каждому посетителю. Почти все люди двигались по проходам, скользя взглядами по товарам, которые могли предложить продавцы. Но, по словам Чарли, довольно часто происходила удивительная вещь. В последнюю секунду, когда люди уже были готовы пройти мимо стенда, они поднимали глаза на продавца. Больше половины тех, кто замечал его улыбку, делали внезапный поворот и возвращались к стенду, чтобы посмотреть на выставленные там товары. Это выглядело так, словно к ним была привязана резинка, которая тянула их назад.

О Чарли нельзя сказать, что он необычайно красив, поэтому вряд ли причиной такой внезапной перемены отношения мог стать его внешний вид. Его товары тоже не были особенно броскими или яркими. Все дело было в улыбке. (Он даже проверил это экспериментальным способом. Когда ему удавалось установить зрительный контакт без улыбки, люди просто проходили мимо.) Если вы хотите привлечь к себе внимание людей, осветите ваше лицо улыбкой.

3. Помните, что имя человека является для него самым сладким и самым важным звуком

Когда я только начал заниматься на курсах Дейла Карнеги, самое большое впечатление на меня произвел акцент, который инструктор делал на необходимости запоминать имена людей. С тех пор и до сегодняшнего дня эта задача для меня остается в числе приоритетных. За долгие годы я перепробовал множество приемов, способствующих запоминанию. Я находил на лице человека какую-нибудь особую примету и связывал ее с именем. Я жонглировал словами, составляя фразы, способные помочь вспоминать имена.

Когда я служил пастором в одном крупном приходе, я решил запоминать имена людей, желавших запечатлеть себя на фотографиях. Порой мне приходилось держать в памяти около пятисот имен. Чтобы ускорить процесс запоминания, я прокалывал дырочки в уголках снимков и нанизывал фотографии на большие кольца. Помню, как однажды в самолете я вытащил из кейса парочку колец и начал просматривать снимки, вспоминая имена.

— Что вы делаете? — поинтересовался сидевший рядом пассажир.

— Перебираю фотографии моей семьи, — как бы между делом ответил я.

— У вас большая семья, — уважительно произнес попутчик.

Продолжая перебирать снимки я сказал:
—То ли еще будет, когда мы дождемся внуков. Конечно, усилия, потраченные на запоминание имен, не всегда давали стопроцентный результат. Как бы вы ни старались, все равно что-нибудь перепутаете. Однажды меня пригласили выступить на международной конференции, которую организовала компания по производству соленых крендельков «Auntie-Anne's Pretzels». В течение пяти минут я хвалил основательницу компании, и рассказывал об организации. Так бы я и продолжал восхвалять достоинства «тети Ани», но тут кто-то меня остановил и робко произнес: «Послушайте, Джон. Не тетя Аня, а тетушка Анна». Я почувствовал себя полным идиотом. В свое время основатели компании Анна и Йонас Бейлер ужинали у меня дома, а я до сих пор неправильно называл ее имя!

4. Будьте хорошим слушателем — побуждайте других говорить о себе

Новеллист Джордж Элиот советовал: «Старайтесь в этом огромном мире заботиться о чем-то большем, нежели удовлетворение своих мелких эгоистичных желаний».

Как можно использовать этот совет на практике? Слушать других! В этом заключается талант Филлис Хьюз, одной из самых лучших слушательниц, с которыми я когда-либо был знаком. Она напомнила мне мою мать Лауру Максвелл, которая всегда готова выслушать не только меня, но и уделить внимание другим людям. Много лет назад, когда она работала в библиотеке Библейского колледжа Серклвилля, десятки девушек доверяли ей свои секреты, потому что она всегда внимательно их выслушивала. Маргарет говорит, что эта способность сделала мою мать отличной свекровью.

Два самых великих премьер-министра в истории Великобритании — это Уильям Гладстон и Бенджамин Дизраэли. Говорят, что одной молодой леди довелось поужинать с каждым из них. Когда ее попросили рассказать, какое впечатление произвели на нее эти мужчины, она сказала: «Когда я покидала столовую, где сидела рядом с г-ном Гладстоном, то подумала, что он самый умный мужчина в Англии. Но после того как я посидела рядом с г-ном Дизраэли, то подумала, что я самая умная женщина в Англии!»

5. Говорите на языке, который интересен другому человеку

Молодые супруги сидели молча на крыльце теплым июньским вечером. Молодая жена поглядела на своего суженого и спросила:

— Джордж, по-твоему, у меня красивые глаза?
— Угу, — ответил Джордж. Прошла минута.
— Джордж, по-твоему, у меня шикарные волосы?
— Угу, — снова ответил Джордж. Прошла еще минута.
— Джордж, скажи, у меня стройная фигура?
— Угу, — опять ответил Джордж.
— Ах, Джордж, — вздохнула она, — ты говоришь мне самые приятные слова на свете.

Бедняга Джордж любит свою молодую жену, но пока еще не знает, каким образом с ней обращаться. Чтобы одержать победу во взаимоотношениях, вы должны научиться разговаривать на языке, который соответствует интересам собеседника. Это закон, который следует соблюдать как при первом знакомстве, так и при последующем развитии отношений, в том числе семейных.

Ключ к разгадке этого явления заключается в том, что автор Тони Аллесандра называет платиновым правилом (вы наверняка знаете золотое правило: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами), которое гласит: «Обращайтесь с другими так, как они хотят, чтобы с ними обращались». Соблюдайте это правило, и вы сможете избежать ошибок.

6. Заставьте другого человека почувствовать себя важным, и сделайте это искренне

Суть в том, что вам нужно заставить окружающих почувствовать свою значимость. Обаяние Филлис не было показной маской. Было очевидно, что она искренне любит людей. Для нее каждый человек был важной персоной. А научиться ценить людей может каждый.

Подтверждением тому является рассказанная Аланом Циммерманом история Кэветта Робертса, потомственного юриста, торгового агента и основателя Национальной ассоциации ораторов, с которым я познакомился и чьи лекции слушал в начале 70-х:

«Однажды утром Роберте выглянул в окно и увидел тощего двенадцатилетнего мальчишку, который обходил соседние дома, продавая книги. Мальчик направлялся к его дому. Роберте повернулся к жене и сказал: "Посмотри, как я преподам этому парнишке урок по технике продаж. После того как я столько лет писал книги и читал лекции по всей стране, я могу себе позволить поделиться своей мудростью. Я не собираюсь его обижать, но избавлюсь от него раньше, чем он поймет, что случилось. Я использовал этот прием в течение многих лет, и он срабатывает безотказно. Затем я вернусь и научу его, как иметь дело с людьми вроде меня".

Мальчишка нажал на кнопку звонка. Мистер Роберте открыл дверь и быстро объяснил, что он очень занятой человек. Он не собирается покупать никаких книг. Но потом добавил: "Я дам тебе одну минуту, а затем мне придется уехать — нужно успеть на самолет".

Юного продавца не смутил отказ Робертса. Он просто уставился на высокого, седовласого, хорошо одетого мужчину, который, по его сведениям, был довольно известным и богатым человеком. Парнишка спросил: "Сэр, неужели вы тот самый знаменитый Кэветт Роберте?" На что мистер Роберте ответил: "Заходи, сынок"».

М-р Роберте купил у подростка несколько книг, которые он, скорее всего, так и не удосужился прочесть. Парнишка хорошо знал, как заставить человека почувствовать себя важным, и этот прием сработал. Перед таким подходом редко удается устоять даже богатым и знаменитым.

Авторы Маркус Бакингем и Дональд О'Клифтон называют эту способность словом «Woo», которым принято обозначать умение располагать к себе людей. Они считают, что люди, у которых есть «Woo», тянутся к другим, «узнают их имена, задают им вопросы и находят области общих интересов, чтобы таким образом завязать разговор и установить контакт». В их понимании «Woo» — это врожденное качество, которое или у вас есть, или нет. Я с ними согласен. Но я верю, что овладеть навыками работы с людьми и приобрести харизму может любой человек.

Суть феномена харизмы сводится к следующему: человек, у которого нет харизмы, присоединяется к группе и говорит: «А вот и я». Человек, у которого она есть, присоединяется к группе и говорит: «А вот и вы». Научиться этому может почти каждый.

От «Woo» к «вы»
Недавно я купил книгу Бакингема и Клифтона «А теперь определите ваши сильные стороны» («Now, Discover Your Strengths») и протестировал себя. Должен признаться, что мое «У» оказалось в первой пятерке. Я всегда умел располагать к себе других. Но у меня не

всегда была харизма, и могу рассказать, почему. Выйдя из колледжа свежеиспеченным пастором, я пытался на всех произвести впечатление, изображая из себя эксперта, и намеренно смотрел на людей сверху вниз. Я даже купил очки, чтобы выглядеть старше и умнее. Сегодня мне стыдно за такое поведение. Но я получил хороший урок. Теперь я знаю, что мне не нужно ни на кого производить впечатление. (Это все равно не поможет.) Мне просто нужно дать людям понять, что я о них забочусь и хочу им помочь.

Если вы хотите быть человеком, при одном приближении которого люди начинают улыбаться, переступите границы своего «я», измените фокус вашего внимания и проявите интерес к другим. И ваша жизнь станет совершенно другой.

Вопросы для обсуждения принципа харизмы
1. Почему людям так трудно проявлять искренний интерес к другим? Есть ли такая проблема у вас? Поясните ваш ответ.

2. Знакомы ли вы лично с кем-нибудь, у кого есть харизма и талант общения с людьми? Опишите этого человека. Как вы чувствуете себя в его присутствии? Какая часть обаяния дана ему от природы и какая является результатом применения усвоенных приемов? Что вы можете сделать, чтобы стать похожим на этого харизматичного человека?

3. Насколько хорошо вы запоминаете имена людей? На каком месте в списке ваших приоритетов располагается это умение? Какие приемы помогают вам запоминать имена (если вы их используете)?

4. Вы когда-нибудь пытались заранее узнать об интересах определенного человека, чтобы вам было легче установить с ним контакт? Это «домашнее задание» доставило вам удовольствие или показалось неприятным? Как полученные сведения повлияли на развитие взаимоотношений? Как можно быстро выяснить интересы другого человека, не имея возможности заниматься поисками подобной информации? Какого рода вопросы вы должны задавать? Как следует использовать ваши наблюдения?

5. Что может случиться, когда человек использует грубую лесть, чтобы завязать отношения с собеседником? Трудно ли вам проявлять искренний интерес к тем, кто вам не особенно нравится? Дайте развернутый ответ. Какие способы положительной оценки достоинств можно найти в подобных ситуациях? Что вам нужно сделать, чтобы изменить свое отношение к людям, которые вам неприятны?
×

По теме Психология лидерства. Принцип харизмы

Психология лидерства. Принцип увеличительного стекла

Мы видим других такими, какие мы сами Я бы не хотел принадлежать ни к одному...
Психология

Психология лидерства. Принцип зеркала

Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя Иметь дело с...
Психология

Психология лидерства. Принцип боли

Обиженный человек сам наносит обиды другим Для некоторых людей совет «Будь самим...
Психология

Психология лидерства. Принцип молотка

Никогда не используйте молоток, чтобы убить комара на лбу собеседника Если вы...
Психология

Психология лидерства. Принцип лифта

В процессе взаимоотношений мы можем поднимать людей вверх или опускать вниз Люди...
Психология

Психология лидерства. Принцип целостной картины

Все население земли — за единственным несущественным исключением— состоит из...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация