Психодрама. Инсайт и катарсис

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы (Greenberg, 1974).
Психодрама. Инсайт и катарсис
Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Понятие катарсис восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.

Хотя в психодраме используется понятие катарсиса в том значении, которое определил для него Аристотель,- эмоциональное потрясение и внутреннее очищение (в этом же значении использовал понятие катарсиса и Фрейд) имеет лечебный эффект.

Морено считал, что он пошел дальше Фрейда в разработке терапевтической ценности катарсиса. В античных трагедиях катарсис является вторичным по значимости по сравнению с сюжетной линией; в психоанализе катарсис является вторичным по сравнению с последующ анализом, но в психодраме процесс катарсиса и интеграции более важен, чем сценарий или анализ переживаний и действий (Ginn, 1973). Психодраматическая ситуация словно специально предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемая участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации, использующие личностно значим материал, так и актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.

Аудитория в психодраме может быть также вовлечена в процесс переживания катарсиса. В то время, как Морено создавал свой "спонтанный театр" и работал с учением о психодраме, зрителями психодрамы были только непосредственные участники драматического психотерапевтического действия. В настоящее время аудитория может состоять из людей, которые не принимают участия в данной психодраматической ситуации, но эмоционально вовлекаю в атмосферу занятия. Согласно Морено, различие между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает у подножия вулкана за его извержением (Moreno, 1974b).
×

По теме Психодрама. Инсайт и катарсис

Психодрама

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892...
Психология

Психодрама Морено

Якоб Леви Морено …Кем он только не был? И кудесником, и апологетом, и всеобщим...
Психология

Катарсис

Как известно (а может быть, и неизвестно), великий философ древности Аристотель...
Журнал

Катарсис

Все, кто оформлял свои семейные отношения не только через ЗАГС, но и в церкви...
Журнал

Катарсис

НУЖНОСТЬ КАТАРСИСА Я не могу сотворить для вас рай. Вот почему все мои...
Религия

О катарсисе

Он прекращается сам, когда он завершен. Вам не нужно прекращать его. Постепенно...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество