“Обычно ребенок, готовый к школьному обучению, как раз ждет сентября с нетерпением, - объясняет педагог-психолог, специалист по дошкольному воспитанию Лидия Гурская. - Стресс в основном испытывают родители, а не дети. - И тут важно не передавать свои опасения ребенку.
Многие по привычке при любой оплошности ребенка бросают ему: “Вот посмотришь, в школе тебе покажут”, “Как ты будешь в школе заниматься?!”, “В школу начнешь ходить, будет все по-другому, надо готовиться”... Ни в коем случае не пугайте ребенка школой! Обязательно ведите только позитивные беседы, чтобы образ школы складывался положительный”. Кстати, рассказывает Лидия Гурская, на опросах малыши сами рассказывают, что именно им нравится уже заранее в школьной жизни: дошкольники довольны, что у них не будет дневного сна, что у них будут, как у взрослых, портфель, учебники, что у них будут уроки - некая “работа”, за которую они будут ответственны, что у них появятся новые друзья и они будут узнавать каждый день что-то новое. Как видите, дети сами могут позитивно готовить себя к изменениям в своей жизни. Родителям тут важно помогать детям укрепиться в этих мыслях. “Как ни странно, у детей перед первым классом самооценка завышенная, - отмечает Лидия Гурская. - И это здорово! Поддерживайте ее! А вот заниженная самооценка - какие-то страхи, негатив - бывает у тех детей, которых давят отрицательными разговорами о школе. Это именно не личностные страхи и проблемы детей, это наносное, это вина нас, взрослых, что мы, порой сами того не замечая, запугиваем их, внушаем им свои же страхи. “Ты такой-сякой, как ты будешь учиться в школе!” - вырывается порой у родителей. Не надо ругать ребенка, наделять его всяческими эпитетами. Критиковать малыша можно только за его поступок, но критика должна быть конструктивной: “В этот раз ты поступил неверно. В этот раз у тебя не получилось. Но в следующий раз ты сможешь лучше!” Это не отобьет у ребенка желания заниматься, стараться, и это не унижает его, он по-прежнему уверен в себе. В общем, родителям тут можно пожелать терпения и еще раз терпения! Внушайте ребенку, что в школе у него, несмотря на трудности, все будет получаться, что он будет успешен”.
Рассказывайте малышу о том, как нужно будет вести себя в школьном коллективе, как взаимодействовать с учителем. Причем преимущество тут, конечно, у тех детей, кто уже ходил на подготовительные занятия в школу. Они уже знакомы с деталями школьной жизни: как нужно поднимать руку, чтобы ответить, для чего школьная доска, как нужно вести себя на уроке, как отвечать учителю. А вот те детишки, которые не ходили на подготовку к школе, будут испытывать особые трудности, отмечает Лидия Гурская. И поэтому таким детям действительно нужно успеть многое объяснить. “Стоит рассказать ребенку, например, как нужно общаться со взрослыми, - советует Лидия Гурская. - Ведь если для малыша авторитет только мама-папа, то ему будет сложно принять то, что в школе нужно слушать учителя. Помогите малышу осознать, что нужно будет находить контакт с другими людьми. Это тоже важный момент готовности к школе, ведь она определяется не только физическими данными, но и коммуникативными навыками. Он должен уметь общаться с социумом - выстраивать отношения с детьми и со взрослыми. “Но, конечно, пугать малыша не надо, обсуждайте все вопросы деликатно, да и сами раньше времени не пугайтесь. “Первачков” в школе всегда опекают, учителя их от себя не отпускают, детей будут беречь - и от излишней нагрузки, и от опасных моментов.
И еще два важных момента, которые родителям стоит иметь в виду. Психологи не советуют загружать детей в первом классе кружками. Ребенок и без того будет уставать эмоционально и физически, дайте ему привыкнуть и адаптироваться в школе. Один-два кружка для первоклассника - вполне достаточная нагрузка. И второе: первый год школьной жизни самый трудный для бывшего дошкольника. Не допускайте стрессовых ситуаций в семье: психологи советуют не осуществлять в это время переездов, разменов, разводов, по возможности не планировать рождение следующего ребенка в семье и уделить максимум внимания адаптации малыша в школе.
Рассказывайте малышу о том, как нужно будет вести себя в школьном коллективе, как взаимодействовать с учителем. Причем преимущество тут, конечно, у тех детей, кто уже ходил на подготовительные занятия в школу. Они уже знакомы с деталями школьной жизни: как нужно поднимать руку, чтобы ответить, для чего школьная доска, как нужно вести себя на уроке, как отвечать учителю. А вот те детишки, которые не ходили на подготовку к школе, будут испытывать особые трудности, отмечает Лидия Гурская. И поэтому таким детям действительно нужно успеть многое объяснить. “Стоит рассказать ребенку, например, как нужно общаться со взрослыми, - советует Лидия Гурская. - Ведь если для малыша авторитет только мама-папа, то ему будет сложно принять то, что в школе нужно слушать учителя. Помогите малышу осознать, что нужно будет находить контакт с другими людьми. Это тоже важный момент готовности к школе, ведь она определяется не только физическими данными, но и коммуникативными навыками. Он должен уметь общаться с социумом - выстраивать отношения с детьми и со взрослыми. “Но, конечно, пугать малыша не надо, обсуждайте все вопросы деликатно, да и сами раньше времени не пугайтесь. “Первачков” в школе всегда опекают, учителя их от себя не отпускают, детей будут беречь - и от излишней нагрузки, и от опасных моментов.
И еще два важных момента, которые родителям стоит иметь в виду. Психологи не советуют загружать детей в первом классе кружками. Ребенок и без того будет уставать эмоционально и физически, дайте ему привыкнуть и адаптироваться в школе. Один-два кружка для первоклассника - вполне достаточная нагрузка. И второе: первый год школьной жизни самый трудный для бывшего дошкольника. Не допускайте стрессовых ситуаций в семье: психологи советуют не осуществлять в это время переездов, разменов, разводов, по возможности не планировать рождение следующего ребенка в семье и уделить максимум внимания адаптации малыша в школе.
Обсуждения Не пугайте детей школой!