Психотерапия травмы

Субличность - это психологическое образование, подобное живым существам. Внутри личности может быть множество субличностей. Каждая субличность имеет собственные мотивы, чувства, привычки и мнения, способ поведения, образ себя.
Психотерапия травмы
Это как бы личность в миниатюре. Они формируются в ответ на различные обстоятельства нашей жизни. Среди них могут быть персонажи разбойника и домохозяйки, тирана и мыслителя, Бабы Яги и проститутки. Все они как-то относятся друг к другу и не всегда мирно сосуществуют.

Психодраматическую работу должна была предварять релаксация. Работа с субличностями - это символдрама, в которой не всегда прослеживается однозначная и четкая связь с текущей реальностью нашего суетного существования. Я не раз убеждалась, что она идет только при создании особых условий, которые как будто останавливают время и дают возможность неспешно и аккуратно заглянуть внутрь себя. Поэтому я собиралась вести группу через разогревы как можно дольше и спокойнее.

И первым шагом к этому была просьба отключить мобильные телефоны. На мой взгляд, полное отключение мобильного телефона для современного человека - это мгновенный способ перехода в измененное состояние сознания, в другую, «вне зоны доступа», реальность. Также при этом я получила подтверждение, что все присутствующие пришли именно ко мне и согласны за мною идти (а это было очень важно, так как нам предстояла направленная релаксация, а она срабатывает, только если участники согласны следовать за образами, задаваемыми ведущим).

Потом было еще несколько разогревов с целью подготовки к направленной релаксации. Мы брались за руки, закрывали глаза и выполняли по кругу задание (надо было назвать одну либо свою субличность, либо любой образ, пришедший в голову, а все участники должны были себя представить в этой роли). Интересно было потом в шеринге услышать, какие образы у кого вызвали отклик, а какими вообще не удалось себя представить. Затруднения в преимущественно женской аудитории вызывали мужские образы, называемые мужчинами.

Когда я сама училась работать с образами, меня удивляло, как это легко получалось у профессора Рейнальдо Переса Ловелле «увести» клиента в путешествие по внутреннему миру. В последний год жизни он разрабатывал теорию о связи психического здоровья с беспрепятственностью локомоции по внутреннему миру (2001, 2003 г). Так вот, при всей его внешней и внутренней мягкости, он был авторитарен в отношении ряда представлений. Это сочетание позволяло ему легко переводить клиентов в измененное состояние сознания. Этого же я пыталась добиться и от группы.

Еще один разогрев, обычный для психодраматической группы - подарить виртуальный подарок соседу по кругу. Особая модификация в данном случае была следующей: подари не то, что тебе хочется, а то, что, как тебе кажется, сейчас необходимо и придется по вкусу «одаряемому». У этого разогрева был особый смысл. Дело в том, что при знакомстве с субличностями один из основных приемов взаимодействия - подружиться, сделать подарок. А так как в кругу все люди и подарки «на виду» и на слуху, то это был своеобразный тренинг, подготавливающий к дальнейшей работе.

После этого я собиралась предупредить, что теперь, наконец, будет обещанная релаксация, и продлится она 15 минут и т.д. для того, чтобы снять тревогу, которая порой возникает у некоторых участников, когда им кажется, что мы слишком долго «выпадаем из реальности». Это, естественно, происходит оттого, что субъективно время в релаксации движется медленно. Но тут я почувствовала энергетику группы, накопленный для работы ресурс и поняла, что предупреждения излишни.

Технически релаксация состояла из трех блоков - собственно вхождение, затем базовый образ поляны, далее образ дома, из которого и надо было звать обитателей, суть субличностей (В. Стюарт, 1998, Р. Ассаджиоли, 1994). Бывает так, что из дома никто не выходит. В группе это иногда приводит к тяжелым переживаниям участника: почему у меня не получилось? На этой мастерской человек, к которому никто из дома не вышел, был очень символично выбран в дальнейшем на роль самого Дома.

Большинство участников с энтузиазмом занимались в тройках обсуждением увиденного и пережитого. На мой взгляд, тройки психотерапевтов - чрезвычайно действенный элемент терапии «здесь и сейчас». Мелкие проблемы разрешаются мгновенно благодаря организованности, склонности к глубокой рефлексии и развитой эмпатии; значительные вырисовываются четко (а если это еще и психодраматисты, то зрелищно). Возможно, дело еще и в символике - когда тебя слушают два человека, то их подсознательно воспринимаешь как пару родителей. И тогда взаимодействие наполняется особым смыслом.

После общего шеринга были сделаны заявки на работу со своими темами. В конечном счете были проделаны две работы. Обе касались прояснения непонятных фигур, увиденных в релаксации.

Первая работа неожиданно оказалась очень болезненной. Она потребовала такой щепетильности, что до конца групп никто из участников даже не произнес слова, обозначавшего то событие, которое переживал протагонист. И хотя мы договаривались только добраться до понимания того, что же было увидено, я решила на этом не останавливаться и предложила что-то сделать еще. Мы перестроили сцену события так, как это захотелось протагонисту. И, хоть и нельзя было поменять результат произошедшего, человек смог занять по отношению к нему другую, более адекватную и комфортную позицию. П После драмы был очень эмоционально насыщенный и долгий поддерживающий обмен эмоциональными переживаниями. Напряжение понемногу улеглось, сил осталось не очень много, а впереди была как минимум еще одна индивидуальная работа.

Надо отметить, что часто из «внутреннего дома» при работе с образами появляются родственники или архетипические фигуры, и они не кажутся непонятными. Зато реалистичные образы кого-то незнакомого вызывают вопросы. Так произошло с образом раненого солдата. Это была вторая работа, ограничившаяся виньеткой (разыгрыванием единственной сцены).

Она лишний раз обнаружила некоторые особенности прохождения психодраматических техник после релаксации. Времени требуется меньше обычного - сцена в уме протагониста четкая и яркая. Задавание ролей идет легко, очень хороший контакт с персонажами. Очень быстро происходит «отгадывание» - что же это за персонаж или явление на самом деле. В индивидуальной работе это происходит так же, но с меньшей активностью. В группе все усиливается энергией участников, особенно исполняющих роли дополнительных «Я».

Оставшееся время мы потратили на групповую работу скорее с ролями, чем субличностями - каждый из роли некоторого персонажа в произвольном порядке искал себе собеседника, с которым ему есть о чем поговорить.

Единственное, что у меня всегда вызывает сожаление при кратковременной работе в формате презентации или конференции, это невозможность пойти в сценах дальше или глубже определенного уровня, хотя это и требуется протагонисту.

В конце группы, во время заключительной групповой работы и шеринга, мне было очень тепло, даже горячо. Очень радовали открытые высказывания участников и приятно было услышать об изменении предвзятого отношения к методу релаксации.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Психотерапия травмы

Психологические травмы. Покинутый

Покинутый переживает свою травму преимущественно на уровне "иметь" и "делать", а...
Психология

Психологические травмы. Травма униженного

Эта травма пробуждается и дает себя знать в ребенке в возрасте от одного до трех...
Психология

Психологические травмы. Предательство

Ключевой термин, связанный с предательством и противоположный ему по смыслу...
Психология

Психологические травмы. Травма несправедливости

Травма несправедливости может быть обусловлена мыслью, что у нас есть больше...
Психология

Психологические травмы и маски

От типа маски зависит манера речи и голос: У беглеца голос слабый, бессильный. У...
Психология

Психические травмы

В этом последнем разделе я приведу семь ключевых положений, утверждающих...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Земля неизвестная
Как активировать руны для привлечения денег и удачи