Малая смерть

Под «малой смертью» мы понимаем события в опыте человека, не являющееся, строго говоря, чьей-то смертью, но имеющие с ней ряд общих черт. Если смерть есть бесповоротное окончание жизни, вызванное внутренним исчерпанием ее ресурсов или внешними причинами, то «малая смерть» — это столь же бесповоротное прекращение существования чего-то другого, схожего с жизнью, но менее всеобъемлющего.
Малая смерть
Понятие малой смерти получило детальную проработку экзистенциальной персонологии Сальваторе Мадди, который посвятил ему специальную статью (Maddi, 1980).

Столкновение с «большой смертью» — это переживание угрозы физической гибели, серьезного заболевания, приступа. Доминирующими переживаниями в ситуации конфронтации с «большой смертью» являются страх физической боли, а также страх утраты контроля и чувство смыслоутраты, последнее характерно и для ситуации «малой смерти». Ситуации столкновения с «большой смертью» нечасты и порой фатальны. Однако менее серьезные и травматичные события «малой смерти» гораздо более распространены. «Мы сталкиваемся со смертью в небольшом масштабе всегда, когда кончается нечто, окончания чего мы не хотели бы (например, кто-то перестаёт любить вас, а вы продолжаете любить), когда нас угнетает нехватка времени и сил, чтобы совершить всё, к чему мы искренне стремимся (например, когда учёный пытается проводить исследования, писать, преподавать и участвовать в семейной и общественной жизни), или когда жизнь монотонна (например, если для достижения какой-то желанной цели требуется совершать рутинную работу, слишком скучную для нас). Во всех этих случаях человек испытывает страх, хоть и слабый, от того, что события не подвластны его контролю и не всегда соответствуют его желаниям. В этих случаях человек испытывает страх от бессмысленности жизни» (Maddi, 1980, p. 88).

Все эти ситуации, не будучи такими острыми, как непосредственная угроза физической смерти, сходны с ней в том, что «они ставят человека перед фактом ограниченности его возможностей контролировать события и показывают, сколь наивны те традиционные ценности, которым привык доверять и готов следовать человек» (Maddi, 1980, p.89). Вполне закономерно, что такие ситуации напоминают о физической смерти: ведь они являются угрозами смерти психологической и могут привести к хроническому состоянию бессмысленности и бессилия, которое Мадди назвал экзистенциальным недугом (там же).

Значение малых столкновений со смертью для развития личности состоит в том, что они стимулируют выработку позитивной или негативной жизненной философии как средства осмысления сложившейся ситуации; переживая такие ситуации, человек в результате приходит к какому-либо выводу о своей жизни. Такой вывод ложится в основу жизненной философии.

Жизненная философия — это эксплицитная, чёткая и согласованная система взглядов человека на самого себя, на человечество в целом, на общество и на их взаимосвязь. В эту систему взглядов входит то, что обычно называют ожиданиями, предпочтениями и ценностями (там же). Значение жизненной философии для развития личности состоит в том, что она «наделяет деятельность человека направленностью и смыслом». Если у Г. Олпорта и Э. Эриксона жизненная философия связывалась с личностной зрелостью или старостью, то Мадди утверждает, что формирование жизненной философии возможно и в молодости, под влиянием конфронтации с «малыми смертями». Переживание «малой смерти» может стимулировать выработку либо позитивной, либо негативной жизненной философии. Формированию положительной жизненной философии способствует ясное понимание того, что определённые события в жизни человека — это столкновения со смертью, и потому крайне важно прийти к согласию с ними; человеку необходимо также и определённое представление о собственных возможностях, чтобы умело распоряжаться ими в таких серьёзных ситуациях. Различные особенности личности, обеспечивающие это, могут быть совокупно названы отвагой (там же). Эта черта помогает человеку смело смотреть в лицо экстремальным обстоятельствам и извлекать из них пользу.

Негативная философия развивается у людей, которые либо не способны признать смыслом определённых жизненных событий столкновение со смертью, либо, понимая этот смысл, пасуют перед лицом якобы непреодолимых препятствий и нехватки собственных способностей, переживая чувство отчаяния и пессимизма. Особенности личности, связанные с этим вариантом развития, Мадди характеризует как трусость. Это следствие дезорганизующего и деморализующего влияния страха, вызванного угнетающими и тяжёлыми обстоятельствами. Будет ли человек отважным либо трусливым, во многом определяется стилем родительского воспитания.

С экзистенциальной точки зрения, регулярное переживание небольших (но реальных) угроз смерти, считает Мадди, может играть позитивную роль в развитии личности, важно только осознать ограниченность нашего контроля и наивность традиционных ценностей в ситуации конфронтации со смертью. «Признав неотвратимость физической смерти, мы можем прийти к пониманию того, как важно использовать любую возможность в полной мере, стремясь к значимым для нас целям. Признав ограниченность наших сил и времени, мы можем прийти к иерархическому мышлению: мы будем определять относительную важность различных возможностей и использовать наибольшую часть времени и сил для достижения целей, стоящих на вершине иерархии. Признав, что сложившиеся у нас традиционные ценности наивны, мы можем прибегнуть к своему воображению и выработать иные личностно значимые ценности» (Maddi, 1980, p. 91).

Общий вывод, который делает Мадди, состоит в том, что позитивные реакции на столкновение со смертью стимулируют личностное развитие. «Человек будет воспринимать жизнь как вызов и пытаться дать на него адекватный ответ, а не утешаться горьким осознанием того, что лёгких путей не бывает. Он будет постоянно пытаться определить границы своих возможностей контроля и выработать чёткое и ясное ощущение того, что для него важно. Он обретёт индивидуальную и дифференцированную этическую систему, вместо того чтобы пассивно сетовать на неадекватность ценностей вообще лишь потому, что традиционные ценности наивны. Он будет испытывать чувство подъёма от полного использования своих возможностей для достижения личностно значимых целей, а не сидеть в трясине страха, тревоги за свою безопасность и постоянных предосторожностей. Короче говоря, этот человек обретёт личностно значимую позитивную философию жизни» (там же, p.91).
×

По теме Малая смерть

Малая смерть. Характеристики личности

Теоретическая гипотеза: позитивно переработанный и осмысленный опыт столкновения...
Психология

Клиническая смерть

Страх, всем известное состояние которое преследует нас на протяжении всей жизни...
Психология

Клиническая смерть души

что-то произошло... что-то включило защитную реакцию... что заставило душу...
Психология

Жизнь и смерть

Для этого опыта типично отождествление с ранеными или умирающими солдатами...
Психология

Как пережить смерть близких

Пережить это сложно, горечь утраты на время затмевает для нас все на свете – но...
Психология

Смерть. Искусство перехода

Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация