Мифы о пользе улыбки распространились слишком широко. Если верить принятым представлениям, улыбка обезоруживает и помогает справляться с трудностями в коммуникации. Это правило действует, только с большими ограничениями. Да, улыбка обезоруживает, и не всегда — вашего собеседника.
Есть ситуации, где, улыбаясь, вы можете создать себе трудности.
Улыбка — это сообщение. Из-за того, что сообщение это не словесное, каждый может понять его по-своему, и часто — совсем не так, как вы предполагаете.Улыбка хороша там, где существуют дружественные, партнёрские отношения. В партнёрских отношениях у людей общие цели и близкие интересы. Эмоциональность открывает нас партнёру и свидетельствует о доверии, а доверие — основа партнёрства. Поэтому ваша улыбка-сообщение «прочитывается» в вашу пользу, а значит, и в пользу всех партнёров или команды.
Вы посылаете улыбку-послание. — И получаете реакцию-понимание.
Улыбка-послание: Я очень хорошая, со мной надо по-хорошему обращаться. — Реакция-понимание: Отлично! С хорошим человеком приятно иметь дело.
Я не представляю для вас никакой опасности. — И мы тоже не станем на вас нападать.
Вы мне заранее нравитесь, и я рассчитываю на такое же отношение. — И вы мне нравитесь, хотя бы потому, что я нравлюсь вам.
Не надо воспринимать меня всерьёз, я не совсем готов отвечать за свои действия. — Мы не станем строго тебя судить, ты имеешь право на ошибку.
Я — везунчик, а ты? — Ты везунчик? Ого! Нам нужны везунчики!
Совсем другие прочтения вашей улыбки получаются в ситуации конкуренции, когда ваши цели и цели ваших визави не совпадают или противоположны.
Улыбка-послание: Я очень хорошая, со мной надо по-хорошему обращаться. — Реакция-понимание: Ты хорошая? Значит, потерпишь любое отношение.
Я не представляю для вас никакой опасности. — Не бойся, безобидный, мы тебя не больно зарежем ©.
Вы мне заранее нравитесь, и я рассчитываю на такое же отношение. — Раз уж я тебе так нравлюсь, будем жить по моим правилам.
Не надо воспринимать меня всерьёз, я не совсем готов отвечать за свои действия. — Деточка, а твоё мнение мы учитывать не будем.
Я — везунчик, а ты? — Вот сейчас и проверим тебя на везение, для начала устроим тебе неловкую ситуацию.
Привожу примеры противоположных целей и интересов. Вы приходите на собеседование и хотите, прежде всего, показать свои сильные стороны, а нанимателя очень интересуют и ваши слабые стороны. Вы хотите использовать гарантию на ремонт вашего телефона, а работник магазина настаивает, что он сломался по вашей вине. Вы просите о повышении зарплаты, а босс сомневается, заслуживаете ли вы этого. Вы презентуете новый проект, а заказчики находят в нём много недочётов. Не улыбайтесь. Демонстрируйте всем своим видом спокойствие, сосредоточенность, внимание, готовность реагировать. Вечер перестаёт быть томным, как сказал Гога, он же Гоша, в фильме «Москва слезам не верит». Дальше он стал драться.
Улыбайтесь, если вам нравится, и помните о своих интересах. Только личное всегда имеет смысл.
Улыбка — это сообщение. Из-за того, что сообщение это не словесное, каждый может понять его по-своему, и часто — совсем не так, как вы предполагаете.Улыбка хороша там, где существуют дружественные, партнёрские отношения. В партнёрских отношениях у людей общие цели и близкие интересы. Эмоциональность открывает нас партнёру и свидетельствует о доверии, а доверие — основа партнёрства. Поэтому ваша улыбка-сообщение «прочитывается» в вашу пользу, а значит, и в пользу всех партнёров или команды.
Вы посылаете улыбку-послание. — И получаете реакцию-понимание.
Улыбка-послание: Я очень хорошая, со мной надо по-хорошему обращаться. — Реакция-понимание: Отлично! С хорошим человеком приятно иметь дело.
Я не представляю для вас никакой опасности. — И мы тоже не станем на вас нападать.
Вы мне заранее нравитесь, и я рассчитываю на такое же отношение. — И вы мне нравитесь, хотя бы потому, что я нравлюсь вам.
Не надо воспринимать меня всерьёз, я не совсем готов отвечать за свои действия. — Мы не станем строго тебя судить, ты имеешь право на ошибку.
Я — везунчик, а ты? — Ты везунчик? Ого! Нам нужны везунчики!
Совсем другие прочтения вашей улыбки получаются в ситуации конкуренции, когда ваши цели и цели ваших визави не совпадают или противоположны.
Улыбка-послание: Я очень хорошая, со мной надо по-хорошему обращаться. — Реакция-понимание: Ты хорошая? Значит, потерпишь любое отношение.
Я не представляю для вас никакой опасности. — Не бойся, безобидный, мы тебя не больно зарежем ©.
Вы мне заранее нравитесь, и я рассчитываю на такое же отношение. — Раз уж я тебе так нравлюсь, будем жить по моим правилам.
Не надо воспринимать меня всерьёз, я не совсем готов отвечать за свои действия. — Деточка, а твоё мнение мы учитывать не будем.
Я — везунчик, а ты? — Вот сейчас и проверим тебя на везение, для начала устроим тебе неловкую ситуацию.
Привожу примеры противоположных целей и интересов. Вы приходите на собеседование и хотите, прежде всего, показать свои сильные стороны, а нанимателя очень интересуют и ваши слабые стороны. Вы хотите использовать гарантию на ремонт вашего телефона, а работник магазина настаивает, что он сломался по вашей вине. Вы просите о повышении зарплаты, а босс сомневается, заслуживаете ли вы этого. Вы презентуете новый проект, а заказчики находят в нём много недочётов. Не улыбайтесь. Демонстрируйте всем своим видом спокойствие, сосредоточенность, внимание, готовность реагировать. Вечер перестаёт быть томным, как сказал Гога, он же Гоша, в фильме «Москва слезам не верит». Дальше он стал драться.
Улыбайтесь, если вам нравится, и помните о своих интересах. Только личное всегда имеет смысл.
Обсуждения Улыбка мира