Гербарт Иоганн (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог.
Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике ('Учебник психологии', 1816), разработал учение о 'статике и динамике' представлений как первичных элементах индивидуальной души, находящихся в непрерывном взаимодействии.
Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике ('Учебник психологии', 1816), разработал учение о 'статике и динамике' представлений как первичных элементах индивидуальной души, находящихся в непрерывном взаимодействии.
По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удержаться в 'жизненном пространстве' сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда - стремятся вырваться, с тем чтобы занять прежнее положение.
Эта внутрипсихическая динамика поддается математическому анализу, поскольку представления могут быть истолкованы как силовые величины (что выражено в их интенсивности, субъективно воспринимаемой как ясность). Из запаса представлений образуется 'апперцептивная масса', силой которой в фокусе внимания удерживается преимущественно данное содержание. Эта масса может быть целенаправленно сформирована педагогом, приобретающим тем самым средство управления процессом обучения ребенка.
Гербарт подверг критике учение о способностях как первичных, ни из чего невыводимых свойствах души, настаивая на изучении естественной истории развития психики.
Идеи Гербарт о бессознательном (восходящие к Лейбницу), об апперцепции, о пороге сознания, о необходимости внедрить в психологию математические методы и др. сыграли роль в процессе этой науки.
Эта внутрипсихическая динамика поддается математическому анализу, поскольку представления могут быть истолкованы как силовые величины (что выражено в их интенсивности, субъективно воспринимаемой как ясность). Из запаса представлений образуется 'апперцептивная масса', силой которой в фокусе внимания удерживается преимущественно данное содержание. Эта масса может быть целенаправленно сформирована педагогом, приобретающим тем самым средство управления процессом обучения ребенка.
Гербарт подверг критике учение о способностях как первичных, ни из чего невыводимых свойствах души, настаивая на изучении естественной истории развития психики.
Идеи Гербарт о бессознательном (восходящие к Лейбницу), об апперцепции, о пороге сознания, о необходимости внедрить в психологию математические методы и др. сыграли роль в процессе этой науки.
Обсуждения Гербарт