Секреты лидерства

Вот камень. Он свалился в грозу недалеко от хижин нашего племени и мешает нам жить, поскольку завалил дорогу к источнику. А камень здоровый, да еще то ли в грязь, то ли в дерьмо наших коз и коней подтоплен. Мокро под ним.
Секреты лидерства
Стоим вокруг, мнемся. И надрываться никому не охота, да и с ног до головы изгваздаться и накидку из шкур почти новую, недавно на корешки и две тетивы выменянную — очень жалко. А до другой воды по два часа пешедралом тоже вовсе не наш выбор. Итак, у нас беда, и мы в растерянности.

Вот, наконец, кто-то то ли помоложе, то ли просто поглупее с богатырским рыком порвал на груди свои (не наши!) шкурки и полез то ли в грязь, то ли в дерьмо камень в сторону отваливать. Вот он — наш герой ! Он нашелся! Вот он уже по уши в этом самом перемазан, вот шкуры его расползлись от натуги богатырской и свалились под ноги. Вот он крякнул, рыкнул, рванул жилы, ссадил руки, порвал анус, но — камень отвалил. Ура герою.

И мы, благодарные, кричим громко (не надрываясь, однако), улыбаемся чистыми (ну, почти) своими лицами, даже на колени, где посуше, готовы бухнуться и, если надо прослезиться. Слава, слава тебе, спаситель племени! Хвала тебе, добытчик воды! Почет тебе и уважение! (Только ты иди мимо, чтоб своим плечом грязным нас не перемазать). А шкуры, что ты потерял — так что ж, не повезло тебе. Но ты ж герой! Ты велик, мудр и бескорыстен. (Тут надо повторить, чтоб не пропустил наш герой: бескорыстен ты. Потому что благороден). А как ты великодушен! А как могуч духом! (Пахнешь, правда, не очень, так иди помойся теперь, не томи общество).

Что говоришь? А мы сами чего стояли? Так ить не герои мы, надежа наша. Мы так, простые люди обывательского свойства. Мы ж и не претендуем. Тебе, тебе, только тебе все наши лучшие слова, тебе наши песни, даже нет, гимны. Вот, смотри, шаман уже и текст подобрал: «Герой, герой, камень с плеч долой!»

Тебя мы любим, о тебе всем расскажем, твоим именем коз и коров назовем. Даже быка! А хочешь, и сам ручей в твою честь героическим поименуем? Ты только скажи, мы с радостью!

Цветет герой, рожей свежемытой лыбится, гоголем по улице ходит, где мы головы клоним в нескончаемом уважении, аплодисменты да комплименты наши слушает. И мышцами голого торса поигрывает. Голого почему? Так шкур-то нету.

А вот, кстати, спаситель-надежа, в ножки бухнусь, не одолжишь ли мясца вяленого до будущей охоты дожить? Тебе тогда как дожить? Ты ж герой, ты сдюжишь. А я маленький человек, я пропаду. Помогай мне скорей, это ты ж благородный и великодушный, не я (слава духам предков), ты! Вот спасибо тебе, вот истинный благодетель, вот уж точно на тебе благословение тотема нашего племени и всех привидений леса! Доброй тебе охоты, легкой дороги, ясного неба, сил многих и, главное — все такого же отзывчивого сердца. Вот, слушай, я по дороге к своей хижине во весь (ну почти) голос петь буду: «Слава, слава герою за дело его благое!» Слышишь меня? Нравится? То-то! Это все тебе. Это не козий чих. Это — оно — уважение общества. Ну, я пошел, там к тебе еще слезные просители идут. Не ладится у них с охотой. Ты ж поделись с ними шкурами да мясом в другой раз! Я верю, ты поможешь. К кому еще и пойти, как не к герою?

Ой, братцы, холодно, ой, зима. Кто там зубами стучит весь в синих пупырышках? Никак герой? Сюда идет? Слава, слава… а? Чего тебе? Шкур да мясца прямо с костра? Да ты что, белены объелся? Кто из нас герой — ты или я? Верно, ты. Кому все лето был сплошной почет и уважение? Кому дорогу уступали? Кого славили день и ночь? Чьим именем названо уже все, что только можно? О ком былины рассказываем? Все о тебе. А ты — мясо. Фу. Это ж просто пошло. Это корыстно. Это подло, наконец. Это для нас, подлых, простых, мелких, корыстных, тупых и жадных. А ты — ты наше светило. И мясо тебе не положено. Проваливай подобру-поздорову!

Так, на чем мы остановились? А! Слава, слава герою!..

Эй, сынок, ты во что это играешь? В героя? А ну брось немедленно. Еще накликаешь, спаси тебя духи предков. Вон сиротка, пусть слушает, пусть запоминает. Все равно ничего в жизни ему не светит, одна и дорога — в герои.

Лидер за лидером

А вот герой поумнее. Он, сковырнув камень, песни хвалебные слушать не стал, а свернул еще и шею старейшине. И стал герой — вождем. Лидером племени. Вот идет он по хижинам, шкурки отбирая. А что вы хотите — налог. Ну, подати. Так что подавай. За что? Так за защиту. Вот случится беда, герой-вождь понадобится, еще спасибо скажешь.

Кстати, кто там на охоту в лес пошел? Десятую долю шкурок — вождю. Почему? Щас получишь дубиной геройской в лоб, узнаешь почему. В лесу, сам знать должон, опасности всякие. Так что все за ту же защиту.

А ты куда? Торговать с соседями? Плати за защиту. Ах, ты по реке плывешь, там нет опасностей? Значит так, слушайте все закон : река — нечистое место, по реке не плавать. Лесом ходить. Понял, будешь лесом ходить. А в лесу — опасности. Так что плати давай, и не выдумывай всякого.

Не жизнькрасота. Племя по старинке пытается петь хвалу, да не греет она сердце вождя-героя. Знает он ей цену. Но пусть поют, дело полезное. А если кто петь не хочет — дубину видел? А ну, пой! Считай, что это твой долг. Ты ж вождю должен? Должен. За что. Сколько тебе, придурку, толковать, за защиту.

А кто там ропщет? Уже никто? Вот это правильно. А ежели еще где камень свалится, так я вас вынимать самих отправлю. За долги. Ну, пошли дела кое-как.

Кто это ночью крадется к хижине вождя? Кто ножиком кременным горло ему режет? Неужто герой? Ура!!! Хвала!!! Освободитель… А за что по зубам? Что, нет, не герой? Выходит, нет. Утро улыбается новому вождю. А стабильность он обеспечит. Все останется по-старому. Только ночью около хижины вождя за хозяйские объедки теперь дежурит тот самый сиротка, так героем и не назначенный.

Да что ж опять не так? Какой саблезубый тигр? Кого в лесу задрал? Чего бежите к вождю-надеже? Защита? А что защита? Обещал? Кто обещал? Да что вы так суетитесь, обещал — будет вам защита. И вождь идет думать.

А что тут думать? Герой нужен. Желательно, поглупее. И выносит вождь Знак Особой Любви Вождя. Кто тигра заломает — тому. И Знак тому, и пожизненное место телохранителя любимого вождя. Нашелся? Вот и славно. Давай, берись за дело. Неси голову тигра, и знак твой. А нет — так что ж, найдутся и другие желающие. Принес? Молодец. Кто кричал «Слава?» Жить надоело? Вождь сам скажет, кому слава. Во-первых — вождю. Не слышу! Отлично. А теперь и герою слава. Вот теперь можно.

И вождь с самым серьезным видом крепит на копье изодранного героя кисточку от бычьего хвоста. Ура!

И шаман уже кружится в танце, и сулит добрую охоту и защиту духов. Еще бы — вот теперь племя, как племя: и вождь есть, и герой свой.

Но загордился вождь, обидел шамана, шкурок с мясцом свежим недодал. Сунулся было шаман к вождю, а там его герой взашей приложил. Поклонился шаман, отполз в сторонку. И — тишина. То там шепоток, то тут. И спину все гнут, как положено, и «Славу» кричат вовремя. И шкурки тащат к лидерской хижине. А что глаза отводят, так потому как подлое отродье, что взять. А шепоток растет: «Неугоден вождь духам! Ребеночек мертвый родился — духи мстят. На охоте зубр не попался — духи мстят. Молоко скисло, лепешки подгорели, скорпион цапнул — духи мстят. А вот и соседский вождь нашего на скачках обошел, тут и вовсе ясно — потерял вождь благословение предков». А когда ночью заполыхала хижина вождя, никто не усомнился — месть духов! И новый вождь, бывший сиротка, первым делом несет духам приношения. Ясное дело, через шамана. А кстати как он в вожди-то попал, поперед героя? Да запросто: так велели духи. Через шамана, разумеется.

Вот теперь вовсе идиллия. Вождь правит, герой дубиной машет, шаман радость духов объявляет: глядят-де на наше племя и умиляются. А что остальные? Те шкурки тащат и мясо уже двоим. (Герой получает Знаки отличия). Так лишь бы мир и покой. И духов гневить — ни-ни!

Теперь разберемся, кто тут кого имеет. Ну, героя так почти все. А кто — всех? Скажете, вождь? Не смешите. У вождя своя роль. Если дела пойдут наперекосяк (ну там, неурожай или просто последние шкурки отберет), его бросят на растерзание. А кто в любом раскладе при своих?

То-то.

Зато не «тварь дрожащая»?

И чего молодняк всё в лидеры стремится? Ноздри раздувает, радуется — я тут лидер, я лидерство захватил, я царь горы, я халиф на час! Мою идею приняли, с моим мнением согласились, меня похвалили-проголосовали. Чему он радуется, как деревенский дурачок? Кому чего доказывает? Теперь ему упираться и отвечать, а остальным потихоньку растаскивать по углам. Зато — лидер. Особенно когда лидерство его — геройское. То есть за хвалебные крики и обожающие взгляды. Сам приказал, сам в дерьмо полез. Под аплодисменты.

Думаете, утрирую? Думаете, не просятся нормальные люди в лидеры-герои? Так хоть на прилавки книжные гляньте. Через одну на третью: «Секреты лидерства», «Как стать лидером», «Советы лидерам» и прочее «Кто тут главный?». Спрос не проходит. Открываешь — все про то, как взять на себя ответственность и прочее геройство.

И ведь не только подростки, которым некоторая безмозглость по статусу полагается, а вовсе постарше люди. «Хорошо ему, в начальники выбился, директором стал, уважаемый человек». «Он крут, он босс, ему виднее». И — зависти полные штаны. Чему, интересно? Может, у него окорок жирнее? Может быть. А может, и прокурор ближе. А до кучи бессонные ночи, землистое лицо, язва, расстроенные нервы, ожирение и/или ранний алкоголизм и тусклый взгляд человека, которого ничего в жизни не радует.

И ведь чуть припечет, ведомые-то радостно под другого лидера сбегут, как нормальные расчетливые люди, а прежнего бросят, как старое тряпье — за ненадобностью. Пусть тогда годы славы вспоминает. Если здоровье останется.

Но нет, манит слава «отца народа» или хотя бы «дедушки коллектива». Вот неглупый человек гордится тем, что в его (в его, в ему принадлежащей) фирме растет — что бы вы думали? — фонд заработной платы. Он радуется тому, что все больше отдает. Он думает, его будут любить, будут ему благодарны. Как же! Он же не отдает все. Как должен бы «настоящий герой».

Нет уж, не любим мы, «подлый» простой люд, тех героев, что хотят получить благодарность натурой. Хотя бы частично. Герой должен отдать все. Иначе за что ему народная любовь?

Вот немолодая женщина бросается бороться за справедливость, тратит свои деньги на чаепития «актива», произносит речи, пишет письма, защищает своих и идет под увольнение. Зато как она смотрелась «во главе» оппозиции! Правда те, чью «правду» она защищала, первыми перестают здороваться, чтобы не загреметь следом. Ну так то понятная подлость человеческая. А она — вся в белом. Потрепанном.

А и правильно. Не попала в вожди, остается геройствовать. Какое-никакое, а лидерство. Все ж «непростой» человек. Не «обыватель подлый».

Но сколько «лидеров» вокруг! А претендентов еще больше. Всяк хочет порулить. «Примеривать короны — желающих полно». Впиваются в бока локти, напрягаются колени, срываются глотки.

И скромные шаманы назначают любимцем духов очередного дурака. До поры.
×

По теме Секреты лидерства

Стили лидерства

Открытие территории и вторжение на чужую территорию являются важными элементами...
Психология

Типы лидерства

Вы подумаете, наверное, сколько разных людей, столько и разных лидеров...
Психология

Основы лидерства

Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых...
Психология

Психология лидерства. Принцип увеличительного стекла

Мы видим других такими, какие мы сами Я бы не хотел принадлежать ни к одному...
Психология

Психология лидерства. Принцип зеркала

Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя Иметь дело с...
Психология

Психология лидерства. Принцип боли

Обиженный человек сам наносит обиды другим Для некоторых людей совет «Будь самим...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность