Иппотерапия для детей

«Доктор лошадь!» - эти слова нередко можно слышать от людей, чья жизнь связана с лошадьми. И действительно, лошадь – уникальное животное, издавна помогающее человеку. Даже в вопросе реабилитации. И, хотя об уникальном методе иппотерапии бытуют разные мнения.
Иппотерапия для детей
Нередко не в пользу метода (будто ощутимого эффекта иппотерапия не приносит, а придумали этот метод бизнес-дельцы с целью «отмывания» денег) сотрудники Оздоровительного конного центра «Солнечный остров» уверены в обратном.

На протяжении двенадцати лет Центр занимается реабилитацией инвалидов с помощью метода иппотерапии и инвалидного конного спорта. Каждый год в «Солнечном острове» по спортивным, оздоровительным и реабилитационным программам занимается более 600 человек.

У Саши, проживающего в городе Всеволожске, страдающего нарушениями развития коленных и тазобедренных суставов, после занятий произошли значительные улучшения физических показателей: угол разведения ног увеличился с 45% до 60%. Это отличный результат! И этот случай не единичный. Количество детей, которые на себе почувствовали удивительный эффект от занятий иппотерапией, увеличивается с каждым годом.

Осенью этого года «Солнечный остров» с успехом завершил проект «Социальная реабилитация детей-инвалидов из детских домов и интернатов Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Программа эта необычная. Во-первых, потому что никогда ранее дети из социальных учреждений не посещали занятия иппотерапией в рамках государственной поддержки. Только в 2008 году это стало возможно, благодаря гранту Президента РФ, который был предоставлен Национальным благотворительным фондом. Во-вторых, уникальна сама структура проекта. Иппотерапия в ней применялась в трех разных формах в зависимости от возраста и физического, а также психического состояния детей, участвовавших в программе.

Первая – курс занятий иппотерапией для детей с тяжелыми формами патологии. Эти занятия проходили в конюшне в Пулковских Шушарах.

Второй формой реализации проекта стали ознакомительные однодневные выезды-праздники, которые подходили участникам разного возраста, имеющим разные степени нарушений. На праздниках ребятам рассказывали о том, как живут лошади, чем питаются, об их повадках и особенностях. По завершению ознакомительной экскурсии ребята имели возможность самостоятельно поездить верхом, а также принять участие в различных конкурсах. Все дети получили подарки и массу положительных эмоций от общения с лошадьми. Первыми участниками праздника стали ребята из специального Детского дома №10. По легенде они превратились в средневековых рыцарей и принцесс. Для того чтобы попасть в мир сказки, они должны были пройти все испытания злого дракона. Сидя верхом на лошадях, дети добывали ключ от мира сказок, проходили заколдованный лабиринт, разгадывали загадки.

И, наконец, третья форма реализации проекта – конный палаточный лагерь. Дети провели десять незабываемых дней в летнем конном палаточном лагере «Солнечного острова», где помимо иппотерапии ребята приняли участие в ряде психолого-педагогических мероприятий, направленных на раскрытие внутреннего потенциала, преодоление страхов и комплексов, связанных с их особенностями. Были и психологические тренинги, и различные творческие мастерские, например, театральная и изо-студия, где ребята открыли для себя новый метод рисования – пальцами. Измазав красками не только пальцы, но и лица, ребята смеялись и демонстрировали друг другу свои работы. Особых усилий от них потребовало задание нарисовать картину в паре с другим участником. Сложность задания состояла в том, что юным художникам нельзя было обсуждать идею картины. Весело и забавно дети учились взаимодействовать, искать компромиссы, а элемент соревнования между ними стимулировал ребят к достижению положительных результатов.

Не менее важными составляющими психолого-педагогической работы стали «дежурства». Скучные и обязательные по определению, на «Солнечном острове» дежурства стали поистине интереснейшими мероприятиями. Во время дежурства «по кухне» группа детей в течение целого дня следила за графиком приема пищи, к установленному времени собирала всех в столовой, дежурные ребята контролировали чистоту столов после еды и следили за тем, чтобы каждый убирал за собой посуду. Во время дежурства «по конюшне» ребята, по мере возможностей, становились ответственными за чистоту конюшни и наличие свежих опилок в денниках. Дети помогали кормить и чистить лошадей, следили за тем, чтобы у лошадей была чистая вода.

Десятилетний Володя, имеющий диагноз «задержка психического развития» по мере сил помогал инструкторам на конюшне, с гордостью звал старших ребят на ужин и деловито грозил пальцем, если те не хотели идти.

Большинство детей впервые в жизни не только ездили верхом, но и познакомились с походной жизнью. Ребята ночевали в спальных мешках, в палатках, разводили костер, ходили «в ночное», лазили по веревкам во время спортивного соревнования под названием «Веревочный курс».

«Больше всего мне понравились спальные мешки», - говорит двенадцатилетняя Лена – «Они теплые и в них очень уютно спать». «А какая лошадь тебе больше всех нравится?», - спрашивает ее воспитатель группы. «Гавана. Она красивая, умная и черная», - улыбается Лена. В действительности каждый из детей нашел себе «любимую лошадку», ту, которая ближе всех по характеру. «Жаль, что на празднике так мало времени! - восклицали ребята.- Хочется еще долго долго-долго кататься!»

Жизнь в лагере – настоящем конном походе, адаптированном для инвалидов, - требует от детей немалых физических и психических усилий, поэтому реабилитация посредством такой иппотерапии подходит для ребят старших возрастов и с не самыми тяжелыми формами патологии.

«Для ребят, живущих в социальном учреждении, выезд из стен Детского дома был уже большим событием! – говорит психолог проекта Анастасия Стоянова. – Многие из детей сначала очень боялись сесть на лошадь. Мы не настаивали. Аккуратно уговаривали их подойти, погладить животное, подняться по лесенке. Удивительно было наблюдать, как по прошествии пяти занятий те же дети с трудом дожидались своей очереди сесть на лошадь, самостоятельно выбирали себе шлем для занятий, а после – обязательно подходили покормить животное. Это говорит об огромной психологической работе ребенка над собой, над своими страхами…».

Занятия верховой ездой и иппотерапией требуют постоянной концентрации внимания, сосредоточенности, максимальной собранности и самоорганизации, умения запоминать последовательность действий. Кроме того, положительные эмоции, которые испытывает ребенок от общения с лошадью, повышают его мотивацию к занятиям. Сотрудники Центра говорят: «Наша задача - не обучить детей верховой езде, а сделать так, чтобы благодаря занятиям повысилась их самооценка, уверенность в себе. Кроме того, взаимодействие с лошадью – своеобразный тренинг, позволяющий учиться устанавливать эмоциональный контакт, поскольку для лошади важны не столько слова, сколько интонации, с которыми они произносятся».

Благодаря проекту более трехсот детей из 10 специальных коррекционных Детских домов и интернатов смогли принять участие в занятиях иппотерапией. Каждому учреждению «Солнечным островом» была предложена та или иная форма участия в проекте.

Когда в январе 2008 года сотрудники Центра начали набирать первые группы детей, то с удивлением для себя столкнулись с непониманием со стороны некоторых руководителей учреждений: «Вы что, хотите наших детей на лошадей посадить?! – изумлялись они – Они же не ходят!». «Приходилось постоянно объяснять, что такое иппотерапия, насколько эффективными могут быть занятия для детей, имеющих как эмоциональные расстройства, так и сложные физические нарушения, – рассказывает руководитель проекта Владислав Самарский. – Но большинство из руководителей все-таки приняли участие и не пожалели об этом. Сейчас они готовы сотрудничать с нами и дальше».

Для оценки эффективности применения разных форм социальной реабилитации, психологом проекта проводились тестирования детей и сотрудников учреждений (педагогов и воспитателей), которые могли каждый день наблюдать за детьми в привычной для них обстановке. Тестирования проводились как до участия в программе, так и после завершения занятий.

По результатам исследований у 63,6% детей, прошедших курс занятий иппотерапией, отмечалось повышение уровня социальной адаптации.

Исследование по методу опросника «Коммуникативные умения» показало, что в результате занятий у детей произошли наибольшие позитивные изменения по таким характеристикам, как «хорошие манеры в общении» и «тактичность». Это говорит о том, что при активном взаимодействии с новыми людьми вне стен учреждения у детей лучше развивается способность следовать социальным нормам, принятым в обществе. Значительно улучшился навык «Умение одеваться в соответствии с ситуацией» - это также свидетельствует о том, что дети стали лучше ориентироваться в окружающем мире. Дети стали меньше избегать контактов с людьми, им стало легче принимать симпатию со стороны других людей, снизился уровень недоверия к новым людям и ситуациям, снизился уровень страха неприятия их другими людьми, общение с людьми стало вызывать у детей меньше тревоги и напряжения. Дети стали более активными и внимательными, снизились проявления асоциальности.

При проведении исследований использовались методы рисуночной фрустрации, Карта Стотта, метод Розенцвейга, проективная методика «Дерево», методика Личностного Дифференциала и Коммуникативный опросник.

«Теперь, когда настало время подводить итоги, мы можем с уверенностью сказать, что огромная работа, проделанная нами, была не напрасна, - продолжает Владислав Самарский. – Дети многому научились, многое поняли, стали более спокойными и самостоятельными. Совместная командная деятельность, верховая езда, жизнь в палатках изменили их отношение к себе и к своим сверстникам. Они стали более внимательными и отзывчивыми, помогали друг другу, с удовольствием играли в командах».

В декабре Центр получил дополнительное финансирование иппотерапевтических занятий для детдомовских ребят, так что в наступающем году ребята обязательно продолжат общаться с «доктором Лошадь».
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Иппотерапия для детей

Игры для детей

Лучший способ для родителей правильно "построить" детские умственные способности...
Психология

Психогимнастика для детей

Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков...
Психология

Значение игры для детей

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у...
Психология

Чем занять непоседу? Игры для детей от года до двух

Возраст от года до двух специалисты называют одним из самых сложных в жизни...
Психология

Философия для детей

Жизненную направленность и судьбу каж­дого ребенка во многом определяют его роди...
Психология

Психология детей

Ребенок снова не оправдал наши ожидания:'Я в его возрасте Бетховена играла, а он...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Чувство вины
Вечное блаженство быть собой