Это самая популярная тема в НЛП. В некоторых традициях преподавания она изучается на мастерском курсе и является одним из основных поводов туда пойти наряду с метапрограммами. Видимо, потому она туда и поставлена: моделирование-то подавляющее большинство интересует лишь постольку поскольку.
Фокусы языка, словесная эквилибристика – как их только не называют!
Раскрутки можно использовать для того, чтобы пошатнуть веру человека в свои убеждения, но если посмотреть на исток – Ричарда Бендлера, то он ими именно играл, ставя в тупик собеседников и легко сруливая с нежелательных для него тем.
Итак, суть фокусов языка – в переводе фокуса внимания. Это можно сделать мягко и незаметно, и человек далеко не сразу поймёт, что тема разговора уже сменилась, а можно ярко и шокирующе. Чтобы перехватить инициативу, пока он прочухивается. Но к делу!
Возьмём пяток вариантов словесной агрессии и посмотрим, как можно с ними справляться:
* Почему ты не даришь мне цветы, ты меня не любишь?
* Эти часы слишком дорогие, я не могу себе их позволить.
* Ты меня обижаешь своим молчанием.
* Вы опять опоздали на работу!
* Хороший начальник должен заботиться о подчинённых.
Расширение рамки
В узкой рамке часто тесно. И результат предопределён. Поэтому, когда Вам задают некоторые рамки, вы из них выходите. «Это не мы такие – это жизнь такая».
* Любовь не равна подаркам. Она больше, чем жизнь.
* Мы живём один раз. Глупо отказывать себе в попытках получить от жизни удовольствие.
* Я думаю о наших отношениях. Мне кажется, ты слишком часто обижаешься по пустякам.
* Транспорт настолько непредсказуем, что мне иногда не удаётся верно подгадать.
* Мы всегда ждём от старших заботу, но что мы делаем ради этого?
Модель мира
Сколько людей, столько и мнений. И есть мнения весьма авторитетные. Всегда можно найти авторитета, чья субъективная реальность более благоприятна для нас.
* Одно время считалось, что «Бьёт – значит, любит». Ты же не хочешь, чтобы я доказывал тебе любовь в соответствии с чьими-то верованиями?
* Если Вы планируете вести дела с серьёзными людьми, Вы должны знать, что решать, воспринимать ли Вас всерьёз, они будут и по Вашим часам тоже.
* Психологи считают, что человека нельзя обидеть, если он не решил обидеться.
* Да, я тоже считаю, что истинный патриот своей Компании должен ночевать на рабочем месте, чтобы не опоздать на работу.
* Наш генеральный директор считает, что начальник должен заботиться только о тех, кто работает лучше других.
Последствия
Полезно указать на последствия подобных фраз и мыслей. Они, часто, такие захватывающие, что обсуждать вы будете уже их.
* Ты думаешь, после таких слов мне захочется дарить тебе цветы?
* Без дорогих часов и дорогой костюм не играет.
* На обиженных воду возят.
* Если мы будем обсуждать моё опоздание, на работу времени не останется.
* И в результате он делает всё сам?
Намерение
Люди закладывают в свои действия смысл. Или не закладывают. В любом случае всегда можно указать на благие намерения. Или на подлые. В зависимости от цели.
* Что ты хочешь больше: любви или цветов?
* Вы хотите часы или сэкономить?
* Я просто любуюсь твоими губами.
* Я правильно понимаю, что Вы хотите, чтобы я сделал работу в срок?
* Вы хотите, чтобы начальник прекратил делать свою работу и начал заботиться?
О важном
Люди любят говорить о важном. И ещё любят сравнивать важность. Вот этим пусть и займутся, а мы для этого будем ссылаться на высшие ценности.
* Что для тебя важнее: мои подарки или моя любовь?
* Ваш социальный статус важнее сэкономленных денег.
* Тебе важнее услышать правду или получить удовольствие от моих слов?
* Мне кажется, что качество моей работы важнее времени прихода на работу.
* А хорошо ли делать такие упрёки начальнику?
Детализация
Можно сузить рамку восприятия, и тогда в фокус попадёт совсем не то, на чём заострил внимание оппонент.
* Какие цветы тебе докажут мою любовь: розы, гвоздики, гладиолусы?
* Вы посмотрите, какой красивый циферблат!
* А позой? Выражением лица?
* Да, на 4 минуты и 12 секунд.
* Я только сегодня отговорил шефа отправить Вас в командировку на Курилы.
Уточнение
Вы не спорите – Вы уточняете. Вы искренне пытаетесь понять, а для этого спрашиваете о многочисленных деталях.
* Как связаны цветы и любовь?
* На какую сумму Вы рассчитывали?
* А что мне нужно сказать, чтобы ты почувствовала себя лучше?
* Что Вы называете опозданием?
* И как это должно проявляться?
Измеримость
Хороший способ сбить пафос – попробовать применить к ценности какую-нибудь шкалу или измеримый критерий. Готовьте линейку!
* В чём тебе привычнее измерять любовь: в рублях, в штуках, в подарках в день?
* С какой цифры начинается «дорого»?
* И на сколько секунд ты уже обиделась?
* Как Вы различаете опоздание и задержку?
* Как Вы измеряете заботу: в рублях или в выходных днях?
Контрпример
Логика гласит: один контрпример доказывает ложность обобщения. Ищите исключение, и будет Вам счастье!
* Я тебя поцеловал, я тебя люблю.
* Разве Вам не доводилось покупать в кредит то, что Вы не могли купить сразу?
* Вчера моё молчание тебя не обижало.
* Зато вчера я пришёл вовремя.
* Генри Форд не заботился, но был хорошим начальником.
Рекурсия
А что будет, если применить упрёк к нему самому? Все эти «лень лениться», «страшно бояться», «скромно ли хвастаться скромностью»… В общем, «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива».
* Мне кажется, что говоря такие вещи, ты меня не любишь.
* Нежелание себя побаловать дорого обходится.
* Меня больше обижает, когда на меня обижаются по пустякам.
* Не поздно ли говорить об опоздании? Его уже не исправить.
* Разве это слова подчинённого?
Зеркало
А если вам поменяться местами, утверждение сохранит силу? Редко. Обычно люди дают себе больше прав. Но ловятся на ценность справедливости.
* То есть то, что ты не даришь мне подарки каждую неделю, означает, что ты меня не любишь?
* Если бы Вы продавали хорошую вещь, Вы бы запросили за неё меньше закупочной цены?
* Т.е. когда ты молчишь, ты хочешь меня обидеть?
* С Вами такого не случалось?
* Могу я попросить Вас о встречной заботе?
Перевод стрелок
Наглость чистой воды. Мы заявляем: это обсуждать мы не будем – мы будем обсуждать другое. Доказывает это лишь наш тон. Но этого обычно достаточно.
* Вопрос не в том, люблю ли я тебя, а в том, что ты для этого сделала.
* Т.е. Вам нужно подсказать, как накопить нужную сумму?
* Давай лучше обсудим, как я отношусь к твоим обидам.
* Я как раз хотел попросить Вас подписать один акт!
* Сейчас Вам нужно думать о том, как усидеть на своём рабочем месте.
Переопределение
Назови трусость осторожностью, жадность бережливостью, а истеричность искренностью. Или напротив смелость глупостью, щедрость расточительством, а спокойствие равнодушием.
* Я собирал деньги на совместную поездку на Канары…
* Отсутствие в наличии нужной суммы не повод наступать на горло свои желаниям.
* Моя искренняя реакция тебя обижает?
* Да, я пришёл позже, чем Вы ожидали.
* Но он не должен превращать взрослых людей в своих детей.
Дополнение
Сразу утверждать противоположное не всегда удобно. Но можно так согласиться, что смысл перевернётся. Как? Внося свои дополнения и уточнения.
* Да, я не люблю, когда с меня требуют жертвоприношений.
* Конечно же, Вы не можете их купить, не оформляя оплату в рассрочку.
* Молчание может обидеть, только если не доверять молчащему.
* Согласен, опоздания недопустимы, если они срывают важную сделку.
* Да, если подчинённые отвечают ему взаимностью.
Аналогия
Все аналогии лживы. Зато эффективны. Мы не будем обсуждать предложенный вопрос – мы нарисуем картинку, исходя из которой нужный нам выход очевиден. И собеседник, согласившись с аналогией, сам сделает нужный вывод.
* Религиозен не тот, кто ходит в церковь, а тот, кто Верит.
* Если крестьянин жалеет семена, он никогда не дождётся всходов.
* Если у тебя нет зонта, под дождём ты промокнешь.
* Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет.
* Не стоит семилетнего ребёнка кормить с ложечки.
* * *
Есть несколько замечаний, без которых статья была бы неполной:
* Приведённые в статье примеры раскруток НЛП не единичны. На каждый тип раскрутки можно придумать неограниченно много фраз-ответов.
* Юмор и парадоксы не обязательны, но возможны. Если нужен эффект замешательства, то и желательны.
* Если вы проявите наблюдательность, вы заметите, что каждый человек тяготеет к тому или иному типу фокусов языка. Если вы хотите уйти от темы незаметно для него, воспользуйтесь тем же способом, что и он.
* Для тренировки в словесной эквилибристике вам не нужен тренер и группа. Первоначально достаточно просто посидеть и пописать раскрутки на бумаге. А потом тренировать в жизни. По одной в день.
* Применяя раскрутки НЛП, следите за реакцией собеседников. Если они впадают в ступор и начинают злиться, подумайте, нужно ли это вам. Если нет – прекращайте.
* Из соображений экологии не нужно раскручивать верования, которые могут быть полезны для их носителей. Если человек верит, что у него всё получится, пусть верит. Но если на вас «наехали», фокусы языка – это то, что нужно.
В конечном счёте всё сводится к изменению рамки восприятия. Вы или расширяете её до уровня обессмысливания убеждения, или сужаете её, или сдвигаете на другие аспекты ситуации. Ваш ответ должен сместить внимание с неудобной для вас темы. А как вы это сделаете, не так уж и важно.
Успехов! Тренируйтесь, практикуйтесь, и да прибудет с вами сила!
Раскрутки можно использовать для того, чтобы пошатнуть веру человека в свои убеждения, но если посмотреть на исток – Ричарда Бендлера, то он ими именно играл, ставя в тупик собеседников и легко сруливая с нежелательных для него тем.
Итак, суть фокусов языка – в переводе фокуса внимания. Это можно сделать мягко и незаметно, и человек далеко не сразу поймёт, что тема разговора уже сменилась, а можно ярко и шокирующе. Чтобы перехватить инициативу, пока он прочухивается. Но к делу!
Возьмём пяток вариантов словесной агрессии и посмотрим, как можно с ними справляться:
* Почему ты не даришь мне цветы, ты меня не любишь?
* Эти часы слишком дорогие, я не могу себе их позволить.
* Ты меня обижаешь своим молчанием.
* Вы опять опоздали на работу!
* Хороший начальник должен заботиться о подчинённых.
Расширение рамки
В узкой рамке часто тесно. И результат предопределён. Поэтому, когда Вам задают некоторые рамки, вы из них выходите. «Это не мы такие – это жизнь такая».
* Любовь не равна подаркам. Она больше, чем жизнь.
* Мы живём один раз. Глупо отказывать себе в попытках получить от жизни удовольствие.
* Я думаю о наших отношениях. Мне кажется, ты слишком часто обижаешься по пустякам.
* Транспорт настолько непредсказуем, что мне иногда не удаётся верно подгадать.
* Мы всегда ждём от старших заботу, но что мы делаем ради этого?
Модель мира
Сколько людей, столько и мнений. И есть мнения весьма авторитетные. Всегда можно найти авторитета, чья субъективная реальность более благоприятна для нас.
* Одно время считалось, что «Бьёт – значит, любит». Ты же не хочешь, чтобы я доказывал тебе любовь в соответствии с чьими-то верованиями?
* Если Вы планируете вести дела с серьёзными людьми, Вы должны знать, что решать, воспринимать ли Вас всерьёз, они будут и по Вашим часам тоже.
* Психологи считают, что человека нельзя обидеть, если он не решил обидеться.
* Да, я тоже считаю, что истинный патриот своей Компании должен ночевать на рабочем месте, чтобы не опоздать на работу.
* Наш генеральный директор считает, что начальник должен заботиться только о тех, кто работает лучше других.
Последствия
Полезно указать на последствия подобных фраз и мыслей. Они, часто, такие захватывающие, что обсуждать вы будете уже их.
* Ты думаешь, после таких слов мне захочется дарить тебе цветы?
* Без дорогих часов и дорогой костюм не играет.
* На обиженных воду возят.
* Если мы будем обсуждать моё опоздание, на работу времени не останется.
* И в результате он делает всё сам?
Намерение
Люди закладывают в свои действия смысл. Или не закладывают. В любом случае всегда можно указать на благие намерения. Или на подлые. В зависимости от цели.
* Что ты хочешь больше: любви или цветов?
* Вы хотите часы или сэкономить?
* Я просто любуюсь твоими губами.
* Я правильно понимаю, что Вы хотите, чтобы я сделал работу в срок?
* Вы хотите, чтобы начальник прекратил делать свою работу и начал заботиться?
О важном
Люди любят говорить о важном. И ещё любят сравнивать важность. Вот этим пусть и займутся, а мы для этого будем ссылаться на высшие ценности.
* Что для тебя важнее: мои подарки или моя любовь?
* Ваш социальный статус важнее сэкономленных денег.
* Тебе важнее услышать правду или получить удовольствие от моих слов?
* Мне кажется, что качество моей работы важнее времени прихода на работу.
* А хорошо ли делать такие упрёки начальнику?
Детализация
Можно сузить рамку восприятия, и тогда в фокус попадёт совсем не то, на чём заострил внимание оппонент.
* Какие цветы тебе докажут мою любовь: розы, гвоздики, гладиолусы?
* Вы посмотрите, какой красивый циферблат!
* А позой? Выражением лица?
* Да, на 4 минуты и 12 секунд.
* Я только сегодня отговорил шефа отправить Вас в командировку на Курилы.
Уточнение
Вы не спорите – Вы уточняете. Вы искренне пытаетесь понять, а для этого спрашиваете о многочисленных деталях.
* Как связаны цветы и любовь?
* На какую сумму Вы рассчитывали?
* А что мне нужно сказать, чтобы ты почувствовала себя лучше?
* Что Вы называете опозданием?
* И как это должно проявляться?
Измеримость
Хороший способ сбить пафос – попробовать применить к ценности какую-нибудь шкалу или измеримый критерий. Готовьте линейку!
* В чём тебе привычнее измерять любовь: в рублях, в штуках, в подарках в день?
* С какой цифры начинается «дорого»?
* И на сколько секунд ты уже обиделась?
* Как Вы различаете опоздание и задержку?
* Как Вы измеряете заботу: в рублях или в выходных днях?
Контрпример
Логика гласит: один контрпример доказывает ложность обобщения. Ищите исключение, и будет Вам счастье!
* Я тебя поцеловал, я тебя люблю.
* Разве Вам не доводилось покупать в кредит то, что Вы не могли купить сразу?
* Вчера моё молчание тебя не обижало.
* Зато вчера я пришёл вовремя.
* Генри Форд не заботился, но был хорошим начальником.
Рекурсия
А что будет, если применить упрёк к нему самому? Все эти «лень лениться», «страшно бояться», «скромно ли хвастаться скромностью»… В общем, «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива».
* Мне кажется, что говоря такие вещи, ты меня не любишь.
* Нежелание себя побаловать дорого обходится.
* Меня больше обижает, когда на меня обижаются по пустякам.
* Не поздно ли говорить об опоздании? Его уже не исправить.
* Разве это слова подчинённого?
Зеркало
А если вам поменяться местами, утверждение сохранит силу? Редко. Обычно люди дают себе больше прав. Но ловятся на ценность справедливости.
* То есть то, что ты не даришь мне подарки каждую неделю, означает, что ты меня не любишь?
* Если бы Вы продавали хорошую вещь, Вы бы запросили за неё меньше закупочной цены?
* Т.е. когда ты молчишь, ты хочешь меня обидеть?
* С Вами такого не случалось?
* Могу я попросить Вас о встречной заботе?
Перевод стрелок
Наглость чистой воды. Мы заявляем: это обсуждать мы не будем – мы будем обсуждать другое. Доказывает это лишь наш тон. Но этого обычно достаточно.
* Вопрос не в том, люблю ли я тебя, а в том, что ты для этого сделала.
* Т.е. Вам нужно подсказать, как накопить нужную сумму?
* Давай лучше обсудим, как я отношусь к твоим обидам.
* Я как раз хотел попросить Вас подписать один акт!
* Сейчас Вам нужно думать о том, как усидеть на своём рабочем месте.
Переопределение
Назови трусость осторожностью, жадность бережливостью, а истеричность искренностью. Или напротив смелость глупостью, щедрость расточительством, а спокойствие равнодушием.
* Я собирал деньги на совместную поездку на Канары…
* Отсутствие в наличии нужной суммы не повод наступать на горло свои желаниям.
* Моя искренняя реакция тебя обижает?
* Да, я пришёл позже, чем Вы ожидали.
* Но он не должен превращать взрослых людей в своих детей.
Дополнение
Сразу утверждать противоположное не всегда удобно. Но можно так согласиться, что смысл перевернётся. Как? Внося свои дополнения и уточнения.
* Да, я не люблю, когда с меня требуют жертвоприношений.
* Конечно же, Вы не можете их купить, не оформляя оплату в рассрочку.
* Молчание может обидеть, только если не доверять молчащему.
* Согласен, опоздания недопустимы, если они срывают важную сделку.
* Да, если подчинённые отвечают ему взаимностью.
Аналогия
Все аналогии лживы. Зато эффективны. Мы не будем обсуждать предложенный вопрос – мы нарисуем картинку, исходя из которой нужный нам выход очевиден. И собеседник, согласившись с аналогией, сам сделает нужный вывод.
* Религиозен не тот, кто ходит в церковь, а тот, кто Верит.
* Если крестьянин жалеет семена, он никогда не дождётся всходов.
* Если у тебя нет зонта, под дождём ты промокнешь.
* Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет.
* Не стоит семилетнего ребёнка кормить с ложечки.
* * *
Есть несколько замечаний, без которых статья была бы неполной:
* Приведённые в статье примеры раскруток НЛП не единичны. На каждый тип раскрутки можно придумать неограниченно много фраз-ответов.
* Юмор и парадоксы не обязательны, но возможны. Если нужен эффект замешательства, то и желательны.
* Если вы проявите наблюдательность, вы заметите, что каждый человек тяготеет к тому или иному типу фокусов языка. Если вы хотите уйти от темы незаметно для него, воспользуйтесь тем же способом, что и он.
* Для тренировки в словесной эквилибристике вам не нужен тренер и группа. Первоначально достаточно просто посидеть и пописать раскрутки на бумаге. А потом тренировать в жизни. По одной в день.
* Применяя раскрутки НЛП, следите за реакцией собеседников. Если они впадают в ступор и начинают злиться, подумайте, нужно ли это вам. Если нет – прекращайте.
* Из соображений экологии не нужно раскручивать верования, которые могут быть полезны для их носителей. Если человек верит, что у него всё получится, пусть верит. Но если на вас «наехали», фокусы языка – это то, что нужно.
В конечном счёте всё сводится к изменению рамки восприятия. Вы или расширяете её до уровня обессмысливания убеждения, или сужаете её, или сдвигаете на другие аспекты ситуации. Ваш ответ должен сместить внимание с неудобной для вас темы. А как вы это сделаете, не так уж и важно.
Успехов! Тренируйтесь, практикуйтесь, и да прибудет с вами сила!
Обсуждения Эффективная раскрутка