Здоровая конкуренция

Многие годы социальные психологи считали, что конкуренция и сотрудничество – такие же антагонисты, как зло и добро; теперь же выясняется, что одно не исключает другого. Конкуренция – гораздо более распространенное явление, чем мы привыкли думать.
Здоровая конкуренция
Она охватывает не только политику и экономику. Мы соревнуемся начиная примерно с двух с половиной лет и до конца жизни: в школе, на работе, в любви, семье и даже в хобби... Конкуренция может содержать элементы сотрудничества, а может быть разрушительной для человеческих отношений. И многое здесь зависит не столько от личных качеств и конкретных условий, в которых она разворачивается, но и от типа культуры – к такому выводу мы пришли с коллегами, работая в рамках большого международного проекта по изучению стереотипов восприятия конкуренции*. В частности, мы сравнили ситуацию в трех очень непохожих странах: Японии, Канаде и Венгрии. В результате анкетирования студентов университетов выяснилось, что понимание смысла конкуренции у них кардинально различается. Так, в Японии ее цель – работа над собой, собственный рост и развитие (причем для японцев это вдвое-втрое важнее, чем для венгерских и канадских студентов); другой – это партнер и инструмент самосовершенствования, а в центре внимания находится «Я». Как написал один студент, «соревнование, которое идет на пользу обеим сторонам, важно, поскольку может повысить нашу компетентность и развить наши человеческие качества, а соревнование исключительно ради выигрыша портит людей».

Канадцы видят смысл конкуренции в усилении собственной мотивации; другой воспринимается лишь как соперник, а в центре внимания – личная победа и достижение цели. Наконец, в постсоциалистической Венгрии (как, наверное, и в России) конкуренцию рассматривают как инструмент социальной селекции, предназначенный для того, чтобы отличить успешных людей от неудачников; отношения сотрудничества с конкурентами практически невозможны, поскольку чем хуже себя покажет другой, тем лучше для меня.

Теперь, зная, что конкуренция может быть здоровой и позитивной, я бы так определила «счастливого конкурента»: он нацелен на самосовершенствование и саморазвитие, справедлив и честен по отношению к своему сопернику и способен к сотрудничеству с ним. А еще он умеет справляться и с победами, и с поражениями, не испытывая при этом зависти, злорадства, чувства вины и апатии.
×

По теме Здоровая конкуренция

Бизнес и конкуренция

Свободная конкуренция- это та питательная среда, в которой могут нормально...
Психология

Дыхание здоровая жизнь

Согласно восточным учениям, воздух несет в себе не только кислород, но и энергию...
Психология

Здоровая и нездоровая тревожность

Нелегко разъяснить разницу между здоровой и нездоровой тревожностью. Немногие...
Психология

Здоровье и болезни. Самоисцеление

Сила духа исцеляет любую болезнь Если вы болели, даже долго и серьезно, для вас...
Магия

Здоровый образ жизни

Хорошее настроение и отсутствие неприятных ощущений в теле - это здоровое...
Журнал

Здоровый вес

Здоровый вес - это вес, при котором человек чувствует себя хорошо и у него...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация