Психосинтез

Принято считать, что ПСИХОСИНТЕЗ как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976).

Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм.
Психосинтез
Из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ошущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в своей жизни больше смысла.

Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних влияний.

2 Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

Изменения в результате практики психосинтеза происходят как правило постепенно. Часто только по прошествии времени от нескольких месяцев до нескольких лет довольно-таки регулярных занятий мы можем осознать в себе произошедшие глубокие перемены. У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время для обработки полученного опыта. По словам Р. Ассаджиоли: "должно произойти созревание психического плода". Физический плод созревает скрытно, в материнской утробе, психический - в сокровенных уголках бессознательного. Процесс этот для обоих очень чувствительный, ранимый, для обоих высшая точка достигается в кризисе и чуде рождения, появления новой жизни. Несмотря на то, что процесс интеграции психики кажется очень длительным те, кто правильно осуществляет практику психосинтеза в итоге приходят к замечательным результатам. Причем, достигнув определенных рубежей, человек уже никогда не возвращается к прежней раздробленности.

Центральными понятиями предлагаемой Р. Ассаджиоли схемы являются "Я", (другие названия: "Самость", "личное Эго" или "Личное Я") и "Трансперсональное Я" ("Сверх Самость", "Духовное Я", "Надличное Я") .

Р. Ассаджиоли создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в индивидуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества. Он описывает свою модель как "грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции..." и разделяет человеческое бессознательное на три области: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное. Несмотря на то, что эти пласты бессознательного имеют различное содержание, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

1. Низшее бессознательное. 2. Среднее бессознательное. 3. Высшее бессознательное. 4. Поле (область) сознания. 5. Личное Я. 6. Духовное (Надличное ) Я. 7. Коллективное бессознательное. Происходит постоянный обмен энергиями и элементами как внутри психики отдельного человека, так и с коллективным бессознательным.

НИЗШЕЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждениях, "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, "фантазмы" (фантазии, которые в искаженной форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. С низшими парапсихическими процессами обычно связывают необычные явления, с которыми может столкнуться человек при погружении в низшее бессознательное. Это видения различных пугающих, неприятных сущностей, привидений, встреча с "домовыми", явления полтергейста и т.д. Как правило, такие встречи имеют негативную или, в лучшем случае, нейтрально окраску. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3. Фрейд.

СРЕДНЕЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения.

В ВЫСШЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные "совпадения", откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют "чудеса Господа". При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.

ПОЛЕ СОЗНАНИЯ - это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.

"ЛИЧНОЕ Я" является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем "личное Я", как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и свое бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности "потока сознания", отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают "личное Я" и область сознания вокруг него. Р.

Ассаджиоли усматривал в "ДУХОВНОМ Я" более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. "Духовное Я" пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а "Личное Я" следует рассматривать как отражение, проекцию "Духовного Я" на поле личности. Сохраняя индивидуальность, "Духовное Я" живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.

Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. Это то, что К. Юнг в свое время назвал "КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ". По К. Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны... Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира". Внешняя линия диаграммы не отделяющая, а скорее разграничительная, как мембрана в живой клетке. Между нами и другими постоянно идет процесс "психического обмена" в общей "психической среде". Следует помнить, что "Духовное Я" располагается и над коллективным бессознательным, охватывая его ч в то же время оставаясь трансцендентным по отношению к нем)".

Опираясь на эту схему, можно примирить два фактора, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими. С одной стороны, существует видимая двойственность, т.е. кажущееся наличие у нас двух "Я", т.к. "личное Я" обычно не осознает "Духовное Я" и даже отрицает его существование. "Духовное Я" при этом скрыто и не проявляет себя в нашем сознании непосредственно. С древних времен ту завесу, которой отгорожено "Духовное Я" от "личною Я" называли майей, что означало "иллюзия", "ошибочное, искаженное представление о действительности". С другой стороны, нет двух "Я", есть только "Духовное", которое проявляется с разной степенью искажения в зависимости от чистоты сознания и степени самопостижения. Одной из задач как психосинтеза, так и психологии духовного измерения является выявление причин отсутствия у человека стремления к духовному совершенствованию и разработка методов, с помощью которых можно способствовать проявлению этого стремления. Кроме того, важно знать способы психологической помощи тем, кто решил встать на путь духовного роста и столкнулся с различными трудностями.

Уровни психосинтеза

Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза. Он выделял этап формирования полноценной личности (ЛИЧНОСТНЫЙ психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (ДУХОВНЫЙ психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.

В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: ЛИЧНОСТНЫЙ, ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ и ДУХОВНЫЙ.

Этап ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг "личного Я". Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью. Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с "воспоминаниями о своем рождении". Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг назвал "тенью" или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может бы "переживание прошлых жизней", проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.

Таким образом, трансперсональное - это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего "личного Я".

ДУХОВНЫЙ уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле "Духовного Я". Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей "Духовного Я", т.е. фактического растворения в Высшей воле. В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то "Духовное Я" - есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно и присутствует знание без осмысления.

Работа с "Духовным Я" имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что "Духовное Я" есть условие существования психики, а психика - уеловие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее "призмы" психики и личности, тем больше света от "Духовного Я" будет достигать внешнего мира. Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы "призм". -Духовное Я" становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

Именно "Духовное Я" заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его. Человек, которому удается достичь полной "настройки" живет в Абсолютном Мире, где понятия "внутренний Мир" и "внешний Мир" идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.

На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни Р. Ассаджиоли усматривал два неодолимых процесса, протекающих практически параллельно: ГЛУБОКОЕ познание своей личности и КОНТРОЛЬ над различными ее элементами. Причем, как на первой, так и на последующих стадиях очень желательно присутствие рядом знающего специалиста, уже прошедшего этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.

Первый этап предполагает использование множества практических методов, разработанных в рамках различных направлений практической психологии. Главное - с их помощью суметь научиться владеть комплексом характеристик, присущих здоровой личности. Р. Ассаджиоли выделял такие личностные характеристики как: ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуицию. 3а счет постепенного совершенствования этих аспектов человек обретает волю, без которой, как считал Р. Ассаджиоли, невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Он рассматривал волю, как необходимый атрибут полноценного "Личного Я".

Одним из очень подходящих для работы методов Р. Ассаджиоли считал метод ДЕ-ИДЕНТИФИКАЦИИ (РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ). Метод разрабатывался исходя из принципа: "Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем". Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де - идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями - мы ограничиваем себя. Мы говорим: "Я в унынии или "Я раздражен", и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: "Меня пытается поглотить волна уныния" - бдительное "Я" не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

Вот одно из многочисленных упражнений по разотождествлению:

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее.

1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым и больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "Я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более, чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я - не оно, обладаю телом, но я не тело. Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело ". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.

2.Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я - не гнев. Совершенно очевидно, что чувства - не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я - не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3.Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум - это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум. Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно:

4. После разотождествления себя с ощущениями, чувствами и мыслями я сознаю, что я - центр чистого самосознания. Я - волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое пело, а также управлять ими и применять их. Сосредоточьтесь на основной идее: "Я - центр чистого самосознания и воли ". Цель настоящего упражнения - войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосредоточиваясь на его опытном постижении и быстро проходить этапы разотождествления:

Я обладаю телом, но я не тело;

Я обладаю чувствами, но я не чувства;

Я обладаю умом, но я не ум.

5.После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:

Кто же я в таком случае? Что остается после того как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "Я" - это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу .

Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в "Я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.

Работа с субличностями

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?'" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств" . Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность - разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, "Сама знаю", 'Я тебе сказал'' и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше "Я" выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем - можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием "если бы я увидел:''. Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: "Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: "Я не могу увидеть...'' уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность "оживает".

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности, чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Психосинтез

  • Думаю, что в настоящее время - время перемен, именно психосинтез является актуальнной возможностью собрать разрозненные частички, кусочки нашей личности, чтобы доличностная стадия развития Человека пререшла в зрелую Личностную, ответственную за свой выбор и свободную в выборе, осознающую себя и процессы происходящие в мире.
     

По теме Психосинтез

Психосинтез. Кем мы можем быть

Человеку, который много лет искал Истину, сказали пойти в одну пещеру и...
Психология

Психосинтез

После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется...
Психология

Введение в психосинтез

Много веков тому назад Будда говорил: "Мы являемся тем, что думаем... Нашими...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Страшное слово Свобода
Как разные Знаки Зодиака воспитывают детей