Воспитание воли

Сосредоточение - есть собирание ума в фокус, и это сосредоточение ума требует предварительного сосредоточения воли. Ум сосредотачивается потому, что воля, направлена на один предмет. Ум вливается в форму, создаваемую волей.
Воспитание воли
Прежде чем мы заставим ум исполнять для нас нужную работу, мы должны «укротить» его и заставить повиноваться воле «Я». Обыкновенно уму позволяют во многих отношениях оставаться в первобытном состоянии и следовать своей собственной воле и желаниям, не подчиняясь ничему другому. Как избалованный ребенок или плохо объезженная лошадь, он постоянно попадает то в ту, то в другую беду и доставляет своему владельцу мало удовольствия, пользы и удобства.

Умы многих из нас похожи на зверинцы, наполненные дикими животными, из которых каждое следует своим собственным наклонностям и стремится по своему собственному пути. Мы в самом деле заключаем в себе целый зверинец - тигра, обезьяну, павлина, осла, гуся, овцу, гиену и других зверей - и мы позволяем этим животным управлять нами.

Даже наш интеллект склонен к заблуждениям, неустойчив и, подобно ртути, с которой его сравнивали древние оккультисты, неверен и непостоянен. Если вы взглянете вокруг себя, вы увидите, что только те люди достигли в жизни чего-нибудь существенного, которые приучили свой ум к повиновению. Они утвердили власть своей воли над умом и приобрели таким путем могущество и силу. Ум, обыкновенно, раздражается, когда воля начинает его ограничивать; он похож на резвую обезьяну, не желающую учиться «штукам».

Но он должен быть выучен, если от него желают получить хорошую работу. И вам необходимо заняться его выучкой, если вы ожидаете какой-нибудь пользы от него и надеетесь владеть им, вместо того, чтобы предоставить ему владеть вами.

Мы говорим об усилении воли, но в, действительности мы подразумеваем приучение ума повиноваться и приучение воли распоряжаться. Наша воля и так достаточно сильна; только мы не сознаем этого. Корень воли лежит в самом центре нашего существа — в нашем «Я», но наш несовершенно развитый ум не признает этого факта.

Мы похожи на молодых слонов, не сознающих своей собственной силы и позволяющих управлять собой слабым погонщикам, которых они могли бы сбросить с себя одним движением. Воля лежит в основе всех действий - всего делания умственного и физического.

Мы должны много говорить относительно воли и отдавать этому предмету достаточно внимания. Посмотрите вокруг себя и вы увидите, что главное различие между людьми, выдвинувшимися вперед во всех сферах жизни, и теми, которые остаются в общих рядах, заключается в решимости и воле. Относительно этого очень хорошо сказал Бекстон: - «Чем дольше я живу, тем больше я убеждаюсь, что главное различие между людьми слабыми и могущественными, великими и ничтожными есть энергия и непобедимая решимость. - Бекстон мог бы прибавить, что основание «энергии и непобедимой решимости» есть воля.

Писатели и мыслители всех веков признавали удивительное и высокое значение воли. Теннисон говорит: «О, живая воля! Ты выдержишь там, где все видимое должно поколебаться». Оливер Вендель Хольмс пишет: «Место проявления воли кажется меняющимся, сообразно тому, как воля проявляется через различные органы. Воля может переноситься к различным частям мозга, когда мы хотим вспомнить какую-нибудь картину, фразу или мелодию; может вкладывать свою сипу в мускульные действия или в интеллектуальные процессы; подобно главнокомандующему, она находится одновременно на всех пунктах поля сражения.

Воля меньше всего похожа на орудие какой-либо другой из наших способностей и дальше всего отстоит от наших понятий Механизма и материи, как мы их обыкновенно определяем». Хольмс был совершенно прав в своей идее, но несколько ошибался в деталях. Воля не меняет места своего пребывания, которое всегда лежит в центре «Я».

Но воля направляет ум ко всем частям тела и по всем направлениям, и точно так же заставляет передвигаться жизненную силу. Воля, действительно, есть главнокомандующий; она не бросается в разные места, где происходит действие. Она только посылает туда гонцов, которые несут ее приказания. Бекстон говорил: «Воля может сделать все, что вообще может быть сделано на свете. И никакие таланты, никакие обстоятельства, никакие удачи не сделают двуногое существо человеком, если у него не будет воли».

Ик Марвель справедливо говорит: «Решимость делает человека тем, что он есть; не слабая решимость, не грубые стремления, не случайные цели - но сильная и неутомимая воля, которая попирает все трудности и опасности, как человек попирает снежный покров зимы, та воля, которая заставляет взор и ум человека стремиться к недостижимому. Воля делает людей гигантами».

Главное препятствие к правильному пользованию волей у большинства людей есть недостаток умения сосредотачивать внимание. Йоги ясно понимают это. Многие из упражнений, которые даются ученикам, предназначены для того, чтобы преодолеть эту трудность. Внимание есть внешний признак действующей воли.

Как сказал один французский писатель: «Внимание подчинено высшей власти «Я». «Я» заставляет его действовать или удерживать его, как ему нравится, направляет его по очереди к разным предметам и сосредотачивает внимание на любом пункте на, такое время, какое выдержит воля». Проф. Джемс говорит: «Существенное проявление воли, действующее наиболее сознательно, заключается в том, что она берется за трудный предмет и держит его перед умом. Усилие внимания есть одно из главных проявлений воли». Проф. Халлек говорит: «Первый шаг к развитию воли заключается в упражнении внимания.

Идеи делаются яснее, и их двигательная сила увеличивается по мере того, как мы ближе подходим к ним и отдаем им больше внимания. Если мы возьмем две идеи одинаковой силы и сосредоточим внимание на одной из них, мы заметим, насколько сильнее начнет делаться эта идея».

Проф. Селли говорит: «внимание можно в общих чертах определить, как активное самонаправление ума к какому-нибудь предмету, который находится перед нами в данный момент». Йоги видят во внимании как бы вытягивание ума в одном направлении и устремление его к какому-нибудь объекту. Это самое выражает и слово «attention» — от латинского «adtendere», т. е. тянуться к чему-нибудь.

Тренированная воля проявляется в устойчивом внимании и такое внимание - один из признаков тренированной воли. Однако этот род внимания не есть общая способность среди людей, оно встречается чрезвычайно редко, и, его можно видеть среди людей, обладающих сильным умом. Всякий может держать свое внимание на какой-нибудь случайно поразившей его приятной вещи, но нужна сильно тренированная доля для того, чтобы внимание долго удерживалось на непривлекательной вещи.

Такая способность дается тренированной волей и не может принадлежать обыкновенному среднему человеку. Волевое внимание очень редко и может быть найдено только среди сильных характеров, но может быть культивировано и выращено настолько успешно, что человек, у которого теперь его почти нет, со временем может стать в этом отношении исполином. Это дело практики, упражнения и желания.

Трудно с достаточной силой подчеркнуть пользу развития способности упорного и настойчивого внимания. Человек, обладающий такой развитой способностью, может совершить гораздо больше, чем самый блестящий ум, не обладающий упорным вниманием. И лучший способ тренировать внимание под управлением воли – это практиковаться на неинтересных предметах и идеях, держа их перед умом, пока к ним не начинает проявляться интерес.

Это трудно сначала, но скоро задача начнет принимать приятный вид, потому что человек начнет чувствовать, что его сила воли и внимание растут и что он приобретает новую силу и власть, которых у него не было раньше - начнет чувствовать, что он становится сильнее. Чарльз Диккенс говорил, что секрет его успеха заключается в том, что он развил в себе способность вкладывать все свое внимание в то, что он делает в данное время, а затем обращать то же самое внимание на следующую вещь, которая приходит к нему по очереди.

Он был похож на человека, управляющего большим прожектором, который наводится на один предмет и затем, когда этот предмет изучен вполне, переводится на другой. «Я» - это есть человек, управляющий прожектором.

Воля - это рефлектор, а луч света - это внимание.
Рассуждение о воле и внимании - это секрет, лежащий в основе науки Раджа-йоги, и йоги-учителя достигают такой степени сосредоточенной воли и внимания. Благодаря этой способности сосредотачивать волю и внимание, они способны направить свой ум туда или сюда, во внешний мир или во внутренний с огромной силой.

Они способны с необыкновенной интенсивностью сосредотачивать свой ум на самой маленькой вещи, совершенно также, как лучи солнца собираются в фокус зажигательным стеклом и могут зажечь шерсть Другими словами, йоги могут посылать свой ум туда, куда хотят, с необыкновенной энергией, освещая им все, чего он касается, подобно тому, как мы пользуемся перебегающим с места на место снопом света от электрического прожектора.

Старайтесь воспитывать в себе внимание и волю. Практикуйтесь на неприятных вещах; старайтесь сделать то, чего вы раньше избегали, потому что это казалось неприятным; старайтесь вложить интерес в предстоящие вам задачи, и трудность разрешения их значительно ослабнет. А вы выйдете из борьбы более сильным с чувством нового могущества.

Индийская йога. Воспитание воли - часть 3.

Принцип, лежащий в основании всей этой теории - воспитания характера посредством подсознательного ума, тот, что «Я» - господин своего ума и пластичный ум повинуется нашему «Я». «Я» индивидуума есть единственный реальный, постоянный, неизменяемый его принцип, между тем как ум и тело беспрерывно меняются, находятся в движении, растут и умирают. Подобно тому, как тело может развиваться и формироваться путем умственных управлений, и ум также может развиваться и формироваться, если придерживаться разумных методов.

Большинство людей смотрит на характер, как на принадлежащее Человеку нечто совершенно определенное, чего нельзя ни изменить, ни переделать. А между тем, своими ежедневными поступками они доказывают, что в душе нисколько не верят этому, ибо словом, советом, одобрением или порицанием пытаются изменить и формировать характер окружающих.

Не будем подробно рассматривать причины, влияющие на образование характера, ограничимся простым перечислением их:

1) результат опытов, вынесенных из предыдущих жизней,

2) наследственность,
3) среда,
4) внушение, исходящее от других лиц и
5) самовнушение.

Но что бы там ни влияло на образование характера, его можно изменить, смягчить, улучшить, сформировать с помощью методов, схожих с тем, который западные писатели называют «самовнушением»,

Основной идеей самовнушения служит «хотение», чтобы изменения совершились в уме; хотению помогают

испытанные умственные методы созидания идеалов или мысленных форм. Первое условие для изменения есть «желание», чтобы изменения произошли. Пока у человека не явится такое желание, он не может заставить свою волю взяться за дело.

Желание и воля близко соприкасаются. Воля не может ничего начать, пока она не вдохновлена желанием. Многие слово «желание» отождествляют с понятием о более низких наклонностях, но оно применимо и к высшим.

Если человек борется с низкой наклонностью или желанием, это доказывает, что ему присуща более высокая наклонность или желание. Многие желания суть не что иное, как компромисс между двумя или несколькими противоречивыми желаниями - как бы некоторое среднее желание.

Пока человек не пожелает изменить свой характер, он шагу не сделает в этом направлении. И сила воли будет вложена им в дело пропорционально силе желания. В деле воспитания характера главную роль играет желание приступить к этой задаче.

Если вы находите, что желание это не настолько велико, чтобы заставить вас проявить настойчивость и энергию, необходимые для того, чтобы довести дело до успешного конца, то вы должны предварительно стараться возбудить в себе это желание. А достичь этого можно, настойчиво удеживая мысли на предмете, пока не явится желание.

Этот способ довольно рискованный, в чем многим приходилось на себе убедиться, к своему несчастью. Ведь можно возбудить в себе как хорошие, так и дурные желания. Небольшой пример. Молодой человек, например, вовсе не желает предаваться излишествам разгульной жизни. Но вот ему приходилось слышать или читать, что многие ведут такую жизнь, и он невольно мысленно останавливается на этом вопросе, рассматривает его со всех сторон и вообще занимает им свое воображение.

Некоторое время спустя он начинает чувствовать, что желание постепенно пускает ростки и, если он будет поливать их, то есть продолжать заниматься мысленно этим вопросом, то недолго ему придется ждать пышного расцвета этого желания, которое он, конечно, попробует выразить в действии. Великая истина скрывается в словах поэта: «Чудовищен с виду порок, Увидишь - тотчас возненавидишь. Но ближе вглядевшись в него, Стерпишь, пожалеешь, а потом и обнимешь».

Многими безумными выходками и преступлениями люди обязаны именно этому взращиванию желания в своем уме, этой посадке растения, заботливому уходу за ним, словом - культивированию растущего желания. Это предостережение: оно прольет свет на то, что может быть вас беспокоит, и обратит ваше внимание на плевелы, которые вы взращивали заботливо в своем уме.

Помните, однако, что сила, тянущая человека вниз, может быть претворена в силу, ведущую вверх. Ведь одинаково легко взращивать как здоровые, так и нездоровые желания. Если вы сознаете некоторые недочеты и недостатки вашего характера (а кто не сознает их в себе) и вместе с тем не чувствует в себе достаточно желания, чтобы взяться за его переделку, вы должны прежде всего позаботиться о том, чтобы посеять семена желания, и затем заботливо ухаживать за растением.

Вы должны представить в своем воображении все выгоды, сопряженные с приобретением той черты характера, о которой вы мечтали, должны беспрерывно возвращаться к этим мыслям и воображать, что вы уже обладаете желанием.

И вы тогда почувствуете, что желание в вас растет и что вы вскоре «захотите» обладать этой чертой, и желание будет все расти и расти. А когда желание достигнет известной силы, вы почувствуете, и достаточный прилив силы воли для исполнения задуманного. Воля следует за желанием. Взращивайте желание и вы всегда найдете за ним волю, достаточную для его исполнения. Под давлением сильного желания люди совершали подвиги, граничащие с чудесным.

Если вас одолевают желания, которые вы находите вредными для себя, старайтесь отделаться от них измором и в то же время выращиванием противоположных желаниях, вы отказываете им в умственной пище, которая собственно и обусловливает их рост. Как можно погубить растение, отказывая ему в пище, почве и воде, так можно извести и предосудительное желание, отказывая ему в умственной пище. Помните это, ибо это чрезвычайно важно.

Не позволяйте вашему уму останавливаться на таких желаниях и решительной рукой отведите в сторону ваше внимание и главным образом, ваше воображение; отвлеките их от данного предмета. Вначале это может потребовать проявления некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче, и каждая победа будет доставлять вам новую силу для новой борьбы.

Но ни в каком случае не делайте уступок желанию, не входите с ним в компромисс, не соглашайтесь поддерживать эту идею. В борьбе подобного рода каждая победа прибавляет сил, каждое поражение убавляет их.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Воспитание воли

Сила воли. Воспитание воли в обыденной жизни

Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за...
Психология

Воспитание силы воли

«…Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то...
Психология

Развитие воли

Остается нам теперь разобраться в вопросе о воспитании и развитии воли человека...
Психология

Сила воли

Сила воли - одна из главных черт характера человека. Нередко даже говорят...
Психология

Развитие силы воли

Развитию «силы воли» особенное значение придают старшие подростки и юноши. По...
Психология

И это свобода воли?

Затрагивать тему «Свобода воли» вообще-то достаточно опасно, особенно в среде...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Земля неизвестная
Как активировать руны для привлечения денег и удачи