Развитие внимания

С начинающими работать в группе или в паре с инструктором.

Способы усиления активности: выполнять на время, в присутствии посторонних, по очереди.

Теория:

Источник внимания - интерес к предмету. Небезразличие к нему.

Как можно детальнее рассмотреть предмет: Его важность. Красота. Польза.

Чувствовать себя ребенком.

Упражнения:

1. Сосредоточение и мгновенная память.
А) Инструктор должен сделать карточки с полосками: на одной 5, на другой 9 и т.п. Сначала размещать их на одинаковом расстоянии, потом на разном, и можно непараллельно; дополнять другими фигурами. Инструктор показывает карточку в течение 1-2 секунд, учащийся должен сказать,

basic) сколько полос/фигур
advanced) как они расположены и какие, их цвет, толщина линий, размер

expert)сколько было показано карточек и в каком порядке.

Нельзя считать полоски. Нужно запомнить карточку, вызвать ее в памяти перед глазами и потом, не спеша, посчитать.

Б) Посчитать буквы "е" на странице на время, одновременно отвечая на вопросы инструктора о биографии, содержании текста, решить простые математические примеры и т.п..

В) Сделать карточки с линиями длиной 1, 2, …10 см, с прямоугольниками 4х3, 3х2, 5х4 и др., научиться с первого взгляда определять длину линии.

Г) Определять на глаз размеры предмета, расстояние до него и т.п.

2. Интерес к предмету.
Важно не только подметить деталь, но чтобы она тебя взволновала, заинтересовала.

А) Взять простой предмет, например, ручку. По очереди называть "описательные признаки" к нему, в том числе субъективные и неожиданные (полая внутри, красивая, предназначена для письма, покрыта бактериями и т.п. Нельзя говорить "НЕ деревянная" и т.п.). Важно, чтобы никто не оказался последним, т.е. проигравшим - инструктор останавливает состязание, когда все назовут поровну, при этом минимум 3 признака каждый должен придумать, когда все фактические признаки исчерпаны.

Б) Сделать объективное полное общее описание предмета:

признаки, размеры, из какого материала, применение, положение, сущностные характеристики (что делает стол именно столом?), определение предмета (отнести к какому-то классу, выделить сущностное).

advanced) ввести ограничение по количеству фраз и по времени.

expert) сравнить предмет с подобными, восстановить прошлое этого предмета, определить его владельца, цель его изготовителя и т.п. - сделать выводы из полученной информации.

В) Написать "шифровку", описывающую предмет кратко, но без потерь важной информации.

Г) Описать известный предмет, как будто бы его назначение неизвестно, например, это инопланетный артефакт.

В упражнениях Б, В и Г субъективная и относительная информация запрещена. (Нельзя говорить: танк с широкими гусеницами и длинной пушкой; нужно - ширина гусеницы столько-то см, калибр такой-то.)

Д) Выделять неожиданное в предмете, отличающее его от подобных.

3. Упражнения на улице и "по жизни".
А) Идешь мимо дома - оцени, сколько окон, какова длина дома и т.п.

Б) Видишь человека - оцени его возраст, профессию, социальное положение.

В) Вошел в помещение - сколько в нем человек.
Нигде нельзя считать! Задача - развить интуитивную оценку, интуитивное "вглядывание".

4. Работа с образом предмета.
А) Представить себе предмет как можно более подробно, включая запах, вкус, тяжесть и др.

Б) Изменять отдельные параметры, например, цвет, размер, отдельные части предмета.

5. Поиск несоответствий и связей в тексте, во внешнем виде, в предмете.

basic) Возьми, например, предвыборные материалы двух кандидатов, положи рядом, выпиши факты и только факты.

advanced) Учащиеся составляют тексты, в которых скрывают "ловушку" - какое-то ложное утверждение, которое, тем не менее, можно вычислить. Меняются. Задача читающего - найти и уличить. Допустимо задать несколько вопросов.

expert) Инструктор или учащиеся придумывают примеры деятельности, которую затем анализируют. Какие вещи нужно знать об этом? Например, человек, который выращивал картошку, не забудет упомянуть окучивание - характерный этап. Специалист в области огнестрельного оружия не скажет "большой черный пистолет", а назовет марку, и т.п.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Развитие внимания

Развитие внимания

Психология изучает человеческую личность, учитывая все особенности, и даже самые...
Психология

Отсутствие внимания

Понимание того, на что не стоит обращать внимания, столь же важно, как понимание...
Психология

Кризис внимания

Информационная революция влияет на способности переработки информации...
Психология

Знаки внимания

Почему так бывает: смотришь на понравившегося человека, и никакой ответной...
Психология

Про избирательность внимания

Недавно в своей работе я столкнулась с примером того, как избирательность...
Психология

Проблемы внимания

Главная проблема в том, что механизмы внимания далеко не изучены, и выводы...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Абсолют и жизненная энергия в абсолютно голом виде
Фэн-шуй: как номер квартиры влияет на вашу жизнь