Экология обучения, развития и изменений

Обучаясь, изменяясь и развиваясь человек проходит через ряд стадий и кризисов, и обязательно совершает универсальные ошибки и попадает в ряд типичных ловушек.

В статье указаны критерии экологичности Вашего личностного роста и развития.

В нашей культуре существует неявное убеждение о том, что изменения должны происходить с болью и мучениями, типа «все хорошее рождается в муках».

На уровне головы большинство людей понимает, что это убеждение ложно, но в каждом своём случае человек забывает об этом, и начинает загонять себя в тупики и ловушки перфекционима, самоедства, требований от себя идеальности .

Во время обучения мы что-то пересматриваем, что-то открываем для себя, о чем-то делаем выводы.

Существует достаточно простой критерий экологичности обучения и изменений.

Если вывод приводит Вас к депрессии, снижает Вашу самооценку, лишает сил или возможностей, ограничивает Вас, - значит, либо вывод не верен, либо Вы прямо сейчас делаете внутри себя с этим выводом что-то не экологичное!

Будьте аккуратны при обращении со своей внутренней реальностью!

Помните правило ЭКОЛОГИИ: «Любые изменения не должны лишать Вас того, что Вы уже имели или умели!»

Внутренняя реальность и насилие несовместимы!

Как узнать, экологичны ли Вы в обращении со своей внутренней реальностью?

Если информация, потребляемая Вами при обучении, либо Ваш собственный вывод:

Сохраняет, либо поднимает Вашу самооценку,
Повышает качество Вашего пребывания в данном месте или в этом мире,

Увеличивает Вашу эффективность и безопасность,
Увеличивает количество и свободу Ваших выборов,
Облегчает принятие решений,
Не разрушает систему Ваших ценностей,
Улучшает, а не осложняет, не разрушает Ваши отношения,

то скорее всего, Вы экологичны, и данный Ваш вывод о себе или о мире «верен».

Ваши выводы и приобретения должны:

расширять, а не сужать круг Ваших возможностей в этом мире и в конкретных ситуациях (отношениях);

расширять Ваши понимания, обогащать, а не примитивизировать, не упрощать их;

освобождать, а не ограничивать Вас в мышлении, поведении или чувствах;

указывать на выход, а не ставить в тупик!
Со своей системой ценностей и своей системой представлений (Моделью Мира) необходимо обращаться очень аккуратно и бережно. Со своим ценностями (тем, что для Вас важно и ценно) и со своими убеждениями (тем, во что вы верите и в чем убеждены) нельзя «расправляться» и разрушать их.

Допустима лишь мягкая и осторожная их модификация, коррекция с тщательной и скрупулезной проверкой их оснований на реалистичность и соответствие Вашей личности и Вашей жизни (это что-то из разряда «Моё – не моё»).

Доверяйте своим системам опознавания! Совершенствуйте их!

Не доверяйте людям, которые «хотят Вам помочь», но вызывают у Вас во время общения с ними чувство вины, желание закрыться, или ощущение Вашей неправильности!

И особо охраняйте ценные для Вас отношения!

Любого, или почти любого, кто начинает идти по пути личностных изменений подстерегает одна интересная ловушка.

Одна из основных проблем человека – это «удаленность» от собственного Я.

Человек не знает своих желаний и потребностей, ценностей, целей и миссии. Он не заботится о себе по-настоящему, не чувствует за собой права отстаивать свои интересы.

И тут наступает долгожданный личностный рост. Человек узнает что-то важное о себе и в себе. Начинает разрешать себе жить так, как он хочет. Разрешать себе то, чего запрещал долгие годы. Учится говорить «ДА» только тогда, когда действительно хочет. Учится говорить «НЕТ» даже самым близким людям.

К стати, одна из «детских болезней личностного роста»: человек с удовольствием учится говорить «ДА» себе и «НЕТ» другим в тех ситуациях, в которых не позволял раньше себе этого.

Но учиться точно так же говорить себе «НЕТ», и другим «ДА», в ситуациях, в которых ему действительно стоит этому научиться, он не хочет даже начать пробовать!

Такое впечатление, что личностный рост – это рождение наглой свиньи, которая открыла, что теперь все «МОЖНО!» И теперь учится говорить себе только «Да», а другим только «Нет»: «Я столько натерпелся от этого мира, теперь пусть он терпит меня, такого продвинутого и свободного». «Ага! Нарушали мои границы?! Вздрогните! Я иду защищать их, и уж от Ваших ничего не останется!»

Утрированно, конечно, но – похоже на многое, из того, что я наблюдал.

Помните, что есть «НЕТ» и нам самим, и есть «ДА» окружающим. Только надо найти, где точки приложения этих «ДА» и «НЕТ».

Гармоничная личность делает свободно все четыре вещи, каждый раз понимая, что, почему и зачем она это делает!

Попутно обозначим еще полезные умения:
Уметь принимать от других «НЕТ».
Уметь замечать, когда другие говорят тебе «ДА».
Уметь замечать, когда галлюцинируешь чужое «НЕТ», в то время, когда тебе говорят «ДА».

Уметь снижать значимость чужого «ДА» для твоего развития и для твоих действий.

Это очень важный процесс индивидуации, или сепарации. Но не все умеют проходить его экологично не только для своего окружения, но и для себя лично. И наступает, так называемая «подростковая стадия». Стадия протестных реакций, которые, как правило, не опознаются таковыми, либо, все-таки, признаются протестными, но не опознаются их носителем, как неполезные.

Подростковые реакции «приходят на помощь» тогда, когда человеку не хватает ресурсов. Он уже понимает необходимость неких действий, либо изменений в своих действиях и отношениях. Но он еще не может сделать это легко и конгруэнтно. И тогда он начинает «бунтовать». И летят такие щепки!

Осторожно с подростковыми протестными реакциями! Они способны разрушать Ваши значимые отношения! И заставлять Вас принимать непоправимые решения!

А зачем такие отношения, в которых я не могу быть самим собой? - скажете вы. Может быть и так. Вы ведь знаете, не все идеальны. Вернее, все не идеальны. И Ваши близкие тоже чего-то не могут. И могут не опознать Ваши подростковые реакции за «детскую болезнь личностного роста», и решить, что вы «совсем испортились». Или они могут решить, что Вы не принимаете их такими, какие они есть. Так можно потерять или обесценить для себя близкого человека.

Не путайте свое поведение и реакции с собственной Личностью. Ваши реакции и поведение – это еще не Вы! Их можно менять, не ломая собственного Я, а наоборот, укрепляя его и приближаясь к нему!

Слово «Нет!» можно сказать миллионом способов: и обидев человека, и оттолкнув его, и напугав его, и оскорбив его, и поддержав его, и утешив его, и успокоив его, и наполнив его уважением и пониманием, и осветив его любовью!

Я наблюдал даже, как в порыве «подросткового шовинизма продвинутых», люди неэкологично для себя, своей жизни и своих близких, принимали такие жизненно важные решения, как: жить или не жить с данным человеком, кем быть, или какими быть.

Решения не должны приниматься из протеста!
И ещё:

Протест не может быть основой здоровых отношений!
Постарайтесь узнавать у себя протестные реакции. Обозначьте их для себя, как неполезные в контексте всей Вашей жизни. И поскорей взрослейте!
×

По теме Экология обучения, развития и изменений

Проблема обучения и развития

Первоначально эта проблема была поставлена Выготским в контексте развития высших...
Психология

Психологическая экология

В качестве разработки наших положений я хотел бы обсудить некоторые аспекты...
Психология

Нравственный кризис и экология

Кризисы в жизни человеческого общества: политике, экономике, образовании, науке...
Психология

Дорога перемен. Страх изменений

Не единожды сказано, что человек — животное с привычками, и это верно. У...
Психология

Трудности психологических изменений

Мне кажется, что в глубине души каждый человек спрашивает: "Кто я на самом деле...
Психология

Осознанность процесса изменений

Мир меняется, а человек – тем более. Кто-то реально считает именно так. Кто-то...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество