Психологическая модель

Чтобы решать проблемы своей и чужой психики, можно пользоваться разными рецептами. Может быть, они помогут, а может, и нет. Нужно понимать суть рецептов, а то получится как в анекдоте про автолюбителей. У одного автолюбителя заглох мотор на дороге.
Психологическая модель
Рядом останавливается специалист, спрашивает: «Стекла протирал? По шинам ногой пинал? Ну, если все это сделал, то уж не знаю, что тебе и посоветовать». Хороший автомеханик способен найти неисправность и устранить ее. Он знает, как устроен мотор. В области психологии мы часто уподобляемся этим автолюбителям.

Предлагаемое здесь описание психики не противоречит большинству признанных направлений, позволяя увидеть некоторые известные вещи с неожиданной стороны. Основное отличие этого описания состоит в том, что оно получено, как следствие модели психики, построенной на небольшом количестве постулатов. Обоснование дается в теоретическом приложении. В нем почти нет формул. Для того, чтобы разобраться в рассуждениях, достаточно владеть началами теории множеств и иметь представление об алгебраических структурах. Здесь предлагаются результаты этих рассуждений.

Наша психика устроена очень интересно. Весьма простые базовые операции создают подобно фракталам удивительные по сложности картины.

Сутью психики является выделение того, что постоянно. То, что постоянно по отношению к какой-то операции или процессу, называется инвариантом этого процесса или операции. То, что психика выделяет инварианты реальности, экспериментально показал в прошлом веке Ж. Пиаже. Позже он пытался создать математическую структуру, которая выделяла бы инварианты. У нас это получилось, как следствие из модели. Каким же образом происходит выделение инвариантов?

Вряд ли кто будет оспаривать, что основой психического отражения является психический образ. Образ состоит из частей, которые будем называть признаками. Признаки являются внутренним алфавитом отражения.

Признакам соответствуют свойства реальности. С помощью процессов торможения и возбуждения признаки могут переходить в активное состояние и заторможенное. Стабильная совокупность активизированных признаков – это и есть образ. Образ существует за счет баланса процессов возбуждения и торможения. Между активизированными признаками формируются связи. При повторных активизациях связи усиливаются. Значимые связи возникают в результате многих повторений. Этим психика защищается от случайностей. Именно за счет этого процесса происходит выделение постоянного. Один и тот же признак, как элемент алфавита может входить в разные образы. Чтобы образы не перемешались, количество признаков в образе ограничено. Если активизировать какой-либо признак, то по сформированным связям он начнет активизировать другие признаки, вместе с которыми когда-либо активизировался. Но связи имеют разную силу, поэтому одни признаки активизируются сильнее, другие слабее. Т.е. сначала происходит опрос по всей памяти. Затем остаются наиболее активные признаки, а остальные переходят в заторможенное состояние. Этот процесс постоянно повторяется. Стабилизация совокупности активизированных признаков является внутренним критерием достижения результата для системы, т.е. психика способна диагностировать возникновение образа. Формирование образа сопровождается эмоциональными реакциями, которые могут порождать такое явление, как инсайт.

В психике существует поле свободных признаков, которое как бы надстроено над слоем признаков, непосредственно взаимодействующих с внешним миром. Тот же процесс выделения постоянного продолжает действовать, только психика начинает выделять инварианты не из объективной реальности, а из субъективной. За счет этого психика получает возможность осознавать самое себя. Поскольку речь идет о выделении постоянного, то осознание себя возможно только в момент существования образа. Алфавит признаков может расширяться за счет включения в него частей образов, целых образов.

Представьте себе ребенка. На него обрушивается лавина звуков, запахов, цветовых и световых пятен, ощущений собственного тела. Как научиться ориентироваться в этом? Психика начинает выделять то, что постоянно. Постепенно в хаосе сигналов выделяются островки постоянства. Ребенок начинает узнавать маму по шагам, начинает ориентироваться в мире. Через некоторое время он начинает говорить. Дети любят повторять за взрослым название предметов. Взрослый показывает на стул и называет имя предмета. Ребенок повторяет. Взрослый показывает на другой стул и опять называет его. Ребенок тянется к первому стулу. В этом нет ничего удивительного, для него имя предмета находится на одном уровне с остальными признаками. Постепенно он знакомится с целым классов объектов, имя которым стул. Психика отражает этот факт субъективной реальности. Самой постоянной составляющей этого класса является имя, оно прорастает на более высокий уровень, превращаясь в понятие. Постепенно от ассоциаций по смежности ребенок переходит к ассоциациям по сходству, смыслу, начинает понимать аналогии все более и более высокого порядка. Приходит к пониманию смысла происходящего.

Это очень интересный процесс. Клод Шеннон определил информацию, как инвариант обратимых трансформаций сообщения. Если рассматривать мир, как сообщение, то получается, что человек, взаимодействуя с миром и с самим собой, создает информацию. Откуда же берется информация? Все в мире меняется, исчезают и появляются моря и горы, зажигаются и гаснут звезды. Постоянным остается закон, по которому все это происходит. Получается, что в психике заложена способность к познанию закона. Полученная информация становится инструментом, с помощью которого добывается новая информация. За счет этого повышается уровень отражения, выделяются инварианты все более и более высокого уровня.

Повышение уровня отражения – это естественный закон развития психики.

Самой постоянной частью мира для человека является он сам. Тот же механизм выделения постоянного отражает этот факт, формируя человеческое «Я».

Появившись, наше «Я» начинает включаться в любой образ. За счет этого возникает феномен сознания.

В структуре «Я» начинают собираться самые постоянные характеристики мира: представление о себе самом, системы оценок, постоянные способы действий, социальные роли. Формируется картина мира. Базовые элементы картины мира становятся системой ценностей. За счет этого человек приспосабливается к миру, к самому себе, к своей собственной психике.

Психика развивается, изменяется и структура «Я». Сначала ребенок воспринимает себя как тело, потом появляется осознание имени, принадлежность к социуму. Постепенно человек начинает осознавать себя, как мыслящее существо. Человек осознает себя до того уровня, до которого поднялось в развитии его «Я».

Интересно рассмотреть стадии развития психики через процесс формирования образа.

Пока связи слабы, существование образа возможно только при поддержке его внешним сигналом. Когда ребенок рассматривает погремушку, он стабилизирует совокупность признаков, соответствующих свойствам погремушки. Ребенок может манипулировать образами, манипулируя объектами объективной реальности.

Постепенно связи усиливаются. За счет этого признаки подпитывают друг друга. Появляется возможность существования образа без внешнего стимула. Дети в этот период становятся мечтательными. Управлять потоком образов они могут в очень ограниченных пределах. Их собственное «Я» находится на том же уровне, что и поток образов, захватывается этим потоком. На этом уровне способность к анализу очень ограничена, т.к. часть любого образа тут же стремится сформировать полный образ.

В период полового созревания за счет гормонального сдвига появляется дополнительная энергия, которая позволяет включиться в процесс формирования образов более высокие уровни отражения. Психика резко меняется. Появляется возможность анализа, понимание смысла. Более высокие области отражения более стабильны и независимы от внешней среды, поэтому расширяются возможности управления собой. Однако подростку приходится заново приспосабливаться к своим новым возможностям. Это происходит за счет изменения структуры «Я». Процесс длительный и трудный.

Обратите внимание, что этапы особенностей формирования образа совпадают с этапами развития мышления.

Можно продолжить эту аналогию. Поток образов, не создающий новых инвариантов и идущих по привычному пути соответствует репродуктивному мышлению. При создании новых инвариантов можно говорить о продуктивном мышлении. Если формируются значимые инварианты высокого уровня, мы имеем дело с творческим мышлением. Ассоциации по незначимым боковым связям соответствуют повышенной шизоидности, а когда ассоциации происходят через более высокие уровни отражения, то мышление приобретает креативность.

Природа сделала нам подарок в виде словесно логического мышления. Чтобы развиваться дальше, нужно, как минимум, обеспечить психике возможность естественного развития.

Что может мешать естественному развитию психики?
Если социум противоречив, например, декларируется честность, а успеха добиваются обманщики, то это может привести к тому, что сформируются противоречивые подструктуры «Я», что не позволит психике гармонично развиваться. Наиболее типичной причиной, нарушающей естественное развитие психики, является деформация картины мира, которая часто происходит при конфликтах или управления с помощью подавления.

Деформация картины мира дестабилизирует множество признаков и вызывает негативные эмоциональные реакции. В этом случае психика, стремясь стабилизировать картину мира, часто реагирует нерационально, начиная накачивать в эту область дополнительную энергию. Возникает мощная доминанта, которая дезорганизует работу психики. С этим эффектом, наверняка, встречалось большинство. На экзамене не решается задача, но стоит выйти в коридор, как решение приходит само. В кабинете начальника не удается найти ответа на вопрос, но стоит закрыть за собой дверь, как возникает столько вариантов. У нас это даже в языке отражено: «помахать после драки кулаками» – наше любимое занятие, а уж про «лестничное остроумие» и говорить не приходится. Этот эффект мы называет замыканием структуры «Я» на самое себя или просто замыканием. Защитится от него просто. Ключиком, который управляет энергетикой мозга, является внимание. Переключи внимание, и доминанта распадется. Однако, как правило, об этом вспоминают потом. Нужно просто выработать стереотип переключения внимания в подобных ситуациях. Об этом подробнее мы поговорим в разделе практики.

Если замыкание возникает часто, то оно может перейти в хроническую форму. В этом случае психика начинает его поддерживать, формируя вокруг картины мира подпрограммки. Это зависть, жадность, гордыня, страх, злоба и т.п. Меняются базовые элементы картины мира. Доминанта съедает львиную долю энергии, подавляя высшие области отражения. Естественное развитие психики нарушается. Интересно заметить, что с этой точки зрения общечеловеческие ценности приобретают объективный характер, т.к. способствуют естественному развитию психики.

Люди, психика которых развивается естественным образом, к старости становятся мудрыми. В некоторых просыпаются удивительные способности. Одни предчувствуют погоду и знают, когда сеять, когда убирать; другие чувствуют какие пары создадут счастливую семью, какие нет; в некоторых появляется умение лечить. Поэтому в социумах, которые обеспечивают естественное развитие психики, уважают стариков. При естественном развитии психики люди стремятся решать проблемы конструктивно, созидая и развивая, они интуитивно стремятся жить в согласии с законами природы.

У людей, склонных к хроническому замыканию, прежде всего, падает творческий потенциал. В решении проблем преобладает деструктивность. при этом они искренне верят, что если что-то уничтожить или разрушить, то жизнь станет лучше. Они часто стремятся навязать свое «Я» в качестве закона обществу и природе. Это является психологической базой экстремизма.

Для практической работы очень важно учитывать еще одну сферу психики – это сфера потребностей. Именно потребности обуславливают активность человека. С помощью потребностей человеком управляют.

Потребности определяются как объективное ощущение субъективной нужды в чем-то. Традиционно потребности делятся на насыщаемые и не насыщаемые.

Насыщаемые потребности обеспечивают постоянство внутренней среды организма.

Не насыщаемые потребности должны обеспечивать естественное развитие психики, но при нарушении развития, они начинают обеспечивать такие качества, как зависть, жадность и т.п.

Система ценностей, образованная базовыми элементами картины мира, обеспечивается не насыщаемыми потребностями.

С насыщаемыми потребностями все более или менее понятно. Не насыщаемые потребности работают интереснее. Они реагируют на нестабильность на множестве признаков отрицательными эмоциями. При стабилизации множества признаков возникают положительные эмоции.

Потребность активна, когда она не удовлетворена. Осознание этого происходит, прежде всего, на эмоциональном плане. Эмоции являются компасом, который ориентирует человека в мире его потребностей. По Б.А. Сосновскому потребность осознается через способ ее удовлетворения за счет формирования мотивационно смыслового комплекса. Представьте себе, что человека никогда не кормили в бодрствующем состоянии. Когда он захочет кушать, он не сможет понять, что с ним происходит. Появятся отрицательные эмоции, повысится активность. Лишь кода человека накормят в бодрствующем состоянии, при ощущении чувства голода, он сможет понять, что надо делать. Неудовлетворенная потребность порождает активность психики, формируется мотив. Затем с помощью мотивационно смыслового комплекса появляется цель. Человек понимает, что нужно делать. При движении к цели эмоции как бы направляют человека.

Любую потребность можно удовлетворить целым спектром способов. Например, проголодавшись, один человек начнет стучать ложкой по столу, другой полезет в холодильник, а третий у кого-нибудь отнимет еду. Среди этих способов найдутся такие, которые признаются социумом, но найдутся и такие, которые социумом не признаются. Через способ удовлетворения потребностей человек адаптируется к тому или иному социуму.

Внешнее воздействие на сферу потребностей, когда человек для удовлетворения одних потребностей вынужден пожертвовать другими, является подавлением. Когда человек сам выбирает, что ему делать, устанавливая приоритет потребностей, это является началом волевого акта.

Управление через сферу насыщаемых потребностей весьма затратно. Дело в том, что потребность активна, когда она не удовлетворена. Для того, чтобы осуществлять управление, необходимо лишить человека возможности удовлетворять потребности другим способом. Это часто превращается в подавление. С помощью такого управления весьма трудно реализовать высокие технологии.

Технологии управления через не насыщаемые потребности значительно тоньше и эффективнее. Если общество стремится помочь человеку осознать свои глубинные потребности, найти такой способ их удовлетворения, который был бы полезен обществу, то важной потребностью человека становиться служение такому обществу.
×

По теме Психологическая модель

Социальная модель Дойча

Необходимо понять, как человек взаимодействует с социумом в частности и с...
Психология

Модель SCORE

Одним из простых, но мощных способов применения Аристотелевых стратегий для...
Психология

Милтон-модель

Модальности - это репрезентативные системы : визуальная, аудиальная...
Психология

Модель мозга

В целом же аппаратное обеспечение — это материальная форма, целесообразно...
Психология

Модель разума

Хотя моя формулировка их является уникальной, эти стадии наблюдались и...
Психология

Структурно-функциональная модель психики

I Исходные положения. В настоящее время ученые, занимающиеся изучением психики...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество