Нандор Фодор

Журналист, юрист, психоаналитик и исследователь явлений психики, впервые разработавший теории о психологических и сексуальных аспектах общения с духами умерших и явлении полтергейст. Некоторые выдвинутые им положения значительно опередили свое время, вызывая ожесточенную полемику и критические нападки на автора, особенно со стороны спиритов. В дальнейшем его суждения были подтверждены последующими работами других исследователей.

Нандор Фодор родился 13 мая 1895 года в Беренгшаше, Венгрия. Он получил юридическое образование в Королевском университете в Будапеште, окончив его в 1917 году. Ему была присуждена степень доктора. С 1917 по 1921 год он работал помощником судьи. В 1922 году женился на Амарай Ирен, от этого брака у него была дочь.

С 1921 по 1928 год Фодор работал журналистом. Одно время был корреспондентом "Amerikai Magyar Neszava", выходящем Нью-Йорке. В год своего приезда в Нью-Йорк он открыл для себя книгу Герварда Каррингтона "Современные психические явления (1919), которая настолько увлекла его, что изучение психики стало его основным занятием на всю оставшуюся жизнь. Используя свое положение журналиста, Фодор встретился с Каррингтоном, который в свою очередь познакомил его с другими известными исследователями психических явлений, включая Артура Конан Дойля. Фодор и Кар-рингтон подружились, и последний оказывал значительное влияние на занятия друга психическими экспериментами.

Важную роль сыграла для Фодора встреча с Шандором Ференци, психоаналитиком, работавшим с Зигмундом Фрейдом; в 1926 году Фодор брал у него интервью. Это знакомство еще более возбудило его интерес к психоанализу. В своих последних исследованиях Фодор подходил к изучению явлений психики с позиций психоанализа.

В 1927 году Фодор приобщился к спиритизму, побывав в Нью-Йорке на сеансе Уильяма Картьюзера, медиума, общавшегося напрямую с голосами умерших. Фодор получил тогда послание от своего покойного отца. Некоторые исследователи подвергали сомнению медиумистические способности Картьюзера: так, в 1926 году было обнаружено, что один из его якобы умерших собеседников жив; однако участие в сеансе только укрепило интерес Федора к явлениям психики.

В 1928 году лорд Ротермир, владелец многих британских газет, нанял Фодора в

качестве секретаря для работы над венгерскими проектами. Фодор перебрался в Лондон, где работал у Ротермира до 1937 года.

В Лондоне он еще более углубился в спиритизм и изучение психических явлений, читал лекции и писал статьи. В 1934 году он стал заместителем редактора “Light”, старейшего английского спиритического журнала, и занимал этот пост на протяжении 1935 года. Он сотрудничал с Лондонским Спиритическим Союзом, проводя эксперименты с медиумами.

В 1934 году был создан Международный институт для изучения психических явлений, объединивший спиритов и неспиритов, и в 1935 году Фодор был назначен в нем научным сотрудником. На следующий год он стал лондонским корреспондентом Американского общества изучения психических явлений.

Занимаемая должность представляла ему благоприятную возможность проводить многочисленные исследования медиумов, медиумистических явлений, полтергейста и призраков. Приблизительно тогда же он возобновил занятия психоанализом и стал применять его в своих изысканиях.

В то время эмоциональные состояния и бессознательные внутренние импульсы не рассматривались в качестве причин, содействующих возникновению некоторых психических явлений. Теории Фодора вызвали яростную полемику.

Психоанализ с его сосредоточенностью на сексуальных влечениях не пользовался в Англии признанием. К тому же многие спириты отрицательно относились к тому, что таинственные явления (по крайней мере, некоторые из них) могут объясняться естественными причинами, а не вмешательством потусторонних сил. Более того, Фодор обнаружил, что нет никакой необходимости смешивать исследование и анализ, воспринимая их в тесной взаимосвязи с субъектом/пациентом.

И все же работы Фодора имели огромный резонанс, особенно его исследования двух самых известных

случаев — Призрака замка Аш и Полтергейста Торнтской пустоши. Начав в 1936 году проводить исследования, связанные с призраком замка Аш, Фодор пришел к заключению, что подавленная сексуальная энергия явно способствовала появлению призрака. Исследования по Торнтской пустоши, начатые в 1938 году, позволили сделать вывод, что основой полтергейста и утверждений о нападении вампиров, по-видимому, являлись лично женские и эмоциональные проблемы.

За свою работу по Торнтской пустоши Фодор подвергся яростным нападкам спиритов. В 1938 году спиритический журнал "Psychic News" предъявил ему иск, обвинив в клевете. Дж.Артур Файндлей, спирит, создатель и председатель Международного института для изучения психических явлений, в знак протеста против теорий Фодора покинул свой пост. Вскоре Фодор был освобожден от занимаемой должности научного работника.

В ответ на эти нападки Фодор устроил критический разбор мошенничества со стороны медиумов. Поддержкой для него явилось ободряющее письмо Фрейда, который, прочитав его работу о случае на Торнтской пустоши, написал ему:

"Полагаю вполне возможным, что ваши выводы по данному частному случаю верны..."

В 1939 году Фодор выиграл два судебных процесса из четырех затеянных против него с обвинениями в клевете, и понес только незначительные денежные убытки. Он оставил место лондонского корреспондента Американского общества для изучения психических явлений и вернулся в Нью-Йорк, где превратился в преуспевающего психоаналитика. Со временем он стал редактором "The Psychoanalitic Review", старейшего психоаналитического журнала Соединенных Штатов Америки, работал в Институте подготовки психоаналитиков Национальной психологической ассоциации.

В Соединенных Штатах психоаналитический подход Фодора к изучению психических явлений встретил большое понимание. Он возобновил свои отношения с Каррингтоном, работал с Айлин Дж. Гарретт, с которой познакомился еще в Англии. Он написал большое количество статей для журнала "Завтрашний день", издаваемого Гарретт.

В последние годы жизни Фодор пришел к убеждению, что работы по изучению явлений психики "на протяжении лет отличались глубоко научным подходом, но результаты их оказывались несостоятельными". Медиумы не могли проявлять себя в полную меру, если находились в положении подопытных морских свинок, говорил он. Он разделял критические воззрения на этот счет охотника за привидениями Гарри Прайса и исследователя психики Уильямса Крукса.

Фодор умер 17 мая 1964 года. В его научном наследии девять книг и многочисленные статьи и эссе. Самое значительное его произведение — "Психологическая энциклопедия" ("An Encyclopedia of Psychic Science") (1934), классическое исследование, которым до сих пор пользуются многие ученые, дающее широкую панораму работ, проводимых в этой области с конца XIX века и до года публикации книги. Он составил энциклопедию после переезда в Лондон, систематизируя материал, который был необходим ему при подготовке лекций и научных экспериментов. Энциклопедия была переиздана в переработанном виде в 1966 году, а позднее объединена с "Энциклопедией оккультных знаний" (1929) Льюиса Спенса (Lewis Spence "Encyclopedia of the Occult”), превратившись в "Энциклопедию оккультизма и парапсихологии" ("Тye Еnсус1ореdia of Occultism and Parapsychology").

Второе переработанное издание его труда вышло в 1984 году, а третье было опубликовано в 1990.

Другие важные работы Фoдора — "Эти таинственные люди" ("Тhese Mysterious Реорlе") (1936), "Люди — призраки" ("Нaunted Реорlе") (1951); опубликована в 1953 году в Великобритании под названием "История полтергейста на протяжении веков" — "Тhе Story of the Poltereist Down the Centuries"), "По следам полтергейста" (1958);

"История случая на Торнтской пустоши", "Разум, населенный призраками" (1959), включающий случай в замке Аш; "Сверхпространственный разум" ("Мind Over Space") (1962); "Меж двух миров" (1964); "Фрейд, Юнг и оккультные знания" ("Freud, Jung and the Occult") и "Внутренний голос" ("Тhe Voice Within") — опубликованы посмертно.

Фодор был членом масонской Организации.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Почему в доме часто ломаются и теряются вещи: приметы
Чувство вины