Виденика

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. ВСТУПЛЕНИЕ
Виденика – это способ нестандартной продуктивной деятельности, позволяющей получить новое знание и умение, делать изобретения и открытия произвольно, целенаправленно развивать талантливость, управлять творческим актом, решать и ставить творческие задачи.
Виденика
Виденика не заменяет известные и описанные концепции творчества, а стоит в их ряду и отличается тем, что основывается на развитии управляемого видения образа (научного, художественного, технического, производственного, управленческого, спортивного, бытового...)

Этим определяется сущность метода (не генерирование и отбор, не пробы и ошибки, не перебор вариантов, а импровизация), новизна метода (произвольное управление творческим актом) и место его среди других методов (не инкубационное вызревание идеи, а непосредственное усмотрение на осознаваемом уровне).

Человек, решающий задачу данным методом, должен разбираться в материале задачи. Этому мастерству учат учебные заведения и книги. Виденика же поможет находить то, чего в книгах еще нет и чего не знают еще сами преподаватели. Виденика учит производить нешаблонные действия со знаниями, умениями и навыками, отличать красивые комбинации от некрасивых, самостоятельно добывать знания, умения и навыки.

Что же касается произвольного, управляемого озарения, то здесь дело обстоит следующим образом. Совсем нетрудно указать последовательность этапов, ведущих к возникновению озарения: Вот она: отбор, преобразование, движение, чувство, образ. Довольно просто также объяснить, откуда взялась такая последовательность. Сначала осваиваются отдельные приемы в отдельных жанрах. Затем отрабатываются применения отдельных приемов в нескольких жанрах. Наконец, делается синтез всех использованных приемов, и в результате получается выше означенная последовательность. Таким образом, она выводится совершенно эмпирическим путем из большого числа частных случаев.

Но вот пользоваться этой блок-схемой на практике возможно лишь при условии, если наполнить блоки соответствующим содержанием. Иначе говоря, превратив блок-схему в формулу. Таких формул может быть бесчисленное множество. Иной раз они очень сложны. Конечно, формулу можно представить и в свернутом виде; тогда решение приходит почти мгновенно. Но это, опять-таки, лишь более высокий уровень владения тем же самым материалом. Блок-схемы тоже могут быть разными.

Здесь рассматриваются только одна, приведенная выше.

Что же ожидает виденику в будущем? Войдет ли она незаметной крупицей в рождающуюся на наших глазах теорию творчества или разовьется в самостоятельное искусство или науку? Этого сейчас никто не знает. Зато каждому видно, что у виденики нет пока своего понятийного аппарата, нет аксиоматики, нет методики преподавания и т.д.

А что есть? Есть полный курс практических занятий на сто часов. Вот он:

1.
Вступление
2 часа

2.
Практическое освоение отдельных приемов в отдельных жанрах

24 часа

3.
Практическое применение отдельных приемов в нескольких жанрах

24 часа

4.
Выведение блок-схемы
2 часа

5.
Решение творческих задач с помощью блок-схемы в тех же жанрах

16 часов

6.
Освоение переноса: решение творческих задач с помощью блок-схемы в новых жанрах

16 часов

7.
Решение больших творческих задач
16 часов

––––––––––––––––
Всего:
100 часов
Практика показывает, что 50 % слушателей не воспринимают ничего и отсеиваются. Это, в основном, люди с неразвитым вкусом и воображением. Следовательно, для них курсы по развитию вкуса и воображения должны предшествовать занятиям виденикой. Далее, 40 % слушателей усваивает материал частично. Сами они считают, что какая-то польза есть. Продолжают посещать семинары. Но несомненно и то, что они нуждаются в помощи, может быть психологической. 10 % слушателей усваивает все полностью. Это в среднем. В группе же, состоящей из творческих работников, людей ищущих и самостоятельно мыслящих эта цифра может быть очень высокой.

Есть ли у виденики теоретическое обоснование? Ответить на этот вопрос можно так: во всей мировой культуре (при этом имеется в виду та ее часть, которая близка к рассматриваемой проблематике) показаний в несколько раз больше, чем противопоказаний. Но можно ответить по другому: теоретического обоснования у виденики нет. Все решает практика. А посему давайте лучше разговаривать о практических занятиях.

Итак, 100 часов – это 50 двухчасовых занятий. Один или два-три раза в неделю по желанию слушателей. В группе 20 специалистов разного профиля, возраста и пола. Все добровольцы.

Занятие 1. Введение.

Занятие 2. Рисование обычным способом. Рисование по-новому. Сравнение.

Занятие 3. Сочинение элементарного литературно-художественного

образа обычным способом. То же по-новому. Сравнение.

Занятие 4. Решение технической задачи обычным способом. Решение такой же по трудности задачи новым способом. Сравнение.

Занятие 5. Состоит из двух частей:

а) задание на дом – сочинение элементарного танцевального образа обычным способом. То же по-новому. Сравнение.

б) вопросы теории. Выведение некоторых общих правил решения элементарных творческих задач.

Когда говорится о выполнении новым способом, то это означает, что задача решается видением образа. В связи с этим полезно заметить, что курс начинается с рисунка, потому, что в изобразительном искусстве слова "видение образа" имеют прямой смысл, а в других жанрах – более или менее условный смысл. Все практические упражнения выполняются сначала самими руководителями, а лишь потом слушателями. На этом первый цикл заканчивается.

Во втором цикле и далее до 34-го занятия включительно, сохраняется та же последовательность: рисунок, литературное творчество, техническое творчество, вопросы теории. Танец все время задается на дом. Поэтому можно записать: Занятия 6-9. Такие же, как 2-5. Но только новым способом, с применением выведенных правил и освоением новой группы приемов. Занятия 10-13. Такие же как 6-9, но с освоением следующей группы новых приемов и с постепенным усложнением заданий.

В этом месте заканчивается накопление критического минимума материала, необходимого в любой творческой работе. С 14 до 25 занятия развертывается опытное доказательство того, что любой из освоенных ранее приемов в каком-то одном жанре оказывается пригодным для работы во всех четырех жанрах. В соответствии со сказанным записываем: Занятия 14-17. Отрабатывается умение применять какой-то один прием в четырех жанрах. Выводится обобщенная формулировка этого приема. Занятия 18-21. Такие же, как 14-17, только с другими приемами и усложнением заданий. Занятия 22-25. Такие же, как 18-21, но с третьим приемом. На этом этапе предоставляется возможность произвести синтез всех освоенных приемов творческой работы. Перекодирование их формулировок, приведение к общему знаменателю, состыкование составляют предмет следующего занятия.

Занятие 26. Выведение блок-схемы озарения. Нечего и говорить, блок-схема воодушевляет. Шутка ли, для решения любой задачи применяется одна и та же последовательность этапов действий. Но и вопросов хватает. В чем, например, выражается в хореографическом творчестве фаза "преобразование" или в литературном творчестве фаза "движение"? А в техническом творчестве может ли быть отдельная фаза "чувство"? Одним словом, надо давать возможность людям освоиться с блок-схемой сначала на тех же жанрах. Записываем: Занятие 27-34. Решение творческих задач по блок-схеме в тех же четырех жанрах с постепенным усложнением заданий.

Говорят, что в СССР имеется всего 40 тысяч специальностей. Чтобы применять наш метод в любой из них, надо освоить перенос. С этой целью, начиная с 35-го занятия, вводятся новые жанры: научное творчество, художественное чтение, решение социальных задач, решение педагогических задач.

Художественное чтение задается на дом и заменяется вопросами теории. Следовательно, можем записать: Занятие 35-38. Решение творческих задач в новых жанрах по блок-схеме с помощью руководителя. Занятие 39-40. Такие же, как 35-38, но самостоятельно.

На решение больших творческих задач требуется много времени, но без них нельзя закончить курс. Отсюда получается. Занятие 43-50. Сначала руководитель на глазах у слушателей сам решает большую задачу и дает подробные объяснения. Затем слушатели решают задачи самостоятельно.

Очень может быть, что дочитав до этого места, читатель скажет: "Приведите, пожалуйста, пример решения задачи данным методом". И будет совершенно прав. Какие же примеры целесообразней всего привести: из начальной части курса или из середины, или с конца? Если исходить из того, что всякое дело начинается не с конца, и не с середины, а сначала, то прежде всего, следует сказать о решении простой задачи. Но ведь это по сути то же самое, что изложить в письменном виде одно из первых занятий. И ничего плохого в этом нет. Взять да закрепить на бумаге несколько первых семинаров. А почему только первых? Можно вербализовать и озвучить, и заснять все пятьдесят семинаров. Или составить нечто вроде самоучителя по виденике. Не совсем ясно только, как предстанет перед нами нравственная сторона проблемы. Имеем ли мы право указывать пути решения проблем всем людям без разбора и добрым, и злым, и честным, и не имеющим понятия о чести, и совестливым, и бессовестным. И все же, хоть один какой-то пример должен быть продемонстрирован. Попробуем рассуждать следующим образом. Когда человек смотрит на узоры, нарисованные на оконном стекле "Дедом Морозом", то при некотором воображении он может увидеть целый пейзаж. Сопоставляя это с нашей блок-схемой, заметим, что в данном случае первые три этапа выполнены самой природой, и при этом на самом высоком уровне. Но тогда, если следовать блок-схеме, то при рассмотрении любой группы предметов, человек может вообразить, что находится в конце третьего этапа. Как будто это частный случай уже отобранных, преобразованных и скомпонованных объектов низшего класса. Правда, "некоторым" воображением не обойтись. Здесь обязательно потребуется конкретное знание явлений того "более высокого класса" и незаурядная фантазия, и переживание эмоций.

То же самое и в других жанрах. И даже во всех сферах человеческой деятельности. Если быть достаточно подготовленным в какой-то области знания и выработать в себе умение "говорить языком предмета", то можно научиться видеть и рисовать картины и фрагменты картин, и отдельные детали картин мыслью, звуком, поступком, событием, явлением, и более крупными образованиями.

Вот это и есть пример почти мгновенного решения творческой задачи и по "формуле озарения", взятой в свернутом виде (повторим, что формул этих не счесть). Ведь любая группа предметов или явлений, любое сцепление событий и фактов, вообще любая реальная или воображаемая комбинация чего бы то ни было может рассматриваться как облегченный вариант трех первых этапов блок-схемы, при условии, что у решателя достаточно фантазия и умения превратить данную комбинацию в уме или в натуре в красивую "импозицию" (нечто вроде экспозиции-композиции для внутреннего употребления), красивую специфической красотой материала, ожившего в руках художника при создании произведения искусства.

Обратить в импозицию и заговорить языком самого предмета,

дабы возникла красивая эмоция. Вот при этих условиях, если хорошо глядеть, и появится его величество ОБРАЗ. Кстати, в нашем толковании понятие "образ" отличается от научного. Это продиктовано практикой видения образа, ведь увидеть его "окаянного" надо в любой деятельности. А удобны в работе такие, например, определения: Образ-это красивая картина, большая или маленькая, вплоть до самой маленькой, или образ – это картина нарисованная личностью, угадавшей язык самого предмета, или еще – образ – это кусочек жизни, содержащий интересную информацию и появившийся на свет в виде картинки.

В заключении напомним, что "описание не заменит показа, а показ не равен эффекту действия", следовательно, это всего лишь попытка указать на один из возможных путей в творчестве, или, если угодно, первое вводное занятие нашего курса.

ВИДЕНИКА (продолжение)

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. РИСУНОК.
Сейчас нам предстоит нарисовать двумя способами один и тот же объект и сравнить оба рисунка. Возьмите, пожалуйста школьную тетрадь по рисованию и на втором листе, на одной половине, нарисуйте простым карандашом человеческую голову величиной с ваш кулак, любого возраста и пола, в любом ракурсе и убранстве. Не следует срисовывать с натуры или картины, руководствуйтесь воображением. Непременно сделайте тушевку. Постарайтесь выполнить работу как можно лучше. Назовем это первым способом.

Вторым способом будем рисовать на той же странице на второй ее половине. Кроме карандаша, резинки, понадобятся еще нож, растушевка и подложка. Сначала на том месте, где будет изображение, нужно получить карандашное пятно, состоящее из мелких пятен и пятнышек. Это пятно должно быть как можно более неодинаковым на разных своих участках, как можно более фантастическим.

Делается это следующим образом. Нужно наскоблить ножом совсем немного карандашного порошка, прямо на тетрадь, в том месте, где будет рисунок. Затем положить под бумагу на этом месте подложку и размазать порошок растушевкой, сообщая ей рукой разнообразные хаотические движения. В качестве растушевок можно брать любые предметы, способные растирать порошок и не царапающие бумагу, а в качестве подложек – любые предметы, способные через бумагу сообщать размазке отпечатки нужной вам формы. Далее, рядом с первой размазкой следует насыпать вторую порцию порошка и сделать вторую размазку, не похожую на первую. Рядом с первыми двумя сделать третью, не похожую на первую и вторую. Меняйте каждый раз либо растушевку, либо подложку, либо движения руки, либо два или три фактора сразу. Эту работу следует продолжать до тех пор, пока на выбранном месте в тетради не получится замысловатое пятно величиной примерно в кулак. Неплохо на первый раз взять в качестве подложек открытки с тисненными цветами или цветы, вырезанные из открыток ножницами, или кружева, изображающие цветы, а в качестве растушевок – стеклянные пузырьки или пластиковые пробки, или баллончик из-под валидола. Когда все пятно будет готово, нужно, отложив в сторону инструментарий и медленно поворачивая тетрадь, попытаться увидеть в пятне человеческую голову, причем непременно такую, какую обычным путем вы бы никогда не придумали. При этом второй рисунок может оказаться перевернутым по отношению к первому. Ну, а коль его образ найден, нужно его выявить, чтобы не только вы, а любой другой человек тоже бы его увидел. Выявлять лучше всего стиральной резинкой. Очень бережно, не торопясь, убираете резиночкой все лишнее. Зачищать резинку удобно на куске наждачной бумаги. В пятне надо увидеть красоту или характерность и не прикасаться к ней неумелой рукой, а только лишнее убрать. Впрочем, те, кто хорошо рисуют, могут закрепить увиденное карандашом. В том случае, когда не удалось увидеть ничего достойного нужно продолжать работу над улучшением пятна, над его обогащением. Может быть, придется добавить мелких элементов или усилить контрастность. Надо так нафантазировать при изготовлении пятна, чтобы оно заговорило. Если в увиденном образе недостает каких-то деталей, надо подсыпать туда порошка, поработать мелкой растушевкой и все-таки увидеть эти недостающие детали, а затем выявить их. Доводка рисунка делается неспешно. Всегда может случиться, что обнаружится ранее не замеченный вариант, проглянет более предпочтительная трактовка, чем виделось первоначально. Приводим примеры рисунков, сделанных этим способом.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Сейчас мы займемся литературным творчеством. Для нашей работы нужно взять ту же самую тетрадь по рисованию, простой карандаш и резинку. Ведь написанное пером – не вырубишь топором. А написанное карандашом неудачное слово уберется легко резинкой.

Откройте, пожалуйста, третий лист вашей тетради и на самом верху напишите тему сочинения в виде одного слова, лучше существительное в именительном падеже. Трудную тему брать на первых порах не следует, возьмите, что попроще. Задание заключается в том, чтобы дать определение понятию, содержащемуся в слове. Но не научное, не деловое, а художественное. И начинать всем одинаково. Первым идет ваше слово, вторым – слово "это" и, наконец, определение. Например, вы взяли тему "телевизор". Нужно дать образное определение. Воспользуемся для иллюстрации народным юмором. Француз скажет: "Телевизор – это голос правительства в вашей гостиной". Американец скажет: "Телевизор – это ящик для дураков". Русский скажет: "Телевизор – вместо коровы, это тоже молоко". Вот какие остренькие, насмешливые, народные определения. Так и вы раскройте вашу тему. Сначала, как сумеете. Пусть это будет ваш первый способ. А затем мы вместе сделаем то же самое еще тремя способами.

Способ второй называется "Поиск названия книги". Он описан в специальной литературе, где сказано следующее: "Выразить сущность, обозначенную словом, в виде краткого определения, носящего парадоксальный характер и состоящего из существительного и прилагательного, например, пламя – это видимая теплота, атом – это могущественная ничтожность и т.д. Нам кажется, что пользование этим методом упростится, если сначала дать определение одним словом, затем дать определение другим словом, противоположным по значению первому, и, наконец, сделать одно из них существительным, а другое – прилагательным. Например, пусть требуется дать определение понятию "город". Выполняем первое действие: город – это многолюдье. Выполняем второе действие: город – это одиночество. Выполняем третье действие: город – это многолюдное одиночество. Пример второй: город – это культура; город – это испорченность; город – это культурная испорченность. Теперь вы сами, пользуясь этим методом, придумайте интересное определение понятию, обозначенному вашими словами.

Способ третий. Назовем его способом Саши Селезнева. Лет десять тому назад "Литературная газета" рассказывала о пятилетнем мальчике, обладающем удивительной способностью быстро давать образные определения разным понятиям. Так, на вопрос: что такое зоология? Он сразу ответил: "Зоология – это закон о праве зверя". На вопрос: "Что такое звон?" Следовало без промедления: "Звон – это крик предмета" и т.д.: "Философ – это расширитель проблем", "Атомная бомба – это гриб на том свете", "Дурак – это колесо, которое застряло", "Горе – это то, чего нельзя поправить", "Ученый – это человек, который в молодости все обдумал, а в старости получил награду".

Попробуем и мы поработать данным методом. А чтобы организовать мышление, разделим процесс на составные части.

Действие первое – определить класс явления. Действие второе – взять другое явление того же класса. Действие третье – выразить первое через второе, где первое – это заданное явление, второе – это другое явление того же класса. Пример: требуется дать определение понятию: "город". Выполняем первое действие – определяем класс явления: большое скопление кого-то или чего-то. Выполняем второе действие – взять другое явление того же класса: муравейник. Выполняем третье действие – выразить первое через второе: город – это человеческий муравейник.

Пример второй, автора которого мы к сожалению не помним. Требовалось найти образное определение понятию "стул". В первом

действии, где речь шла о классе явления, получилось: предмет, на котором сидят. Во втором действии, где нужно было взять другое явление того же класса, было предложено взять "трон". Ну, а в третьем действии, при выражении первого через второе, вышло: "стул – это недоразвитый трон".

Для примера разложим определение Саши Селезнева понятия "звон": 1-е действие: напряжение в чем-то, 2-е действие: крик,

3-е действие: звон – это крик предмета.

Теперь вы сами сделайте то же самое по вашей теме.

Способ четвертый или способ "двух Наташ". Две девятиклассницы, звали которых одинаково, сидели рядышком и были заняты выполнением такого же задания, над которым мы сейчас трудимся. Тема сочинения у них была "Детство". Требовалось дать интересное определение. Вот одна из Наташ потихонечку шепчет: "Детство – это горшок". А другая добавляет: "На котором сидят до шестнадцати лет".

Так родился способ двух Наташ. Если записать по действиям, то получится: действие первое – дать определение одним или несколькими очень яркими, ошарашивающими словами; действие второе – развить мысль. Например, у одного из слушателей была тема "ребенок". В первом действии он говорит "Ребенок – это полотенце". Во втором действии поясняет: "Потерся об него и чистый".

Наша тема: "город" может выглядеть так: город – это школа каскадеров: приспичит в туалет, так сиганешь и через стену.

Ну, а у вас, как получится способом "двух Наташ?"
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Возьмите, пожалуйста, ту же тетрадку по рисованию и на четвертом листе сверху напишите "техническое творчество". В самом деле, что еще конструктору нужно как не ватман, карандаш и резинку. С другой стороны, разве плохо, если весь курс будет записываться в одном месте. Сейчас вам будет предложено сделать простенькое изобретение. Но только, чтобы это действительно было нечто новое и полезное. Как раньше работу выполним двумя способами и сравним результаты. Итак, требуется изобрести новое кушанье. Можно первое блюдо, или второе, или третье, можно холодную закуску, или кондитерское изделие, или напиток, можно выпечку. Продукты условимся применять только те, которые есть в данном городе или области. Затратами денег, труда и времени пренебрегаем. Пусть это будет произведение кулинарного искусства. О вкусовых качествах изделия придется судить приближенно. Записывать решение нужно так, чтобы по описанию другой человек мог приготовить данное кушанье. Если вопросов по заданию нет, пожалуйста, приступайте. Назовем это первым способом.

Во втором способе рекомендуется организовать работу по действиям: Действие первое – выбор направления; действие второе – выбор продуктов; действие третье – приготовление вариатора; действие четвертое – преобразование продуктов; действие пятое – приготовление другого вариатора; действие шестое – компоновка.

Выполняем первое действие – выбор направления. Мы предпочитаем ничего не варить, не жарить и не печь (ибо не умеем). Далее, нам хотелось бы, чтобы наше кушанье могло долго сохраняться при комнатной температуре. Наконец, намерены обеспечить изрядную жесткость изделия, чтобы, как говориться, была работа зубам. Следовательно, наше направление таково: красивая комбинация из сырых продуктов, требующая интенсивной работы зубами и не нуждающаяся в специальном хранении.

Второе действие. Выбор продуктов. Мы выбираем: парное молоко от одной коровы, сырую морковь, изюм без косточек, сахар, маргарин.

Третье действие. Слово: "вариатор" имеет несколько значений, мы будем подразумевать только одно: способ действия. Приготовить хороший вариатор не просто. В нашем курсе ему посвящается двухчасовое занятие под номером 8. А сегодня придется довольствоваться импровизированными вариаторами, суррогатами настоящих. Делается это так. Берется легонькое стихотворение и из нескольких строчек поэтического текста конструируется способ технического действия.

Так из слов

"Вот свернулись санки, и я на бок хлоп.

Кубарем качуся под гору в сугроб"

без особого труда выводится вариатор такого содержания "обработка объекта путем многократного изменения форм его движения".

Четвертое действие. Преобразование продуктов. Любая хозяйка подвергает исходные продукты изменению. Нам этого недостаточно. Мы должны придумать хотя бы для одного или двух продуктов оригинальные изменения. Этому помогут вариаторы. Впрочем, если кто-то знает уже оригинальные преобразования, возражений не будет. Например, мы знаем из жизненного опыта способ изменения парного молока. Налить его в стеклянную баночку и поставить на окно, на солнцепек. Через несколько часов в банке будут кругляшек плотного сыра и чистая сыворотка. Всякое молоко обладает таким свойством или нет, нам не известно. Если в том молоке, с которым удавался эксперимент, содержались какие-то бактерии, стало быть надо выделить эту культуру в чистом виде и добавлять ее в другое молоко, которое не обладает подобными свойствами. А морковь мы собираемся вялить. Нарезать ее вдоль на длинные тонкие столбики такой толщины, чтобы после вяления эти столбики превратились в нити толщиной в спичку. Существует технология вяления рыбы. Есть вяленая дыня. А морковь не вялят, а сушат. Следовательно, придется еще разрабатывать технологию вяления моркови. Значит, два продукта мы изменили вполне оригинальным способом. От молока мы возьмем только сыр, который большинство читателей никогда не ела и не видела, а морковь превратим в вату из вяленых морковных нитей. С остальными продуктами мудрить не станем. Изюм без косточек тщательно вымытый будем брать по штучке пинцетом и, обмакнув в расплавленный сахар, бросать в расплавленный маргарин.

Как видно из сказанного – вариатор не пригодился. Только не всегда так бывает, чаще наоборот. Возьмешь продукт и совершенно не представляешь, как можно его изменить, чтобы было не шаблонно, не тривиально.

Действие пятое. Как скомпоновать наш сыр, морковную вату и изюмные орешки мы понятия не имеем. Волей-неволей придется заняться приготовлением вариатора.

Используем несколько Пушкинских строк из "Графа Нулина":

Наталья Павловна сначала

Его внимательно читала,

Но скоро как-то развлеклась

Перед окном возникшей дракой

Козла с дворовою собакой

И ею тихо занялась.

Кругом мальчишки хохотали.

Меж тем печально под окном,

Индейки с криком выступали

Во след за мокрым петухом;

Три утки полоскались в луже;

Шла баба через грязный двор

Белье повесить на забор;

Погода становилась хуже:

Казалось снег идти хотел...

Вдруг колокольчик зазвенел...

Собачья пасть наталкивает на идею прищипывания. Рога козла – на идею прокалывания. Расплавленный сахар – на идею сургуча. В целом вариатор сформулируем так: "скрепление деталей обжатием быстротвердеющего агента".

Действие шестое. Компоновка.

Приступим к описанию кушанья. От нашего сыра отрезаются две круглые тонкие пластинки. Тонкие для того, чтобы со временем они не плесневели, а высыхали. Между пластинками укладывается один слой из изюмных орешков покрытых леденцом и смазанных маргарином, чтобы сахар не подтаивал от сыра. Все это обволакивается слоем ваты из вяленой моркови, и скрепляется в одно целое расплавленным сахаром, который заливается как сургуч по очереди с четырех боков и сразу прищипывается орехоколом или пассатижами. В середине нашего сооружения ставим три заклепки из расплавленного сахара. Дырочки прокалываем шилом. Под низ кладем какую-нибудь крышечку. Затем в дырочки заливаем расплавленный сахар и сверху придавливаем такой же крышечкой. Как называется наше кушанье? Один из слушателей предложил назвать: "Драка козла с собакой".

Теперь вы изобретайте. Может статься, кому-то не под силу справиться с несколькими продуктами и вариаторами. Тогда возьмите всего один продукт. Приготовьте всего один вариатор и с его помощью так измените исходный продукт, чтобы сразу получилось готовое кушанье никому доселе неизвестное. Желаем успеха.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. ТАНЕЦ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ.
Как известно из вводной части курса, занятие пятое состоит из двух частей. Первая посвящена танцу. По ряду причин танец приходится задавать на дом. Попробуйте сочинить простейший танцевальный образ двумя способами. Сначала как сами умеете. Как вас жизнь научила. А затем другим способом: разделив процесс на действия. Собственно, деление на действия нужно не само по себе, а для того, чтобы не пропустить важных компонентов. Итак, второй способ сочинения элементарного танцевального образа. Действие первое – выбор направления. Предварительная направленность необходима. Человек должен решить для себя, что он собирается выразить: удалой припляс или нечто лирическое. Если под музыку, то какая она. Можно ли ее выбирать.

Действие второе – принятие исходной позиции и сосредоточение на первоначальной эмоции, соответствующей замыслу.

Действие третье – начало движения и выход на вторую эмоцию, возникающую уже от самого движения. Действие четвертое – продолжение движения в соответствии этой последней и выход на третью эмоцию. Вот и достаточно. Элементарным танцевальным образом будем считать то, что получилось от конца третьего действия до конца четвертого действия. То есть ваше пластическое движение, одушевленное чувством, порожденным самим движением. Рекомендуется выполнять упражнения уединенно, когда есть уверенность, что вас никто не видит, чтобы вы могли полностью сосредоточиться на красоте движений и красоте эмоций.

Продолжаем занятие пятое. По нашему плану его вторая часть должна быть теоретической. Прежде всего подчеркнем то, что мы освоили несколько приемов творческой работы. И хотя упражнения предлагались простые можно было заметить, что не все получается сразу и не все воспринимается с ясностью. В соответствии со сказанным сформулируем первое положение.

Видение образа зависит от исходных данных внешних и внутренних и наоборот – получение хороших исходных данных зависит от умения видеть образ, а развиваются они одновременно, оплодотворяя друг друга.

Далее, когда надо было нарисовать человеческую голову вторым способом, кое-кто не мог приготовить хорошее пятно или увидеть в пятне голову. Но ведь еще Леонардо-да-Винчи советовал смотреть в облака и стараться увидеть в них разные фигуры. А М.Ю.Лермонтов в своем произведении "Штосс" предостерегал, что перенести на бумагу увиденный образ может только гений, ибо достаточно ошибиться в толщине черты, и все обаяние пропадет. Вот мы и усовершенствовали немного способ, известный еще с древних времен. Взяли да сделали "облака" прямо на бумаге. Теперь ничего не надо переносить. Достаточно убрать лишнее, не притрагиваясь к увиденному образу. Следовательно, второе положение может выглядеть так: чтобы увидеть образ полезно смотреть на систему, составленную из элементов другого класса, часто родственного и стоящего ступенькою ниже заданного класса. Нередко спрашивают каков смысл в подобных упражнениях. Ну, наверное, те, у кого получилась красота, так не спросят. Они уже испытали радость. А у кого не получилось? Кому предстоит преодолевать трудности? Тем можно посоветовать перечитать введение и выписать самое главное в тетрадь на первый лист, который остался чистым. Здесь скажем так: красота не только субъективна и исторична, но и объективна. Специалисты говорят, что гармония, симметрия, упорядоченность – это категории космические. Без них жизнь была бы невозможна. Объективно-некрасивая комбинация не жизнеспособна. Успешно работает только красивая комбинация. Позвольте сформулировать наше третье положение: "Учитесь отличать объективно-красивое во всех случаях жизни".

В творчестве предпочтительнее двигаться от малого к большому, от общего к частному, от целого к части.

Это соответствует общепризнанному утверждению, что для решения данной проблемы полезно определить, частным случаем какой более общей задачи она является, т.е. расширить проблему.

Отсюда четвертое положение: В творчестве возможно осознанное построение таких действий, которые приводят к возникновению только объективно-красивых комбинаций (точнее с преобладанием объективно-красивой составляющей).

Вот уже две тысячи лет люди спорят о том: "Что есть красота?" Но ведь еще Гегель сказал: "Если люди очень долго не могут ответить на какой-то вопрос, то скорее всего этот вопрос неправильно поставлен". На наш взгляд здесь именно такой случай. Полагаем, что в природе не существует какой-то единой красоты. Красота бывает разная. Красота великого религиозного подвижника и красота великого полководца, это разные виды красоты. Одинаковость же у них в объективности их красоты. Следовательно, именно объективность красоты должна быть поставлена на первое место. И вопрос нужно сформулировать так: "Что есть объективная красота?"

ОПЕРЕЖЕНИЕ
У всякого маршрута бывают участки пути наиболее труднопроходимые. Есть такой и у нас в литературном творчестве. В своем месте и в свое время придется его покорять, только люди давно заметили, что короткие опережающие броски на ершистый участок намного облегчают в дальнейшем его полное освоение.

Итак, не вдаваясь в детали, коим срок еще не пришел, просим вас взять из словаря или книжки, не глядя, любое слово, на котором остановится палец.

Пусть это слово будет вспомогательным. С его помощью по ассоциации придумайте как можно более конкретно-вещественное существительное в именительном падеже, и при том такое существительное, которое вы достаточно хорошо знаете. Теперь представьте себе жизненную и очень конкретную ситуацию вокруг этого существительного или в связи с ним, но такую ситуацию, в которой вам все понятно, или наоборот, в которой вам все неясно.

Постарайтесь увидеть эту ситуацию отчетливо и с подробностями.

Теперь возьмите из выдуманной или действительно бывшей ситуации небольшой фрагмент, а у него отыщите две детали и опишите отношение между этими деталями. При чем про неживое говорите такими словами, как будто это живой объект. Наконец, обрисуйте подробно причины сложившихся отношений между деталями фрагмента.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ВИДЕНИКА (продолжение)
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ: РИСУНОК
В данном упражнении для работы потребуется некоторое оборудование: тетрадь по рисованию, цветные карандаши, резинка стирательная, листок наждачной бумаги для зачистки резинки, нож или лезвие безопасной бритвы, подложки разные, состоящие из целлофановых мешочков с насыпанными в них мелкими предметами (напр., пуговицы, скрепки, петли, крючки или веточки от дерева) растушевки разные, состоящие из кусков плотной бумаги, сложенных в несколько рядов, или настоящие растушевки, которые делаются следующим образом: берется полоса бумаги скручивается и прокатывается толстой доской по столу, чтобы получился крепкий стерженек длиной 15-20 см без просвета в середине. Конец бумажной полосы приклеивается клеем. Получившийся бумажный стерженек зачинивается с одной стороны как карандаш, а с другой обрезается ровно ножом. На образовавшемся обушке снимается фаска, чтобы при работе края бумаги не задирались. Таким образом у готовой растушевки будет две рабочих поверхности – острая и тупая.

Сам рисунок выполняется не двумя способами, как раньше, а одним. И рисовать надо будет не заранее заданный объект, а то, что вы сами пожелаете. То есть исходить не из цели, а из материала. Но т.к. подложки наши состоят из округлых и мелких предметов, то ставить цель увидеть архитектурные формы нельзя. Будем рисовать какой-либо объект живой природы.

Сначала нужно приготовить цветное пятно во весь тетрадный

лист не затрагивая полей. Начинать, видимо, удобней со светлых тонов. Причем, чистые тона хуже выглядят. А смешанные тут же на

бумаге из нескольких – предпочтительнее.

Последовательность работы в начале та же, что и прежде. Наскабливаете совсем немного карандашных порошков на одном участке листа. Подкладываете под лист в этом месте подложку. Размазываете порошки растушевкой, выбирая размер рабочей поверхности растушевки в соответствии с промежутками между деталями подложки. Затем то же делаете на соседнем участке листа,

меняя порошки, подложку, растушевку и характер движений руки. И так продолжаете до тех пор пока весь лист, исключая поля, покроется непохожими друг на друга образованиями, сливающимися в целое пятно. Далее следует операция ранее не рассматривавшаяся. Нужно укрупнить элементы системы, объединяя мелкие соседствующие элементы по несколько штук в один. Заботясь чтобы эти укрупненные элементы были красивыми или интересными. В этом случае подложки подкладывать не обязательно, а порошки используются преимущественно те, которые остались не удаленными. Наконец, рассматривая в целом все что получилось, добавляете где надо контрастности; стараясь размещать рядом крупные и мелкие формы, светлые и темные тона, малорасчлененные и сильно расчлененные пятна, участки резко отличающиеся по фактуре, по конфигурации и т.д. Обращаете внимание на цветовую композицию: не наталкивает ли она на оригинальную идею цвета.

Когда все пятно оживет и "заговорит", тогда ищите образ, поворачивая медленно всю тетрадь на 360 градусов. Если ничего крупного величиною во все пятно не обнаруживается, вырежьте в куске картона оконце и посмотрите через него на пятно. Картон сыграет роль экрана не давая рассеиваться вашему вниманию. Попытайтесь увидеть на каком-либо участке пятна, красивый или характерный образ. А увидев, приступайте к выявлению и закреплению.

Тот, кто учился рисовать сам сообразит как это сделать. Кто не учился, тому рекомендуем вооружиться резинкой и наждачной бумагой и зачищая резинку наждаком, очень бережно и неторопливо убирать лишнее не притрагиваясь к увиденной красоте.

Если в увиденном образе недостает какой-то части, надо ее сделать тем же способом, каким делалось целое.

Очень важно, чтобы пятно было красивым и содержало много информации. На это не нужно жалеть времени.

И последнее, старайтесь развивать в себе хороший вкус и

умение видеть объективно-красивое.

Приводим примеры рисунков, выполненных данным способом.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Для начала проясним с помощью примеров и воздерживаясь от определений некоторые понятия.

Под идейно-смысловой линией литературно-художественного

произведения условимся разуметь то, что отличает следующие два пушкинских четверостишия:

Из "Послания в Сибирь"
Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет Ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.
Из "Пророка"
Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился.
Под эмоционально-чувственной линией литературно-художественного произведения условимся подразумевать то, что отличает следующих два пересказа на тему "крупный рогатый скот".

Из итальянского:
У одного крестьянина было семеро малых детей и была корова. Но эту корову у него украл другой крестьянин, у которого было одиннадцать детей. Полицейский нашел воришку и стал его уговаривать отдать корову настоящему владельцу...

Из американского:
В пивную пожаловал знаменитый гангстер по кличке "Бычья голова". Подошел к стойке и говорит хозяину: "Двести виски...". В это время сзади ему наносят страшный удар по голове, но он

продолжает: "... и два пива".
Под звуковой тональностью условимся понимать то, что отличает следующие два произведения:

Из североамериканского эпоса:
В безмятежные дни мира

Дни и радости и счастья

На земле Аджибуеев

Жил седой учитель Кацик.

У него был Мишенава

Пес лукавый и ученый

И старик души не чаял

В Мишенаве псе разумном.

Как-то сидя у вигвама

И прислушиваясь к стону

Засыпающей Шух-Шугги

Цапли сизой длинноперой

Он задумался глубоко

И забыл о пиммекане,

Что для трапезы вечерней

Принесли ему соседи.

То проведал Мишенава

И как гнусный Шогодайо

Трус презренный и ничтожный

Он подкрался к пиммекану

Вмиг все съел обжора гадкий.

Но узнал про это Кацик

Он схватил свой тамагаук

И убил одним ударом

Злого вора – Мишенаву.
Русское народное:
У попа была собака

Поп ее любил.

Она съела кусок мяса

Поп ее убил.

Под композицией детали условимся понимать то, что отличает следующие два предложения:

"Я отворил окно"

"Отворил я окно"

Под художественностью в литературном творчестве условимся понимать то, что отличает первые две строки от четвертой в подаче переводчика Расула Гамзатова:

Читает ветер старую афишу:

Мир уместился на столбцах газет...

А Дагестана имени не слышу,

Хоть для меня сошлись в нем семь планет.

Полагаем, что первые две строки – это художественная речь, а четвертая строка – нет.

Понятно, что в приведенных примерах кроме подчеркнутых отличий есть и другие отличия. Речь шла о главных, об основных отличиях.

Сочинение миниатюры

Само упражнение предполагается выполнить в такой последовательности:

Действие первое: выбор темы.

Действие второе: определение характера произведения

(зарисовка, воспоминание, эпиграмма, реплика, эпитафия и т.д.)

Действие третье: определение сюжетной основы.

Действие четвертое: нахождение звуковой тональности.

а/ взять четыре слова из одной предметной области;

б/ придумать предложение, в которое входили бы два слова из этих четырех;

в/ придумать другое предложение, в которое бы входили два оставшихся слова;

г/ придумать короткое сочинение, в которое входили бы оба только что составленных предложения;

д/ принять получившуюся тональность за искомую.

Действие пятое: придерживаясь найденной тональности и характера произведения, двигаясь по сюжету как по ступеням, раскрывайте тему, стараясь увидеть оригинальный художественный образ, который бы стал кульминацией всей миниатюры.

Примерное выполнение упражнения

Действие первое – выбор темы: об индийской философии.

Действие второе – определение характера произведения: раздумье.

Действие третье – определение сюжетной основы: прочитал двухтомник по индийской философии Сервепалли Радхакришнана. Восхищен глубиной и озадачен разбросом концепций.

Действие четвертое – нахождение звуковой тональности

а/ взять четыре слова из одной предметной области: природа, тайна, человек, космос;

б/ придумать предложение в которое входили бы два слова из этих четырех: Где тайники свои природа прячет?

в/ придумать другое предложение в которое входили бы два оставшихся слова; И человек есть космоса частица.

г/ придумать короткое сочинение в которое входили бы оба только что составленных предложения:

Где тайники свои природа прячет?

Везде они, а пуще в нас самих:

И человек есть космоса частица

Редчайшая и полная чудес.
Действие пятое: сочинение миниатюры

Джайнисты говорят: есть пять начал.

Черваки уверяют, что четыре

Санкхьяки спорят, что всего их только два.

Веданта видит – три, а ньяя – девять.

Как странно все: ну кто их там считал.

Где есть одно, там и другое сыщешь.

Где видишь два, там третье обретешь.

И нету им числа. И все одно и то же.

Лишь стороной иной обращено.
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ: ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Приготовление вариатора

Ранее было сказано, что слово "вариатор" имеет несколько значений. В предлагаемом рассуждении ему придается только одно – способ действия.

Вариатор можно получить следующим образом: берется n произвольных объектов. Затем, пользуясь ими как подсказками, записывают n объектов одного, в каком-то отношении класса. Далее, группируя их по два и находя между ними какую-то общность, получают n/2 объектов другого класса. Таким же порядком из этих последних получают n/4 объектов третьего класса. И так продолжают до тех пор пока не получится n/n т.е. 1 объект нужного класса, указывающий способ действия. Это и будет вариатор.

При составлении пар объектов стараются в одну пару подбирать объекты далекие по смыслу.

Приводим пример выполнения данного упражнения Возьмем восемь следующих объектов: письмо, цветок, часы, карусель, метро, луна, озеро, песня.

Получим из них восемь объектов физико-технической ориентации: компьютер, спектр, хронометр, центрифуга, метро, спутник, озеро, тембр.

Группируя по два и находя в каждой паре нечто общее получим следующие четыре объекта: роботолазер, центрифуго-анализатор, спутниковое метро, набор естественных резонаторов (в записи).

Группируя первый со вторым и третий с четвертым будем иметь: роботолазер снимающий энтропию центрифугоанализатором и спутниковые коммуникации на основе естественно-космических резонаторов.

Рассматривая получившиеся конструкции с точки зрения заключающихся в них процессах можно составить способ действия (т.е. вариатор). Например: С помощью сепаратора, соединенного с хронометром отделить когерентные фазы и, подвергнув их слабому резонансному воздействию, сфокусировать. Разумеется, и сами действия, и последовательность их выполнения зависит от темы над которой работает изобретатель.

Решение изобретательской задачи

Пусть требуется изобрести новый, до сих пор никем ни применявшийся способ уборки урожая на индивидуальном садово-огородном участке и сделать это на уровне современных технических возможностей.

В качестве первого действия целесообразно предложить выбор направления поиска.

Можно, например, заняться изысканием препаратов, которые бы, не причиняя вреда растению, разрушали ткани соединяющие плодоножку с веточкой, или плодоножку с плодом, проникая туда при поливе растения. Подобно тому как японцы успешно осуществляют окрашивание древесины на корню.

Второе действие, вероятно, будет представлять собой общепринятый тезис, важность которого не станем отрицать это правильно поставить задачу, или правильно задать вопрос.

С нашей точки зрения уборка урожая – это прежде всего разделение: продукт в одну сторону, не продукт – в другую. Но ведь и вообще упорядочение в отличие от хаоса основано большей частью на отделении элементов одного рода, на поляризации. Вся жизнь – есть поляризация. А деполяризация – это смерть. Стало быть, мы имеем дело с задачей глобальной, имеющей бесчисленное множество способов разделения, отделения, упорядочения, поляризации и отсюда естественное желание применить робот с десятками рук и множеством программ, беспрерывно и автоматически приспосабливающихся к меняющимся условиям работы. Но отсюда же и уверенность в том, что наша задача имеет очень много решений. Нельзя, например, обойти вниманием селекционную работу по выведению таких пород растений, которые значительно облегчали бы уборочные работы. Общеизвестен, так же прием посадки картофеля в старый капроновый чулок. Если использовать даже новые капроновые сеточки, все равно выйдет намного дешевле, чем применение робота.

Мы намерены предложить в качестве первого действия нечто совсем иное. Давайте попробуем изменить саму точку зрения на проблему в том смысле, чтобы строить не глобальную, а более конкретную точку зрения.

Построение точки зрения

Берем те же самые восемь произвольных объектов: письмо, цветок, часы, карусель, метро, луна, озеро, песня.

Записываем с их помощью восемь объектов нужной нам направленности: информация, аромат, время, вращение, эскалация, тяготение, смачивание, искусство. Группируя по два, получим аромат информации, время вращения, эскалация тяготения, искусство смачивания. Объединяя еще раз по два, получим:

1. Изменение аромата информации за один оборот.

2. Искусство смачивания в меняющемся поле тяготения.

Объединяя первое со вторым получим:

Искусство смачивания фруктов, ягод, овощей в меняющемся поле всасывания, за каждый оборот всасывающего устройства в соответствии с выдаваемой им информацией.

Построение вариатора для найденной точки зрения

Снова берем те же восемь произвольных объектов (хотя, конечно, можно было взять совсем другие объекты): письмо, цветок, часы, карусель, метро, луна, озеро, песня.

Снова записываем с их помощью восемь объектов нужного нам класса: шариковая ручка, кактус, фрикционная передача, русские горки, велосипед, рефлектор, сапропель, звукосниматель.

Группируя по два имеем:

1. Извлечение из резервуара жидкости двойной тягой.

2. Контроль перед каждым запуском передачи.

3. Освещение дороги фарами.

4. Усиление, накапливанием энергии от постороннего источника.

Группируя еще раз по два будем иметь:

1. Извлечение из резервуара жидкости двойной тягой с контролем перед каждой подачей.

2. Освещение дороги фарами с усилением этого освещения накапливаемой энергией от постороннего источника.

Объединяя первое со вторым, получим:

Осуществлять смачивание одновременно двумя или несколькими способами, регулируя объем подаваемой воды перед каждой подачей и усиливая действие воды на выходе накапливаемой энергией от постороннего источника, а так же подачей через воду к плодам импульсов определенной частоты.

Следовательно, суммарная рекомендация по уборке урожая будет такой: принести в сад-огород нечто вроде мощного пылесоса,

но работы производить не в воздушной среде, а изменить среду (например, распыляя определенным образом воду с некоторыми добавками и посылая через воду какие-то импульсы). В этом случае засасывающее устройство может справиться со своей задачей, подобно тому, как резать стекло ножницами в воздухе нельзя, а в воде можно. Значит, все дело в технологии изменения среды вокруг убираемых плодов.

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ. ТАНЕЦ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Сегодня нам предстоит выполнить двойную работу: во-первых, задать на дом хореографическое сочинение и во-вторых, подвести некоторые итоги сделанному и поговорить о теории.

1. Домашнее задание заключается в том, чтобы, взяв какое-то одно физическое упражнение из утренней зарядки, выполнить его художественно, как в аэробике, но сделать это самостоятельно. К сожалению, мы затрудняемся объяснить вам наше упражнение понятнее. Здесь нужны не слова, а показ.

2. Что касается второй части сегодняшней работы, то прежде всего сообщаем, что мы закончили первичное рассматривание и накопление отдельных приемов творческой деятельности и, начиная со следующего занятия, можем приступить к опытному доказательству универсальности рассмотренных приемов. Несовпадение с программой, представленной во введении, объясняется тем, что очное обучение отличается от заочного. А теперь позвольте сделать попытку все ранее изученное приемы сформулировать в общем виде.

Прием первый (из занятий 2-го, 6-го, 8-го)

1. Образовать систему из большого числа разных элементов одного класса, стоящего на одну или несколько с тупенек ниже заданного класса так, чтобы общая тональность системы соответствовала задаче и вашему вкусу и чтобы система содержала как можно больше информации.

2. Укрупнить и усовершенствовать элементы системы объединения по несколько мелких соседствующих в один крупный.

3. Приведя систему в движение, попытаться увидеть в образовавшейся мозаике оригинальный и общественно значимый образ объекта заданного класса, т.е. увидеть решение задачи.

4. Выявить увиденное, выразив его в материале своего класса.

5. Доработать, т.е. в той части, которая не удалась, получить мозаику, увидеть недостающее и выразить в соответствующем материале.

Прием второй (из занятия 3-го)

1. Выбор направления.

2. Выбор средств воплощения.

3. Нахождение первого объекта.

4. Определение его класса.

5. Нахождение второго объекта того же класса.

6. Определение отношения между ними.

7. Усмотрение результирующего объекта.

8. Реализация его в соответствующем материале.
Прием третий (из занятия 4-го)

1. Выбор направления.

2. Выбор материала.

3. Преобразование исходного материала с помощью вариатора

4. Создание красивой комбинации с помощью другого вариатора.

Прием четвертый (из занятия 5-го)

1. Выбор направления.

2. Самоорганизация.

3. Начало продвижения в направлении решения задачи.

4. Выход на первую эмоцию.

5. Продолжение движения в направлении решения задачи и в соответствии с первой эмоцией.

6. Выход на вторую эмоцию.

7. Выход на тему.

8. Продолжение движения в соответствии со второй эмоцией и развитие темы.

Прием пятый (из занятия 7-го)

1. Выбор главного направления.

2. Выбор составляющих главного направления.

3. Формирование структурной основы.

4. Формирование композиционной основы.

5. Формирование интонационной основы.

6. Движение по результирующей.

7. Улавливание высекаемых при движении вспышек фантазии.

8. Нахождение приемлемого решения.
ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Уважаемые читатели! На втором занятии данного курса, когда мы в первый раз взялись за рисование, нами был использован прием под названием "второй способ". Там мы сначала готовили карандашное пятно, потом искали в нем образ, потом выявили увиденное. Сейчас ставится задача применить этот же прием в литературном творчестве.

Давайте попробуем разобраться в ситуации. Во-первых, имея задание рисовать человека, мы в качестве подложки брали цветы. Как известно, на иерархической лестнице животное стоит выше, чем растение. Значит создавая поисковое поле, мы опускались на одну ступеньку вниз. У нас получалась система, состоящая из элементов не только другого класса, но еще стоящих ступенькой ниже. Далее, во-вторых, нам предписывалось увидеть и выявить человеческую голову и ничего иного. Но ведь мы с детства уже знали как устроена голова, из чего она состоит, как ее изображают на бумаге. Вот, стало быть, и в литературное творчество надо все это перенести. Попытаться и там создать похожие условия.

Пусть нам требуется написать литературный портрет знакомого человека. Каким должно быть поисковое поле? Что здесь будет означать опуститься ступенькой ниже? Как искать и выявлять образ?

Говорят, что писатель должен рисовать свои картины смыслами и впечатлениями. Нельзя ли составить поисковое поле из элементов, выражающих смыслы и впечатления, а потом, комбинируя их, рисовать литературный портрет. Есть так же мнение, что раскрывать характер героя лучше не от лица автора, а от лица других персонажей, наблюдающих изображаемого человека в действии, не логично ли будет включить в поисковое поле и действия. А само поле представить набором фраз. Но ведь сочинять интересные фразы нелегко. Значит, начинать надо все-таки с набора слов. Из слов составить фразы, выражающие смыслы, впечатления, действия. А уж потом, пользуясь такой палитрой, рисовать портрет, зная наперед досконально характер изображаемого человека, как мы знали наперед устройство человеческой головы, когда ее старались увидеть в карандашном пятне.

Попробуем сформулировать порядок действий:

Действие первое: взять набор случайных слов;

Действие второе: пользуясь ими как подсказками, записать ряд слов нужной тональности;

Действие третье: составить из них несколько предложений, выражающих смыслы, впечатления, действия;

Действие четвертое: написать портрет знакомого человека в виде короткого рассказа, используя составленные предложения.

Приводим пример выполнения данного упражнения.

Действие первое: взять набор случайных слов.

Март, усы, вносить, льется, грибы, чуткость, рост, сахар, прыть, аргумент, юркий, янтарь, зыбь, проглянул, шорох, ил, аттестат, беспокоить, думать, если, жизнь, узнал, запах, этих, иначе, факт, куда, то-то, либерал, смазать, моток, роль, над, плохой, отклик, антракт, яркий, берег, юность, внутрь, эмаль, гром, щуриться, дом, еще, шум, чисто, жнивье, цель, знак, хор.

Действие второе: пользуясь ими как подсказками, записать ряд слов нужной тональности

Весна, усы, вносить, льется, шляпа, чуткость, рост, подсластить, прыть, аргумент, юркий, золото, зыбь, проглянул, шорох, напрямую, осадок, аттестат, беспокоить, думать, если, жизнь, узнал, признак, этих, иначе, факт, куда, душа, свобода, сыграть, развитие, роль, над, плохой, отклик, антракт, яркий, край, молодость, внутрь, сталь, гном, щуриться, дом, шум, еще, чисто, работа, цель, знак, песня.

Действие третье: составить из этих слов несколько предложений, выражающих смыслы, впечатления, действия.

Беспокоить думами. Если жизнь узнал. Иначе подавать факты. Плохой отклик. Яркий антракт. Шум в доме. Подал знак усами. Аттестат юркости. Гном большого роста. Вносить внутрь себя прыть. Чуткость на шорохи. Подсластить аргумент. Чистая работа. Щуриться на золото. Край шляпы. Весна напрямую целилась в душу. Песня лилась и оставляла осадок. Сыграть молодого с зачатками развития.

Действие четвертое: написать портрет знакомого человека.

Если узнал жизнь, если перестал щуриться на золото и беспокоить себя думами, то самое время сыграть роль молодца с этакими зачатками развития: когда весна напрямую проходит сквозь душу с рок-песнями не оставляя следа, или вдруг, тронув рукой край шляпы и подав знак усами, выйти на арену гномом большого размера, имеющего аттестат юркости и подавать факты иначе, чем делают нормальные люди. Внося внутрь себя прыть, демонстрировать яркий антракт между действиями.

ЗАНЯТИЕ ОДИННАДЦАТОЕ: ВЫВОД БЛОК-СХЕМЫ
Прежде чем начать намеченное рассуждение, позвольте сделать несколько пояснений:

Прием, который был только что использован в десятом занятии на литературном творчестве, заимствован, как мы говорили, из рисунка. Но ведь и для решения изобретательской задачи на восьмом занятии был применен тот же прием: такое же приготовление поискового поля такое же укрупнение элементов его составляющих, совершенствование этих элементов, забота о контрастности и т.д. Остается пожелать вам в домашних условиях применить наш универсальный прием к нахождению танцевального образа и тогда все четыре жанра, в которых мы до сих пор работали, покорятся данному приему.

Совершенно так же можно доказать, что и другие освоенные вами приемы – универсальны.

Однако, если бы удалось свести все приемы к одной форме, то тем самым отпала бы необходимость проводить целую серию доказательств. Постараемся же привести все приемы к одному знаменателю.

Вывод блок-схемы

Как уже говорилось во введении, решение любой творческой задачи можно выполнить с помощью блок-схемы.

Воспроизведем ее еще раз:

1. Отбор.

2. Преобразование.

3. Движение.

4. Чувствование.

5. Озарение.

Видимо, настало время привести какое-то обоснование. В сущности, если сказать кратко, оно в том, что эти блоки есть очень крупные образования. Вывод блок-схемы сводится к сложению всех приемов вместе: первые действия складываются с первыми, серединные с себе подобными, конечные с конечными. При таком суммировании хорошо видно, что вначале всегда идет разного рода отбор.

1. Отбор

В отбор входит многое и прежде всего выбор рода деятельности, ну в самом деле, нужно же знать, что человек собирается делать: плясать, или сочинять стихи, или, может быть, он хочет заняться такой деятельностью, которой никто до него не занимался. И найти эту новую деятельность с помощью виденики. Если род деятельности определен, например, научная работа, то должна быть обозначена и тема поиска, и концепция, и привлекаемый материал, и средства его обработки, и намечена какая-то первоначальная направленность работы, и многое другое.

И все это входит в отбор.

2. Преобразование

Под преобразованием подразумевается такое изменение всего отобранного, чтобы оно, это отобранное, превратилось из обычного, знакомого, в оригинальное, непривычное, возбуждающее фантазию. Делается это с помощью вариаторов. На восьмом занятии нам приходилось уже иметь дело с одним из них. Приходилось строить новую точку зрения с помощью специального для данного случая вариатора. Так же точно можно отыскивать новые принципы, новые концепции, новые направления, новые темы, новые конструкции, новые сюжеты и т.д. А оператор, как новый способ действия, в нашем понимании, это тоже вариатор только его частный случай. Приготовление вариаторов так же должно быть отнесено к блоку "преобразование".

3. Движение

Под движением понимается разного рода манипулирование всем тем, что отобрано и преобразовано. Манипулирование делается с целью получения красивой комбинации. Она придет, эта красивая комбинация, если отобранный и преобразованный материал был добротным и тоже по-своему красивым.

4. Чувствование

Четвертый пункт блок-схемы, названный чувствованием как раз и подчеркивает это обстоятельство. Все предшествующие действия должны привести к получению объективно-красивой комбинации и возникновению объективно-красивого чувствования. Без объективно-красивой эмоции не будет их завершающего этапа творческого процесса, не будет озарения.

5. Озарение

Озарение, или инсайт, или догадка, могут приходить к человеку как в результате неосознаваемой работы его духовных сил, так и под влиянием осознанно проделанной работы как в нашем случае.

Объективно-красивые комбинации в любой деятельности непременно породят и соответствующие эмоции и приведут к возникновению видения разных картин и образов.

Разумеется, характер и качество последних сильно зависят от подготовленности человека, его потребностей, знаний, умений, вкусов, установок и пр.

Добавим к сказанному, что не всегда обязательно выполнять все пять действий блок-схемы.

Возможна работа по сокращенным вариантам. Возможно использование
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Земля неизвестная
Цели