Сексуальная ориентация

Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие своему полу анатомического строения (половые органы, мужские или женские пропорции тела), полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения.
Сексуальная ориентация
Половое самосознание - это восприятие себя как человека определенного пола. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности.

Моментом, "запускающим" половое самосознание, является признание ребенка лицом мужского или женского пола. В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, дети начинают осваивать половые роли.

К определенному возрасту ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Сравнивая себя с другими, общаясь с ними, он получает образное представление о своей половой принадлежности, усваивает половые роли. В основе этого процесса - представление о мужчине и женщине, которое сложилось в данной культуре и которое включает их роли не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере (осознание своих места и роли в семье и обществе).

Из социологии и этнографии известно, что половые роли, в том числе половое разделение труда, в разных обществах складываются неодинаково и зависят от общественного строя.Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитанием, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.

Полоролевое поведение - это действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности (прическа, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность.

Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним. Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.

Сексуальная, а точнее психосексуальная, ориентация - это направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и особенности полового поведения. Ее формирование начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становление сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние) половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных функций.

Биологически организм готовится и в определенный момент становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения. В не меньшей степени на формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля за поведенческими процессами.

Влияние окружающей социокультурной среды - третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перестают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).

Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность - воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное влечение - направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.Как известно, в нашей стране до середины 30-х годов гомосексуальные отношения не были уголовно наказуемы, хотя открыто не демонстрировались и неизменно вызывали крайне негативную реакцию в обществе.

Затем законодательством был введен запрет мужеложества. В июне 1993 г. уголовное наказание за мужеложество было отменено. Появились специализированные печатные издания, статьи и телепередачи о людях с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают наметившейся тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как реально существующее явление.

Гомосексуальное поведение встречается как у человека, так и у животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей внешней схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное поведение обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У животных подобное поведение сексуального характера обычно не носит. Настоящие гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как правило, у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего детства в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в более свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях, гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних стадиях полового созревания.

Анализ человеческих культур показал наличие гомосексуальности на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых цивилизациях подобные отношения были дозволены и даже санкционированы: античные Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры Среднего Востока, феодальная и раннесовременная Япония.

Идея о том, что гомосексуальность связана с ересью, набрала силу в средние века, когда стали появляться секты, которые подвергли сомнению доктрины универсальной католической церкви. Церковь в свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в XVI веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе с еретиками).

Причины подлинного (истинного) гомосексуализма, то есть гомосексуального влечения, до настоящего времени еще не выявлены. Хотя на эту тему имеется большое количество исследований и теорий, нет никаких высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным научным критериям оценки.

Все объяснения этого явления можно свести к двум группам:

1) гомосексуальность вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные воздействия;

2) гомосексуальность обусловлена пренатальными (действующими до рождения) причинами, иными словами, она заложена генетически или приобретается во время внутриутробного развития, значит, существует по меньшей мере пренатальная предрасположенность к тому, что позже она проявится.

Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп факторов.Некоторые ученые ставили вопрос: не является ли гомосексуальность неврозом, например формой неправильного психического развития вследствие отрицательных наследственных факторов или более поздних вредных воздействий внешней среды?

В настоящее время почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают, что каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства людей.С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам) свойственны большая сексуальная неразборчивость и большее количество партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.

Лесбиянство - женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.

Свои лесбийские наклонности женщины могут осознавать постепенно и при отсутствии сильного сексуального влечения женщине легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их менее подозрительными духовными дружескими связями.

Нередко сначала становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. В силу этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия, посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.

Роль консультирования при отклонении сексуальной ориентации. Не только взрослым, но и подросткам сексуальные чувства могут приносить радость, боль, смятение, оказываться всеобъемлющими и сильными эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем бы они могли поговорить об этих чувствах.При отклонении сексуальной ориентации у подростка ему, а также его родителям следует проконсультироваться у специалиста (психотерапевта, сексопатолога). Во время консультации, которая должна проходить только в конфиденциальной обстановке, специалист должен выяснить причины такого поведения. При этом необходимо учитывать взаимоотношения родителей, отношения родителей с ребенком и др. Консультант должен очень внимательно и доброжелательно вести беседу с подростком и его родителями. Его задача - помочь найти выход из сложившейся ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.
×

По теме Сексуальная ориентация

Сексуальная культура. Русская сексуальная культура

Откровенный крестьянский натурализм, не знающий закрытости и интимности...
Психология

Сексуальная одежда

Стоит ли обращать внимание на одежду? Как сочетать сексуальную внешность с...
Психология

Сексуальная неудовлетворенность

Российский физиолог Китаев-Смык утверждает: во многих специфических "мужских...
Психология

Сексуальная жизнь женщины

Исследования ученых показали, что женщины, испытывающие возрастные проблемы в...
Психология

Сексуальная жизнь женщин

Профессор сексологии Вернер Хабермейль из Гамбурга провел интересное...
Психология

Сексуальная жизнь. Давайте поговорим о запретном

- Ой, девочки…, - Каждая из Вас, хоть раз в жизни начинала разговор с этой...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность