Фанатизм

Когда произносят слово «духовность», у многих возникает желание встать по стойке «смирно» и одновременно… какая-то неловкость. Возможно, дело в том, что чаще всего с пафосом (но без объяснений, о чем, собственно, речь) употребляют это слово лица, особой печатью духовности не отмеченные. Те, с кем это слово сильнее всего ассоциируется, так о духовности не говорят.

Сегодня многие отождествляют духовность с религиозностью. С ней дело обстоит яснее: больше половины взрослого населения нашей страны называют себя православными. Но подавляющее большинство из них, во-первых, не ходят в церковь и нечасто соблюдают обряды; во-вторых, совершенно не отличаются от неверующих по своим ценностям и поведению, отнюдь не подавая окружающим пример любви к ближнему, и, в-третьих, как-то умудряются непротиворечиво сочетать веру в Христа с верой в сглаз, черную магию, карму и фэн шуй. Остаются примерно процентов 10, для которых православие – нечто большее, чем пафосное слово.

Но даже если взять лишь искреннюю веру, все равно получается нестыковка. Большевики уничтожали людей во имя высших духовных ценностей (я вполне серьезно) – справедливости, равенства и освобожденного труда; инквизиция – во имя веры; американская армия в Ираке – во имя демократии… Нет таких духовных ценностей, именем которых не совершались кровавые преступления. Высшим образцом духовности в этом случае нужно признать шахида-террориста, готового за веру пожертвовать и другими, и собой.

Важно однако (и это даже самое важное) не столько что именно тобой руководит, сколько как. Противоположность духовности – не столько материализм, сколько фанатизм. Все люди, которых человечество признавало истинными духовными учителями, не проповедовали лишь одну «подлинную» истину, а напротив, учили размышлять, выбирать и сомневаться. Есть древняя мудрость: доверься тем, кто ищет истину, и беги от тех, кто утверждает, что нашел ее. В более современной формулировке (Александра Галича): бойтесь, друзья, того, кто скажет «Я знаю, как надо». Люди подлинной духовности понимали и понимают главное: относительность любых истин, непредсказуемость жизни и невозможность заранее задать программу на все обозримое будущее, начертав лозунг на знамени, под которым будут выстраиваться марширующие в светлые дали колонны. Подлинная духовность – это чуткость и восприимчивость к широкому спектру ценностей, но не предопределенность выбора между ними. Это постоянный поиск смысла, но не нахождение окончательного смысла раз и навсегда, прекращающее духовный рост.

А носителей абсолютной «духовной истины» можно было бы только пожалеть. Если бы они не устилали трупами ее утверждение.
×

Обсуждения Фанатизм

  • Духовное развитие в поиске и сомнениях приводит точно в могилу, потому что сомнения и страх и есть то, от чего надо освободить свою душу.
    Душа человека находится в тюрьме страха созданного самим человеком и поэтому духовным Учителем может стать только тот человек у кого только чувства души Бога(любовь).
    И душа человека, если она у него есть, непременно подскажет - где есть истина.
    Истину не доказывают, истину чувствуют душой Бога.
     

По теме Фанатизм

Религиозный фанатизм

Основной признак религиозного фанатика, отличающий его от очень религиозного...
Журнал

Ум и ложная вера

Ум зеркало вселенной. Если это зеркало содержиться в чистоте и не искажается...
Журнал

Естественные свойства чакр

Когда я говорю о препятствиях на пути духовного роста, речь идет о помехах...
Религия

3.42. Предания

Книжники и фарисеи, рассчитывая увидеть Иисуса на празднике Пасхи, приготовили...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество