Психологический анализ

Уже не в первый раз я приступаю к написанию материала, в котором рассматривается психология компьютерных игр. И каждый раз форумы этих публикаций заполняются гневными геймеровскими комментариями, сводящимися к вопросу – почему психологическому анализу подвергается именно эта, а не другая игра? Как автор посмел посягнуть на святыню?
Психологический анализ
Желая избежать подобных бесплодных дискуссий, а, возможно, рискуя вызвать еще более бурные споры, я предлагаю вниманию читателей статью, в которой обобщены мои впечатления от целого ряда мультимедийных программ, находившихся в центре внимания последние десять лет. Среди них – Doom, Quake, Duke3D, Wolfenstein, Blood и другие, не менее выдающиеся хиты. Заранее прошу прощения за то, что в этот перечень не включены какие-то новинки.

Что же на этот раз приготовил неугомонный сетевой психоаналитик? На суд читателя представляется психологический лексикон игрового пространства. Другими словами, психологическому анализу будут подвергнуты закономерности появления в компьютерных играх типичных мест, на фоне которых разворачиваются известные драматические события.

Здесь напрашивается вполне закономерный вопрос – а можно ли вообще интерпретировать те виртуальные ландшафты, которые придают игре известный шарм. Оказывается, такая задача вполне решаема в случае проведения параллелей между игровой реальностью и сновидениями, которые, как известно, являются порождением нашего подсознания. А уж психоанализом накоплен более чем достаточный опыт интерпретации снов и фантазий.

Пространственные образы соответствуют основным бессознательным структурам психики – архетипам. Появление таких изображений на мониторе во время игры пробуждает психические процессы, протекающие в скрытых зонах сознания. В такие минуты человек особенно восприимчив к импульсам, исходящим из подсознания.

Кроме того, эти фантастические ландшафты и драматические сюжеты подобно психологическому тесту отображают душевные состояния ситуации человека – его взаимоотношения с бессознательной сферой, борьбу с темными сторонами собственной личности, поиски внутренней гармонии. Предпочтение тех или иных сцен обусловлено их соответствием внутренним состояниям игрока. Итак, уважаемый читатель, приступим к анализу пространственного символизма, встречающегося в игровых мультимедийных программах.

ПОДЗЕМЕЛЬЕ – иносказательно отражает представления о «нижних этажах» сознания. Поэтому события, происходящие в этой части виртуального здания, мысленно сопоставляются с подсознанием человека. И чем глубже расположено в игре такое пространство, тем к более глубинным слоям души. «Подземелье» - один из наиболее часто встречаемых пространственных образов в компьютерных играх (вспомните Quake или Doom).

КОРИДОР – этот элемент родственен архетипическому образу, известному как «лабиринт». Он означает блуждания человеческого «Я» в потемках собственных иррациональных переживаний. Восхождение вверх обычно связано с развитием личной силы человека и расширением сознательных структур его психики. Движение вниз символизирует контакт с темными сторонами своей души. Выход из лабиринта равнозначен преодолению психологических трудностей, возможно, носящих временный характер.

ЗАМОК – главными качествами этого символа является укрепленность, защищенность, недосягаемость. В компьютерных играх такой объект нередко становится ключевым пунктом, открывающим доступ к следующему уровню. В силу таких качеств этот образ символизирует внутреннюю целостность, порабощенную темными психическими стихиями. Ее освобождение в виртуальном пространстве равносильно очередному шагу по преодолению пользователем одного из собственных психологических комплексов.

БАШНЯ – своеобразный аналог замка. Это - оплот сил зла. Захват этого объекта нередко означает то, что в человеке разрушен барьер, сдерживающий внутренние процессы, которые ведут к душевной гармонии. Однако следует предостеречь от столь прямолинейного толкования, поскольку любые военные действия, сопровождающие подобные захваты, так или иначе символизируют внутренний конфликт. В результате же его разрешения происходит трансформация мировоззренческих установок, создающая благоприятные условия для дальнейшего личностного роста.

ГОРОД – весьма неоднозначный символ. Сам по себе он, как некая симметричная форма, является одним из визуальных воплощений душевной гармонии. Однако именно здесь довольно часто развертывается упорная борьба сил добра и зла (примеры можно найти в Duke3D). Напомню, что противоборствующие стороны в компьютерной игре имеют свои душевные аналоги. Ими обычно становятся сознательные и бессознательные аспекты психики. Освобождение городских улиц от противника указывает на продвижение в сторону большей сознательности и независимости от неприятных или морально неприемлемых переживаний, вытесненных в бессознательную сферу.

СТАДИОН – круглая форма этого сооружения сближает его с символами психической целостности, более известными под названием «мандала». Именно здесь происходят эпохальные спортивные соревнования, игровым аналогом которых является единоборство с каким-нибудь супермонстром (вспомните тот же Doom или Blood). Победа в такой борьбе обычно символизирует пробуждение внутренних психических резервов, позволяющих игроку справиться с некими повседневными трудностями.

ЗАВОД – в этом месте происходит воспроизводство неких вещей, и это качество придает такому образу позитивный характер. Однако то, что такой процесс является автоматизированным и бездушным, обнаруживает свойственную ему негативную окраску. Такой символ указывает на состояние, при котором человеческая психика полностью подчинена бессознательным влияниям.

ЛАБОРАТОРИЯ – близка по смыслу образу завода. Но в этом случае на первый план выходит тема химических превращений. В юнгианской психологии существует понятие духовной алхимии, в терминах трансмутации описывающей многоэтапный путь личностных преобразований. Поэтому с лабораторией, как частью игрового пейзажа, ассоциируется процесс рождения новой человеческой личности. Вместе с тем такой образ может иметь негативную трактовку. В литературе и кинофильмах можно встретить безумного профессора, вершащего свои преступные дела в лабораторной обстановке. Этот персонаж воплощает деструктивные импульсы, незримо присутствующие в психике. По этой причине борьба за лабораторию в играх приобретает особенно острый характер.

ЛЕС – символизирует материнское праначало. В этом месте совершаются подготовительные магические обряды, развертывается борьба добра со злом, происходит поиск пути, ведущего к усовершенствованию мира. Также как и в лаборатории, здесь исподволь меняется личность пользователя. Главные герои игр пробираются сквозь лесную чащу, пытаясь выйти из тени к свету и отбиваясь попутно от вражеских полчищ. Исходом этого пути нередко становится находка предмета, обладающего чудесными свойствами.

ПОЕЗД – как средство передвижения символизирует наши способы движения по дорогам жизни. Борьба с демонами, овладевшими поездом, олицетворяет наше желание взять под контроль собственную жизнь. Такой образ, к примеру, присутствует в одном из эпизодов игры Blood.

КОРАБЛЬ – еще одно средство передвижения, но только по воде. Особенностью такого способа является то, что, по свидетельству известного швейцарского психиатра К.Юнга, в наших снах водная масса символизирует бессознательное. Пребывание на корабле означает не только движение по жизненному пути, но и взаимодействие с бессознательными стихиями. Аналог этого символа также можно найти в игре Blood.

ЗВЕЗДОЛЕТ – ультрасовременное транспортное средство. Здесь появляются звезды, которые являются знаком духовности. Вместе с тем оторванность от земной поверхности обнаруживает инсайдерский характер таких исканий. Говоря по-другому, фиксация на подобном образе свидетельствует о чрезмерной ориентированности на собственном внутреннем мире, изолированности от окружающей среды.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Психологический анализ

Структурный анализ

Процесс анализа личности в терминах Я-состояний называется структурным анализом...
Психология

Анализ информации

Психологом А. Закатовым на основании изучения следственной практики и...
Психология

Спектральный анализ

Мир вокруг нас полон красок. Мы воспринимаем окружающие цвета привычно, не...
Психология

Карл-Густав Юнг. Функция и анализ снов

Как я уже указывал, сон совершенно не похож на историю из жизни сознательного...
Психология

Анализ почерка - Научная Графология

одно из самых немаловажных в жизни каждого человека явлений – успех. Насколько...
Психология

Анализ почерка

Каким образом такое возможно? Ведь если это работает — польза от лишенного...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Знаки Зодиака, кому снятся вещие сны: они видят будущее
Световой код. Капсула времени