Кризис развития личности

Кризис развития личности
Кризисы развития личности, а также духовные кризисы возникают на разных этапах жизни человека. Помимо классической схемы взросления и формирования самоидентичности, которую могут сопровождать специфические травмы и возрастные кризисы, что хорошо описывается в различных учебниках по психологии, выделяют и отдельный вид кризиса, так называемый "кризис развития". Кризис развития личностии духовный кризис имеют общие черты, с тем отличием, что личность развивается для себя, и её в этот период интересуют вопросы, связанные с собственной сферой жизни и деятельности. Потребности же человека, который сталкивается с духовным кризисом, как правило, выходят за пределы его Эго, его начинают интересовать вопросы, связанные со всем человечеством.
Итак, во время роста человека, в процессе его жизнедеятельности, он сталкивается с различными новыми, неизвестными и даже неблагоприятными факторами, которые он либо в состоянии адекватно и правильно понять, применить, "переработать" или изменить, что сделает его сильнее, лучше, добрее, душевнее, интеллектуальнее, эффективнее и т.д., либо они (факторы, с которыми человек не справился) приводят к возникновению психологических травм, различным стрессам и ухудшению состояния, потере энергии и другим сложностям развития.
Подобные сложности и кризисы развития, обусловлены различными причинами, как внешними, так и внутренними, с т.з. эволюции важно понять какие в момент травмы появились неправильные убеждения и их откорректировать, т.к. именно на их основе формируется неправильное поведение, зачастую бессознательное.
И когда человек сталкивается с последствиями подобной травмы, он может уйти в регресс, в повтор аналогичного шаблона поведения и в этот момент он будет воспринимать мир глазами того ребёнка, который погрузился в свою травму, будет воспринимать мир, себя и других глазами ребёнка того возраста, где и когда травма была получена. В этот момент у человека часто отсутствует понятие нормы: где его восприятие мира объективно, а где детское и травматическое.
Кризис развития личности, по-другому ещё называют "Экзистенциальный кризис", кризис потери и поиска смысла жизни, он относится к внутреннему трансформационному кризису человека.
В какой-то момент своей жизни человек постепенно начинает осознавать, что у него есть свобода выбора: как жить и что делать, что ему не обязательно ходить по чужим дорогам, можно найти свой путь в жизни и не играть чужие роли, не искать больше смысл в реализации социальных шаблонов своего развития и отказаться от предлагаемых, одобряемых и зачастую навязываемых обществом стереотипов жизненного пути. Например, школа, институт, семья, квартира, дача, пенсия и всё… "живи и радуйся, чего же больше?".
Развивающаяся личность приходит к пониманию, что Смысл Жизни невозможно навязать, его надо найти, он должен быть свой, индивидуальный.
Кризис развития личности характеризуется рядом внутренних вопросов, которые начинает ставить перед собой человек, притом, что снаружи все остаётся по-прежнему, хуже не стало, всё такое же самое, как было раньше, некая норма, но с каждым днём пространство надоедает всё больше…
Эти кризисные периоды в течение жизни возникают у каждого по-разному, вы индивидуально поднимаетесь по ступенькам своей эволюции, и если не нашли ответа на одном из витков, вам представится случай столкнуться с ним ещё раз и ещё раз…
Кризис развития характерен тем, что вы исследуете свою территорию, свой мир, свою жизнь, и в какой-то момент вам почему-то становится скучно и душно в тех рамках и условиях, что вы живёте. Жизнь в этих условиях, которые ранее были нормой, становится не мила, хотя внешне ничего не изменилось.
Человек начинает поиск причин, страдает и даже пытается, как-то заглушить, убрать этот внутренний импульс: либо раствориться в коллективе, лишь бы не оставаться с собой наедине; либо он приходит к мысли, что та бесцельная жизнь, которую он ведёт — это ещё не все, что он может и хочет. И вот тогда он начинает искать выход, потому что так бессмысленно жить уже не хочет. Он уже не понимает, как можно было радоваться тому, как и где он жил? Условно жизнь была 2-D, а теперь он узнал, что есть жизнь 3-D, и он начинает путь к заветной цели.
Он не жалеет потраченных сил, средств, времени и счастлив, когда вышел на новый этап, он начинает жить на новом уровне развития. Часто бывает и так, что через какое-то время и на этом уровне становится скучно: кто-то постоянно двигается, кто-то периодами. В момент изменений и движения вверх меняется система ценностей, отношение к себе, отношение к миру, всё становится другим, проявляются философские и экзистенциальные вопросы:
Кто Я? Какой Я? Откуда Я? Куда Я? Зачем я здесь и в чём смысл всего этого?
Кто-то ищет всю жизнь, изменяясь постоянно, кто-то двигается периодами, многое зависит от культурно-интеллектуального уровня и текущих условий индивидуума. Чем социальный уровень ниже, тем развитие реже, тем меньше абстрактного мышления и больше предметно — конкретного, при низком уровне развития философские вопросы о смысле жизни обычно не возникают.
Периоды в которые подобные кризисы особенно часты:
  1. "Кризис Рождения" — главный переход, только пришли на эту планету.
  2. "Половая зрелость" — возрастной кризис самоидентификации. Здесь уже возникают вопросы — Кто Я, Какой Я и Куда Я, как понять свои ценности и потребности, Куда я буду с ними двигаться?
Редко, кто проходит этот кризис, многие идут, "как надо", по социальным ценностям, по мнению родителей. Отсюда такое количество ошибок в юном возрасте, не то образование, не тот партнёр, и т.д. Причина в том, что свои мысли и ценности не понятны, поэтому пользуемся чужими. В этих ошибках ребёнок формирует свои ценности и отфильтровывает внешние, навязанные.
  1. "Кризис самоопределения", 29–33 года.
Уже пройдены некоторые этапы жизни, сформированы семейные ценности, получено образование, я полноправный член социума, сформировал морально-этические нормы, но… постепенно жить с этими ценностями мне всё хуже и хуже, хотя с т.з. социальных ценностей всё хорошо: есть работа, зарплата, всё по плану, но… Зачем всё это? И что, так будет всегда??? Зачем этот бег по кругу, "день сурка", всё время все одно и то же, а может, где-то есть по-другому? Со стороны "среднего" социума, всё прекрасно, я имею всё, что надо, всё, что положено социально, а зачем? Неужели ничего лучше уже не будет?
Те, кто в детстве не прошёл "своё хочу", до этого периода живут по социальной директиве — "так надо".
Основная тема для изменений:
  • Поиск новых путей развития и, бывает, даже противоположных тому, что уже есть.
  • Отказаться от социально принятого, хорошего места ради сомнительной, но своей — перспективы.
  • Задача личности — защитить границы своего пути, выбор своего пути, а не пути для кого-то…
Начинается путь самопознания человека, и если он не справился, не защитил свои границы, то он откажется от самоопределения и пойдёт по дороге социума. Если в этом возрасте кризис не пройден, то я снова иду, "как надо".
  1. "Вторая волна" — 40–55 лет, тот же вопрос самоопределения, но стоит он уже более остро, более болезненно.
У тех, кто успешно прошёл первый кризис развития личности, в этот период активно идёт процесс расширения ранее выбранного пути, возникают новые перспективы и новые горизонты духовности, редко когда идёт возврат, дальше движение только вверх, и всё менее болезненно, т.к. всё больше о себе понимаю, поиск и расширение пути стало естественной потребностью.
Если не было прохождения первого, то на втором этапе…
Мир оказался сложнее, чем я думал, и начинается новый виток, но в 40–55 социум говорит — "уже поздно", здесь справляются только сильные и смелые, но пока человек открыт новому, всё возможно. Остаются самые продвинутые, которые не испугавшись угроз "поздно", а многие останавливаются… Чтобы по-настоящему посмотреть в себя, придётся переделывать очень много… но те, кто находят свой путь, добиваются прогресса и двигаются на новый уровень развития.
Основные вопросы: Кто Я? Какой Я? Куда Я?
К вопросам первого этапа, как правило, добавляется исследование родовых линий и программ, возникают глобальные вопросы создания мира, откуда мы пришли и куда отправимся после смерти.
Для успешного прохождения кризисов развития личности важно понимать их природу и уметь противостоять социуму, т.к. социуму не нужны люди, которые идут своим путём, по причине того, что их невозможно удержать в заданных рамках, их сложнее "построить в колонны".
В подростковом возрасте — вам "мешают" родители.
В 30 лет обычно мешают те, кто сам не выбирал свой путь, и поэтому не дают выбирать вам…
Основное влияние — "удар по чувству вины", чтобы вы не поменяли что-то понятное и успешное, на что-то непонятное. Здесь вам только ленивый не скажет: "Сумасшедший, как вы рискуете, выводите себя и подвергаете других дискомфорту, как тебе не стыдно, не гневи Бога и т.д. ".
При любом изменении сохранить все прежние контакты невозможно, как правило, остаются только единомышленники. Если человек выбирает свой путь вверх, хотя он и тяжёлый, то качество жизни меняется колоссально, вспоминая свои прежние ощущения от жизни, человек не жалеет. Обычно от 1-го до 3-х лет приходит новое понимание жизни, человек входит "в поток" и становится счастливым.
Второй путь из кризиса развития личности — это путь вниз, назад, т.е. регресс — любыми путями не замечать, что в душе плохо, бояться заглянуть внутрь и растворять себя во внешних видах деятельности. Здесь в ход идут соц. сети, сериалы, трудоголизм, безумное количество людей вокруг, т.к. постоянная "движуха" создаёт калейдоскоп событий, чтобы не столкнуться с собой наедине.
Постепенно те люди, кто шёл своим путём — выходят на уровень мастеров и учителей в отдельной сфере жизни. Они не навязывают другим свои принципы, но у них своя уникальная система жизненных ценностей, они просветлели от страхов и оков, это мудрецы, которые познают жизнь.
Что происходит с теми, кто не задавался вопросами своего пути? Они к концу жизни тихо угасают, начинают задумываться над бесцельностью своей жизни и порой сталкиваются с маразмом… либо, довольные выполненным социальным долгом, активно декларируют свои нормы детям, и у них тоже "всё хорошо".
Для прохождения каждого из кризисов развития личности — вам необходимы ресурсы, поэтому изучение вопроса: кто, что, как и почему может мне помочь в развитии — один из часто возникающих вопросов на пути. Поиск ресурсов производится как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Какие ещё возможны сложности: ваш внутренний диалог (критик, мыслитель, эго, лень, страх и т.д.) будет выступать, подыгрывать социуму и обесценивать ваше стремление к развитию, так сознание конфликтует с подсознанием, поэтому так важно научиться понимать послания внутреннего мира и продолжать дальше поиск своего пути, как только нашёл, входишь в свой поток.
Бывает и так, что возвращаешься к тому, в чём когда-то себе отказал (благодаря социуму). А, если отказываешься от своего пути ради близких, обычно потребность возвращается на более позднем этапе, но не забывайте про ответственность перед своей семьёй, здесь важно соблюсти как личные границы, так и объективные обязательства, например, по воспитанию детей.

Портрет клиента с кризисом развития личности

  1. Отсутствие объективных внешних причин для кризиса, ничего во внешнем мире не поменялось.
  2. От этого особенно страшно, т.к. снаружи "всё хорошо".
  3. Скука и недовольство качеством, независимо от нормы социума, тоска, тоска, тоска.
  4. Альтернативные действия со стороны — скажи нам, что хочешь, поможем, но со сферой хочу — полная тишина.
  5. Чувство беспричинной тревоги, внешних причин нет, но она растёт. Периодически обостряется и понимание того, что причин объективно нет, что ещё больше повышает уровень…
  6. Предчувствие, что случится что-то ужасное, повышенный тревожный фон, обостряются страхи. Например, раньше чего-то не боялись, теперь боимся.
  7. Отстранённость от мира, жизнь идёт, а я наблюдатель за стеклом. В компании меня как будто нету, я чужой на этом празднике жизни, мир отдельно, я отдельно.
  8. Странное ощущение времени — цейтнот времени, скорее, скорее, надо что-то решать + либо ускорилось, либо замедлилось,: то бежит, то остановилось, общая черта: стало другое восприятие времени.
  9. Сны в этот период странные: параллельные миры, мифологические, фэнтези, волшебные, глубокие и символичные. Сны — это один из языков, на котором с нами общается подсознание, считается, что этот способ достучаться до сознания.
  10. Хроническое мышечное напряжение, проявление потери опоры, ощущение неплотного стояния на земле и т.п.
  11. Потеря смысла хотя бы в одной из значимых сфер жизни. Например, нет смысла в работе, зачем я это делаю, если рухнет компания, то миру хуже не будет.
  12. Возможна потеря интереса к ранее значимой области жизни.
Если в этом портрете вы узнали себя, то мы вас поздравляем, это прекрасно, что вы начали поиск своего пути, который без сомнения сделает вас лучше, мудрее и сильнее, теперь вы знаете, что вас что ждёт в процессе поиска себя.

Духовный кризис

Все люди, которые уделяют внимание своему духовному росту, интересуются вопросами, зачем мы здесь, и стремятся развить своё духовное начало — проходят кризисы развития, переходя от личного к духовному развитию. Для вхождения на духовный путь должны быть предпосылки — это медленный путь, обычно он начинается с занятий по психологии, медитации, йоге, цигун, постепенно добавляются энергетические и духовных практики, и все это выводит человека на новый уровень развития. Это могут быть как определённые способности: видеть, слышать, чувствовать, так и потребность познания, постижения, которое сопряжено с глубинной верой, редко в одной взятой конфессии. Человек, находящийся в духовном поиске признает все остальное, здесь нет строгости догматов. Когда этот кризис происходит первый раз, человек сомневается и имеет критичность мышления, проверяет свои новые ощущения, не торопится и ищет подтверждений, как внутри, так и снаружи.
Догматичность и шаблонность незрелых людей приводит их к "посредникам веры", и здесь они изучают "строгие ритуалы", уходя от своего пути, в пользу декларируемого "как надо". Индуцированная духовность, возникает тогда, когда вас тащат в чужой путь, например, незрелая психологически личность, без достаточного осознавания поверила, в чужую истину, а потом повзрослела и включилась критика, что это было не внутреннее "хочу и могу", а внешнее "так надо". В таком случае "ускорение" вашего естественного пути, без устойчивых опор личности и распознавания истинной духовности, может привести к травме и обесценить весь ваш прошлый опыт. Именно такие действия приводит к подмене восприятия истинной духовности и к разочарованию духовностью в целом, хотя здесь речь идёт о неприятии конкретного опыта. Как говорят психологи-специалисты НЛП: "Карта — это не территория".
Просветлённые учителя никогда жёстко и догматично вас учить не будут.
На духовном пути Человек сам ищет Учителя, эмпирическим путём к нему придёт его гуру, а, как правило, даже не надо искать, оно приходит само: "Когда готов ученик, приходит учитель".
Духовный путь начинается тогда, когда человек ищет не для себя денег и благ, а для других, соединяя свою деятельность с интересами мира и заботясь о его развитии. Ещё один признак устойчивого духовного роста-когда интерес к духовности "хронический", и он никуда не пропадает, семья, работа — не мешают, и все сферы жизни в порядке.
Здоровое стремление к духовному росту сопровождается социальной адаптацией — это значит, что вы получаете признание от социума на протяжении длительного периода времени, и при этом активно взаимодействуете и работаете с людьми так, что на вас не жалуются. Духовно растущие люди, как правило, немного странные, но творческие и гениальные, и главное, они адаптивные, поэтому социум их принимает, такими были, например Кастанеда, Рерих, Блаватская и многие другие.
Авторы: Ратибор и Мира
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-12534.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Кризис развития личности

Духовный кризис. Этапы развития и пути преодоления

Обыденное существование Первая форма является обжитым способом жизни для каждого...
Психология

Основы развития личности

Этапы развития личности человека. Развитие человека продолжается уже не одну...
Психология

Условия развития личности

Созревание человека, как личности зависит от внешних и внутренних условий...
Психология

Психосоциальные стадии развития личности

Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии...
Психология

Условия развития личности

Созревание человека, как личности зависит от внешних и внутренних условий...
Психология

Психология духовного развития

Как известно медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Женственность глазами мужчин
Подсказки ангела-хранителя на часах: значение цифр