Взаимоуважение

Подарки, презенты, знаки внимания… Если вспомнить историю, окажется, что подарки - древнейшая форма налаживания деловых отношений. Коммерция и торговля, если вспомнить предания старины, появились на Востоке. А там не то что к праздничному столу, но и просто с выгодным деловым предложением без подарка являться не принято. Не поймут - и до сих пор европейские коммерсанты, отправляясь на переговоры в азиатские столицы, везут с собой дорогие сувениры и даже произведения искусства.

Хороший подарок - доказательство серьезных намерений и процветания компании. Жалкий подарок, сделанный, так сказать, для проформы - признак неуважения. И, поверьте, для принимающей подарки стороны это отнюдь не вопрос стяжательства. Это вопрос высокой взаимной оценки.

В нашем прагматичном мире подарки перестали быть декларацией серьезных деловых намерений и сохранились лишь в качестве традиции сделать приятное на праздник. Но чаще, если честно, чтобы поставить галочку в клиентском листе. Напомнить о себе.

По работе я много общаюсь с арабскими бизнесменами. Как порой приятно получить в подарок нечто действительно интересное, что можно поставить на стол в кабинете. И нередко так удивляет строгий формализм прозападно настроенных коллег. Иногда доходит до абсурда.

В западных корпорациях, между прочим, сотрудники и управленцы и вовсе не могут принимать каких-либо подарков без выраженной корпоративной символики. Скажем, в Германии деловые подарки не очень распространены. Если же вы все-таки решили вручить презент, он должен быть напрямую связан с вашей организацией (т. е. символизировать то, что вы производите или чем торгуете).

В США деловые подарки воспринимают настороженно. Американцы опасаются, что они могут быть расценены как взятка, а с этим там очень и очень жестко. Политики, к примеру, не могут принимать подарки дороже двадцати долларов. Все более ценные предметы и услуги считаются подарком не человеку лично, а той организации, которую он представляет. Но при этом сами американцы могут за счет фирмы пригласить своего делового партнера в ресторан, устроить отдых за городом или на курорте.

Соответственно, “экспаты” придерживаются усвоенных взглядов на презенты. Топ-менеджеры, конечно, делают исключение из уважения к российским партнерам, но не дай бог менеджеру принять в дар бутылку Hennessy XO или, о ужас, ящик водки. Выговор, господа, обеспечен в момент.

Мы страна все-таки более азиатская, и даже в прозападной первопрестольной деловые презенты остаются весьма важной частью бизнес-культуры.

Положение обязывает

Представительские подарки, широко распространенные за рубежом, были введены в отечественную промоушн-практику рекламными агентствами практически сразу же после их массового появления, шесть-семь лет назад. Приучить клиентов делать подарки оказалось очень выгодно. В результате дружных усилий пиарщиков полезная традиция прижилась, и сегодня ни одна уважающая себя компания уже не обходится без так называемых corporate gifts (подарков фирмы). В России эта индустрия, по оценкам PR-агентств, постоянно набирает обороты, и сейчас доля таких подарков составляет 5–7% от общего объема рекламного рынка.

Идеальные варианты - стильные и в то же время не претендующие на роскошь. Отличным подарком может стать небольшая авторская работа - картина, скульптура. Или оригинальный шелковый платок ручной работы, если адресат женщина.

Хороший подарок, к сожалению, не очень принятый у нас, но популярный у западных коммерсантов - цветы. Цветы в горшках отлично украсят офис. Среди новогодних елок и дедов морозов этих посланников лета точно заметят. Детские подарки для родителей тоже прекрасный вариант, но только если у вас сложились действительно дружеские отношения. В противном случае подобное вторжение в личную жизнь может показаться странным. С деловыми презентами “личную зону” лучше не трогать.

Но чаще всего, что скрывать, нет времени забивать себе голову - оригинальных идей для всех не напасешься. И тогда важно соблюсти высокое качество.

Вот приходит подарок и ты видишь: дарители сделали проще - зашли в “Офис-Экспресс” и накупили пустяков всем своим важным клиентам. Наверное, это пресс-папье в стиле хай-тек французской марки Lexon закуплено вместе с десятком других органайзеров, брелоков и прочих офисных аксессуаров. А вот эта пепельница в виде центра Помпиду явно из магазина подарков Le Futur.

Кажется, я сам обратил на нее внимание на днях, прикидывая презенты коллегам. Во всяком случае, подобные вещи действительно красивы и сомнений в соблюдении статусов не вызывают.

Хуже, если это “бытовая канцелярия”. Итак, если хотите посеять скуку, дарите ежедневники, деловые календари, авторучки, наборы письменных принадлежностей, брелоки для ключей, зажигалки, кожаные портмоне, напольные вазы и пепельницы.

Естественно, каждому лучше знать своих проверенных партнеров. В отношениях с малознакомыми людьми стоит придерживаться некоторых элементарных правил.

Считается, что, за исключением свадебных торжеств у босса, цена подарка не должна превышать 100 долларов. Получив слишком дорогой подарок, человек может почувствовать себя должником и будет озадачен. Важно и то, что подарок сотруднику компании не должен быть дороже презента его начальнику. Иначе в чужом стане можно нечаянно посеять недоумение и рознь. И родить настороженность начальства по отношению к вашей фирме.

Не претендуя на абсолютную объективность, попробуем просто перечислить то, что дарить не надо. Не дарят личные вещи (духи, дезодоранты, бритвы и т. д.). Ни в коем случае - принадлежности для машин, товары для дома. Соблюдение дистанции - важное правило деловой коммуникации.

Избегайте дарить часы, зеркала и ножи: и на Западе, и на Востоке это плохая примета. Не принято в западных деловых кругах дарить в подарок спиртное (ваш партнер может оказаться трезвенником, членом клуба анонимных алкоголиков, мусульманином или мормоном). В России же хороший алкоголь принимается с энтузиазмом.

Подарки нужны не только потому, что они доставляют удовольствие. Демонстрируя красивые подарки бизнес-партнеров в своем офисе, вы показываете сотрудникам и другим партнерам то уважение, которое вам оказывают. Можно вывесить в переговорной дипломы, премии и сертификаты, как это делают во многих фирмах. А можно показать небольшую коллекцию интересных вещей. В нашей переговорной комнате, скажем, висят авторские работы арабского гравера и в углу красуется замысловатый кальян. Во всяком случае, клиентам и партнерам, оказывающимся у нас в офисе, сразу понятно по вкрапленным в скромный интерьер “подарочным объектам”, каков настоящий статус фирмы и реальный уровень ее клиентов. Особенно об этом стоит помнить, раздумывая о презенте для владельцев бизнеса. Владельцы не склонны отделять себя от фирмы, и поэтому имиджевые и не очень функциональные вещи - авторские работы подойдут и им. Не для себя, для собственного дела, господа.

Внимание к мелочам

Даже незатейливые подарки для сотрудников в офисе следует выбирать не менее тщательно, чем для жены, детей и родителей. Увы, чаще всего представительский подарок напоминает чемодан без ручки: тащить невозможно, а бросить жалко.

“Ажиотаж на рынке изготовления корпоративных подарков начался еще в октябре, - рассказывает Виктория Федорова, руководитель электронного каталога Egifts рекламного агентства “Презент”. - Сейчас небывалый всплеск заказов, в день поступают десятки просьб от различных организаций. Начиная с ноября мы принимали заказы только на последние дни декабря, а сегодня идет запись только на середину января”. При этом большинство заказчиков не морочат себе голову изобретением велосипеда, отдавая на откуп рекламным агентствам не только выбор собственно презента, но и создание необходимого антуража и настроения при его вручении. Агентства, в свою очередь, тоже не слишком себя утруждают, по сей день используя в качестве основного источника идей зарубежные каталоги. То есть по-прежнему моду на то, что следует дарить, диктует россиянам Запад.

В основном российские фирмы предлагают своим клиентам ассортимент, разработанный в Германии. Сами рекламные сувениры - письменные приборы, ежедневники, визитницы, офисные приборы, сумки, кейсы, зажигалки - агентства заказывают тоже главным образом за рубежом. Дело в том, что соотношение цены и качества применительно к таким категориям товаров в России далеко от идеала, поэтому гораздо выгоднее приобрести, например, партию ручек, изготовленных где-нибудь в Польше, чтобы не краснеть перед одариваемыми и не вылететь в трубу на приятных мелочах. Есть только несколько категорий сувенирных товаров, которые в большинстве случаев лучше приобретать в России. Это спиртные напитки и кондитерские изделия.

Важна и “упаковка” - национальное чувство юмора позволяет не только изобрести “чисто русский” корпоративный сувенир, но и организовать просто чудовищный розыгрыш при его вручении, вынести который может только закаленный жизненными неурядицами россиянин.

“Подавляющее число клиентов заказывает нам традиционные сувениры, - говорит Виктория Федорова. - Подарок номер один по популярности - ежедневник с логотипом фирмы, затем следует полиграфическая продукция (календари, открытки) и группы товаров “по профилю”. Например, строительная компания может заказать наборы отверток. В прошлом году мы запустили в продажу несколько отечественных изобретений. На ура пошли мини-валенки “с нанесением” (то есть с логотипом) по три доллара за штуку и малюсенькие футболочки, которые надевают на бутылки с шампанским, по два доллара (без стоимости спиртного). Кстати, российские производители начинают потихоньку осваивать ассортимент зарубежных коллег, беря идеи из каталогов, что является чистым плагиатом”.

Примечательно, что многие из компаний-новичков, впервые заказывающих рекламные сувениры, вначале берут их для поздравления собственных сотрудников, “для обкатки”, и лишь убедившись в том, что товар вполне презентабелен, заказывают крупные партии для клиентов. Средний клиент оставляет в агентстве “Презент” около 1000 долларов, солидными считаются заказы от 5 тыс. долларов, минимальные заказы - от 200.

Кстати, несмотря на всю дешевизну отечественного брэнда, в случае с валенками этой суммой обойтись не удастся - самая мелкая партия составляет 200 штук. Со штучными заказами, даже очень дорогими, рекламные агентства не работают, предпочитая “бить по площадям”.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна