Эффекты восприятия

Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в еде - мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усвоил наш организм. Оказывается, факты воспринимаются, “перевариваются” нами в значительной степени в зависимости от того, в каком обрамлении они попадают в поле нашего внимания.
Эффекты восприятия
В числе таких “обрамляющих” обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности?

Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.

Тем не менее имеет место так называемый

Эффект ореола:

Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.

Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.

В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.

По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного - мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: “Успех - это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом”. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: “Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед”.

Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.

Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует

Эффект неудачника:

Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.

Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.

Известно высказывание: “Женщины не любят неудачников”. На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе - и этой.

Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.

В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос “Как дела?” ответит только бодрым “О’кей” и никогда не станет плакаться о своих неудачах.

Известен следующий

Эффект порядка (1):

При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.

Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.

Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.

Эффект порядка (2):

При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.

Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.

Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в “его приятности”, не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.

Эффект проекции:

Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
×

По теме Эффекты восприятия

Основные эффекты восприятия

Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в...
Психология

Эффекты аутогенной тренировки

Самым главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность...
Психология

Духовное пробуждение. Побочные эффекты

Предшествующие конфликты и страдания, а также вызванные ими психические и...
Психология

Эффекты психики, которые влияют на ваш мозг

Наш мозг способен на удивительные вещи, но почему-то частенько он ведет себя...
Психология

Особенности человеческого восприятия

"Есть три ошибки в общении людей: первая - это желание говорить прежде, чем...
Психология

Психология восприятия

Как известно, передача информации происходит на двух уровнях. На одном...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы