Психология экзамена

БОРЬБА С СОБОЙ

Экзамен - это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - экзаменатор. Рассмотрим их по порядку значимости. Чтобы справится с собой при отсутствии опыта в этом деле, нужно очень много усилий.
Психология экзамена
Одного количества усилий мало - они должны быть правильно направлены и распределены. Как это сделать? Главное в деле достижения успеха на экзамене - это правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, ваш страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет добить вас.

Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда на бомбы и шпаргалки, надежда на подсказки и т.п. Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего, следует освободиться от каких бы то ни было надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника.Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях шпаргалки, бомбы и т.п. Однако мне еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действительно сами по себе существенно помогали. Напротив, пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала из постоянной боязни уличения, а неуверенность - от стремления, во что бы то ни стало предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках. Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, стоит пренебрегать. Нет, ими надо пользоваться, но на них не стоит рассчитывать. Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, строить расчеты, питать надежды и т.п. нельзя. Четко осознав последнее обстоятельство, вы избавляетесь от оставшихся надежд и попадаете в особое состояние духа.

Закрепление этого состояния возможно различными способами, индивидуальными для каждого. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает настоящее спокойствие, и вы становитесь наиболее боеспособны, открыты любым тактическим и стратегическим возможностям. Обретая это состояние, вы становитесь на совершенно чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудняющих ваше движение. Остаетесь только вы, ваше спокойствие и ваша полная свобода от всяческих надежд и связанных с ними страхов. Единственным препятствием между вами и вашим успехом остается теперь только преподаватель - слабый человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое искусство, состоящее в немногочисленной системе правил.

БОРЬБА С ЭКЗАМЕАТОРОМ

экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, который по тем или иным причинам занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные вопросы, а, с другой - человек с человеческим вниманием, человеческой не наблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим

темпераментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человеческими “точками давления”.

Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения (морального или физического). Эта борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждении его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.

Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных правил, которых обязательно следует придерживаться.

Правило первое: НЕ МОЛЧАТЬ. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и говорить, во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленное, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда беде свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев цениться, и может повилять на оценку.

Правило второе: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.

Правило третье: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО НЕПОНЯТНЕЕ. Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление таких слов придает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.

Правило четвертое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые, в принципе, одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться.

Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует в первую очередь отнести разоблачение вашего ответа как неправильного. Многосмысленность вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это вы и имели в виду, когда отвечали. Пpи этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.

Правило пятое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРО, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной эказменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Вообще на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.

Правило шестое: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖОСТЬ, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕАТОРА. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив, его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не только благодаря характеру вашего ответа, но и посредством различных побочных обстоятельств. Например, можно вертеть в руках ручку, шелестеть листами бумаги и т.п. при умении можно даже вогнать преподавателя в глубокий транс.

Правило седьмое: НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется, вам справедливым), должно быть немедленно, привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете неминуемо и напористо противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики является

верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.

Правило восьмое: ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Одна студентка давала экзамен по философии ничего, не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь свой темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он был вынужден признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом и что эта девочка наверняка очень любит философию, поставив ей, пять баллов.

Правило девятое: БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ. Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое “аргумент пари” у Паскаля - и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса - и они угадывали их и т.п.

Правило десятое: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ. Истинный Мастер Чистого Пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзамена, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не давайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.

Перечисленные десять правил составляют, так сказать, искусство сдачи экзаменов, или искусство Чистого пути. Говорят, что те, кто в совершенстве овладел этим искусством, как бы анекдотично это не звучало, способен давать китаеведу китайский язык, не зная его. На любой вопрос на китайском он будет отвечать

звукоподражанием этому языку, которое экзаменатор, естественно, не поймет. Тогда экзаменатор будет вынужден перейти на русский язык и спросить у студента, на каком языке тот говорит. В ответ Мастер скажет, что:

у него дефект речи, не позволяющий ему достаточно членораздельно произносить китайские фразы;

что он говорит на особо редком диалекте, который он изучил в детстве, когда жил с бабушкой в Биробиджане.

Успех мастера, как и любого студента, будет зависеть от степени отрешенности и сосредоточености при сдаче экзамена. Например, если истинного Мастера спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свиток, земля затрясется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец света, то он ответит: “первое, что я сделаю, - это обращу на это обстоятельство внимание экзаменатора, указав, что происходящее существенно ухудшает экзаменационную атмосферу. Во-вторых, я дам понять экзаменатору, что есть отвлекающие меня обстоятельства, мешающие мне давать ему взвешенные ответы. Вконец, я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать как можно более удачный ответ на поставленный вопрос”.

Все эти приемы можно использовать не только в экзаменационном, но и в любом формальном общении с преподавателем, а в той части, которая касается содержания ваших ответов, - и в создании письменных работ. Кроме того, в реальной жизни очень многие люди ведут себя с вами так, как будто они являются экзаменаторами, а вы - экзаменуемыми.

Поэтому искусство Чистого пути может вам пригодится всегда. Вот такие пироги. Но в любом случае, искусство межличностного общения дает явные преимущества тому, кто им обладает.
×

Обсуждения Психология экзамена

  • У автора статьи явная паранойя... Преподаватель для него, что резиновая кукла - ее нужно изнасиловать во чтобы-то ни стало, он существо неразумное и создан только для удовлетворения тщеславия, не более.

    Согласен, что нужно добиваться результата, ведь сдача экзамена и есть результат, но экзаменаторы бывать разные, есть и умные, а их невнятной речью от истерической самоуверенности не проймешь, подход нужен иногда деликатный...

    Знал некоторых, которые требовали понимания некоторых основ своего предмета, их не интересовало удерживать студента, они хотели, чтобы хоть что-то осталось в нем после сдачи последнего экзамена... И ходили к ним по нескольку раз и отвечали на одни и те же вопросы до тех пор, пока смысл прочитанного не становился понятен... Как только студент понимал что-то - отпускал с миром и ставил положительную оценку.

    Другими словами, сдавать автору этой статьи низкоуровневые экзамены еще несколько жизней...
     
  • Хорошая статья!

    По своему большому опыту, главное на экзамене, не терять положительный эмоциональный настрой, уверенность в успехе операции и артистизм.
    НИКОГДА не ввязываться в конфликт - препод всегда прав! Подходить к экзамену философски и не впадать в пассив, быть напористым: этот экзамен не последний в жизни - чего переживать, даже не сдам сейчас, так пересдам завтра - делов-то.
    Мой любимый метод сдачи экзамена - создание перед экзаменом 100% уверенности в том, что УЖЕ сдал экзамен.
    Самовнушал себя пока не появлялось чувство окрылености и уверенности, что экзамен сдан, что с билетом повезет, что преподователь ко мне очень добр :) И уже без страха, с юморком, сдавал экзамены сравнительно легко.
    Обычно преподователь оценивает студента в процессе беседы, насколько она эрудирована (хотя попадаются и терминаторы, которым нужно от корки до корки) и принимает решение об оценке после беседы.
    Вот ЗДЕСЬ нужно не зевать - вспоминайте ВСЕ свои положительные качества, заслуги перед отечеством, желание учиться и т.д. и т.п., и ярко, образно грузите и грузите до посинения, склоняя преподователя к тому, что вы действительно ЗАСЛУЖИЛИ как минимум 6 с плюсом.
     

По теме Психология экзамена

Психология жизненного сценария

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и...
Психология

Психология взгляда

Большинство людей считают, что они видят то, на что смотрят. И даже более того...
Психология

Психология юмора

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива...
Психология

Психология подростков

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена...
Психология

Психология детей

Ребенок снова не оправдал наши ожидания:'Я в его возрасте Бетховена играла, а он...
Психология

Позитивная психология

Если верить Ричарду Дэвидсону, то счастье не в здоровье и не в деньгах. И не в...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество