Значения цвета

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЦВЕТОВ

"Цветовая динамика", т.е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гете о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик - цветом различных тел.
Значения цвета
В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:

1. Основные цвета - это желтый, синий, красный, т.е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т.е. серый цвет.

2. Составные цвета первой степени - цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый - получаемый от смешения красного и синего.

3. Составные цвета второй степени - цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового, серо-синий - от смешения фиолетового и зеленого; цвет охры - от смешения зеленого с оранжевым и т.д.

"Естественный цветовой круг" Гете строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета - желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника образуют вписанный шестиугольник.

На таком круге, на противоположных его точках, соединенных тонкими тройными диаметрам, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых - основной и другой - составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом, в цветовой паре представлен весь цветовой круг.

ИНТЕРЕСНЫЕ ОПЫТЫ

Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика. Таким образом, порядок противоположных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия.

Следовательно, в этих опытах каждый цвет после длительного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность.

Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне - как серый с красным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом. Здесь речь идет об единовременном контрасте, в то время как в первом случае речь шла о контрасте последовательном.**

Нечто подобное наблюдается, когда к бесцветному свету примешивается цветной свет, например, к белому свету примешивается красный. Тогда тени кажутся не серыми, а зелеными, т.е. наблюдается явление, возникающее по принципу противоположности цветов. Точно так же, если в комнате уже зажжена лампа, а в окно проникает еще дневной (более бледный) свет, мы видим тени синими из-за оранжевого искусственного света лампы.

Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспринимаются относительно бесцветными.

Если мы хотим, например, для большей яркости рекламного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яркий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне, то будем разочарованы результатом - начнется борьба обоих "соперников", и у нас зарябит в глазах. В результате шрифт "читаться" не будет. Для достижения необходимого эффекта следует силу тона одного из цветов уменьшить.

Интересен тот факт, что в разных районах страны внутреннее, свойственное людям отношение к выбору цвета различно.

Внутренние склонности человека к тому или иному цвету связаны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В непромышленном районе, богатом лесами, не тянутся к зеленому цвету, потому что им насыщена окружающая среда; человек же, работающий на производстве, тоскует по зеленому цвету. На него этот цвет действует активно, в то время как для сельского жителя зеленый цвет является повседневным: он вошел в его "плоть и кровь".*** Таким образом, человек ощущает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцениваться с психологических позиций. Известно, что в лабораторных условиях зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек относится, исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминирующее положение. Это и есть так называемые предпочтительные цвета. (...)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТОВ

БЕЛЫЙ ЦВЕТ: ЗА И ПРОТИВ. Белый цвет воспринимается, как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает "пустоту". Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало "оживить". Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя "агрессивными" тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатель, предостережения, реклама). Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения. Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например, противопожарный огненно-красный знак, логичным фоном для него будет белый цвет.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений.

ИЛЛЮЗИИ И ОЖИДАНИЯ. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета - чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный - на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так "тепло", как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в "горький" цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВЕРИ. Психологически дверь является важной частью помещения. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они или как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому.

Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Скрыть двери путем окраски их в тот же цвет, что и стены, можно только тогда, когда этих дверей в помещении так много, что они нарушают впечатление целостности стен и всего помещения.

Цвет дверей должен соответствовать тону стен, потолка и пола. Если, например, потолок красный, стены перламутрово-серые, а пол черный с белыми разводами, то введение нового цвета (предположим, зеленого), приведет к разрыву единого цветового комплекса. В данном примере дверь может быть окрашена в красный цвет или в темно-серый, либо в оба цвета (с обводкой одного цвета). При желтом потолке, зеленых стенах и красно-коричневых полах цвет дверей может получить средний тон между цветом потолка и полов.

Иногда неплохо окрасить двери в цвет потолка, но более темного тона. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и ограничение от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона.

ЦВЕТ ПОВЕРХНОСТИ, СОЗДАЮЩИЙ РАДОСТЬ ТРУДА. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены - в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.

Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий - тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему.

В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.

В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка.

Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение.

Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный.

При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской.

Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть совершенно различным.

Как действуют отдельные цвета на человека? Приводим результаты испытаний, которые показывают, какое психологическое значение для человека имеют те или иные цвета, когда они воздействуют на него не через окраску помещений, а непосредственно, будучи нанесены на поверхность.****

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ ПО ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ЧЕЛОВЕКА

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный - волевой, жизнеутверждающий;
кармин - повелевающий, требующий;
киноварь - подавляющий;
оранжевый - теплый, уютный;
желтый - контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовый - углубленный, тяжелый;
синий - подчеркивает дистанцию;
светло-синий - уводит в пространство, направляющий;

сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
розовый - нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

лиловый - замкнутый, изолированный;
пастельно-зеленый - ласковый, мягкий;
серовато-голубой - сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

чисто зеленый - требовательный, освежающий;
оливковый - успокаивающий, смягчающий;
желто-зеленый - обновляющий, раскрепощающий;
пурпурный - изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

охра - смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый - стабилизирующий;
темно-коричневый - смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

темно-серые, черно-синие, темные - зелено-синие.
Из дальнейшего изложения будет видно, когда именно комната производит впечатление красной, зеленой и т.д. и поэтому может называться "красная комната", "зеленая комната" и т.д.

Надо иметь в виду, что цвета приобретают различный тон в зависимости от того, подходим ли мы к окрашенной поверхности сверху, снизу или со стороны. В случае, когда активен не один, а два цвета, мы можем из суммы этих цветов составить один цвет при условии, что они не дополнительны друг к другу, потому что у дополнительных цветов это соединение бесперспективно. Красный и желтый не дополнительны, следовательно, в их сумме будет проявляться активность, жизненность. Красный и зеленый могут взаимодействовать как означающие активность и пассивность одновременно и потому оба цвета создают впечатление беспокойства, мерцания при условии их одинаковой тональности и если они расположены рядом друг с другом. Рядом стоящие желтый и синий цвета полярно противоположны; один цвет лучезарен, другой "уводит" вглубь и как бы уходит за ним, что и создает впечатление подвижности.

ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки.

Желтый - ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания.

Оранжевый - синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление.

Красный - зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.

Пурпурный - цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения.

Фиолетовый - лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.

НЕПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:

а) группа 1.
Желтый - красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

золотой - красный: пышность, роскошь, теплота;
оранжевый - красный; резко кричащий;
б) группы 1 и 4.
Желтый - пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

золотой - пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

красный - пурпурный: диссонанс, праздничность;
желтый - цвет зеленого липового листа: веселье, радость;

желтый - оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

желто-оранжевый - цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

оранжево-красный - зеленый: импульсивность;
в) группы 1 и 2.
Оранжевый - фиолетовый: опьянение, оглушение;

красный - синий: динамика отталкивания, волнение;
красный - ультрамариновый: резкая сила;
оранжевый - ультрамариновый: претенциозность, резкость;

г) группы 1 - 4.
Синий - розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

пастельно-зеленый - красный: неуверенность, мерцание;

пастельно-зеленый - синий: односторонность, пассивность, неясность;

пастельно-зеленый - розовый: слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый - лиловый: диссонанс, сумерки;
желто-зеленый - красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6.
Бежевый - красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый - цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый - зеленый (оливковый): заземленность:
коричневый - ультрамариновый: укрепление, разрешение;

темно-коричневый - синий: бескомпромиссность;
темно-коричневый - охра: оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5.
Зеленый - серый: родственность, пассивность;
синий - серый: нейтральность, холодность;
красный - черный: подавление жизненности, опасность;

оранжевый - черный: насилие;
желтый - черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

синий - черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

желтый - белый: прояснение, просветление;
красный - белый: ослабление яркости красного;
синий - белый: чистота, холодность;
зеленый - белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый - белый: слабость, бледность.
×

Обсуждения Значения цвета

По теме Значения цвета

Почему мнение других людей не имеет никакого значения?

Сколько раз вы позволяли чужому мнению сдерживать вас, не давая стать теми, кем...
Психология

Использовать сильные стороны цвета

Каждый год крупнейшие компании и самые мелкие производители тратят миллионы...
Психология

Дети цвета индиго

Дети Индиго - американское "открытие". Так определяютдетей, родившихся в...
Психология

Психология цвета

Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые...
Психология

Язык цвета

О том, что мы, люди специфически реагируем на цвета, было известно уже давно...
Психология

Психология цвета. Белый

Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность