Выбор

Драма в двух актах, четырех действиях.

Акт первый
Действие первое.
Сцена первая.
Квартира учителя. Скромная обстановка. Письменный стол. Много книг. В шкафу банки с заспиртованными эмбрионами. В углу большая клетка с белыми лабораторными мышами.
Выбор
На стене часы, фотографии органов человека с латинскими названиями, плакат с черепом «Сarpe diem memento mori».

Действующие лица: Учитель литературы. Мужчина 30 лет. Обрюзгший. Неаккуратный. Выглядит неопрятно. Маргарита. Его гражданская жена. 28 лет. Высокая, стройная, холеричная. Друг. Молодой, ухоженный, радостный, ведет за руку мальчика четырех лет.

Учитель высовывается в окно с правой стороны.
На улице проходит Друг с ребенком.
Друг: Опять ждешь?
Учитель: Жду…
Друг: Когда уже вместе будем в садик ходить?
Учитель: Рано еще. Будем.
Друг: Рано? Мы уже второго планируем.
Учитель: А мы кандидатскую (смеется). Зайдете?
Друг: Нет, мне не по себе в вашей обстановке. Ну, давай…

Учитель: Пока.
Начинает накрывать на стол. Расставляет приборы. Ставит чайник на плиту.

Учитель: Она скоро придёт… (смотрит на часы). Вот, я слышу ее шаги.

Входит Маргарита.
Подходит к умывальнику на кухне, очень долго моет руки разными растворами, вытирает их насухо.

Маргарита: Как день прошел? Что на ужин?
Учитель: Открытый урок сегодня был по Пастернаку. Вроде понравилось. Картошку запек.

Садятся за стол, ужинают.
Маргарита: Как же вкусно… На работе перехватила булку и чая хлебнула за весь день.

Учитель: Никогда не понимал, как вы там едите?
Маргарита: Поначалу трудно, потом привыкаешь, человек ко всему привыкает.

Учитель: Но там же запах. Сладковато-терпкий, невозможный, я его чувствую.

Маргарита: Да какой там запах? Перестань, не впадай в мещанство. Сегодня нам огнестрел привезли. Первый раз я сама его принимала. Рассказать?

Учитель: Сколько раз тебя просил, не за едой…
Маргарита: Давно мы стали неженкой? Ты же знал, что это мое призвание. Можно подумать только мое… Твой любимый доктор Живаго этим занимался. Не состоявший муж Ахматовой – Гаршин… А если капнуть в древность, целая плеяда гениев: Гиппократ, Аристотель, Герофил, Платон, Авиценна. А всеми любимый Леонардо да Винчи? Он же первым правильно изобразил органы человеческого тела, а как он бы эти знания получил, если бы не вскрывал трупы? Никак… Мы короли медицины, мы двигаем ее, как науку, вперед!

Учитель: Они все были мужчинами. Но почему у тебя, молодой девушки возникло такое желание посвятить себя этому…

Маргарита: Это дело моей жизни. Почему ты думаешь, что все самки должны мечтать о детях, семье и принце на белом коне? Или там самой пошлой шекспировской сцене на балконе.

Учитель: А еще говорят «музыканты – самый циничный народ…»

Маргарита: Будь выше всего этого. Мы счастливы. Ну и пусть друзья отворачиваются от тебя, ну и пусть твои родители меня презирают. Они несведущи, невежественны.

Учитель: Конечно, ты права. Какая разница. Я люблю тебя и твою уникальность. И даже когда весь мир мне кричит о том, что это неправильно. Только ты можешь сделать меня счастливой.

Маргарита: Что они понимают эти псевдохрестиане? Пугают меня ссудным днем, отправляют в церковь. Моя церковь – мой анатомический театр… «Справочник судмедэксперта» - моя библия, а вот эти руки – длани судьбы… И да здравствует нигилизм, помноженный на атеизм, переведенные на латинский язык!

Учитель: Какая же ты красивая, когда говоришь так страстно… Прочитал сегодня в газете: «Врач, который все знает и ничего не умеет - терапевт. Врач, который все умеет и ничего не знает - хирург. Врач, который ничего не умеет и ничего не знает - психиатр. А врач, который все умеет и все знает - патологоанатом, но он приходит к больному слишком поздно»…

Маргарита: Клише.
Звонит мобильный телефон
Маргарита: Да, конечно, приду, уже выезжаю. Я должна быть там. Привезли тело беременной женщины. Это очень интересно.

Учитель: Естественно.
Убирает посуду, начинает наводить порядок.
Учитель (обращаясь в зал): Какая же она удивительная. Как мне повезло быть рядом с такой женщиной. Ну, неужели кто-то в мире настолько же богат? Да, у нас никогда не будет детей, нам это и не нужно. Да, я делаю все дома сам… Но она же не успевает. Как много она знает, как интересно с ней говорить обо все на свете. Пусть у нас не обычная семья, но это же так оригинально…

Кормит белых лабораторных мышей в клетке.

Сцена вторая.
Задний двор театра. Учитель стоит с букетом роз на улице возле служебного входа:

Действующие лица: Учитель и Ляля. Красивая нежная девушка 30 лет с распущенными каштановыми волосами.

Учитель (обращаясь в зал): Так продолжалось пять лет… Маргарита защитила диссертацию. Я начал заниматься театральным кружком.

А потом я встретил ее… Я пошел в театр с классом на балет. Дети капризничали, мне тоже это все не нравилось. Маргарита была дома, она не любила искусство живых… Я выполнял план нашего завуча.

Мы сидели в партере. Когда я увидел ее, маленькую, хрупкую, нежную, у меня остановилось сердце. Она танцевала партию подруги Жизели, во второй линии. Иногда приближалась, иногда удалялась. Я не знаю, как я узнавал ее из десяти похожих девушек в одинаковых пепельных платьях, но когда я на нее смотрел, я не мог дышать. Когда вся труппа вышла на поклон, и на несколько секунд она подошла совсем близко к краю сцены, я влюбился… Да-да, несомненно это было так… Я купил Маргарите цветы, потому что был счастлив и хотел обнять руками весь мир. С того вечера я ходил на балет каждый раз, когда она выступала. Ее фамилии не было на афише, поэтому я спрашивал у доброй кассирши, будет ли сегодня танцевать моя Ляля. Так ее звали. Ля-ля… Как лепет младенца, как капли капели, как песня весны… Сезон проносился на одном дыхании: «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Кармен», «Баядерка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», и везде она.

Рите я врал. Что работы много. Что взял еще групповых занятий, что с театральным кружком нужно готовиться к городскому выступлению. Она не задавала никаких вопросов, и ей было даже спокойнее в царстве Снежной королевы без меня. А потом я набрался смелости и решил заговорить с Лялей. Дождался ее после спектакля возле служебного выхода и…

Ляля выходит из дверей.

Учитель: Добрый вечер, это Вам, Ляля… (дарит букет пепельных роз)

Ляля: Спасибо, Вы знаете мое имя?
Учитель: Какой же у Вас нежный голос. Знаю. Вы очаровательны.

Ляля: Спасибо. А мы знакомы?
Учитель: Учитель литературы в лицее. Ваш большой поклонник.

Ляля: Спасибо, мне казалось, что зрители обращают внимание только на Прим.

Учитель: Вас никто не встречает? Уже поздно. Может, Вас проводить?

Ляля: Хорошо, я живу недалеко. А почему они пепельные? (показывая на букет).

Учитель: Это тон вашего сценического платья, в котором я вас увидел первый раз.

Ляля: И как вам «Жизель»?
(идут вдоль сцены медленно вдвоем)
Учитель: Как и все, где танцуете Вы… прекрасно…
Ляля: А вы разбираетесь в балете?
Учитель: Абсолютно нет.
Ляля: Какого это работать в школе?
Учитель: Тяжело. Дети не слушаются, почти ничего не читают, сочинения пишут по книжкам. Многие осуждают таких мужчин, говорят, мы воруем хлеб у женщин. Но я ничего в жизни не люблю больше русской литературы.

Ляля: Вы женаты?
Учитель: Да… нет…. не знаю (смущается). Я живу с Маргаритой. А вы замужем?

Ляля: Замужем. Мы пришли. Спасибо за букет.
Уходит.
Учитель, обращаясь к залу: Замужем. Да какая разница? Она говорила со мной… Разве это не счастье? Разве ее голос не греет, словно кашемировый плед. Разве я сейчас смогу думать о ком-нибудь еще? Маргарита….

Действие второе.
Сцена первая.

Кухня в квартире Учителя. Маргарита на кухне стоит возле стола и крутит мясорубку.

Действующие лица: Учитель и Маргарита.

Маргарита: Ты опять поздно сегодня. У тебя появилась любовница? Смеется.

Учитель: (рассеянно) Поздно… Любовница… О чем ты?
Маргарита: Сейчас котлеток нажарю.
Учитель: Давай лучше я. Не могу на тебя смотреть за этим делом. Сразу представляю тебя на работе (встает возле мясорубки).

Рита, а почему мы не женимся до сих пор?
Маргарита: А зачем? Что это изменит. Детей у нас нет, и не будет. О белом платье я никогда не мечтала. Ничего пошлее свадебной церемонии придумать нельзя. Мы же живем вместе и любим друг друга. Что тебе еще нужно? мой Учитель словесности?

Учитель: Правда. Нет ничего.
Маргарита (подходит к нему близко) А, может, ну их эти котлеты… (проводит рукой по его щеке).

Учитель: Я устал. Очень устал. В другой раз.
Уходит.
Маргарита: Ну и ладно. Продолжает увлеченно делать фарш весь последующий монолог.

Учитель (говорит из бокового окна): Я не приходил в театр весь следующий сезон. Окунулся в работу, в книги. Почти забыл ее голос, почти забыл аромат ее духов. Почти заставил поверить в то, что я счастлив, что вот в этом доме моя судьба, что мне ничего больше не нужно, пока она сама не пришла ко мне.

Сцена вторая.

Школа. Кабинет литературы. Портреты классиков на стене.

Действующие лица: Учитель и Ляля.
За учительским столом сидит учитель и проверяет тетради.

Заходит Леля.
Ляля: Добрый день. А вас легко было найти.
Учитель: Вы меня искали, зачем?
Ляля: Пропали тогда. А мы не договорили, как мне кажется...

Учитель: А о чем нам говорить? И вы, и я счастливы, и не хотим менять свою жизнь.

Ляля: Вы говорите убедительно, но голос ваш дрожит. Закройте дверь на ключ.

Учитель закрывает дверь.
Ляля: И вы тоже отвернитесь (обращается к портретам).

Ляля: Поцелуйте меня.
Учитель: Зачем?
Ляля: Потому что я этого хочу, и вы тоже (капризно топает ножкой).

Целуются. Леля стоит спиной к зрителям, Учитель лицом, обнимает ее:

Она стала моей. Мы встречались каждый раз, когда у нее была возможность. У меня были такие крылья, что я мог накрыть ими весь земной шар. Стал мастерить фигурки балерины из парафина и лебяжьего пуха, весь мой учительский стол был ими заставлен. Я начал жить…

Акт второй
Действие третье

Сцена первая
Действие происходит в квартире Ляли. Светлая просторная комната. Большая кровать. На стенах зеркала и картины Дега. Письменный стол, на котором несколько фигурок балерин Кофейный столик. Заварник, чашки, блюдца, сахарница, корзина с фруктами. Радиоточка.

Действующие лица: Учитель и Ляля. Лежат в постели.
Учитель: Твой муж не придет случайно?
Ляля: Нет. Он в отъезде. Будешь кофе?
Учитель: Я все буду из твоих рук. С тобой очень хорошо. Жаль только, что мы не можем быть вместе всегда…

Ляля: Почему не можем? «Нет другой судьбы кроме той, что мы творим сами».

Учитель: Ты уйдешь от него? Ты правда можешь это сделать?

Ляля: Я хочу быть с тобой. Засыпать и просыпаться. Ходить в парк и срывать весенние цветы. Читать твои любимые книги, смеяться над твоими шутками. Мне с тобой очень хорошо.

Учитель: И мне… Но Маргарита… и твой Владимир, как же они?

Ляля: Они не маленькие дети. Владимир первоклассный инженер. Уйдет в работу, ион и так уже весь в ней. Мы давно уже охладели друг к другу. И, если бы не появился ты, наш разрыв – только вопрос времени. А твоей Рите, кроме патологической анатомии, ничего в жизни не нужно.

Учитель: И мы будем жить вот так в этой сказке вдвоем?

Ляля: Почему вдвоем? Когда люди регулярно живут вдвоем, у них появляется третий… (улыбается).

Учитель: Ты родишь мне ребенка? А как же твоя карьера?

Ляля: Карьера - это не главное. Главное любовь. Потанцуем?

(встают, Ляля включает радио начинают танцевать под песню Une Vie D’Amour Шарля Азнавура)

Учитель: Я такой неуклюжий. Танец Терпсихоры и Бахуса.

Ляля: Перестань, ты очень пластичный.
Учитель: Ты хранишь их у себя (указывая головой на стол с фигурками). Муж не ревнует?

Ляля: Сказала ему, что это от поклонника.
Учитель: Самого преданного. Ляля, я откроюсь ей сегодня. Я больше не могу тебя не с кем делить. Не могу врать ей. Я очень хочу быть с тобой. Мне дадут комнату в общежитии. Квартиру я оставлю Рите. А ты уйдешь от него. Мы должны быть вместе всегда. Когда тебя нет, я с ума схожу… Ты мне снишься, я думаю только о твоих глазах и губах.

Ляля: Хорошо любимый, он приедет, и я уйду от него.

Учитель: Мне пора. Последний раз я ухожу от тебя к другой. Помни об этом.

Ляля (надевает ему на шею нательный крестик): Вот. Мой подарок.. Носи, не снимай. Сегодня в церкви его освятила.

Учитель: Спасибо. Я так рад… Целует его и руки Ляли.

Ляля (цитирует Шекспира): А как, скажи, расстаться мне с тобой?/Ты как ручная птичка щеголихи,/Привязанная ниткою к руке./Ей то дают взлететь на весь подвесок,/То тащат вниз на шелковом шнурке./Вот так и мы с тобой.

Учитель: Мне б так хотелось/Той птицей быть!
Ляля: О, этого и я/Хотела бы, но я бы умертвила/Тебя своими ласками. Прощай!/Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!/Так и твердить бы век: "Спокойной ночи".

Уходит. Ляля садится на кровать и разглядывает статуэтку балерины.

Сцена вторая
Учитель выходит из подъезда. Темная улица.
Действующие лица: Учитель и Владимир. Муж Ляли. Высокий, крепкий, быдловатый. Двое прохожих.

Владимир: Долго же ты прощался, голубок.
Учитель: Мы знакомы?
Владимир: Владимир. Муж Ляли. Неприятно и руки тебе, мразь, не подам.

Учитель (теряется): Ммм… Не знаю, что говорят в таких случаях.

Владимир: В таких случаях бьют морду. Но это подождет. Зачем ты ходишь сюда?

Учитель: Мы любим друг друга, и она собирается уйти от вас ко мне.

Владимир: Ляля? К тебе? У тебя там, что от книжек мозг совсем ссохся.

Учитель: Давайте поговорим с вами, как интеллигентные люди.

Владимир: Ты потащил в койку мою жену. Какие мы с тобой люди? Интеллигентные?

Учитель: Но это не просто увлечение. Я женюсь на ней. Она самая лучшая женщина на свете.

Владимир: Она моя женщина, очкарик. И мне решать, как поступить с тобой и с ней.

Учитель: Ее не трогайте. Она не причем.
Владимир начинает избивать Учителя. Он падает. Владимир добивает его ногами. Подходят испуганные прохожие.

Владимир: Еще раз увижу, добью.
Убегает.
Прохожий 1: Вам плохо? Вызовите скорую…
Прохожий 2: Вызвал уже, вы меня слышите, за что он вас так?

Учитель: Я это заслужил.
Падает в обморок.

Сцена третья
Квартира Учителя.
Действующие лица. Учитель и Маргарита.
Учитель приходит в себя.
Маргарита: Очнулся наконец-то…
Учитель: Где я ?
Маргарита: Дома ты, Пузик, дома.
Учитель: Как я сюда попал?
Маргарита: Привезли на скорой. Я договорилась, что сама смогу тебя выходить. Органы не задеты. Переломов и сотрясения нет. Пару гематом и ссадин. Пустяки. Считай, отделался легким испугом.

Учитель: Сколько времени прошло?
Маргарита: Три дня. Голова кружится? Пить хочешь?
Учитель: Хочу.
Маргарита поит его водой.
Учитель: А что с ней?
Маргарита: Уехала она. Сама. Владимир пришел, твои статуэтки принес и сказал, чтобы ты ее не искал больше.

Учитель: Уехала…
Маргарита: И славно.
Учитель: Рита, ты же все знаешь теперь… Как мы будем дальше?

Маргарита: Как? как? Да как раньше. Только поправляйся быстрее. Я совсем готовить разучилась. Вот бульон тебе сварила еле-еле. Кушай.

Учитель: А я же жениться на ней хотел. Тебя оставить.

Маргарита: Мало ли что там в голове твоей больной тебе могло померещиться. «Нет другой судьбы кроме той, что мы творим сами». А я твоя судьба… Навсегда… Даже венчаться не нужно….

Учитель: Ты не ревнуешь?
Маргарита: Ну, я тоже не совсем чиста перед тобой. Начнем все заново с чистого листа. Ладно, если тебе уже лучше, я на дежурство выйду, а то совсем с тобой в наседку превратилась.

Собирается.
Маргарита: Ты слабый еще. Не вставай. Приду, покормлю и помою тебя. Утка под кроватью.

Уходит.
Учитель: Неужели это не сон? Неужели все это произошло вот так со мной. Она уехала, я остался здесь в этой комнате… Ненавижу!!!

Срывает листы со стен. Разбивает банки.
Учитель: Ненавистный Шекспир!!!
Рвет книги.
Статуэтки сбрасывает в кучу и поджигает спичкой. Срывает крестик и бросает его в огонь. Все вспыхивает ярким огнем и гаснет.

Учитель: Она же была так близко. Я счастье, как воздух, хватал руками. Она же была моей.

Открывает клетку, мыши разбегаются в разные стороны.

Учитель: Ляля!!!!!
Падает без сил на пол.

Действие четвертое.
Учитель на пороге дома Риты.
Учитель (обращаясь в зрительный зал): Я пытался ее искать. Ходил в театр, разговаривал с соседями, но она пропала бесследно. Даже пытался узнать, где она у Владимира. Опять пригрозил убить, но сказал, что не знает, и я ему поверил. Я встретил его с красивой очаровательной девушкой, и он был счастливым, и я даже этому обрадовался…

Я ушел от Риты. Поселился в общежитии, стал даже иногда ходить в церковь. Работы было много, и я этому радовался. Подал на первую категорию, и защитил ее.

Через год от нее пришло письмо. Вот оно (показывает его зрителям и читает его).

«Дорогой мой друг! Пишу Вам сейчас, потому что должно было пройти время. Мне невероятно больно было тогда уехать от вас, оставить вас в такой ситуации, но я должна была это сделать. Я не могу выбирать между вами. Сделать выбор – сделать несчастным одного из вас. Это невыносимо тяжело.

Вы не могли выбирать между нами. Вы же выбирали не женщину, Вы выбирали путь. И этот путь выбрали еще тогда, когда пришли к театру вечером с букетом цветов. Путь к свету. Я даю этот свет всем встреченным, но никто не дает его мне.

Но я знаю, что я тоже найду свой свет, может быть, и отдавая всю жизнь. Я верила в нашу сказку, но в жизни она не осуществилась. Так бывает. Не забывайте меня, я буду жить в вас шекспировскими строчками, которые вы так часто мне читали… Ваша Ляля».

Сначала я сразу захотел ее найти, по адресу на конверте. Но потом… Потом я передумал. Я поставил спектакль в школе, хотел написать пьесу по нашей запутанной любви, но понял, что ничего лучше «Ромео и Джульетты» я никогда не напишу.

Она живет во мне, в каждом стуке моего сердца. Она спасла меня и очистила своей любовью, своим несостоявшимся выбором.

Звучит песня Andy Williams «Love Story».
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Выбор

Выбор

С каждым днём, часом, минутой не становится лучше. За примерами далеко ходить не надо достаточно выглянуть в окно, выйти во двор, открыть газету или включить телевизор. На...

Выбор

жизнь это не игра без правил. это игра с уточняющимися правилами. сложно, конечно, говорить за всех. так что это я по крайней мере, про себя говорю. и чтобы правильно жить, надо...

Выбор

Выбор - Когда сегодня ближайший поезд? - Завтра. - А раньше? - Вчера! Неослабевающий интерес - Никак не могу дочитать книгу до конца. - Со зрением плохо? - Нет, с памятью. Забываю...

Выбор

Если любовь твоя не находит взаимности, первопричины ищи в себе. Не суетись, не унижайся, не обвиняй, и не ругайся. Спокойно «отойди в сторону» и переосмысли себя в человеке и...

Выбор

- Я люблю тебя,люблю!Слышишь?Всегда буду любить! - Я кричу в звёздную темноту, cрывая голос до хрипоты.Я молча смотрю перед собой потому, что плакать уже нет слёз,бороться уже нет...

Выбор Кетцалькоатля, Глава 28

Рассвет поднимался по курсу корабля, на небе проступал слабый розоватый отсвет. Волны набегают на бриг со стороны океана, и она мерно кренится с боку на бок. Впереди погасли звезды...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты