Разум в земной цивилизации

В статье "О космической организации жизни" я сделал вывод о том, что христианские ангелы, мифологические существа Древнего Египта, божества-свет в Тибетской книге мертвых объединяет одно общее обстоятельство: они содействуют в той или иной степени спасению умерших.

Сочинение "Астральный план"(1924 г.) Ч.Ледбитера, активного члена теософского движения, отличается от них. Книжка пропагандирует теософские взгляды на устройство астрального мира. Существованием астрала движут механистические, "естественные законы развития", и человек сам решает свою судьбу. Аврамические религии (к коим относятся иудаизм, христианство, ислам), оформившиеся на Ближнем Востоке, рассматривают Бога, высшие силы как личности. Индуизм, буддизм считают, что миром управляют законы, в частности, карма. В буддизме нет души, нет Бога (Создателя), но есть Дэвы (боги). Они иногда помогают человеку, когда сжалятся над ним.

Ледбитер доводит буддистскую систему до логической ясности. В его лице буддизм "обогатился" оккультизмом, а схема развития усилилась европейским умом, просвещенным, антихристианским.

В книге везде мы видим разделение на 7, "основное природное число". А над всем в теософском оккультистском объяснении устройства астрального плана довлеет эволюция.

Центральное место в изложении Ледбитера занимает человек. Его действия, мысли, желания. Он ответственен за все происходящее в метафизическом мире. Это - положительный момент, но, с другой стороны, теология теософии отрицает Бога и его роль в сотворении мира.

Современное общество, правительства государств, национальные элиты в развитии ориентируются на экономические и научно-технические ценности. Духовность, метафизика жизни отданы религиям, эзотерическим группам и духовным практикам. Оба мира существуют параллельно, соприкасаясь незначительно. Мировоззрение человечества представлено прагматической частью цивилизации. Целостная картина мира отсутствует.

Учитывая масштаб проблемы, автор намерен ограничиться концептуальным рассмотрением метафизического, философского и, отчасти, научного (теоретического) аспектов темы. И, в первую очередь, напрашивается, очевидно, ключевой вопрос - Что такое разум? Возникает и другой, важный для нас вопрос - Имеет ли разум всеобщий, космический, метафизический характер?

Идеальное

"Домарксовский материализм, критикуя представления об И. как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывал И. как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке И. заключалась в том, что он рассматривал И. как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности." (БСЭ)

Имея доступ в советское время прежде всего к марксистским источникам, я столкнулся с пониманием "идеального" Марксом. В "Тезисах о Фейербахе" (1845 г.) Маркс писал: "Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой.

Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностыо и самопротиворечивостью этой земной основы.

Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:

1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстрактного - изолированного - человеческого индивида;

2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами."

"Идеальное: 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее Идеалу." (БСЭ)

Известный советский философ Э.Ильенков так интерпретировал "идеальное":

"Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»" (Философская энциклопедия)

Читая сочинения Маркса и Энгельса, я искренне не понимал логику их доказательств, которая оставалась в русле философской традиции, идущей от Аристотеля: "Аристотель писал: "Опущение есть восприятие ощущаемых форм без материи... Подобно воску, который принимает только знак золотого кольца с печатью, а не само золото - лишь одну чистую его форму". Ленин отмечает эту цитату " NВ" и резюмирует: NВ душа = воск. /Ленин, Т.29, С.260/." (М.Сухарев. Движение порядка в природе) Энгельс, насколько я помню, писал о формах (как оттисках). Представить это можно, но как в реальности образуется мысль, я, исходя из данной теории, понять не мог. Позже меня заинтересовал не общественно-деятельностный концепт "идеального", а умозрительный, абстрактный, который критиковал Маркс.

Я интуитивно чувствовал, что в "идеальном" присутствует пустота как полное отсутствие материи. Но дальше этого дело не шло. Конечно, не мне спорить с гениальным создателем марксизма товарищем Карлом Марксом, но я, все же, "имею наглость" возразить. Вместо одной разделенности марксизм предложил другую, еще более значительную как показала последующая историческая практика. Ныне считаю правомочной свою гипотезу о "многоуровневости" или многомерности человеческого сознания и разума. Однако до настоящего времени метафизическая природа "идеального" не получила со стороны философии, психологии адекватного объяснения..

Поэтому в треугольнике сопряженных понятий "идеальное - сознание - разум" попробуем обратиться к понятию "сознание". Может быть, это обширное понятие выведет нас на понятие "разум"?

Сознание и разум

Семантика понятия "сознание" крайне сложна и многогранна. Само сознание как предмет и

объект исследования изучается многими дисциплинами. Подобно всякому понятию, понятие сознания постоянно развивается, особенно последние несколько столетий. Выделю те характеристики сознания, которые, как правило, не вызывают интереса у исследователей. Это

- "бескачественность" сознания;
- непрерывность, изменчивость, целостность сознания;

- невозможность локализации сознания в пространстве;

- невозможность "расчленения" сознания во времени.
В XIX в. американский психолог и философ У.Джеймс назвал сознание фикцией. Подобное

мнение в значительной мере оправдано, если сознание изучается обычными научными методами

(экспериментальными). Тем не менее, попытки понять природу сознания продолжались. У.Джеймс, опираясь на теорию эволюции, сформулировал положение о целостности и динамичности сознания, представлявшегося ему потоком ("поток сознания").

Важную роль в сохранении определенной целостности сознания играют, очевидно,

устойчивые, инвариантные структуры и схемы (идея об их наличии в сознании восходит к Иммануилу

Канту). Еще один фактор - память, которая организует и сохраняет накопленные опыт и знания и

обеспечивает их возвращение в сознание. С появлением и развитием информационных технологий

возможности памяти (в первую очередь общечеловеческой) значительно увеличились.

Если сознание рассматривается как внутренне присущее субъекту явление, - оно не имеет

пространственных качеств (Р.Декарт). Материалистическое толкование сознания ведет к представлению о нем как о природном атрибуте, природе же свойственна протяженность (Б.Спиноза). Пытаясь применить к сознанию временной фактор, к примеру, А.Бергсон использовал понятие длительности, понимаемой в качестве основы сознательных, душевных процессов. Отличаясь от абстрактного времени науки, длительность предполагает взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущего.

При переходе к изучению сознания на уровне отношений человека и общества, появились

научные представления о тех его формах, которые превышают по своим масштабам отдельное человеческое сознание. В XIX в. французский социолог Э.Дюркгейм пришел к выводу о том, что общество, возникая

в результате взаимодействий индивидов, создает внеиндивидуальную и надындивидуальную реальность. На ранних же стадиях исторического развития индивидуальное сознание полностью поглощалось сознанием коллектива. После того, как индивидуальное сознание вполне оформилось и сложились определенные общественные отношения, возник вопрос о внеиндивидуальных формах сознания, соответствующих современным широким социальным образованиям. К.Юнг, как известно, в дополнение к фрейдовскому индивидуальному подсознательному ввел понятие "коллективного бессознательного".

Предельно крупные объекты, существование которых допускают сегодня философия и психология, наследницы советского обществоведения, представлены в понятиях "общественное сознание",

"массовое сознание", "коллективное сознание".
Опираясь в числе прочих и на эту идею, академик В.П.Казначеев предложил гипотезу, согла-

сно которой в определенной фазе эволюции человека произошел скачок, и в нескольких районах Зем-

ли одновременно голографические нейрональные объединения (15-20 миллиардов нейронов) стали

общими, едиными мозговыми организациями, а стая или род - "интеллектуальными пятнами". Лич-

ность в таком пятне отсутствовала. Голографическое пятно уже по-другому отражало космическую и

земную природу, обладало способностью обрабатывать и накапливать окружающую сенсорную ин-

формацию. Постепенно в процессе адаптации к земным условиям формировалась вербально-семан-

тическая форма интеллекта. В существовавшем обобщенном интеллектуальном "пятне" с нарастанием

процессов вербализации закладывались социально-личностные, персональные отношения, форми-

ровалась личность. Условиями для этого оказались: прекращение телепатических, пространственных

дистанционных связей и постепенное отчуждение людей друг от друга. Впоследствии остался только

вещественный, бытийный, словесный, социальный канал. (В.Казначеев. Проблемы палеопсихологии)

Дюркгейм ясно представлял, что коллективное сознание не может быть простой суммой

сознаний отдельных людей. Но сознание предельно полярно по своим свойствам - оно не только целостно, но и дифференцированно, фрагментарно. "Сознание - есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности" (Яndex/ГлоссОбщ (EDI-Press). Мышление в свою очередь - это "процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п." (Там же).

Соответственно и само сознание становится "высшей формой отражения реальной действи-

тельности..." Абсолютизация представления о сознании как проявлении свойства отражения, заключенном в материи (ленинская "теория отражения"), на мой взгляд, ставит жесткие ограничения для более

глубокого и более соответствующего истине понимания универсальной, многомерной сути сознания.

Так как сознание не локализуется в пространстве, то не должно быть и его привязки к физическому пространству, размерам, однозначным разграничениям. Нет четких границ и между внеиндивидуальными формами сознания (коллективное, общественное, массовое сознание) и сознанием отдельного человека. Сознание, при всей невозможности распределить его во времени, имеет, тем не менее, исторический аспект, связанный в первую очередь с мышлением.

Мышление - одна из самых заметных функций сознания, обладающая к тому же некоторой

наглядностью. По ее активности и характеристикам можно, очевидно, судить о присутствии той или иной

разновидности сознания. Но, в то же время, отождествлять сознание с мышлением или ограничиваться при его исследовании только мышлением - значит повторять старую ошибку.

Индивидуальное сознание - не отдельная квартира в многоэтажном доме. Индивидуальное сознание через свою бессознательную часть выходит в коллективное бессознательное человечества и метафизический универсум. Тем самым, преодолевается разорванность, на которую указывал Маркс, и

в сознании человека восстанавливается целостная картина мира.

Разум - признак сознания. Мышление, прежде всего, абстрактное мышление - признак разума. Кто-то возразит: у животных есть сознание, но нет разума и абстрактного мышления. Не будем столь категоричны. Высшие животные обладают зачатками разума, абстрактного мышления. С этим согласятся многие из тех, кто содержит, например, собаку. И из тех, кто умеет наблюдать, анализировать и делать выводы. Совершенно реально "измененное состояние сознания", когда активность ума остановлена, и проявляется новое качество не только сознания, но и разума - качество всеобщего, метафизического Разума. На уровне человеческого, деятельностного разума наличие мышления обязательно. Однако нам важно, что о разуме говорит наука.

"Разум или сознание. В обыденном представлении разумное существо - это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность. На исследование данных проблем оказало влияние развитие наук о мозге, логики и вычислительной техники, микроэлектроники и философии науки." (Академик) Отчетливо видно, что в определении академсловаря разум и сознание не различаются, что подтверждает верность подмеченной автором проблемы. Почему разум и сознание отождествляются понятийно?

Далее читаем в словаре: "Суть современных теорий становится понятнее, если мы обратимся к истории понятия разума (сознания) и тех концепций, которые привели к сегодняшнему уровню теоретических представлений." Следует рассказ о теориях древности, эпохи Возрождения и Нового времени,

прошлого века (идеалистических и материалистических), а также о "современных исследовательских программах" (материалистических): искусственном интеллекте (компьютере), нейронауках (нейрофизиологии, нейрофармакологии и нейропсихологии).

"На этом мы завершаем обсуждение основных материалистических теорий сознания, - пишет автор статьи, явно возлагая надежды на материалистический подход, - Каждая из них представляют собой лишь краткий абрис того, что должно со временем стать разработанной в деталях теорией восприятия, познания и контроля поведения. Исследования в этих направлениях продолжаются... "

Сверхразум

Наверное, моя оценка недостатков труда Ледбитера прозвучит жестко - он выглядит запутанным по смыслу. Язык - туманный, значение понятий - размыто. Малопонятна роль разума в астральном плане.

Ледбитер показывает, как образы, "выстроенные" из тонкой материи, проникают в астрал. В связи с этим Ледбитер пишет о ментальных богах (дэвах). А мысли? Они возникают на ментальном плане? Сказать об этом надо было. Ледбитер, касаясь ментальных проявлений в астрале, оперирует понятием "элементальная сущность", в котором, похоже, он сам не уверен. Вопрос: Зачем нужен ментальный план? А потом: Какова его функция? Какую роль играют ментальные боги в появлении мыслей, образов? Ответов читатель не получит. Раз автор заговорил о ментале, дать краткие объяснения он был обязан.

Возникает подозрение, что здесь примешана мифология. Мифология персонифицирует природные и сакральные явления. Это относится и к христианству, и к другим религиям, и к оккультизму.

Перед нами пережиток древнего мифологического сознания. Древние были уверены, что все действия в природе и в метафизическом мире производятся некими человекоподобными личностями. Это потом уже наука скажет, что действие природных законов является результатом действия природных сил, которые не нуждаются в психике, сознании, близкими человеческим.

В начале 20 в. оккультизм, завернутый в мифологическое "одеяло" (в первую очередь, теософия, антропософия), стал в некоторых своих чертах наукообразным.

Существует интеллектуальное направление, считающее мысли материальным явлением. Шри Ауробиндо тоже видел мысли, как вибрации.

В СССР в 60-е гг. под эгидой Комсомольской правда проводились опыты по телепатии. О них много говорили, писали. Опыты закончились ничем - существование трансляции мыслей на расстояние не удалось ни доказать, ни опровергнуть.

Подавляющее большинство советских людей верило в науку, мечтало о Космосе, о встречах с неземным разумом и светлом коммунистическом будущем. Но КПСС закрыло доступ советских граждан к "идеологически чуждым" направлениям мысли. В то время как один из ярчайших умов 20 столетия - Шри Ауробиндо - высказал идеи, которые могли быть поняты в СССР. Он писал о Сверхразуме.

"Сверхразум по своей сути есть сознание-истина, всегда свободное от Неведения, лежащего в основе нашего земного существования, эволюции и природы, которая стремится в человеке к самопознанию, постижению окружающего мира, обретению истинного сознания и упорядочению нашего бытия во вселенной. Сверхразум, будучи сознанием-истиной, несет в себе знание и силу истинного бытия; действия и проявления Сверхразума отличаются решительностью и целеустремленностью, а по своему охвату - безграничны. Причина этого в том, что суть природы Сверхразума есть знание; ему не нужно стремиться к знанию, ибо он всегда обладает им. Движение Сверхразума происходит не от неведения к несовершенному свету, а от правды к великой истине, от правильного восприятия к всеобъемлющему восприятию, от одного интуитивного прозрения к другому, от просветления к безграничному озарению, от роста сознания к его бесконечному расширению. На высших уровнях своего проявления Сверхразум обладает божественным всеведением и всемогуществом и в ходе своей собственной эволюции, в результате которой он в конечном счете достигнет высочайших вершин своей манифестации, он всегда остается по существу своей природы свободным от неведения и заблуждения. В основе Сверхразума заложены правда и свет и развивается он в направлении истины и еще большего света. Сверхразум лежит в основе мироздания и поддерживает его, направляя развитие всего многообразия проявленных форм разума и жизни и подчиняя их своему закону бытия." (Интернет Сервер по Интегральной Йоге)

В 1923 г. Шри Ауобиндо назвал последовательность планов Сверхразума(супраментала):

"репрезентативный супраментал является низшей силой и соответствует интуиции,

интерпретирующий супраментал – высшая форма вдохновения, далее же следует

императивный супраментал (высший)." (Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание)

Реальность существования Сверхразума и его качества переживаются опытно, а не выводятся путем логического осмысления.

Разумеется, идеи Шри Ауробиндо о Сверхразуме современным технократическим обществом воспринимаются как философские фантазии и красивая утопия... Вопрос о природе разума, идеального остается для цивилизованного общества открытым.

Сверхразум Шри Ауробиндо - гипотетическая перспектива человеческого развития. Она может сбыться, а может остаться маловероятной возможностью.

Шри Ауробиндо был последний, кто усовершенствовал классическую оккультную систему, соединив ее с йогой и индийской духовной традицией. Шри Ауробиндо - один из немногих энтузиастов, посвятивших жизнь будущему человеческого разума и духа.

Другой перспективы развития никто еще не предложил.

Современная ситуация

Во второй половине 20 века в США сформировалось псевдонаучное и религиозно-философское мифологическое движение New Age. Оно быстро завоевало популярность в мире. Горячими поклонниками движения являются, как правило, образованные культурные люди. Причина, очевидно, в том, что современное общество проявляет прямо-таки нездоровый интерес к мистике, чему-то сказочному и облегченно-научному.

В New Age не только высказывают смелые идеи, но и пропагандируют "практические знания".

Отдельные авторы из США в рамках возрожденного оккультного мировоззрения теософии сосредоточились на методе произнесения определенных "мыслеформ", что, якобы, ведет к исцелению от болезней.

Официальное увлечение нетрадиционными методами лечения не обошло и Советский Союз. Во второй половине 80-х годов в СССР государственное телевидение транслировало сеансы массового гипноза и исцеления. Во время сеансов население самозабвенно "прилипало" к телевизионным экранам.

В России в 90-е годы получил известность С.Лазарев, разработавший метод "диагностики кармы", по которой многократное, до изнеможения, повторение молитвы-просьбы о прощении, обращенной к Богу, рекомендовалось в качестве эффективного средства излечения всех болезней и исправления негативных жизненных ситуаций. Причину устанавливал сам Лазарев за немалые деньги. Причина (создающая карму) сводилась к нарушению человеком или его предком (тогда речь шла о "родовом проклятии") главного принципа: любить Бога нужно больше, чем себя, своих детей, семью, родных. Причину Лазарев узнавал экстрасенсорным способом из некоего информационного поля.

На почве увлечения чем-то неземным и таинственным на практические решения большой части российского населения (особенно, женщин) в последние десятилетия влияют астрологические прогнозы.

Современная мифология в лице New Age претендует на роль альтернативного мировоззрения и альтернативного метода объяснения действительности. Используя научные термины и некоторые научные теории, современная мифология рядится в одежды передовой культуры.

Экзотическая "новация" New Age - "ченнелинг" (channel с англ. - канал) - мистическая связь с, якобы, высшими сущностями и существами, носителями космических Разума и Духа, среди которых: Иисус Христос, архангелы, махатмы, жившие в разные эпохи известные мистики, инопланетяне.

Значительное место в мистических конструкциях New Age занимают различного рода медитации.

В 60-70-е гг. прошлого века был разработан и обрел популярность метод нейролингвистического программирования (НЛП) - направление в психотерапии и практической психологии, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, успешных в жизни, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Многими считается псевдонаучной методикой.

"Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтического использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал Роберт Дилтс, когда вводил концепцию реимпринтинга Т. Лири в НЛП), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием» (Википедия)

В 20 веке пышным цветом расцвели псевдорелигии, и среди них наиболее известна - сайентология.

Сайентология - целое международное движение, в основе которого лежит система верований и практик, различных околонаучных идей и религиозных взглядов. Создана Р.Хаббардом. Ориентирована на людей, стремящихся сделать успешную карьеру. "Церковь сайентологии" представлена общинами, миссиями во множестве стран. "Церковь", которая признается недобросовестным коммерческим предприятием, жестоко преследует своих последователей. Неоднозначно отношение и к ее, казалось бы, позитивным начинаниям - социальным программам (реабилитация наркоманов, преступников). В России сайентологические организации обвиняются в нарушении законодательства РФ, в подготовке и распространении экстремистских материалов и др.

Современная мифология не предполагает наличие Тайны. Все получает объяснение (все равно какое). И мы привыкли относиться к Тайне, как к чему-то, чего не должно быть. Тайна, думаем мы - явление временное. Познание - бесконечно, и все тайны рано или поздно будут раскрыты. Только мы не думаем о том, каким будет мир без Тайны...

Тайна может быть средством защиты от дезинформации. Тайна может быть средством ограничения излишней самоуверенности человечества. Тайна может быть средством возвращения в жизнь человечества ценностей сакрального.

Поэтому понятию "тайна" предлагаю предоставить право философской легитимности.

Очевидно, что Тайна:
- хранит безопасность объекта познания;
- ведет к осознанию аморальности познания любой ценой;

- утверждает частичный, не абсолютный агностицизм (вещь в себе, которая может стать вещью для себя). Частичный агностицизм призван умерить эгоцентризм человечества.

В наступившую информационную эпоху Тайна помогает продвинуться в понимании взаимоотношений самой себя и знаний о будущем, а также знаний и информации. Предположительно, знания и информация созидают одно другое: часть информации преобразуется в знания, а знания могут послужить неким каркасом в информационных процессах. Существует надежда, что Коллективный Разум человечества, вероятность возникновения которого согласно гипотезе академика Н.Моисеева очень высока,

будет осмысливать проблему будущего (а она неотрывна от Тайны) более осторожно и мудро.

Сказанное о Разуме относится и к "проблеме" Духа. Но в представлении, например, христианства, Дух достаточно материален: он - пламя, свет (нефизические), голос; теплота, благоухание; сверхестественная сила. В то же время о природе Разума христианство ничего не говорит.

Христианству Разум не интересен. Оно ставит Дух выше Разума.

Дух имеет изначально надчеловеческий, метафизический, божественный характер. Дух преобразует душу человека, а через него - и мир. Однако, к сожалению, в жизни христианства, да и других мировых религий, Дух теряет свое первостепенное значение.

Христианское религиозное мифологическое сознание ждет пришествия Антихриста. В известном смысле, он уже пришел и укрепляет свое присутствие на Земле.

Зла на Земле хватало всегда. Но теперь цивилизация глобализуется, все хорошее и все плохое складывается и усиливается. У человечества появились технологии, способные воздействовать на биосферу и околоземное пространство.

Если раньше религии выступали "ловцами" душ людей, то сегодня государство, политические партии, культурные течения, используя информационные технологии, стремятся к власти над умами. В этом - главная примета нашего времени.

Информация и Разум

Естественный разум человека изучается философией, психологией, а клиническая картина функционирования мозга и сознания - нейрофизиологией, психиатрией. С увеличением потока информации возникла потребность в создании технических вычислительных устройств большой мощности - компьютеров и программных средств вычисления. Технические средства вычисления развиваются в сравнении с человеческим разумом, интеллектом.

Перспективам создания искусственного интеллекта посвящена работа В.Ткаченко "Тайны разума".

Предварительно хочу обратить ваше внимание на важные моменты:

Изначально под интеллектом понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире (Дж.Маккарти, 1956 г.).

"Наука под названием «Искусственный интеллект» входит в комплекс компьютерных наук, а создаваемые на её основе технологии к информационным технологиям. Задачей этой науки является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий. Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

Нередко искусственным интеллектом называют и простейшую электронику, чтобы обозначить наличие датчиков и автоматический выбор режима работы. Слово искусственный в этом случае означает, что не стоит ждать от системы умения найти новый режим работы в не предусмотренной разработчиками ситуации." (Википедия)

Очевидно, что разум и интеллект - несколько разные феномены.

Ткаченко, тем не менее, пишет:
"Природа мышления, загадка сознания, тайна разума - все это одна проблема, которая сегодня и в ближайшие годы будет усиленно изучаться с целью создания искусственного интеллекта. Весь вопрос упирается в истинное, а не схематическое и физиологическое познание процесса мышления, его механизмов и скрытых до сегодняшнего дня закономерностей."

Ткаченко отмечает, что при создании искусственного интеллекта (ИИ) приходится считаться с инстинктами, интуицией, привычками, характером, "т.е. всем тем, что входит в составляющие человеческий разум. В этот список следует включить и память... "

С вопросом создания искусственного интеллекта - квантового компьютера автор связывает проблему подсознания, присутствие которого в человеческом разуме он отрицает ("это... часть сознания человека"). ИИ будет создан тогда, - утверждает он, - когда будет понята работа "так называемого подсознания".

"Сегодня к компьютеру и Интернету потянулось множество людей, которых можно определить как «поколение лифтеров» или людей, у которых наблюдается синдром «лифтера». Объясняется это тем, что множество людей в мире пассивны, они не могут заниматься творчеством и с каждым поколением их становится все больше и больше и все дальше они отходят от реальной жизни... С позиции психологии это объясняется просто. Такое явление сродни алкоголизму, курению, наркомании, и его можно назвать сетемания... Когда будет создан ИИ, они превратятся в его рабов." (В.Ткаченко. Тайны разума)

Итак, создание искусственного интеллекта имеет целью техническое развитие вычислительной функции человеческого разума. Компьютеры также "учат" мыслить логически. Логические машины существовали еще в средневековой Европе. Например, знаменитому "логическому квадрату" интеллектуальный спор проиграл Фома Аквинский. Сегодня компьютеры наравне играют в шахматы с человеком. От конструирования быстродействующих вычислительных устройств человечество идет к созданию искусственного человеческого разума.

В своей книге Ткаченко справедливо указывает на то, что перспектива развития искусственного интеллекта связана не с увеличением скорости выполнения операций (так думают японские специалисты, работающие над созданием квантового компьютера), а с "обретением" компьютером умения мыслить.

Для успешного создания искусственного интеллекта, воспроизводящего человеческий интеллект, к знанию всего того, о чем пишет Ткаченко нужно добавить верное понимание природы идеального и знание метафизического пространства разума.

Существует и точка зрения, согласно которой интеллект может быть только биологическим феноменом.

Необходимости передачи разнообразной информации внутри общества своим появлением обязаны СМИ. К ним относятся: телевидение, радио, печатные издания, Интернет.

Современным СМИ распространять правдивую информацию, рассказывать людям о событиях в мире стало как бы не интересно. Национальные элиты, руководители СМИ, похоже, подумали - сидеть на "золотой жиле" информации и не использовать имеющееся богатство - глупо. И СМИ взялись за манипулирование массовым сознание, а ложь, прямую и косвенную, выбрали ведущим средством этого манипулирования.

Общепринятым в российском обществе стало употребление слова "пиар", означающее саморекламу, ведущуюся сомнительными способами (точнее - нескромным образом). Уже не столь неожиданно обнаруживается, что "пиаром" занимаются и видные политики, и звезды шоу-бизнеса, и многие из тех, у кого есть возможность этим заниматься.

Общество не сразу научилось различать "рапорт о достижениях" и саморекламу в личных целях.

"Пиар" не является правонарушением. Худшее, что может ждать "пиарщика" - общественное порицание, а обычно - ироничное замечание. Самореклама превратилась в относительно доступную форму (особенно, для "медийных" лиц) воздействия на общественное мнение.

Раз основой рыночной экономики служат отношения по принципу "купи - продай", а "реклама - двигатель торговли", то реклама и самореклама являются не только производственной необходимостью, но и вожделенным намерением большинства членов капиталистического общества. Жизненный успех теперь означает состоявшуюся судьбу.

Государство, частные и общественные организации, личности осуществляют целенаправленное информационное воздействие на массовое, групповое и индивидуальное сознание.

На исходе 20 столетия возникло такое саморазрушающее явление как информационные войны. В качестве стратегического оружия в боевых действиях против врага в них используется дезинформация (другими словами - обыкновенная ложь, искажение правды). Информационные войны являются продолжением прагматичного подхода к жизни в обществе, где цель оправдывает средства. Истина в мире информации стала необязательной.

Понятие информационной войны приобрело новый смысл - создаются кибер-войска, в виртуальном, информационном пространстве начинаются кибер-войны. Разум, определенным образом организованный и технически оснащенный, используется как эффективное оружие, способное нанести урон противнику; цель - разум противника. Современная война - это, в известном смысле, война разумов (более, чем когда-либо в человеческой истории).

Современный человек - довольно рационален, но - менее эмоционален, чем в прошлом. Бурные чувства мешают ему поступать "правильно". Совесть, скромность - нынче не в моде, зато рациональный расчет, выгода утвердились в качестве главного вектора жизненных устремлений человека. Разум - благо, но разум без нравственности, без духовности - могущество, способное принести беду.

Тенденция к корыстному развитию земного Разума противостоит обусловленно необходимым высшим непрагматичным ценностям Космоса. Земная цивилизация встала на путь превращения в "злую" цивилизацию.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Разум в земной цивилизации

Земные Небеса

…а ТАМ!.. В неведомой Дали,.. — в невидимой,.. высокой Глубине СОЗНАНИЯ живого,.. — « тонкий план »… Не повседневного,.. однако явного вполне, Иного Восприятия… РЕАЛЬНОСТИ!.. Одно...

Разум и чувства

- Привет, Сердце! - Ну привет, Разум. Если опять с лекциями будешь приставать, меня нет дома. - У меня обязанность такая, как-будто не знаешь. А что это мы такие серьезные? Это не...

Разум

Разум, конечно – великая сила, но у глупости численное превосходство.

Земное подобие Троицы

Когда я начал писать эту статью, моё внимание привлекла не «республика Украина» как государство, возраст которого исчисляется несколькими годами, а «украинцы». Мы знаем, в основном...

Разум

Хорошо чувствовать сердцем... Но думать головой, разумом, рассудком. Тогда не будет боязни. Страх лишает силы. Он применим, если срабатывает как защитная функция, например к...

От дикости к цивилизации

ОТ ДИКОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ В современном научном понимании цивилизацию принято рассматривать как целостную стадию развития общества, в которой взаимно переплетены, дополняя друг...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты