Разные сказки

1. Сказки-подсказки.

Простые коротенькие повествования с одним умозаключением - "Колобок". Возраст слушателя: от 3 до 5 лет. Действующие лица: два персонажа с противоположными качествами. Стратегическая задача: знакомство с другими моделями поведения, типичными проявлениями данного поведенческого паттерна и выверенным классическим финалом. Тактическая задача: кардинальное изменение одного из аспектов - эмоционального, ментального, поведенческого. В качестве метафор, как правило, выступают животные, либо вещи, предметы, явления (басни Лафонтена, Крылова, притчи Эзопа).

Динамика истории: status qwo - чужеродный элемент - хаос - благополучный исход.

Цикл сказки-подсказки: а) нравоучение, совет герою; б) поступок героя, чаще всего глупый; в) сокраментальный вывод, резюме.

2. Сказки-анектоды.

Прививание ребенку чувства юмора. Суть повествования: парадокс. В ходе рассказа слушатель настраивается на заведомо предсказуемое разрешение ситуации, а рассказчик придает последней сцене совершенно иной окрас, задает сценическому действу новый тон звучания ("Курочка Ряба"). История разворачивалась в одной плоскости, а затем следует неожиданный поворот, качественный скачок, который слушатель не в состоянии предвидеть. Именно парадоксальность ситуации придает шутке красоту, высвобождает нараставшее напряжение, потрясает воображение. Цель сказок-юморесок показать, что окружающий мир невозможно упоковать в "прокрустово ложе" рассудочных концепций. Действуя исходя из стереотипных поведенческих клише, главный герой всегда оказывается в глупейшем положении ("Кот и лиса").

3. Поведенческие модели.

От простого к сложному. Возраст: 5-6 лет. Сказки данной категории показывают пример поведения, ведущий к неудаче ("Лиса и дрозд"). Как правило, финал таких историй носит заведомо тупиковый характер. Задача: указать детям на деструктивные формы развития, недопустить проявления негативных эмоциональных проявлений на окружающих людей. В подобного рода сказках должна соблюдаться определенная техника безопасности - обязательное отсутствие фигур родителей, в качестве персонажей задействование представителей животного царства. Меры предосторожности вызваны необходимостью не допустить переноса действия сказок в реальную жизнь - в семью, в межличностные отношения. Поведенческие метафоры подразделяются на сказки для мальчиков ("Жихарка") и истории для девочек ("Девочка и лиса").

4. Семейная модель.

Возраст: 7-8 лет. Сказки направленные на создание семьи ("Журавль и цапля"). Главный лейтмотив: необходимость выбора, бесконечный перебор ни к чему путному не приводит.

5. Сказки-прививки.

Типичные терапевтические метафоры.
Предназначены для перехода через локальные кризисы. Наведение душевного порядка, изгнание хаоса неопределенности.

6. Волшебные сказки.

Сценарии личной истории. Обязательный атрибут: таинство. Элемент тайны создает уровень обостренного внимания, энергетизации внутренних архетипов, концентрации ресурсов. Волшебные сказки позволяют ребенку развить "психические мускулы", настроиться на определенные архетипические сюжеты, разыграть по мере роста полюбившуюся психодраму.

7. Мифологические истории.

С 11-12 лет осуществляется переход от сказок к мифам. Мифы - это имеющие первостепенное значение архетипические символы.

КОМПОНЕНТ МИФА

1) божественное начало, персонифицированный бог;
2) герой, полубог;
3) препятствие, непреодолимый компонент;
4) помощники - зверолюди: качества животного + разум человека;

5) божественная сила, непознанное, сверхчеловеческий ресурс;

ДИНАМИКА СЮЖЕТА
а) древнее предписание, запрет, понятие границы, грань, ограничение;

б) преступление - переступление, переход через границу, нарушение предписаний;

в) наказание, изгнание;
г) испытание, загадки;
д) чудо;
е) метаморфоза героя - открытие внутренних сверхресурсов;

ж) искупление - труд, жертва, торг;
з) возвращение на более высокий уровень существования.

ЦИКЛ ПУТЕШЕСТВИЯ ГЕРОЯ МИФА

1) Исходное состояние status qwo.
2) Появление чужеродного элемента.
3) Хаос, вследствие вмешательства элемента извне.
4) Безуспешные попытки выбраться из проблемы при помощи старой модели поведения.

5) Поиски дополнительных ресурсов во внутреннем и внешнем мире.

6) Проба нового подхода.
7) Получение результата и его закрепление. Яркое празднество.

8) Возврат к состоянию равновесия.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Разные сказки

Сказка о печальном волшебнике или как тоскливо одному

Знаете ли Вы, почему сказки рассказывают только старики? Потому что сказка – это самое мудрое в мире! Ведь все проходит, и только истинные сказки остаются… Сказка – это мудрость...

Сказка про бутылку, которая сумела вместить в себя цело

Сказка про бутылку, которая сумела вместить в себя целое море – Расскажи мне сказку, папа. – Уже поздно, Артур. Тебе пора спать. – Ты же сам говорил, что для сказки никогда не...

Сказка про Ангела

Давным-давно…. Нет, ….Однажды… Стоп, стоп… В некотором царстве, в некотором государстве…. Кажется, так начинаются сказки. Хотя… какая разница как они начинаются. Главное, чтобы был...

Сказка о Ние

-Что снова о драконах?! -Не совсем - о драконихе -И опять сказка? -А вдруг это быль?! Это просто сказка. Сказка о волшебном драконе, живущем на берегу Тихого океана. Почему тихого...

Сказки зеркальных гномов

История 1. Волшебная шкатулка. Когда Тёме исполнилось 6 лет, бабушка подарила ему деревянную шкатулку. - В этой шкатулке живут зеркальные гномы, - сказала бабушка. Тёма засмеялся...

Сказка на ночь

День близился к концу. Маленький мальчик лежал в кроватке, а рядом, в кресле, сидела его бабушка. Она каждый вечер рассказывала внуку сказку на ночь. Вот и сейчас она хотела...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты