Летние короткие рассказы

Наконец-то, я в поезде, мой дорогой читатель! Таинственное и бездонное ночное море с блестящими маслянистыми боками – в окне слева, и две стремительно бегущие по своим шпалам, две безупречно ровные, стальные рельсы - в окне справа.
Летние короткие рассказы
И вот, я - в поезде. А значит, мы можем ещё немного пообщаться! Ещё немного, пока колёса будут считать стыки на этих двух безупречно ровных и стальных рельса. Если быть точнее, - на этих двух безупречно ровных и безупречно параллельных, никогда не пересекающихся рельсах. Иногда кажется, что им действительно нет конца, как и этой ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ, раскинувшейся по эту сторону от моря. Кажется, что можно смотреть на них бесконечно… и мысль становится неподвижной, словно попадает в ловушку. Но вот они всё-таки становятся скучными, и мысль вновь возвращается к морю…

Подводное царство.

Чистое, прозрачное, нежно-голубое НЕБО. Шуршание волны, облизывающей мелкие камушки на пляже, стрекот цикад, расположившихся в соседней растительности, и ласкающие лучи уже не горячего, заходящего солнца - все замерло в ожидании нового начала. Все дышит спокойствием. Удивительно ласковое и спокойное море. Редкий момент, когда вода становится прозрачной. Совершенно прозрачной. Становится прозрачной просто до неприличия. Как в хорошем аквариуме со стеклянными стенками. Виден каждый камешек у берега. Небольшие колебания воды отражают волнистые полоски света на дно.

Ты надеваешь маску и ласты, и входишь в ВОДУ. Морская вода, чуть прохладная, совершенно прозрачная и неподвижная, ласкающая тело и делающая его совершенно невесомым. И ты постепенно входишь в ее поверхность, и стекло твоей маски пересекает эту волшебную линию, линию, отделяющую одну стихию от другой, на то - что НАД водой, и то - что ПОД водой, и подводный мир открывается твоему взору.

И вот ты под водой. Вверху – зеркальная поверхность моря. Поверхность, отделяющая одну стихию, от другой. Привычная водная поверхность, видимая изнутри. Словно мир - перевернулся. Зеркало наизнанку.

СОЛНЕЧНЫЙ ОГОНЬ, играющий на поверхности и видимый изнутри, за этим зеркалом как переливающиеся пятна солнечного света, непрерывно играющие, изменяющие свою форму, растекающиеся на множество других сверкающих пятен, и испускающих лучи света вниз, в водяную глубь.

Ниточки света, протянувшиеся безупречно ровными и расходящимися в разные стороны тонкими лучиками. Лучиками, начинающимися от этого переливающегося пятна, уходящие рядами вниз, и бесследно исчезающие в морской глубине.

Все замерло в этой тихой и спокойной, прозрачной воде. Все, кроме играющего в зеркальной поверхности солнечного огня: и ниточки света, и россыпи серебряных пузырьков, зависающих на пути к спасительной линии-зеркалу, после которой начинается родная воздушная стихия и долгожданная свобода. Серебряные пузырьки, зависающие на пути к спасительной линии-зеркалу и висящие прямо под этой линией, пузырьки, которым не хватает чуть-чуть силы, чтобы вытолкнуться за неё.

Мохнатые морские водоросли, растущие на больших камнях и, неизвестно что скрывающие в своих густых зарослях-дебрях. Большой и плоский пласт известняка, появляющийся из недр там, где ландшафт не загораживают большие камни, поросшие густыми водорослями. Пласт известняка, буквально изрешеченный идеально круглыми и ровными отверстиями-ходами живущих в нем моллюсков.

И конечно, конечно - морские обитатели. Рапаны и, совсем маленькие - рапанчики, присосавшиеся к большому и плоскому известняку, рыбки, совсем маленькие и побольше, замершие на месте, прячущиеся в водорослях, ускользающие под камень или медленно и лениво плывущие в воде, краб, молниеносно шмыгнувший под камень. Вся живность, обрадовавшаяся передышке в морских баталиях и устремившаяся греться на прибрежной отмели...

Ты созерцаешь всю эту толщу, со всеми её обитателями, ограниченную морским дном - снизу и волнистым зеркалом с играющими на нём солнечными пятнами – сверху, и - хочется скорости. И ты устремляешься вдоль серебряного зеркала, на боку или на спине, чтобы, плывя, видеть как ты «летишь» вдоль и снизу этого зеркала, готовый выпрыгнуть из него, чтобы схватить очередную порцию воздуха! И ты разгоняешься, и разрезаешь воду, прямо как торпеда, и морское дно – снизу, а зеркальная поверхность – сверху, стремительно смещаются относительно тебя и уплывают назад! И ты несёшься прямо у этого волнистого зеркала, прямо под ним, на расстоянии вытянутой руки! Затем - легкий изгиб тела и - стекло твоей маски разрезает само зеркало, вновь открывая твоему взору всё то, что НАД водой. И ты на миг показываешься частью головы над поверхностью, чтобы схватить очередную порцию воздуха, и снова уйти под воду! Вновь - вдоль серебристой поверхности! И эта поверхность вновь стремительно смещается относительно тебя!

Таинственная Звезда. Гонки.

Таинственная Звезда. Самая яркая и самая большая, появившаяся на небе недавно. Низко висящая, неожиданно и неизвестно как загоревшаяся на ночном небосклоне. Звезда, провожавшая меня в Москве и показывающая путь на морской прогулке. Манящая за собой и предлагающая решить эту загадку. Кто я? Кто я? Может, это и есть - Cириус?

Но иногда всё происходит как в волшебной сказке. Стоит подумать о чем-нибудь, и - на тебе, пожалуйста! Магический ход событий выкидывает очередную комбинацию и - мальчики с телескопами выстраиваются вдоль городского пляжа.

Вечером, когда ещё не так поздно, но чернота из космоса уже опустилась на Землю, все отдыхающие снова выбираются на Сочинский пляж в поисках вечерних развлечений. Мальчики с телескопами. Цветочницы с огромными охапками роз. Девочки на велоколясках. Все они придают южному вечеру особое романтическое настроение. Сейчас они очень кстати - среди звучащей музыки. Музыки, звучащей в многочисленных кафе и ресторанах, выстроившихся вдоль пляжа и вдоль сказочного и шумящего ночного моря. Да, - как будто какой-то сказочный волшебник специально для меня выстроил этот ряд телескопов на этом городском пляже. И вот телескоп наведен на эту таинственную незнакомку. Юпитер! Не Cириус. Оказывается - Юпитер! Ослепительно горящий жёлтым светом шар, на черном небе. Юпитер, пытающийся сбежать от глаза телескопа. Прямо на глазах, выползающий из круга, висящего перед моим глазом, приставленным к окуляру телескопа. Также видны и еще три шарика поменьше - его спутники. Выстроившиеся друг за другом, почти на одной линии. Невидимые без телескопа и сокрытые космическим расстоянием. Три висящих один за другим шара. Просто фантастический пейзаж!

И вот я уже в вагоне поезда, увозящего меня из этой сказки. Таинственно блестящее море за окном. Один за другим мелькающие пляжи с разноцветными огнями, музыкой и дискотеками. Нарядно одетые парни и девушки, не обращающие никакого внимание на поезд, увозящий прочь еще недавно также беззаботно отплясывавших на дискотеках пассажиров.

Но вот прибрежная полоса закончилась, и вдоль дороги выстроились перелески. И, конечно, - Юпитер! И, где-то там, висящие над ним три его невидимых обычным глазом спутника. Неизменно сопровождающий меня в этой поездке - Юпитер! Ярким огоньком пробивающийся через эту космическую черноту. Юпитер, кинувшийся в погоню за поездом и решивший не отставать от него ни на шаг.

И вот теперь, провожающий меня домой и висящий за чёрным окном газовый гигант неуклонно следует за поездом. А вот и показалась луна. Огромный по сравнению с Юпитером круглый космический шар с какими-то голубоватыми и причудливыми пятнами. Необычайно огромная, она свесилась прямо над землей, еще ниже Юпитера и также бросилась в погоню за поездом. Итак, - самые настоящие гонки: стремительно несущийся поезд, неотстающий ни на шаг Юпитер, и - то вспыхивающий, то исчезающий за деревьями, но продирающийся сквозь них и продолжающий преследовать поезд - космический огромный лунный шар.

Но вскоре к этим захватывающим гонкам добавился еще один участник: сквозь деревья пробилось два огня от фар автомобиля, который, то немного отставал от гонки, то вырывался вперед. Иногда автомобиль замедлял скорость, объезжая только ему видимые препятствия. Но когда он оказывался на прямой дороге - он разгонялся и возглавлял гонку. Но проскакивающие мимо деревья, видимо, никак не могут согласиться с его лидерством, пытаясь остановить его хоть каким-то образом. Через каждый метр его скоростного бега они на мгновенье гасили свет его фар, но в последующий миг их неукротимый ОГОНЬ вновь и вновь вспыхивал в темноте.

История одной рыбы

Помню, как один мальчуган в первый раз зашёл в море. Надел маску. Зашёл в воду недалеко от берега. Ой, как интересно! Помню первую рыбу, которую он увидел. Она показалась мне в воде огромной, безупречной и стремительной формы, по корпусу протянулись красивые параллельные полоски. Просто фантастическая рыба. Она медленно и величаво плыла вдоль берега, как миниатюрная субмарина. Она почти не шевелила своими плавниками и своим хвостом, но она - плыла! А когда она шевельнула хвостом - она молниеносно ушла на глубину. И я никак не мог её догнать. Потому что я не был рыбой, я вообще не мог плавать! Да и скорее всего, она подошла к берегу случайно. Такой рыбе место на глубине. А потом я увидел первого настоящего краба, который мертвой хваткой повис на моём пальце, больно ущипнув за него, и затем, не менее стремительно, также сбежал на глубину, но только пешком, карабкаясь на своих многочисленных ножках, прямо по дну! Мне показалось, что даже люди так быстро не бегают по суше, как он улепётывал под водой! И я никак не мог его догнать. Всё по той же причине: я не мог плавать так быстро, как плавает рыба, я просто вообще не мог плавать! Но я понял: там, на глубине, где много-много воды - есть очень много интересных вещей. Интересных рыб. Крабов. И все они очень быстро и в совершенстве плавают или бегают прямо по дну. Там Подводное Царство. И людям обычным туда хода нет. И мне захотелось увидеть ещё много-много таких рыб и крабов. Увидеть, во что бы то ни стало! И посмотреть, что же там такое, в Подводном Царстве, интересное - есть? И у меня в тот момент появилась мечта: научиться хорошо плавать. И не просто хорошо, - а ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ хорошо! Научиться плавать просто в совершенстве! Как плавают рыбы. Не хуже.

И, благо, к маске у меня была трубка. Я сразу схватил её и оказался под водой. О-о-о! Почти как рыба! Но моё блаженство было недолгим. Я чуть не захлебнулся. Где-то на пятом вдохе, как только вода оказалась в трубке, после первого же нырка вниз! Хорошо, что я смог опустить ноги и встать на дно. Я не удалялся от берега! Да-а-а. Чертовски опасной оказалась эта штука - трубка!

Но я твёрдо решил научиться плавать также хорошо, как плавают рыбы. Да. Ничуть не хуже. Даже без трубки. Ведь плавают же без трубок дельфины и киты. А они ведь такие же теплокровные как и я! Они - ЖИВОТНЫЕ! Да и детёнышей они рожают уже живых! Почти как люди. Но - прямо в воде! И те тоже не задыхаются. А я, я - даже круче, чем они. Я тоже теплокровный, но я - ЧЕЛОВЕК! ЧЕЛОВЕК! Царь природы! И я твёрдо решил научиться плавать также хорошо, как плавают рыбы. Я внимательно наблюдал, как плавают киты и дельфины. Как они подплывают к поверхности и ЧУТЬ-ЧУТЬ приподнимаются над ней. Но этого достаточно, чтобы глотнуть воздуха и вновь уйти на глубину. Одного мгновения им достаточно, чтобы вдохнуть воздуха и исчезнуть, ничуть не замедляя скорости! Просто виртуозно! Я наблюдал. Наблюдал, как плавают скаты, и как они извиваются, продвигаясь вперёд, наблюдал за плавающими змеями... И понял: плавать под водой научиться можно! И плавают там на самом деле все! Все, кому не лень плавать! И змеи, и крысы, и собаки! Весь вопрос в том - загребаешь ты руками, или извиваешься телом - как змея! И я смотрел на пловцов. Разных стилей. Кролем и брасом - загребают руками. Баттерфляем - извиваются телом, как змея.

Да-а-а. Проблема - дышать! Плывя под водой, без трубки, - захватывать воздух, ни на секунду не останавливая своего движения! И я смотрел на дельфинов, китов, - и завидовал им. И смотрел на пловцов. Разных стилей. Как они заглатывают воздух. Прямо как киты и дельфины! Чуть приподнимая голову над водой. И губы они делают кружком. Прямо как рыбы, которым не хватает воздуха. И я выяснил, что перед тем как вздохнуть на поверхности - они выдыхают! Но выдыхают не на поверхности! Выдыхают в воду как раз перед этим. Поэтому им достаточно одного мгновения, чтобы схватить воздух! И им не надо держать голову над поверхностью. И можно совсем не замедлять скорость! Приподнялся - вздохнул, и опять плывешь снова в воде. Вода даже не успевает схватить за тело, чтобы опять тащить его вниз! И - никаких усилий, чтобы держать его на поверхности! И кое-что мне становилось понятно. Это возможно - также свободно плавать под водой, как эти спортсмены - по воде.

Но вначале - на поверхности. Помню несколько первых метров. Тяжёлая, тяжёлая вода. Тянет вниз. Заливает нос, рот и уши. Всё, что оказывается ниже спасительного уровня. Вяжет руки и ноги. Барахтаюсь почти на месте. Изо всех сил - а почти не продвигаюсь вперёд! Да-а-а. Было бы смешно, если бы рыбы барахтались в воде также, как я! Нет, мне никогда не стать рыбой!

Захлебнулся. Думал - все. Задохнусь. Просто - так и не смогу больше снова дышать, и - все. Нахожусь в полном сознании, думаю, всё понимаю, но... не могу дышать! Чувствую в легких - вода! И организм здорово не соглашается со мной по этому вопросу! Умираю! По-настоящему! Если вот прямо сейчас дыхание не откроется - точно, умру! Нет, наверно, не возможно научиться плавать как рыба. Ведь я же - не рыба. Я же - человек.

И вот я снова в воде. И, вроде, с берега, это - рядом. Но в воде – это, по-серьезному, далеко. И почему так здорово меняются расстояния на берегу и в воде? Ладно, разберусь потом. А пока я - в воде. Без маски и ласт. И вода немного сдаёт своей территории. Немного. Чуть-чуть. Совсем ЧУТЬ-ЧУТЬ! Но опять - тяжёлая вода! И опять - она тянет вниз. Пытается залить рот, нос и уши, всё, что оказывается ниже спасительной линии. Опять - вяжет руки и ноги. Опять - тяжело плыть. Просто учусь плавать. Один на один с пучиной. И прямо во внутрь забирается страх. Хотя страшного нет рядом. Просто - ПУЧИНА!

И опять - тренировка. Кроль и брасс. И уже так надоело барахтаться! И совсем не хочется идти в воду. Но - Я ДОЛЖЕН! Я ДОЛЖЕН научиться плавать! Как рыба! И попасть в это Подводное Царство! Да. Еще поплаваю. ЧУТЬ-ЧУТЬ. Еще ЧУТЬ-ЧУТЬ! Совсем немного...

Море.

И вот, наконец, ты снова здесь, на краю Земли! И море раскинуло перед тобой свои воды во всю свою необозримую ширь. Море, исчезающее далеко за горизонтом, с шумом и шипением выбрасывающее на берег свои волны. Море, совершенно прозрачное у самого берега, но уже прячущее все свои сокровища - чуть дальше от береговой отмели, величественное и сверкающее на солнце - вдалеке. Море, - могущественное и вызов всякому бросающее.

И пирсы, молчаливо и спокойно этот вызов принимающие. Пирсы, которые уходят далеко вперёд и прямо в море своими узкими каменными полосками. И ты смотришь на этот кусок моря, ограниченный пирсом справа от тебя и пирсом слева, и он кажется тебе просто огромным! Вот оно – твоё поле для тренировок!

И ты начинаешь с самого начала и подолгу «висишь» под поверхностью моря поплавком, тренируя выдох под водой и всего на мгновенье приподнимаясь для вдоха.

Волшебная Маска.

Волшебная Маска. приобретённая ещё в советские времена в обычном совковом спортивном магазине. С виду - просто овальный кусок стекла, охваченный по краям резиной с помощью серебристого металлического ободка. Но теперь ты собираешься пересечь этим стеклом эту поверхность воды, играющую и сверкающую на солнце. Поверхность, отражающую небо, облака, и склонившееся над ней лицо, сосредоточенное и внимательное, старающееся безрезультатно вглядеться в то, что прячется внизу, под толщей воды. Но рассмотреть в такой поверхности что-либо - тяжело.

И когда это самое обычное на вид стекло пересекает эту поверхность, этот волшебный мир Подводного Царства неожиданно врывается к тебе. И всё, что раньше скрывалось за этой играющей различными отражениями, подвижной и постоянно меняющейся поверхностью, вдруг неожиданно предстаёт прямо перед твоими глазами:

- ползающая у самого дна и шевелящая мелкими частичками в самом низу толщи воды волна,

- пара морских коньков, катающихся в этой самой волне,

- миниатюрная медузка, висящая чуть дальше от этих коньков,

- несколько проворных мальков, синхронно метающихся то в одну, то в другую сторону.

И у тебя появляется безумно сильное желание углубиться в это самое Подводное Царство, на самую глубину, в самую его пучину, где скрываются от человека самые сокровенные тайны и самые причудливые его обитатели. И вот ты с благоговением и трепетом снова одеваешь эту волшебную маску, которая дарит тебе этот волшебный мир, и в очередной раз входишь в прохладную после горячего ласкающего южного солнца воду.

В ластах.

А теперь – ласты. Предмет долгих возжеланий. Те самые ласты, на которые я так долго смотрел, мечтая, наконец, их напялить на ноги и исчезнуть с ними в толще воды. Исчезнуть так же молниеносно, как та полосатая рыба. И вот, долгожданные ласты - на ногах. А я - в воде. Нырок. Скорость. Вода крепко охватывает и ласкает твоё тело. А теперь она внезапно становится упругой. Её можно раздвигать ластами, её можно толкать телом, руками, от неё можно отталкиваться. Она становится более упругой, чем обычно. Да! И наконец-то эта картинка дна под тобой, этот подводный ландшафт, смещается быстрее. Хоть появляется возможность подсмотреть, что же там, чуть дальше, впереди! Но вот ты - выныриваешь, чтобы вздохнуть воздуха, и обнаруживаешь, что оказался уже далеко в другом месте, намного дальше, чем даже предполагал. Словно прошёл под водой искривление пространства. Теперь ты как торпеда и простреливаешь всю эту толщу воды на это немаленькое расстояние! И ты ныряешь снова и снова, и тебя просто распирает от восторга!

Снова с трубкой!

Снова под водой с трубкой! Потрясные ощущения! Вокруг - полная тишина, как будто фильм без звука! Только оглушительная на фоне этой тишины струя воздуха, движущегося по трубке вначале вниз, в легкие, а затем вверх, из легких. И-и-и-и-и-и… У-у-у-у-у! И-и-и-и-и-и… У-у-у-у-у! И ты висишь под этой волнистой, зеркальной поверхностью – сверху, и над этой панорамой дна – снизу. Как будто теперь ты - рыба. И шевелящие своими хвостами и плавниками снизу обитатели оказываются, вдруг, прямо перед тобой, нос к носу! Вот те на-а-а! И они с удивлением таращат глаза на тебя, а ты – на них, и ты чувствуешь и ощущаешь все то, что чувствует и ощущает рыба. Полная свобода! И ты не связан с этой воздушной средой, что там, на верху, за этим ребристым зеркалом так как раньше. Тебе не надо туда всплывать, чтобы глотнуть еще воздуха. Полная комфортность. Ты можешь плыть вперед, можешь плыть назад, можешь никуда не плыть. Полная свобода! Наконец-то! Но в следующий миг ты осознаешь, что все-таки связан этой коротенькой трубкой с тем, что над поверхностью. И ты немного подныриваешь вниз, и рыбы молниеносно исчезают в разные стороны! А ты возвращаешься к поверхности и рывком выталкиваешь из легких воздух, и трубка с силой выплевывает из себя воду! Очень прикольно! И воздушная струя снова с шумом устремляется в легкие. И я снова могу дышать! Вот это да! И ты опять ныряешь вниз, возвращаешься к поверхности, рывком выталкиваешь из лёгких воздух… И трубка ещё раз точно так же с силой выплёвывает из себя воду! Вот теперь - точно полная свобода! Могу плавать, могу нырять, могу дышать, когда угодно, могу - не дышать! Полный кайф! Совсем как рыба!

Но ты говоришь себе: «Это, конечно, здорово! Но рыбы дышат без трубок. И сейчас я больше похож на аквалангиста, чем на рыбу. И в этом нет ничего удивительного. В мире тысячи аквалангистов, которые плавают с трубками и в аквалангах ни чуть не хуже, чем я, сейчас. Тебе всё-таки, брат, придётся отложить трубку и научиться плавать по-нормальному!»

Выныривать, чтобы дышать.

Теперь ты можешь прострелить толщу воды как торпеда, можешь пронырнуть её метров на тридцать, и ты видишь быстро перемещающееся под тобой дно, ощущаешь упругие потоки воды тебе на встречу, но каждый раз, когда у тебя заканчивается кислород, ты должен выныривать наверх. А каждый раз, когда ты выныриваешь наверх, ты должен остановить свой стремительный полёт. И в очередной раз, огорчённый, ты приводишь дыхание в порядок, делаешь несколько глубоких вдохов, и - ещё один - самый глубокий - последний, и только потом, ты вновь устремляешься под воду! Но такие большие остановки тебя очень здорово расстраивают. Ты видишь в этом большой признак непрофессионализма. Нет одного слитного движения, - нет никакого подводного плаванья вообще. И, каждый раз, во время такой остановки, ты вспоминаешь, как плавают дельфины. Быстро, ловко и стремительно. Они тоже млекопитающие, и вынуждены дышать воздухом с поверхности, но у них - никаких проблем с дыханием. Быстро, ловко, стремительно, на миг выпрыгивая из воды, словно играясь, и ни на секунду не снижая скорости! Даже, напротив, разгоняясь! И ты понимаешь, как эти остановки портят всю картину, и решаешь во что бы то ни стало научиться выныривать как эти дельфины. И ты плаваешь, плаваешь, плаваешь, плаваешь. Даже когда уже не хочется идти в воду - ты говоришь себе: Я обязательно научусь выныривать и дышать как дельфины! Надо только продолжать! Ещё хотя бы ЧУТЬ-ЧУТЬ! Ещё ЧУТЬ-ЧУТЬ! ЧУТЬ-ЧУТЬ!

И ты учишься не делать длинных нырков! Чему теперь надо научиться - это не тратить время на то, чтобы отдышаться. Нырки должны быть лёгкими, свободными, и без рывков. И ни на один из них ты не должен тратить лишних усилий. Да, да! Если раньше ты учился их делать безумно длинными, то теперь, ты делаешь наоборот, учишься их делать короткими. И чем больше усилий ты затратил на предыдущее, тем тяжелее приходиться в нырке следующем! Длинный "прыжок" овладевает тобой, и командует: Ещё! Быстрей! Быстрей! И вот теперь ты вновь вынужден остановиться, чтобы отдышаться и привести своё дыхание в порядок.

Но через некоторое время ты понимаешь, чтобы нырки получались лёгкими и свободными, нельзя поддаваться искушению нырять подальше и нельзя их делать в полную силу. И только теперь, у тебя начинает получается. Фронтальный выход из воды. Прямо вынырнул, и вновь ушёл под воду. Но, через некоторое время ты обнаруживаешь, что выход чуть боком сделать намного проще. А ещё через некоторое время - что выход боком с переворотом вокруг оси - ещё проще. И выход со спины - также достаточно удобен. То есть ты разворачиваешься под водой лицом вверх, прямо к серебряному зеркалу, делаешь легкое движение... - и твоя маска разрезает поверхность воды снизу! А ещё через мгновенье - ты захватываешь воздух, и сразу уходишь под воду, с поворотом ввинчиваясь в её упругие массы! И вот ты уже плаваешь и играешься, словно самый настоящий дельфин, на всём своём тренировочном пространстве между двумя пирсами, далеко уходящими на глубину. И оно тебе уже не кажется таким большим как раньше с берега! И ты плаваешь и играешься, плаваешь и играешься, и-и… когда ты в очередной раз разрезаешь своей маской эту зеркальную поверхность… ты случайно замечаешь, как пристально и ни на секунду не отрываясь, смотрят на тебя много людей с пирса. Да, вот теперь это похоже на подводное плаванье!

Увидеть обитателей.

И вот ты наконец-то можешь достаточно свободно и без остановок перемещаться под водой. И ты стараешься глотнуть побольше воздуха, стараешься загребать как можно сильнее, а плыть - как можно быстрее, чтобы рассмотреть побольше этого удивительного Подводного Царства и побольше его обитателей. И ты плаваешь, плаваешь, плаваешь. Носишься под водой туда - сюда, туда - сюда. И под тобой все время это однообразное дно. Однообразное дно. И однообразное дно. И - никаких обитателей! И это однообразное дно, которое смещается под тобой снизу и относительно тебя, становится скучным и надоедает тебе. И ты разочарован. И стоило столько учиться технике плаванья, чтобы теперь, овладев всем этим, оказаться в однообразной подводной пустыне? Ты, наконец, понимаешь, что именно необычная и причудливая жизнь придаёт этому подводному миру такую огромную притягательность, именно эти «заморские» причудливые «каракатицы». А их отсутствие превращает все - в обычную подводную пустыню. И ты думаешь: «Так где же все они? Да, и где та волшебная полосатая рыба?» Я вспомнил, как молниеносно она ушла на глубину. Да, наверно, они все так быстро плавают, что разбегаются все ещё до того, как я их успеваю заметить. Наверно, надо плыть ещё быстрее. Ещё быстрее. Ещё быстрее! И ты вновь плаваешь, плаваешь и плаваешь. Носишься под водой туда - сюда, туда - сюда. Ещё быстрее и с удвоенной энергией. И - глаза у тебя чуть не вываливаются из орбит, когда ты выпрыгиваешь из воды, чтобы глотнуть воздух! Но - никого! Никого-о-0! Пустыня!

Страх.

И ты входишь в воду вновь, с решительностью наконец-то, найти всех её обитателей! И ты с надеждой смотришь на глубину. Да, именно там они все и прячутся! Да, надо плыть именно, и - именно туда! И ты пытаешься плыть туда, и заплываешь... Но, вдруг, осознаёшь, что не можешь свободно там находиться, что не можешь, там свободно нырять под самое дно. Не можешь... Потому что, каждый раз, когда ты только заходишь на нырок, каждый раз, как только ты набираешь побольше воздуха, чтобы со всего маха ринуться с этой поверхности вниз, в эту пучину под тобой... Каждый раз... в тебя пробирается страх. Страх, который выталкивает тебя из воды и тащит быстрее и ближе к берегу, и подальше от этой глубины...

Но твоя давнишняя мечта встретиться с этой волшебной рыбой вновь и вновь толкает тебя на глубину. И вот ты в очередной раз, набравшись решимости и храбрости, вновь входишь в толщу воды и плывёшь в ней на заветное место. Я буду нырять, нырять и нырять, пока этот страх не уйдёт и эта «территория» не станет моей! Ну вот ты уже далеко от берега. И ты заходишь на следующий нырок. Перед тобой - глубина. Ощущение пучины. И – лёгкий страх снова заползает к тебе. Но ты ныряешь, приближаешься ко дну, и - быстрее всплываешь вверх, к поверхности. Затем - снова на глубину, и - к поверхности.

Но, в очередной раз, у дна, тебе приходит мысль посмотреть вверх, на поверхность. И ты видишь это волнистое серебристое зеркало и свет, играющий на этой поверхности. Затем ты плывёшь вверх, но не просто всплываешь вверх, толкаемый беспокойством, а плывёшь к цели: к этому волнистому зеркалу. Затем - новая цель, уже снизу - дно. Затем - снова зеркало. Дно - зеркало. Вниз - вверх. Вниз - вверх. И ощущение толщи воды, этого водяного слоя, его настоящего размера, приходит к тебе. И, вместе с этим – ощущение пучины и страха - уходят. И этот восторг вновь наполняет тебя. Радость и восторг от достигнутой тобой очередной победы!

Давление.

Теперь я – бесстрашный! Я могу плавать и нырять там – где я хочу и – сколько хочу! Теперь держитесь, мои рыбки! Теперь вы от меня не спрячетесь! И в очередной раз ты - далеко от берега. И ты выходишь на следующий нырок. Перед тобой - глубина. Глубина. Пучина… Только это тебя теперь уже не страшит. Это как раз то место - куда ты так хотел попасть. Возможно, это как раз здесь лежат те огромные причудливые раковины, которые продаются там, на пляже, в качестве сувениров. Через прозрачную воду невозможно оценить - сколько там, внизу, метров. Всё каменистое дно снизу чётко просматривается, каждый камушек! И кажется, оно и не далеко. Но только это очень обманчиво. Панорама дна висит чуть ниже, чем обычно. Какова толща воды здесь - не оценить. Можно только нырнуть. Нырнуть и всё прочувствовать в движении. И ты делаешь несколько максимально глубоких вдохов и выдохов, чтобы насытить организм кислородом. Насытить его даже с небольшим избытком. И ещё один, последний и - самый большой, вздох, ты чуть выпрыгиваешь над поверхностью воды вверх, и-и-и… бесстрашно бросаешься вниз головой, в бездну. В бездну, которая висит прямо под тобой! Изо всех сил двигаешь руками, корпусом и ластами, чтобы максимально быстро добраться до заветного дна! И вот эта панорама каменистого дна быстро плывёт на тебя, но уже на полпути ты ощущаешь сильное давление воды в виски и в уши. А ещё через пару метров оно становиться таким сильным, что начинает казаться, что тебе вот-вот раздавит голову. И ты вынужден удалиться. Удалиться, так и не достигнув заветного дна...

Так что пока ты плаваешь в толще без глубоководных рекордов. Но однажды, когда тебе уже надоело загребать из всей силы руками, и что есть мочи раздвигать упругие потоки воды ластами – ты решаешь расслабиться. Просто никуда не спешить. Просто отдохнуть, «покататься» и «полетать» под водой. Ныряешь ко дну и плаваешь у поверхности, ныряешь и плаваешь, и – никаких усилий. Лёгкое шевеление ластой – и тебя тянет вперёд, лёгкий изгиб тела, или легкий гребок рукой – и ты изменил направление своего «полёта». И ты ныряешь, свободно и легко достигаешь дна и плаваешь у поверхности, ныряешь и плаваешь, ныряешь и плаваешь… Но вдруг зажигательная мысль снова приходит к тебе в голову, и ты снова кидаешь со всего размаха своё тело вниз, чтобы быстрее достичь дна. И старая знакомая – боль от толщи воды в ушах – опять как тиски стискивает твою голову с боков! А через мгновение спустя до тебя доходит, что только что ты с лёгкостью достигал дна и был неуязвим для боли. Значит, боль от давления приходит всякий раз, когда ты ныряешь с усилием и рывком. Вода просто бьёт тебя за такую дерзость по ушам и в голову всей своей толщей, и у неё в арсенале – чудесненький перепад давлений, который ты сам же и создаёшь! Я снова расслабляюсь, и начинаю «кататься» и «летать» в воде. И «старая знакомая» - боль, нападавшая на меня у самого дна, - исчезает!

Увидеть обитателей.

И ты плаваешь, плаваешь и плаваешь. Плаваешь уже легко и свободно. Куда хочешь и как хочешь. И теперь ты начинаешь задумываться: где же подводные обитатели? Куда они все подевались? И для чего же я учился плавать? И где же, наконец, та волшебная полосатая рыба, которую я видел тогда давно, и за которой я плыву сейчас?

… Но вот, когда уже надоело гоняться вдоль этого пустынного дна, и становится скучно, - ты расслабляешься, и лениво болтаешься между дном и поверхностью, пошевеливая то рукой, то ногой, смотришь на привычный придонный пейзаж… И, вдруг… ты замечаешь многочисленных обитателей этого Подводного Царства, внезапно появившихся из под своих камней и других убежищ. Рыбки, большие и поменьше, лениво шевеля своими плавниками, что-то выискивают на поверхности дна. Краб, зацепившийся за морской камень, что-то срывает своей грозной клешнёй и неуклюже засовывает это себе в рот, тараща свои глаза и непрерывно перебирая своими челюстями. И ты замираешь от умиления, рассматривая, наконец, то, за чем так бестолково гонялся всё это время. Но одно быстрое и неосторожное движение - и вся живность моментально исчезает в своих убежищах и на глубине. Так вот почему я всё это время ничего этого не видел раньше. Я плавал слишком много и слишком быстро, вместе того, чтобы гармонично слиться с остальным подводным миром.

Плавать по дну.

Ты ныряешь в очередной раз и видишь на дне здорового обнаглевшего краба, который совсем не реагирует на твоё приближение. И ты вытягиваешь свою руку, чтобы схватить наглеца, но с огорчением обнаруживаешь, что оказываешься от дна на расстоянии, намного большем, чтобы прикоснуться к чему-либо, расположенному на нём. И краб, конечно, улепётывает. И ты ещё раз ныряешь, и всё ещё раз повторяется, но уже с ленивой здоровой рыбой, которая также остаётся на недосягаемом расстоянии. И ты видишь, как свободно «ползают», на зло тебе, разные рыбы прямо по дну, оставаясь недосягаемыми…

Морское Дно… Граница. ЗЕМНАЯ ТВЕРДЬ, беспристрастно ограничивающая неукротимую водную стихию снизу. Граница. Граница, которая, возможно и не является пределом для некоторых морских обитателей, но для большинства людей – предел недосягаемый. Недосягаемый, и именно поэтому - такой притягательный… И ты решаешь научиться доныривать до самого дна и плавать прямо вплотную к нему...

Ты движешься вниз в очередной попытке дотянуться до дна, ныряешь ниже, как можно ниже… И уже кажется - вот оно, дно, совсем рядом! Вытягиваешь руку, чтобы коснуться его камня - опять выше. И, ты в очередной раз недоумеваешь: Как же такое могло случиться? Толща воды… Это она преломляет расстояние. Большее - кажется меньшим (толща воды до дна), а меньшее - кажется большим (размеры рыбы)! Но тебе уже не хватает воздуха и ты должен подниматься…

Но теперь, набрав воздуха больше, ныряешь еще раз и опускаешься глубже в расчете коснуться, наконец, до того же самого камня, но твоя рука опять повисает выше. Но ты делаешь еще гребок, и еще... И ныряешь вновь и вновь, чтобы плавать у дна так же свободно, как и в толще... Но каждый раз ты немного не дотягиваешься и ощущаешь, как это неудобно - висеть там вниз головой: ты видишь только кусочек дна, который под тобой. А чтобы рассмотреть что-либо впереди - надо задирать голову. А ещё дальше вперёд не посмотришь никак! Да… вот почему у рыб - такая сплющенная с боков голова с глазами по бокам. Ей будет видно из такого положения больше, чем мне! И тебе, вдруг, приходит мысль, что рыбы обычно не висят вниз головами! Они снижаются кругами. Теперь ты заходишь на нырок, опускаешься вниз, и у самого дна переходишь на окружность, ввинчиваясь по кругу... Класс! Ты просто «ложишься» на дно. Ложишься или плывешь вдоль - почти вплотную к нему! Теперь ты можешь потрогать все, что там есть, и даже залезть под каждый камешек!

Вдоль серебряного зеркала.

И вот - ты под водой! В полной готовности плыть и нырять. Вся ВОДНАЯ СТИХИЯ - перед тобой. Водяная толща. И ты чувствуешь её, знаешь её, можешь пересекать её снизу-вверх и протыкать её по горизонтали, как торпеда, можешь плавать вместе с её обитателями, можешь обшаривать и прижиматься к самому её дну. И ты видишь этот раскинувшийся перед тобой подводный ландшафт: то наполняющийся неизвестно откуда берущимися подводными обитателями, то превращающийся в подводную пустыню. Созерцаешь эту толщу, ограниченную ЗЕМНОЙ ТВЕРДЬЮ - снизу и ВОЗДУШНОЙ СТИХИЕЙ – сверху. Каменистое дно, уходящее вниз, - служит опорой для водной стихии снизу, а воздушный купол, придавливает это Подводное Царство своим волнистым зеркалом – сверху. И смелая мысль тебе приходит в голову: ведь по всякому плавал, - а вдоль серебряного зеркала - ещё нет.

И ТЫ РЕШАЕШЬ СОВЕРШИТЬ ЭТОТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ «ПОЛЁТ» ВДОЛЬ ЭТИХ ВСЕХ ТРЁХ СТИХИЙ, ВЫСТРОИВШИХСЯ ПЕРЕД ТОБОЙ! «ПОЛЁТ ПОБЕДИТЕЛЯ»! Вдоль серебряного зеркала - на боку или на спине - чтобы, плывя, видеть как ты «летишь» вдоль и снизу этого волнистого серебра, готовый выпрыгнуть из него, чтобы схватить очередную порцию воздуха! Чтобы видеть эту сверкающую и переливающуюся солнечными огнями границу с небом с одной стороны, и – границу с каменистым дном – с другой стороны. Чтобы оказаться и почувствовать себя между небом и землёй! И ты разгоняешься, и разрезаешь воду, прямо как торпеда, как маленькая субмарина! Ты несёшься у этого волнистого зеркала, быстро движущегося на расстоянии вытянутой руки прямо над тобой, и видишь стремительно уплывающую земную твердь – снизу под тобой! МЕЖДУ НЕБОМ и ЗЕМЛЁЙ! Вдоль ТРЁХ СТИХИЙ! Затем - легкий изгиб тела - и стекло твоей маски разрезает само зеркало. И ты на миг показываешься частью головы над поверхностью, уже в другой стихии, чтобы схватить очередную порцию воздуха, и снова уйти под воду! Вновь - вдоль серебристой поверхности и вдоль каменистого дна! И эти поверхности вновь стремительно смещается относительно тебя! Вот это - мощь! Вот это - сила! Теперь я - хозяин этого царства!

* * *

И вот я в поезде, мой дорогой читатель! И вот, я - в поезде. Таинственное и бездонное ночное море с блестящими маслянистыми боками – в окне слева, и две стремительно бегущие по своим шпалам, две безупречно ровные, стальные рельсы - в окне справа. И колёса ещё долго и ритмично будут считать стыки на этих рельсах. На этих двух безупречно ровных, двух параллельных и бесконечных, никогда не пересекающихся рельсах... Кажется, они бегут за поездом, чтобы заключить в свои стальные объятия всю Землю. Всю бесконечную ЗЕМНУЮ ТВЕРДЬ! Там, где кончается МОРЕ, вновь начинается ЗЕМНАЯ ТВЕРДЬ! Бесконечная комбинация из Земли и Камня, охватить которую могут только эти две безупречно ровные, стальные рельсы, проложенные здесь человеком… Иногда действительно кажется, что им по-настоящему нет конца, этим рельсам, как и этой ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ, раскинувшейся по эту сторону от моря. Кажется, что можно смотреть на них бесконечно… и мысль становится неподвижной, словно попадает в ловушку. Но когда, всё-таки становятся скучно, ты вновь возвращаешься к морю…

Три стихии.

И вот он - обрыв. Место, где маленькая капля превратилась в море, место, где соединяются друг с другом все три стихии. Где ВОДА раскинула свои морские просторы в необозримую ширь перед тобой, где ЗЕМЛЯ расстелила свои бесконечные пределы сзади от тебя, а ВОЗДУХ накрыл всё это голубым бескрайним куполом - сверху! Все три стихии слились здесь в гармонии и в союзе:

ЗЕМЛЯ. Земная Твердь. Это то, что подпирает своими скалами небо и отбирает у него пространство! Это то, что противостоит ударам волн, вновь разбивая их на тысячи мелких капель… Но людям служит опорой и несет на себе остальную сухопутную жизнь!

ВОДА. Раньше капля, а теперь – Море. Перекатывающее свои мокрые бока и шипящее от удара с камнем. Рождающее в своей пучине жизнь, несущее в себе своих детей, и атакующее Земную Твердь в попытке расширить свое царство.

ВОЗДУХ. Да, конечно! ВОЗДУХ! Синева утреннего неба! ВОЗДУХ! То, что дарит людям утреннюю свежесть и щебет неугомонных птиц. То, что дарит птицам свободу и радость полёта. То, что несет в себе аромат луговых цветов и запах бушующего моря! Это то, что уступает свое пространство вздыбившимся скалам. Но несет в себе грозу и ветер… и надувает эти морские волны… и кидает их на эти скалы!

Да, вот они, все три стихии. Три? И новые строчки принимают следующую форму: «Но вся эта картина была бы неполной, если бы не сверкали так ослепительно, и не играли бы солнечными огоньками капельки утренней росы; если бы не ласкал теплом лицо этот неугомонный южный ветер; если бы не переливалось это зеркало морское, видимое изнутри, этими причудливыми солнечными пятнами»...

Солнечный ОГОНЬ. Энергия, согревающая жизнь. ОГОНЬ, одевающий в цвета землю, отдающий свою разрушительную страсть воздуху и воде. Огонь, поднимающий капельки воды снова вверх, к Солнцу, и взбивающий их в небе в вату. Огонь, порождающий грозу и ветер, и - закручивающий ураганы. Огонь, рисующий в небесном куполе зигзаги молний, и запускающий армады волн. Армады волн, обрушивающихся на прибрежный камень… и стаскивающих затем его обломки на дно морское. ОГОНЬ! С грохотом разрывающий земные недра, вырывающийся наверх… и вновь рождающий Земную Твердь, чтобы снова подпереть воздушный купол и оттеснить морское царство! ОГОНЬ. Вот она - четвёртая стихия!

И вот я на обрыве. Прощаюсь с этим удивительным местом. Местом, где на время моего отпуска соединились все три… Нет, - четыре! Все четыре стихии: Воздух, насыщенный неповторимым морским ароматом; Земная Твердь, обрывающаяся прямо перед моими ногами; Море, играющее на своей поверхности заходящим солнцем и готовящееся погасить его в своей пучине; и – Солнце! Солнце, огромным раскалённым шаром повисшее в небесном куполе, невысоко, - над самой морской пучиной. Повисшее ещё на один последний миг, словно стараясь в последний раз дотянуться до Земной Тверди. До Земной Тверди и до этого её обрыва, и до всёх её обитателей, высыпавших вдоль пляжа, чтобы с ним попрощаться. Повисшее ещё на один миг перед тем как, плавно ускоряясь, упасть в море. Упасть в море и быть проглоченным в этой спокойной на вид, ласковой и невинно плещущейся о бережок, морской водице. Да-а-а… Солнце висело в небесном куполе, перед тем как исчезнуть в этой пучине, и уступить небесный купол космической черноте и своим братьям и сестрам, в том числе и самому яркому из них – Сириусу, который направит свой ОГОНЬ людям, указывая им дорогу…

Но пока Солнечные лучи ещё дотягивались до этого обрыва, - в небе, словно провожая это ласковое Солнце, висело два человеческих силуэта на парашютном куполе. Парашютный купол был соединён изящно изогнувшейся верёвкой с катером, разрезающим морскую волну. И кто-то, возможно, несётся теперь в маске вдоль Серебряного Зеркала в морской пучине вместо меня! Ну а мне предстоит попасть на вокзал, чтобы сесть в вечерний поезд, и пронестись вдоль раскинувшейся по другую сторону от моря Земной Тверди, наблюдая в окно за загадочной звездой и ночной гонкой. Ну, а перед этим - вот они: ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ! Вот они, - движимы ОГНЁМ! И все три - покорены человеком! Все три созданы, чтобы в своём союзе… В своём союзе, и противоборстве - нести в себе жизнь и… И - служить ей!

Фрагмент из цикла эссе и рассказов: «Город Мастеров».

Владимир СНЕГ.

Онлайн рецензия Летние короткие рассказы

Очень понравилось прямое обращение: "...дорогой читатель (надо будет и самому как-то...). По существу: ...этот хороший литературный язык родился в ...пучине Моря! ...прозрачен и невесом, весь пронизан лучами Солнца!.. Светлое повествование. Однако же и похожее на художественно оформленную ..."инструкцию" по освоению подводного и надводного плавания... Поэтапно и поглубинно автор ведет ...молодого дайвера в глубины морские. И это здорово!.. Если бы не ощущение эдакой ""рекламности" происходящего... На экране ПК-монитора, и только. Заведомая, местами и нарочитая легкость письма опасна и для самого автора. Короткие рассказы автобиографичны: невозможно выразить словами то и ТАК, если сам не прошел эту Дорогу в МОРЕ...
Рассказ "Подводное царство". Здесь сразу настораживает слишком часто повторяемое слово "зеркало". И неискушенный читатель знает: ...зеркало воды бывает в полное безветрие лишь на малом озере. А в штиль морской поверхность водная все равно не бывает абсолютно ровной: подводные течения. большие массы воды создают вполне видимую ...рябь... Но может быть автор имел ввиду всего лишь образ,.. из глубин морских увиденный?.. Тогда "зеркало" необходимо было сопроводить и некоторыми смысловыми отступлениями.
"Таинственная звезда". Обычно звезды мерцают,.. а видимые планеты светят нам достаточно ровно. То есть, название рассказа красиво смотрится, но не совсем точно передает суть содержания (эта "таинственная звезда" оказалась Юпитером). ...а "Гонки" хороши: когда ты в поезде, ТАКОЕ видится не раз,.. --- внимательному пассажиру. Недоверие вызывают "мальчики с телескопами",.. --- рядами, вдоль побережья... Опять, и наверняка, сугубо авторский, явно придуманный образ, не оправданный легкой словесной скорописью...
"История одной рыбы". ..."Она показалась мне в воде огромной, безупречной и стремительной формы, по корпусу протянулись красивые параллельные полоски. Просто фантастическая рыба." Фраза хороша собой. Однако не соответствует ...возрасту "мальчугана", который просто не мог, в свое время детства, так ...современно выражаться. Детская лексика совсем иная, даже памятно. В следующее лето, прочитав еще и еще раз "Короткие рассказы" автора, многие Мальчуганы настырно, со светлой верой в силы свои, полезут в Воду... И поплывут!.. Интуитивно тяжко, захлебываясь, осваивая ...Правило Поплавка. (Автор,.. как-то легко и быстро, упомянул где-то это слово "поплавок"). ...стоя на дне, набери до предела воздуха в грудь! И приседай медленно, пока САМ!.. Не всплывешь. И ...подрабатывай руками и ногами, держи равновесие!.. И далеко в Море... На спину ложись. ...набирай до предела Воздух в грудь. И отдыхай,.. головой к волне... И Пучина морская совсем не страшна!.. Зов Предков,.. что ли приходит: "...ты Дома. Ты в родной среде!.. Отдыхай... Человек." Что?.. Вдохнуть захотелось?! НО. Только в самом верху груди!.. Смени немного воздуха. И... Отдыхай опять. ...нырни! Когда ты в маске. ...осмотрись. Почувствуй древнее РОДСТВО и с Морем. ...выходи наверх. Взгляд --- к Берегу... О, удивление: "...он ближе стал! Неведомо и как."
Пишите также, с удовольствием!.. Но можно и ...проблемно, с "дурью" что ли. ЭКАМ.
×

По теме Летние короткие рассказы

Короткие рассказы

Э С С Е «Танец уличных фонарей» 1. Осада Солнце, щедрое солнце наконец-то потухло за горизонтом, уступая небесный купол другим действующим лицам. И лохматая чернота космоса наконец...

Короткие рассказы - про свободу

Короткие рассказы про свободу - история первая. Нищий, копеечка и бизнесмен. Современный мегаполис - город контрастов. Бесконечные небоскрёбы сгрудились у старой белокаменной...

Короткие рассказы - про свободу

История вторая – «Гастарбайтер». Нет ничего приятнее домашнего вечера. Когда шумный день уже прошёл, время на часах уже приближается к 23, и тебя никто не донимает звонками. И ты...

Короткие рассказы - старый боксёр, время и музыканты

Старый боксёр, время и музыканты. Старый боксёр. В мире много боксёров. И только самые крепкие из них продолжают выступать на склоне лет. И только самые крепкие из самых крепких...

Короткие рассказы про свободу

История третья – «Чемпион». - Что-то ты совсем потух, макс? Изо дня в день всё тут в одной и той же позе сидишь. Ты в курсе, что занимаешь самое популярное у нас тут место? Макс...

Белая кость - короткие рассказы про свободу

Короткие рассказы – истории про свободу. 1. История первая - Нищий, копеечка и бизнесмен. 2. История вторая - Гастарбайтер. 3. История третья – Чемпион. 4. История четвёртая...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты