Краткая история Забайкалья

ВСТУПЛЕНИЕ
Краткая история Забайкалья
Из официальных источников о покорении Сибири мы знаем, что покорять ее пришлось после того, как в 1555 году сибирский хан Едигер прислал послов в Москву с согласием на вассальное подчинение Сибири Московскому царству. Однако заявленного добровольного вассалитета не произошло, потому что хан Кучум (Чингизид) напав на Едигера в 1563 году, убив его и его брата Бекбулата, занял город Кашлык (Искер, Сибирь), став владетельным ханом над всеми землями Сибирского ханства. И тем самым аннулировал прежнее соглашение о вхождении Сибири в Московское царство.

Есть мнение историков о том, что боевые действия между "Москвой" и "Сибирью" были спровоцированы тогдашними финансовыми воротилами Строгановыми, обосновавшимися на приграничных землях и  грабившими местные племена.  Говорят, что Иван Грозный даже грозил казнью за лихоимство, как самим купцам, так и их казакам наемникам, в числе которых был и Ермак возглавивший поход на сибирского хана.  Сама тема эта историками не раскрыта поэтому мы ее рассматривать не будем.

Хотя мы знаем о том, что первый губернатор Сибири, князь Гагарин, был повешен царем Петром I за мздоимство и организацию коррумпированного сообщества выраженного тем, что князь всех своих родственников поставил на "хлебные" места. На которых родственники князя Гагарина обворовывали государство, организовав торговлю с Китаем  пушниной, серебром, свинцом и солью. Все преступное семейство  сибирского губернатора, накажут и перекроют дорогу из Сибири таможней потом, а пока Сибирь находится под властью хана Кучума.

Главное сражение в октябре 1582 г. на реке Иртыше у Чувашского мыса произошло в походе казаков атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь, организованного теми же Строгановыми. Это было сражение за овладение столицей Сибирского ханства Кашлык (Искер или Сибирь). Вопрос, кто победил в этом сражении остается открытым, так как победителями считают себя обе стороны, когда сам Ермак оказался убитым, а в плен взяли только раненого царевича Маметкула, а казаки впоследствии из-за отсутствия продовольствия  вынуждены были отходить с большими потерями.

Так по факту более сильная цивилизация всегда поглощает более слабую и пока хан Кучум отступая от постоянно прибывающих русских ратей не сгинул, где-то на просторах своего ханства, Маметкул и другие царевичи представляли в Москве народ сибирского царства. А Сибирь исследовали ученые  специалисты, которые с отрядами казаков первопроходцев и в составе посольств описывали территорию . В большей степени иностранные, когда первые карты сибирских территорий были изданы не в России, а в Германии, Швеции и других странах.
Краткая история Забайкалья
Во время исследования Сибири строились временные военные поселения - остроги.
Непосредственно с Забайкальем связаны два острога Енисейский (Тунгусский), который был основан как острог в 1619 году, ставший административным и экономическим центром Восточной Сибири. Отсюда шло движение русских землепроходцев на юг и восток. И Якутский (Ленский) острог, который был заложен на правом (восточном) берегу реки Лены в 1632 г. казаками  енисейского сотника Петра Бекетова.

Незадолго до этих событий в 1631 году на берегу реки Ангары был построен Братский острог. Крепость построили казаки под командованием атамана Максима Перфильева. Здесь есть несколько вопросов связанных с систематизацией обследования казаками-первопроходцами территории Сибири, информации о которой нет. Представляется, что какая-то первичная информация о древних путях Сибири у первопроходцев имелась.

И здесь можно увидеть, что определенная функция была возложена на сотника Петра Бекетова, учитывая что строил он и Якутский и Забайкальские остроги, выполняя достаточно тяжелую работу. Когда надо было вручную заготовить достаточное количество бревен, доставить их к месту строительства и закрепить их на почве.  Как это могло  происходить мы можем узнать из книги, которую написал протопоп Аввакум следуя на каторгу в отряде воеводы Пашкова в Нерчинский острог.
Краткая история Забайкалья
И в то же время отсутствует официальная информация с какой стороны пришел в Забайкалье сотник Бекетов со своими казаками. Сейчас известно, что он мог бы прийти и из Якутска, если бы знал дорогу, о такой возможности мы можем предположить из описания  Избрандта Идэса, который возвращаясь из Нерчинского острога, указал что плотбище на реке Чите находится.  Но за такой короткий период времени вряд ли можно было узнать о древних торговых путях, которые  скорее всего знали и местные тунгусы.

Как бы то ни было, но огромная территория Сибири своеобразно "закольцована" на Братском остроге о чем позднее будет видно влияние отсюда и на территорию Аляски. Когда иркутские купцы осваивая пространство добрались до Аляски и Калифорнии, а иркутский епископ считался просветителем Сибири и Америки. Здесь просматривается определенная система, в соответствии с которой  первопроходцы продвигаются в пределах древнего караванного пути, идя сразу по нескольким волокам.

Один из этих волоков проходит через Арейское плато, и идет в направлении серебряных рудников расположенных на восточных границах Забайкалья, где затем выросли Александровский завод, Нерчинский завод и Горный Зерентуй. В этом направлении основаны город Доронинск и поселение Улеты, первые упоминания о поселении Улеты встречаются в 1788 году, хотя по факту оно основано много раньше в форме зимовья.

 Улеты.
У краеведов местных есть свои заботы.
Происхождение узнать села Улеты.
Есть мнение, здесь местный жил народ,
Тунгусов был Улятуевский род.
Тунгусы жили и джунгары кочевали,
Однако верно это все едва ли.

Другую версию ученые твердят,
Произошла ассимиляция бурят.
Но есть в бумагах ревизорских актов,
Когда в пределах Нерчинского тракта,
Ясачных сборов появился городок,
С тунгусов местных собирать оброк.
И получается, что у первопроходцев,
В границах Нерчинского воеводства.
Улетки, - это две отдельные реки,
Которым имя дали казаки.
Краткая история Забайкалья
Зимовье Улеты было основано первопроходцами в качестве склада и ориентира, когда река Улетка, на которой основано поселение, имеет аналогичное название с рекой берушей начало с другой стороны хребта. Так первопроходцы метили свои маршруты, по которым они могли идти, как с одной, так и с другой стороны.  Дорога через Улеты ближе пути до Иргенского волока на 160 км.

Так же как и Доронинск, в 1740 г. вырос из зимовья промышленника зверолова. Село Доронинское было основано в 1709 году.

 Доронинск.
Жил в Нерчинском краю казак «Дороня»,
Проезжих путников невольный казначей.
Его зимовье, людям посторонним,
Известно было как «Доронинский» ручей.
Вокруг зимовья люди поселились,
И место стало зваться слободой.
Купцы селитру с озера возили,
Сначала по ручью, затем рекой.

Уездный город Нерчинского края,
Иркутского наместника предел.
Стоял Доронинск жизни не теряя,
Земли сибирской ранний передел.
Деревней был, стал городом заштатным,
Затем вернул свой деревенский быт.
Судьбы своей движением попятным.
Как и упавший здесь метеорит.

В 1782 году в ходе реформы административно-территориального деления Доронинское было преобразовано в город Доронинск — центр Доронинского уезда Нерчинской области Иркутского наместничества. В 1797 году Доронинский уезд был упразднён, а город вновь стал селом.

Другой путь освоения Забайкалья идет по Иргенскому волоку на реку Ингоду. Хронологическая цепь событий освоения Забайкалья говорит о том, что в 1655 г. Афанасий Пашков назначен на воеводство «в Даурской земле». И на «Чертеже» 1698 года - надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой. «Даурские остроги»: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравнинский, Аргунский, Сретенский и Итанцинский.

Казаки первопроходцы здесь, являлись военным гарнизоном возводимых ими острогов и других поселений. Для несения караульной службы, в казаки набирали и местное население, проживающее в местах постройки острогов и городков. Так до заключения Буриинского трактата в августе 1727 г. эвенки несли службу на всем протяжении Нерчинской границы от Бальджинского караула до Аргунского острога, в 21 карауле. Сегодня от этих караулов осталось два села 1-й Чиндант и 2-й Чиндант.

Впоследствии были сформированы четыре казачьих полка из селенгинских и хоринских бурят, которым по Указу Петра I от 1703 года были определены места их кочевий в Агинских землях. Хоринские буряты несли службу по Яблоновому хребту от Мензенского караула до Бальджинского караула и им были переданы прилегающие сюда кочевья и звероловные места.

Здесь надо сказать, что название «Яблоновый хребет» явно добурятского происхождения и официально признанный в угоду политических соображений топоним «Ябленни-Даба» не соответствует действительности. Сам перевал назывался у землепроходцев волоком, о чем свидетельствовал протопоп Аввакум называя его Иргенским волоком в своих путевых записках.
Краткая история Забайкалья
В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско в состав, которого вошли и бурятские казачьи полки. При дальнейшем освоении Сибирских земель в 1858 г. выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 г. Уссурийское казачье войско. На этот период по сведениям ученых численности эвенков было 36,2 тыс. человек, бурят – 27,2 тыс. человек.

Все организуемые в Забайкалье казачьи формирования имели строго организованную структуру подчиненности, когда войсками руководили атаманы, подчиненные иркутскому генерал-губернатору. А Забайкалье входило в состав Иркутской области. Туда же как мы понимаем входили и все религиозные службы. Иркутская митрополия, как мы уже знаем успешно обращало в христианскую веру не только местных эвенков, но и американских индейцев.

Здесь надо уточнить сложно напластованную религиозную принадлежность жителей Забайкалья с приходом сюда казаков первопроходцев, когда ни одна из существующих на сегодняшний день религий не может претендовать на главенство и  существовании здесь ихних "святынь", которые стоят здесь незыблемо "тысячу миллионов" лет. До прихода первопроходцев живущие здесь эвенки были шаманистами и исповедали тенгрианство.

Пришедшие в Забайкалье первопроходцы, как казаки, так и стрельцы, принесли сюда  христианскую  религию "старого образца", - дореформенную. И получилось так, что первопроходцы в большинстве своем православные христиане "старообрядцы", после религиозной реформы были вытеснены в отдаленные безлюдные места. А после переселения в Забайкалье осужденных на поселение поляков после их освободительного восстания, в Чите был открыт католический храм (костёл).

Буддизм на территорию современного Забайкальского края пришел чуть более двухсот лет назад, как это отражено в документах. А на территорию современной Бурятии религия буддизма пришла несколько раньше. Когда в Забайкальской земле появились ислам и другие религии уточнять не будем. Потому, что территория Забайкалья (включая и Бурятию) официально считалась территорией Забайкальского Казачьего Войска, которое подчинялось лично царю.

Наука это давно все описала, в том числе и лингвистические особенности относящиеся к местам поклонения.  Тут есть ряд созвучий таких, как "балчик"- грязь (бурят-монгольский), русское "убиенное место", или  «алханы» - убивают (бурятский).
С точки зрения логики, все это сводится к тому, что минеральные воды и лечебные грязи Алханая, которыми пользовалось местное население, привлекало не только людей, но и животных, которых здесь убивали охотники.

Как это место называлось при тунгусах, ни кто не знает, но суть суть убиенного места осталась, а при переселении сюда бурят им были переданы прилегающие  кочевья и звероловные места. Это научные выводы, которые к религии ни какого отношения не имеют. Кстати сказать, что на озере Угдан, в котором так же есть лечебные грязи, куда приходили не только люди, но и животные, так же находился дацан.

Предположительно, что руководство двух основных религий,  во избежание религиозных конфликтов договорилось между собой, поделив  сложившиеся места паломничества людей. Озеро Иргень и Иргенский волок достались представителям христианства, а Алханай достался  буддистам. Обеими сторонами были придуманы соответствующие легенды, соотносимые полученному  "святому" месту,  но не имеющие ни какого логического осмысления.

Для продвижения позиций христианской церкви на берегу Байкала первопроходцами в 1651 году была построена пустынь для жизни монахов, в месте где были убиты царский посол в Монголию и его сопровождение (следующего посла сопровождал стрелецкий полк).  А в 1682 году на месте пустыни был построен Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, действующий и поныне в составе Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви.

Как видим, "убиенная" тема присутствует, не только в православной религии, но и в буддизме.

ЧИТИНСКОЕ ПЛОТБИЩЕ
Краткая история Забайкалья
Отряд енисейского казачьего сотника Петра Бекетова после постройки Иргенского острога прибыл в Забайкалье в 1653 г. обозначив свой путь, как "Иргенский волок". Куда конкретно вышел Бекетов со своей командой существует множество сомнительных версий, говорящих о том что казаки плыли по реке, которая 10 дней уже стоит.

Эти версии мы рассматривать не будем, но место, где Бекетов решил зимовать увидев лед на реке известно и логически обосновано. Это место, где сейчас расположена деревня Засопка, когда по логике обеспечения безопасности это самое удачное место. На фотографии с левой стороны за домами река Ингода, за которой начинается хребет Черского заросший лесом. А с правой стороны фото менее чем в километре находится озеро Кенон, позволяющие прокормиться двум-трем десяткам казаков.

Источники информации говорят о том, что здесь Петр Бекетов «служилым людям велел срубить зимовье анбар государев да три избы казачьи, а в зимовье и около зимовья велел крепости учинить». Именно это зимовье, по мнению ряда исследователей, положило начало селению Плотбище, в котором зимовал в 1657—1658 годах находившийся в составе отряда Пашкова протопоп Аввакум.

Сюда же в 1675 году пришел с посольством Николай Спафарий, который описании пути он впервые упомянул гидроним Чита:"Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали". По поводу истории гидронима Чита существует множество версий, из которых заслуживают внимание только две это тунгус язычные названия "грязь" и "колодец".

Другие версии в основном не заслуживают внимания, например, ссылки на черновские угольные копи, которые находятся в долине совершенно другой реки. То же и с другими предложениями. Версия названия реки Чита от эвенкийского "колодец" слишком сложная. Поэтому остановимся на версии "грязь". Во первых, первопроходцы застали здесь по свидетельствам историков одних только тунгусов ведущих здесь охотничье промысловое хозяйство.

Плотность проживания которых зависела от многих факторов, начиная от наличия кормовой базы диких животных и климатических условий. Единственное место в долине реки Читы, которое заслуживало внимание в то время это грязи озера Угдан в пределах которого и ночевало посольство Спафария. Этот факт может понять только охотник, знающий что такое "солонцы". Лечебные грязи Угдана и привлекали сюда животных на которых охотились тунгусы.

Надо понимать, что местных эвенков в большей степени не интересовали, ни береза, ни уголь, ни глина, ни иные экзотические предметы, которые им пытаются приписать разные исследователи. Потомственного зверолова интересует только охота на диких животных, которых использовали эвенки для пропитания, а шкурами добытых животных выстилали жилища. Надо понимать, что могли назвать тунгусы и не важно здесь "грязь" или "черная земля" (по Окладникову), когда в обычном понимании черная земля это обычный чернозем.

А грязь, является лечебным природным средством, которым пользовались все местные шаманы для лечения своих  сородичей. На это же указывает и тот факт, что до прихода в Забайкалье буддизма, и на Алханае работали сорок местных шаманов, которых оттуда вытеснили представители буддизма. Надо полагать, что выгоняли их без смирения и молитвы, так же как и в раннем христианстве избавлялись от своих жрецов.
Краткая история Забайкалья
Первые письменные известия о селении Плотбище содержатся в путевых «Записках о русском посольстве в Китай (1692—1695 гг.)» посла Избранта Идеса:«Местечко Плотбище по реке Цете лежит». В 1701 году в «Ведомости сибирских городов» впервые упоминается Читинская слобода, а в 1705 году в ней числился уже 21 служилый человек.
Изображения взяты в интернете.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-21463.
×

По теме Краткая история Забайкалья

История о счастье

Однажды, летним погожим днём, я спешила по своим делам и, чтобы сократить путь, свернула к птичьему рынку. Совершенно случайно мой взгляд зацепился за невзрачного дяденьку и...

История по вдохновению с продолжением

Когда наступает вдохновение, Дух творчества приносит озарение, И к созидателю приходит осенение, Теолого мифологическое оборзение. Оборзевшие историки в рассказе по наитию, И...

История и её странности

Приветствую, друзья. Я уже очень давно занимаюсь изучением славянских течений. Для меня это не национальность, а силы данные людям, славить жизнь. Какие только источники не...

История, рассказанная звездами

Доброго времени, дорогой Друг. Ты видел, как улыбаются звезды? А они умеют улыбаться. И очень любят рассказывать истории тем, кто захочет их послушать. Вот одна из самых любимых...

История создания Нового Мирового Порядка

Новый Порядок это идеал общества, в котором реализована социальная гармония, осуществлен абсолютный порядок. Мечта об идеальном общественном устройстве, Новом Порядке, впервые...

Краткая характеристика детективного триллера Зодиак

Краткое резюме после просмотра детективного триллера "Зодиак". "В море грязи грязи не сыскать". Так охарактеризовала фильм моя супруга. "Как можно найти то, что не существует?" Это...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты