Экология

Экология, - один из важных вопросов планетарного уровня, который затрагивает проблему организации жизнеобеспечения человечества на ближайшие годы. Причиной этому служит постоянно ухудшающаяся экологическая ситуация в мире, которая, если ее не исправить может привести к планетарной катастрофе уже через несколько десятилетий. По статистике до четверти россиян называют ситуацию с экологией катастрофической.

Мировая общественность давно уже бьет тревогу по поводу загрязнения акватории мирового океана, который через несколько десятков лет может изменить свой естественный химический состав. Народ выступает против загрязнения рек, озер и других элементов водных ресурсов планеты, выступает против уничтожения лесов и загрязнения воздушного пространства. Давно уже доказано, что все живые организмы, которые обитают на земле, являются неразрывной частью биосферы.

Той устойчивой динамической системы, равновесия, которая сложилась за время существования планеты. Сейчас эта система биосферы, создававшаяся несколько миллиардов лет, подошла к критическому состоянию, которое обусловлено неразумным, использованием человеком достижений научно-технического прогресса. Мир правящего капитала не являет милосердия к окружающему миру, уничтожая тем самым самого себя.

Сейчас уже дети требуют внимания к подрастающему поколению, чтобы взрослые одумались и прекратили уничтожать окружающую природу. Такое заявление от малолетнего населения планеты прозвучало не так давно на ассамблее ООН, с просьбой оставить детям и будущим потомкам ту природу, которая еще осталась на сегодняшний день. А присутствующие во время этого выступления взрослые снисходительно улыбались над этой наивной просьбой.

Выступая в роли мифического Сатурна, взрослые не слышат просьбы детей. Потому, что экологический кризис вызван не только техническим прогрессом, но и существующим экологическим сознанием человека направленным на потребление природных ресурсов. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание иного типа, когда сохранение природной среды на планете невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной.

Сейчас много говорится о катастрофе и люди на подсознательном уровне осознают, что за свои действия придется платить, ожидая, какого-нибудь катаклизма. Этому способствуют и некоторые ученые, бубнящие в разных предсказательных программах и передачах о грядущих переменах в соответствии с какими-то циклами и периодами. Часто говорят о том, что планета больна, и ее надо лечить, особыми духовными практиками (я думаю, что ее надо лечить и от большой части самих предсказателей).

Но в данном случае есть резон рассматривать вопрос об экологии именно в этом ракурсе, проводя аналогии с человеческим организмом и рассматривать планетарную катастрофу, как уничтожитель всего сущего. Планетарная катастрофа, это тоже болезнь (человечества) и чтобы ее излечить, надо понять и осознать всему человечеству причины этой болезни, которая разрушает мир, природу и нашу жизнь.

Надо не проповедовать на уровне святоши духовника о божественной сути человека, а обучать людей быть «человеком» приносящим пользу себе и обществу. Хотя мы и осознаем на уровне психиатрии, что наш конфликт заложен в понятии «тело-душа», от которой человечество отвернулось ради удовлетворения потребностей тела. Осознаем, но от потребления не отказываемся, поэтому должен быть смещен акцент в сторону души посредством воспитания человека.

Воспитания, которое включает в себя формирование экологического сознания человека и интеллектуально-эмоциональных аспектов восприятия мира в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном. Экологическая психология, как наука, получила свое развитие в 60-х гг. XX века и отражена в публикациях зарубежных исследователей. Свою точку зрения о понимании экологического сознания представляют и российские ученые при обсуждении вопроса проблемы выживания человечества, ставшего актуальным в последние годы.

Под экологическим сознанием подразумевается отражение людьми способа их отношения к природе, взглядов, убеждений, эмоций, интересов, мотиваций, чувств, настроений и переживаний, отражающих реальную практику отношений между человеком и средой его жизни. На сегодня актуальным становится вопрос развития экологического сознания экоцентристского типа на ранних этапах социализации личности. Такого сознания чтобы человек изменил своё понимание взаимоотношения между природой и человеком.

Люди с экоцентрическими представлениями, склонны не к противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства. Когда возрастает роль психологии в решении экологических проблем современности, в плане развития активного экологического сознания современного школьника. Такая необходимость развития экологического сознания на ранних этапах становления личности оправдана, тем, что формирующаяся личность в условиях обучения подвержена изменению мировоззрения.

Надо создать определённые психологические условия, для новой образовательной среды со специализированной психолого-педагогической технологией такого развития с одной стороны и развивающей функцией с другой стороны.

Проблема исследования психологических механизмов взаимодействия человека с миром природы остаётся одной из центральных задач в процессе разработки психологических основ современного экологического образования. Результаты исследования особенностей отношения к природе у детей, проживающих в разных населенных пунктах. Проведенного по различным методикам в школах Забайкалья показали, что школьники не имеют чётко сформированных представлений об отношении к природе.

Воспитание уважительного отношения людей к природе своими корнями уходит вглубь веков, когда человек должен был вести жестокую борьбу за свое существование. В своем развитии человек овладел силами, позволяющими ему разрушить систему регулирования окружающей среды. Экологический кризис – это несоответствие между уровнем воздействия на природу и теми границами, в которых должны находиться воздействия, чтобы система жизни могла адекватно регулировать окружающую среду.

Сегодня экологическое воспитание подрастающего поколения является важной педагогической задачей, так как от сохранения среды обитания человека зависит его физическое и психическое здоровье, а также его культура и духовно-нравственное состояние. Потому, что культура формирует человека и период детства очень важен, именно в это время формируется психический склад человека.

Преодоление экологического кризиса требует формирования такого сознания у людей, такого отношения к природе и к человеку (т.е. к себе и к другим людям), в основе которого должно лежать осознание того, что человек не противостоит природе. Напротив, являясь субъектом реализации общих закономерностей природы, человек является ее ключевым моментом. При этом с одной стороны, природа выступает для человека средством актуализации и развития его природных возможностей для осуществления различных видов деятельностей.

С другой – человек, развивая свои природные качества, реализует своей деятельностью принципы становления природных форм бытия и тем самым выступает по отношению к природе средством ее саморазвития. Речь идет как о создании антропогенной (человеком созданной) среды, так и о собственном развитии человека как природного, социального и духовного существа. Общество — это це¬лостная система жизнедеятельности людей.

Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Когда мы говорим об обществе, то имеем в виду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Унич¬тожьте общительность, и вы разрушите единство рода человечес¬кого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье.

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий чело¬век, предоставленный самому себе, бессилен против стихий при¬роды, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общест¬во, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обя-занностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

Осознание и принятие человеком ответственности за развитие самого себя, планеты и природы в целом означает, что человек становится экологическим субъектом, т.е. субъектом экологического процесса развития.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Экология

Экология Духа

Однажды американский (или английский) ученый-физик Дэвид Бём признался журналистке, автору знаменитых «Диалогов»: он пришел к заключению, что вся Вселенная есть единый...

Жалеть совершенно не о чем, кроме одного...

Когда человек подходит к завершению своего текущего воплощения, ему, в общем, жалеть совершенно не о чем, по двум простым причинам: всё, что довелось ему испытать в жизни, было, во...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты