Cпособность

Как-то раз Симха Буним поведал своим ученикам:
- На днях пришел ко мне человек с жалобой, что после сорокадневного поста так и не сподобился узреть Илияху ха-Нави(1), хотя именно это обещали ему святые книги. И тогда я рассказал ему такую историю:

Баал Шем Тов, - да благословенна будет его память, - однажды отправился в долгое путешествие. А как вам известно, он обладал силой Кфицас хадерек(2), - то есть умел сжимать пространство и преодолевать огромные расстояния в мгновение ока. И все же, чтобы скрыть эту свою способность, он ездил в обычном конном экипаже.

Во время того путешествия, о котором мой рассказ, его лошади стали беседовать между собой: "Обычных лошадей кормят в каждой деревне, а мы проносимся мимо селений без остановки. Может, мы не лошади, а люди и станем есть в корчме где-нибудь на постоялом дворе".

После того как они без остановки промчались мимо многих постоялых дворов, лошади рассудили: "Ага, стало быть, мы даже не люди. Мы - ангелы, ибо им в пути не требуется ни еда, ни питье".

В конце концов Бешт прибыл, куда собирался. Лошадей отвели в конюшню и поставили перед каждой по мешку с овсом. И они набросились на еду, как это сделал бы любой оголодавший жеребец.

"Так вот, - сказал я посетителю, - у тебя тот же случай. Ты постишься и воображаешь себя ангелом, достойным встретить Илью-пророка. Но по окончании поста набрасываешься на еду всё равно что те лошадки".

- Понимаете? - закончил Симха Бунем. - Кто из нас лучше этого человека?

Духовная гордыня - величайшее препятствие на пути хасида. Практикуя то или иное духовное упражнение, мы воображаем, будто приближаемся к святости. Это - гордыня. Качество духовной практики зависит от качества твоего намерения (каввана). Существует лишь одно верное намерение: выполнять действие ради самого действия (иудеи называют это ли-шма). Заниматься духовной практикой ради того, чтобы получить что-то взамен, - идолопоклонство.

Человек из истории о Симхе Буниме постился, дабы узреть Илью-пророка. Им двигала гордыня. В своем эгоизме он был не умней лошадей Бешта, которые полагали, что им помогает двигаться не дух, но их необыкновенная сила. А какое отношение это все имеет к тебе? Вспомни, когда тобой владела духовная гордыня? Когда ты с гордостью отпускал замечание о том, что являешься адептом такого-то учения, учеником такого-то гуру или, возмож но, даже учителем некой эзотерической дисциплины? Давно ли ты в последний раз возносил молитвы у капища духовных достижений и личной силы? Вспомни такие моменты, признай их и в них покайся. А потом пойди перекуси.

1. Илияху ха-Нави - Илья-пророк.
2. Кфицас хадерек - сокращение пути. Согласно теологии Бешта, время и пространство не абсолютны. Они - атрибуты Бога, ощущаемые человеком, тогда как Сам Бог объемлет их и выходит за их пределы. Бешт обладал способностью ощущать недвойственность Бога и выходить за пределы таких кажущихся противоположностей, как "здесь" и "там", "сейчас" и "тогда". Таким образом, он мог манипулировать временем и пространством как явлениями сознания. Понимая, что это испугает простых людей, он скрывал свои силы и путешествовал в повозке. Тем не менее и его лошади, и близкие друзья знали - поездка с Бештом сулит, мягко говоря, необычные переживания.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты